УДК 796.41:796.015.15
ОБУЧЕНИЕ БАЗОВЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ЧЕРЛИДИНГА
ДЕВОЧЕК 4-6 ЛЕТ
Н.В. Маслова, М.П. Мухина
Разработана и апробирована методика обучения базовым элементам черлидинга и экспресс-оценки качества выполнения упражнений девочек 4-6 лет, основанная на специально подобранных упражнениях, распределенных в блоки с учетом направленности на освоение двигательных действий в структуре занятия, недели и месяца. Представлены значения показателей двигательной подготовленности девочек, занимающихся черлидингом.
Ключевые слова: черлидинг, базовые элементы, двигательная, физическая, функционально-двигательная, специально-двигательная подготовленность.
Черлидинг представляет собой многогранный вид спорта, включающий элементы гимнастики, акробатики, спортивных танцев, хореографии. В последние годы черлидинг является объектом исследований специалистов, ведущих поиски новых средств повышения качества учебных программ, направленных на развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений, укрепление общефизического состояния людей различных возрастных категорий [1]. По мнению Т.В. Калининой (2015), использование в практике дошкольного физического воспитания элементов черлидинга разнообразит содержание не только физкультурных занятий, но и спортивных развлечений [2]. При этом качественное освоение элементов черлидинга предполагает учет возрастных особенностей развития детей, положительный перенос двигательного навыка и физических качеств.
Проблема исследования состоит в недостатке знаний об особенностях обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста базовым элементам черлидинга.
Цель исследования состоит в разработке методики обучения девочек 4-6 лет базовым элементам черлидинга на занятиях физкультурно -спортивной направленности в спортивно-оздоровительных группах.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось в течение шести месяцев (ноябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) на базе ООО СОК «Александрия» и ООО танцевальной школы для детей «SK DANSE» г. Омска. В эксперименте приняли участие 32 девочки 4-6 лет, по 16 чел. в контрольной и экспериментальной группах. Обе группы занимались по дополнительной общеобразовательной программе физкультурно-оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста «Студия спортивного танца «Черлидинг». Педагогические контрольные испытания включали оценку двигательной и физической
подготовленности по методике А.И. Кравчука (1998) [3]. Оценка качества выполнения базовых элементов черлидинга проводилась по четырехбалльной шкале с учетом рекомендаций А.И. Кравчука (1998), Р.Н. Терехиной (2016) [4] и И.Н. Брускиной (2018) [5].
Результаты исследования. На основе анализа биомеханических характеристик упражнений, с учетом положительного переноса двигательного навыка, а также возрастной адекватности предъявляемых к освоению движений разработана методика обучения базовым элементам черлидинга девочек 4-6 лет, рассчитанная на 58 часов. Содержание методики составляют специально подобранные упражнения, распределенные в семь блоков.
Блок 1 (Б1) - положение кистей и рук:
1.1. Положения кистей рук.
1.2. Симметричные положения рук.
1.3. Комбинированные положения рук.
1.4. Вариативное положение рук.
1.5.Связки из сложно координированных движений рук.
Блок 2 (Б2) - положение и движение ног:
2.1. Стойки.
2.2. Выпады.
2.3. Шпагаты.
2.4. Махи (с опорой, без опоры; на месте, в движении, под музыку).
2.5. Базовые танцевальные шаги.
Блок 3 (Б3) - равновесия и пируэты:
3.1. Равновесия на одной ноге (на полной стопе, на полупальце; с опорой, без опоры).
3.2. Пируэты.
Блок 4 (Б4) - хореографические упражнения:
4.1. Упражнения для рук и ног на основе классических позиций.
4.2. Дополнительные движения: «Releve» (приподнимание) на полупальцы на первой и второй позиции; «Деми плие» в сочетании с волнами, взмахами, наклонами; «Батман тандю»; «Батман жете».
4.3.Упражнения для развития ритмической способности.
4.4. Импровизация под музыку.
Блок 5 (Б5) - прыжки:
5.1. Толчком двух ног.
5.2. Лип-прыжки.
