Михайлова H.H., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: 1325556@mail.ru
Расторгуева A.M., член Союза дизайнеров Москвы, аспирант I курса кафедры теории и методики профессионального образования, преподаватель кафедры профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, antoninarastorgueval28@gmail.com
Mikhailova N.N., doctor of pedagogical sciences, professor of the department of social-humanitarian and natural science disciplines of the Institute of traditional applied art - Moscow branch of the Higher school of folk arts (academy). 115573, Moscow, 14 Musa J alii str., corp. 2, e-mail: 1325556@mail. ru
Rastorgueva A.M., member of the Union of designers of Moscow, lecturer of the department of professional disciplines of the Institute of traditional applied art - Moscow branch of the Higher school of folk arts (academy). 115573, Moscow, 14MusaJalil str., corp. 2, e-mail: antoninarastorgueval28@gmail.com
Обучение бакалавров в условиях интеграции традиционных и машинных технологий художественной вышивки Training of bachelors in the conditions of integration of traditional and machine technologies of artistic embroidery
Аннотация. В статье рассматривается ряд проблем и перспектив использования интетративното подхода к подготовке художников, направленного на овладение студентами профессиональными компетенциями в условиях интеграции традиционных и машинных технологий при проектировании и выполнении в материале изделий с художественной вышивкой. Обоснована актуальность исследования и его дорожная карта. В соответствии с мероприятиями дорожной карты представлен результат сравнительного анализа применения традиционных и машинных технологий обучения художественной вышивке, выделены наиболее важные преимущества и риски каждой технологии. В статье обосновано, что организация учебного процесса в условиях интеграции традиционных и машинных технологий обучения художественной вышивке будет способствовать подготовке выпускников в соответствии с требованиями работодателя, популяризации техник традиционной художественной вышивки, сохранению культурного наследия России в области данного вида искусства.
Ключевые слова: интегративный подход, традиционное прикладное искусство, ручная вышивка, машинная вышивка, интеграция ручных и машинных технологий, бакалавриат.
Abstract. The article discusses a number of problems and prospects for using an integrative approach to the training of artists, aimed at mastering professional competencies by students in the context of integrating traditional and machine technologies in the design and execution of products with artistic embroidery in the material. The relevance of the study and its roadmap are substantiated. In accordance with the activities of the roadmap, the result of a comparative analysis of the use of traditional and machine teaching technologies for artistic embroidery is presented, the most important advantages and risks of each technology are highlighted. The article substantiates that the organization of the educational process in the context of the integration of traditional and machine teaching technologies for artistic embroidery will contribute to the preparation of graduates in accordance with the requirements of the employer, the popularization of traditional artistic embroidery techniques, and the preservation of the cultural heritage of Russia in the field of this kind of art.
Keywords: integrative approach, traditional applied art, hand embroidery, machine embroidery, integration of hand and machine technologies, bachelor course.
В настоящее время интенсивное развитие многих научных областей и дисциплин происходит на стыке разных наук, отраслей или технологий. Искусству, как значимой части культуры, также свойственен интегративный характер. Сегодня интеграция искусства и компьютерных технологий имеет существенные основания для дальнейшего развития. Интеграция позволяет целостно воспринимать процесс формирования профессиональной деятельности будущего художника в области художественной вышивки и является противоположностью для дифференциации содержания образования, заключающейся в разделении научного знания на специализированные курсы. В научной литературе подчеркивается роль и значение процессов интеграции в образовании, состоящих в моделировании имеющихся компонентов содержания в новые блоки, позволяющие более эффективно формировать профессиональные компетенции студентов.
Красивые изделия с вышивкой вызывали интерес, как у старшего поколения, так и у молодежи, а образование в области художественной вышивки всегда было востребовано. Этот вид традиционного прикладного искусства актуален и сегодня, что обусловливает востребованность подготовки будущих мастеров. Выпускники бакалавриата, обучающиеся традиционным художественным промыслам по профилю «Художественная вышивка», могут не только создавать высокохудожественные изделия с использованием уникального наследия ручной вышивки, но и способствовать сохранению этого вида традиционного прикладного искусства в условиях развития современных технологий [11]. Информатизация общества и развитие наукоемких технологий предъявляет особые требования к обучению
161
будущего художника. Поэтому проблема организации обучения и преподавания в условиях интеграции ручных и машинных технологий художественной вышивки актуальна уже много лет.