5.3. Чир-прыжки.
Блок 6 (Б6) - акробатические упражнения:
6.1. Перекаты.
6.2. Стойка на лопатках.
6.3. Мост.
6.4. Переворот - в сторону (колесо).
6.5. «Уголок».
6.6. Акробатическая связка.
Блок 7 (Б7) - упражнения на развитие координационных способностей:
7.1. Бег, ходьба. По гимнастической скамейке: на носках руки в стороны; в приседе; через предметы. Перепрыгивание и запрыгивание через гимнастическую скамейку, стоя лицом и боком.
7.2. Упражнения со скакалкой.
7.3. Подвижные игры.
7.4. Эстафеты.
С учетом уровня двигательной и физической подготовленности девочек, а также сложности освоения базовых элементов черлидинга последовательность, сочетание и чередование в структуре недели и занятия остаются постоянными и используются каждый месяц с учетом освоенного программного материала.
Упражнения блока 1 применялись в конце подготовительной и начале основной частей, упражнения блока 2 - в конце подготовительной, начале основной и заключительной частях, в зависимости от направленности занятия. Упражнения блоков 3, 5, 6 использовались только в основной части, блоков 4 и 7 - в подготовительной и заключительной частях занятия.
В подготовительную часть занятия перед изучением базовых элементов черлидинга включаются подводящие и подготовительные упражнения с целью подготовки основных мышечных групп к предстоящей нагрузке в основной части занятия. В заключительную часть включаются упражнения, игровые задания, игры малой подвижности на развитие координационных способностей, гибкости, внимание.
Основные методы: целостный (собственно-целостный, целостный с акцентом на основное звено, метод подводящих упражнений); расчлененный (собственно-расчлененный, метод решения узких двигательных задач); целостно-расчлененный.
Анализ двигательной и физической подготовленности девочек 4-6 лет, занимающихся черлидингом, проведенный до начала эксперимента, выявил низкий уровень развития у всех девочек в метании, равновесии, быстроте и гибкости. Достоверных различий в развитии жизненно важных двигательных навыков и физических качеств между девочками контрольной и экспериментальной групп выявлено не было, за исключением выносливости (таблица).
В обеих группах отмечалась высокая и значительная неоднородность групп (У=27-111 %), что предъявляет особые требования к подбору содержания и методов обучения с учетом уровней подготовленности и, как следствие, деления внутри группы на две подгруппы - среднесильную и среднеслабую.
Среднегрупповые значения показателей двигательной подготовленности девочек 4-6 лет, занимающихся черлидингом
№ п/п Показатели До эксперимента После эксперимента
КГ ЭГ КГ ЭГ
Хср ±о V Хср ±о V Хср ±о V Хср ±о V
1 Ходьба, балл 1,9±0,7 37 1,8±0,7 39 2,1±0,6 22 2,6±0,5 19
р0>0,01 р0<0,01
2 Бег, балл 1,6±0,7 44 1,8±0,8 44 2,1±0,7 33 2,3±0,7 30
р0>0,05 р0>0,05
3 Метание, балл 1,4±0,5 36 1,5±0,5 33 1,6±0,5 31 1,7±0,5 29
р0>0,05 р0>0,05
4 Прыжки, балл 1,7±0,7 41 1,5±0,5 33 2,1±0,5 29 1,8±0,5 28
р0>0,05 р0>0,05
5 Движения руками, балл 1,9±0,8 42 1,9±0,8 42 2,2±0,7 32 2,6±0,5 19
р0>0,05 р0>0,05
6 Движения ногами, балл 1,7±0,8 47 1,8±0,7 39 2,1±0,7 33 2,2±0,7 32
р0>0,05 р0>0,05
7 Равновесие, с 11,2±5,6 50 11,8±5,7 48 11,6±5,7 49 13,3±6,4 48