Исследования Н.М. Александровой, А.П. Беляевой, В.И. Загвязинского, И.А. Зимней, В.Б Криса, Б.Ж. Мухаммадиева посвящены различным аспектам интегративного подхода в образовании. Их исследования позволяют рассматривать интегративный подход как научно-обоснованную позицию, которая обеспечивает целостность формируемой профессиональной деятельности выпускников на уровне бакалавриата, способствует развитию способностей и системного мышления при решении теоретических и практических задач. В основе такого обучения при изучении технологий вышивки и проектирования изделия, новые компоненты знаний должны складываться в более сложные, иерархически построенные системы. Интегративный подход наиболее соответствует целям и задачам формирования профессиональных компетенций бакалавра и может служить одним из возможных средств для их формирования. Однако его внедрение в учебный процесс для будущих художников традиционного прикладного искусства затруднено из-за наличия различных точек зрения на перспективы сохранения наследия в области ручной вышивки, что подтверждает актуальность проблемы.
Вышивка и сегодня представляет собой культурное явление и относится к одному из наиболее старинных видов традиционного прикладного искусства. Русская народная вышивка насчитывает более 80 техник, получивших развитие в различных регионах России. В изделиях с вышивкой, сохранившихся до наших дней, прослеживается не только национальная история, но и традиции. Узоры и орнаменты древних вышивок составляют символически-знаковое письмо, обращенное и к современнику, и к будущим поколениям [7]. Изделия, декорированные ручной вышивкой, каждый год на Неделе моды в Париже, Милане и Лондоне демонстрируют такие представители индустрии моды, как Balmain, Gucci, Dolce&Gabbana и другие. В России без ручной вышивки не обходятся дома моды Валентина Юдашкина, Анастасии Задориной, Ульяны Сергиенко и др. Растительные узоры, геометрические орнаменты, и даже абстракция, в сочетании с натуральными тканями и современными отделочными материалами, придает изделиям оригинальность и позволяет создать неповторимый образ. В коллекциях этих модельеров чаще всего используются бисер, стеклярус, жемчуг, драгоценные и декоративные камни, перья, металлизированные нити, кружево, и прочее. Исторически сложилось так, что акцент haute couture и prêt-à-porter в искусстве задают европейские дома мод, где, к сожалению, с каждым годом все чаще креативность и художественный дизайн приносятся в жертву бюджету.
Анализ научных исследований С.Ю. Камневой [1], В.Ф. Максимович [3], М.А. Некрасовой [7], А.А, Николаевой [8], Т.М. Носань [10], Е.В. Сайфулиной [11] показал, что авторы подчеркивают необходимость
сохранения художественных традиций каждого конкретного вида русской народной вышивки. В настоящее время актуален исторический опыт в области художественной вышивки, который охватывает различные исторические периоды и отражает региональные и художественно-технологические особенности выполнения вышивки, цветовые предпочтения, оригинальность узора и самобытность культуры регионов России.
В Институте традиционного прикладного искусства - Московском филиале Высшей школы народных искусств (академии), студенты изучают историю развития этого вида искусства, осваивают традиционные техники художественной вышивки, исследуют то, как с появлением новых материалов, техник и технологий вышивка может стать одной из основных вспомогательных отраслей в мире высокой моды. Оттачивая исполнительское мастерство, студенты осваивают ряд уникальных техник художественной вышивки, которые позволяют предметам быта, одежде и аксессуарам придать оригинальный и неповторимый образ. Поэтому в процессе обучения важно показать студентам, что, несмотря на то, что со временем изменяется мода и фасоны изделий, художественная вышивка продолжает оставаться востребованной при создании высокохудожественных изделий [1]. Об этом свидетельствуют представленные коллекции знаменитых дизайнеров домов моды, как в России, так и в Европе. Таким образом, практико-ориентированный подход к организации учебного процесса ведет не только к сохранению традиционной художественной вышивки России, но и к развитию этого уникального вида искусства
История традиционного прикладного искусства очень богатая и включает в себя эволюцию от обучения как домашнему ремеслу - до обучения в рамках среднего профессионального и высшего образования [10], Сегодня есть возможность готовить высококвалифицированных художников, умеющих создавать уникальные изделия с высокохудожественной ручной вышивкой. Такой подход к подготовке художников отвечает потребностям современной индустрии моды, а также, возможно, поможет привнести в мир высокой моды новые веяния и воссоздать «русский стиль». В нашем исследовании особое внимание уделено проблемам, появившимся в результате интенсивного развития компьютерного проектирования и машинных технологий художественной вышивки. Так, необходимость сохранения культурного наследия в области художественной вышивки, с одной стороны, и значимость формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями работодателя, с другой, привела к возникновению противоречия между стремлением к снижению трудозатрат, сокращением времени на изготовление вышивки и необходимостью сохранения высокохудожественного уровня изделий с ручной вышивкой. В качестве одного из возможных направлений разрешения этого противоречия при подготовке бакалавров в области художественной вышивки мы видим в организации обучения в условиях интеграции ручных и машинных технологий.