р0>0,05 р0>0,05
8 Выносливость, кол-во раз за 30 с 3,8±2,4 63 5,4±2,7 50 4,4±2,7 61 6,5±2,9 45
р0<0,05 р0<0,05
9 Динамическая сила, кол-во раз 10,2±4,0 39 9,8±4,5 111 10,1±4,1 41 10,9±4,6 42
р0>0,05 р0>0,05
10 Быстрота, кол-во раз за 5 с 4,1±1,4 34 4,3±1,2 28 4,6±1,6 35 5,1±1,2 24
р0>0,05 р0<0,05
11 Скоростная сила, см 78,5±22,2 28 86,8±24,2 27 79,2±22,2 28 87,8±23,6 27
р0>0,05 р0>0,05
12 Гибкость, см 2,8±3,0 107 3,2±1,6 50 3,4±2,5 74 4,0±1,2 30
р0>0,05 р0>0,05
13 Положение рук «Т» (ти), балл - - 1,8±0,7 38 - - 2,6±0,5 19
р0<0,05
14 Положение рук «хай V», балл - - 1,9±0,8 36 - - 2,6±0,5 19
р0>0,05
15 Положение рук «Лоу тачдаун», балл - - 1,9±0,6 32 - - 2,2±0,8 36
р0>0,05
16 Положение рук «Кинжалы», балл - - 1,9±0,6 32 - - 2,1±0,6 29
р0>0,05
17 Чир-прыжок «Стредл», балл - - 1,8±0,7 39 - - 2,1±0,8 38
р0>0,05
18 «Мост» из положения лежа на спине, балл - - 1,8±0,9 50 - - 1,8±0,4 22
р0>0,05
19 Равновесие «Либерти», балл - - 1,8±0,7 39 - - 1,9±0,9 47
р0>0,05
20 Пируэт «Пассе», балл - - 1,3±0,7 54 - - 1,4±0,5 36
р0>0,05
Примечание: КГ и ЭГ - контрольная и экспериментальная группы; о - средне-квадратическое отклонение; V (%) - коэффициент вариации
По окончании педагогического эксперимента сохранение низкого уровня развития у более половины всех девочек было отмечено в равновесии, что согласуется с данными исследований А.И. Кравчука (1998) и М.П. Мухиной (2017) и объясняется наибольшими затруднениями в освоении детьми данного возраста. Сохранение низкого уровня в развитии быстроты можно связать с направленностью занятий на решение задач по освоению двигательных действий. Достоверные различия отмечены в ходьбе, выносливости и динамической силе. Несмотря на некоторое повышение однородности групп, высокая неоднородность сохранилась в контрольной группе в шести движениях и всех качествах, за исключением ходьбы ^=22 %), в экспериментальной группе в пяти движениях и пяти качествах, за исключением ходьбы, движений руками ^=19 %) и быстроты ^=24 %).
С выполнением базовых элементов черлидинга на уровне 2-3 баллов справились в контрольной группе 4-12 девочек, в экспериментальной группе - 7-16 девочек. Наибольшие затруднения было выявлено в освоении пируэта «Пассе», что можно объяснить несформированностью у девочек жизненно важного двигательного навыка равновесие. Достоверные различия между девочками контрольной и экспериментальной групп выявлены только в одном базовом элементе - положение рук «Т» (ти) (р0<0,05). Повышение однородности группы до средней отмечена у девочек экспериментальной в трех базовых элементах: «мост» из положения лежа на спине ^=22 %), положение рук «Т» и «Хай V» ^=19 %).
Корреляционный анализ показателей специально-двигательной подготовленности выявил наличие рассогласования как в контрольной, так и в экспериментальной группе: в контрольной группе 6 высоких связей (г>0,7) из 36 возможных, что составляет 17 % (прыжок «Стредл» (2), пируэт «Пассе» (2), равновесие «Либерти» (1) и положения рук «Хай V» (1)); в экспериментальной группе 11 высоких связей, что составляет 36 %. По четыре связи отмечалось в двух базовых элементах - прыжок «Стредл» (4) и равновесие «Либерти» (4).