Гипотеза исследования
процесса обучения интеграции ручных и машинных технологий художественной вышивки ГХВ)
Л
ф
Научное обоснование гипотезы
Г
>
Сравнительный анализ плюсов и рисков ручных и машинных технологий ХВ
V
J
\
Структура поэтапной модели обучения будущих бакалавров в условиях интеграции ручных и машинных технологий ХВ
Апробация поэтапной модели и принципов обучения интеграции ручных и машинных технологий ХВ
-8-
Оценка эффективности поэтапной модели обучения будущих бакалавров в условиях интеграции ручных и машинных
технологий ХВ
Ш.
Реализация рабочей учебной программы для обучения в условиях интеграции ручных и машинных
технологий ХВ
п
Коррекция содержания и процесса обучения в условиях интеграции ручных и машинных технологий ХВ
Коррекция учебной программы и содержания обучения в условиях интеграции ручных и машинных
Ж
Оценка эффективности содержания обучения в условиях интеграции ручных и машинных технологий ХВ
й
Оценка эффективности процесса обучения в условиях интеграции ручных и машинных технологий ХВ
Выводы и рекомендации по использованию поэтапной модели обучения будущих бакалавров в условиях интеграции
ручных и машинных технологий ХВ на уровне бакалавриата
Рис. 1. Дорожная карта разработки поэтапной модели обучения в условиях интеграции ручных и машинных технологий
художественной вышивки на уровне бакалавриата 164
Анализ научной литературы показал, что эта проблема пока недостаточно проработана. Поэтому в начале исследования мы выдвинули гипотезу: обучение бакалавров в условиях интеграции ручной и машинной художественной вышивки будет способствовать повышению качества профессионального образования, сохранению культурного наследия и обеспечит реализацию требований работодателя к профессиональным компетенциям выпускников ВШНИ если:
- будет разработана поэтапная модель и образовательная программа обучения в условиях интеграции технологий ручной и машинной вышивки для художников, создающих высокохудожественные, эксклюзивные изделия;
- будет обеспечена готовность студентов использовать различные техники ручной художественной вышивки и учитывать постоянно обновляющиеся возможности вышивальных машин.
Для организации научно-исследовательской деятельности была разработана дорожная карта, позволяющая организовать проверку выдвинутой гипотезы и разработать поэтапную модель обучения бакалавров в условиях интеграции ручных и машинных технологий художественной вышивки (рис. 1). Научное обоснование гипотезы исследования потребовало, в первую очередь, проанализировать статьи и диссертационные исследования в этой области. Анализ научных исследований Е.В. Ладыгина [2], H.A. Мальгуновой [6] и Л.Я. Нодельмана [9]. позволил сделать вывод, что до сих пор процесс формирования навыков использования компьютерных и машинных технологий при обучении исполнительскому мастерству студентов художественного вуза вызывает много проблем, а системных моделей обучения в условиях интеграции традиционных и машинных технологий по профилю «Художественная вышивка» пока не создано Авторы предлагают свои способы решения отдельных аспектов проблемы и их разработки будут обязательно учтены.
В процессе исследования обозначенной проблемы были выделены наиболее явные причины редкого использования традиционных техник вышивки в Домах моды:
• ориентированность русских дизайнеров на европейскую моду при создании своих коллекций;
• выбор декора при разработке коллекции изделий на сезон зависит от одобрения заказчиков, совета директоров, профессионалов в области дизайна, которые часто имеют низкую информированность в области художественной вышивки, не знают многие виды традиционной вышивки или возможностей адаптации традиционных техник художественной вышивки для создания современного изделия. К сожалению, это ведет к выбору простых композиционных решений, зачастую не несущих смысловой нагрузки, а также к применению примитивных техник и технологий при изготовлении изделий с вышивкой;
• временные затраты как при изготовлении образцов, так и при выполнении вышивки в материале ведут к высокой себестоимости изделия;
• недостаток специалистов, способных работать на высокохудожественном уровне, владеющих техниками различных видов художественной вышивки, умеющих придумывать композиции с использованием различных техник машинной вышивки и воплощать своих идеи в материале.