Таким образом, реализация в течение шести месяцев методики обучения девочек 4-6 лет базовым элементам черлидинга позволяет более 70 % из них осваивать на уровне 2-3 баллов пять элементов из восьми: положения рук «Т» (ти), «Хай V», «Лоу тачдаун», «Кинжалы», а также чир-прыжок «Стредл». Рассогласование внутри специально-двигательной подготовленности девочек, что свидетельствует о необходимости формирования каждого навыка в отдельности.
Список литературы
1. Коростелева Е.Н. Черлидинг как путь повышения мотивации к занятиям спортом студенческой молодежи // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов / под ред. Р.А. Юсупова, Б.А. Аки-шина, Т.Ю. Покровской, Е.М. Зибрево, Л.М. Юсуповой. Казань, 2016. С.133-136.
2. Калинина Т.В. Детский черлидинг как средство формирования двигательной активности и координационных способностей детей 6-7 лет // Современные педагогические и информационные технологии в образовании и медицине / под ред. академика РАН Г.П. Котельникова: сборник науч. статей. Самара: Инсома-Пресс, 2015. 350 с.
3. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. Ч. 2-3. 326 с.
4. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Художественная гимнастика» / под общ. ред. Р.Н. Терехиной. М., 2016. 326 с.
5. Брускина И.Н., Мазалова И.В. Дисциплина чир-пом-фристайл: основные положения рук. М: Метод. центр союза Чир спорта и Черлидинга России, 2016. 20 с.
6. Мухина М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста: монография. Омск: Изд-во СибГУФК, 2017. 167 с.
Маслова Наталья Владимировна, магистрантка, margarit-mukhin@,yandex.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
Мухина Маргарита Петровна, канд. пед. наук, зав. кафедрой, margarit-mukhin@yandex. ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
BASIS COMPONENTS OF CHEERLEADING TRAINING OF 4-6 YEARS OLD GIRLS
N. V. Maslova, M.P. Mukhina
Developed and tested methods of teaching basic cheerleading and express assessment of the quality of the exercises of girls 4-6 years, based on specially selected exercises, distributed in blocks, taking into account the focus on the development of motor actions in the structure of employment, week and month. Presents the average group values of the indicators of the motor readiness of girls involved in cheerleading.
Key words: cheerleading, basic elements, motor, physical, functional-motor, specialmotor fitness.
Maslova Natalya Vladimirovna, undergraduate, margarit-mukhin@yandex. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sport,
Mukhina Margarita Petrovna, candidate of pedagogical sciences, head of Department, margarit-mukhin@,yandex. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sport
Reference
1. Korosteleva E.N. Cherliding kak put' povysheniya motivacii k zanyatiyam sportom studencheskoj molodezhi // Fizicheskoe vospitanie i studencheskij sport glazami studentov / pod red. R.A. Yusupova, B.A. Aki-shina, T.Yu. Pokrovskoj, E.M. Zibrevo, L.M. Yusupovoj. Kazan', 2016. S. 133-136.
2. Kalinina T.V. Detskij cherliding kak sredstvo formirovaniya dvigatel'noj aktivnosti i koordinacionnyh sposobnostej detej 6-7 let // Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v obrazovanii i medicine / pod red. akademika RAN G.P. Kotel'nikova: sbornik nauch. statej. Samara: Insoma-Press, 2015. 350 s.
3. Kravchuk A.I. Fizicheskoe vospitanie detej rannego i doshkol'nogo vozrasta (nauchno-metodicheskie i organizacionnye osnovy garmonichnogo doshkol'nogo kompleksnogo fizicheskogo vospitaniya). Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 1998. Ch. 2-3. 326 s.
4. Primernaya programma sportivnoj podgotovki po vidu sporta «Hudozhestvennaya gimnastika» / pod obshch. red. R.N. Terekhinoj. M., 2016. 326 s.
5. Bruskina I.N., Mazalova I.V. Disciplina chir-pom-fristajl: osnovnye polozheniya ruk. M: Metod. centr soyuza Chir sporta i Cherlidinga Rossii, 2016. 20 s.
6. Muhina M.P. Pedagogicheskaya sistema fizicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta: monografiya. Omsk: Izd-vo SibGUFK, 2017. 167 s.