Восьмилетний опыт профессиональной деятельности A.M. Расторгуевой в сфере fashion-индустрии позволяет отметить, что сегодня художники по вышивке должны уметь использовать компьютерные технологии для разработки проектов будущих изделий. Однако принципиальным условием для современных высококвалифицированных специалистов является владение навыками традиционного проектирования, знание основ композиции, цветоведения, а также владение техниками и технологиями художественной вышивки, что встречается очень редко. Можно сделать вывод, что сегодня на уровне бакалавриата необходимо обучать студентов не только различным видам традиционной ручной вышивки, но и современным технологиям компьютерного проектирования, а также навыкам машинной вышивки при разработке и создании высокохудожественного изделия.
Перечень профессиональных компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы по профилю «Художественная вышивка» на уровне бакалавриата можно расширить, включив профессиональную компетенцию, основанную на владении студентами навыками компьютерного проектирования, программирования вышивальной машины, выполнения машинной вышивки, а также совместного использования ручных и машинных технологий художественной вышивки при создании изделия, сохранив при этом высокий уровень качества выполнения и оригинальность (рис. 2).
Навыки проектирования
Навыки и специфические приемы исполнительского мастерства
С
Традиционные навыки проектирования
Навыки выполнения ручной вышивки
-^
Навыки компьютерного
проектирования
-,„-
TF
\7_
Навыки выполнения
машинной вышивки
f
Организация обучения в условиях интеграции ручной и машинной вышивки
О
у
ПКД: владение студентами навыками компьютерного проектирования и программирования вышивальной машины для организации обучения в условиях
интегпаиии пучной и машинной вышивки ппи создании высокохудожественного изделия
_ _ _ _ _— _ _ _
Рис. 2. Дополнительная профессиональная компетенция ФГОС ВО в области художественной вышивки
Анализ интернет-ресурсов показал, что на данный момент в рамках дополнительного профессионального образования предлагается множество курсов компьютерного проектирования, однако курсов компьютерного проектирования художественной вышивки не выявлено. Существуют курсы по программированию машинной вышивки, однако на них учат программировать по готовым шаблонам, не уделяется внимание изучению истории, технологических приемов и особенностей художественной вышивки. Поэтому проекты изделий, выполненные в результате обучения дизайнерами, не владеющими традиционными техниками художественной вышивки, часто примитивны, в них нарушены законы композиции, неудачны цветовые решения. Владение навыками соединения традиционных и машинных технологий становится важной профессиональной компетенцией для художников по вышивке и определяет их конкурентоспособность на рынке труда.
В условиях интеграции у традиционных и машинных технологий можно выявить не только преимущества, но и риски, которые мы понимаем, как вероятность возникновения прямых или косвенных побочных эффектов, ведущих к нарушению или осложнению формирования целостной профессиональной деятельности. Интегративный подход к обучению ручной и машинной вышивке позволит научить студентов грамотно использовать их преимущества и минимизировать риски в будущей профессиональной деятельности. Поэтому одна из задач исследования - проведение сравнительного анализа преимуществ и рисков использования традиционных и машинных технологий для создания изделий с художественной вышивкой.
Были проанализированы традиционные и современные технологии, используемые для обучения проектированию изделий с высокохудожественной вышивкой (табл. 1,2).
Таблица 1.
Преимущества и риски традиционных технологий проектирования изделия
Традиционные технологии проектирования
Преимущества Риски
Способность проявлять креативность, оригинальность композиционного решения для изделия с художественной вышивкой Ограниченные возможности для визуализации большого количества идей
Возможность выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами Необходимость повторно отрисовывать похожие элементы композиции на каждую деталь лекала
Развитие когнитивных функций мозга и целостного комплекса навыков, связанных с проектированием Преобладание репродуктивной функции мозга
Возможность выбора конкретного цветового решения для изделия с Сложность наблюдения за результатами вносимых в проект цветовых изменений
художественной вышивкой
Владение техниками использования художественных материалов Использование узкого спектра традиционных художественных материалов
Наличие опыта разработки проекта традиционными методами при проектировании изделия с художественной вышивкой Временные затраты в условиях ограниченного количества часов на проект
Целостное понимание общей композиции при разработке проекта в масштабе 1:1 Необходимость организации рабочего пространства, позволяющего работать с большими форматами
Взаимосвязь композиционного решения проекта и подобранных для его реализации техник вышивки Ограниченное количество визуализированных вариантов проекта в цвете и с учетом специфики видов художественной вышивки
Максимальное приближение проекта к возможному выбору материала Ограничения при поиске вариантов проектного решения
Максимальное соответствие задуманного проекта изделия с художественной вышивкой и готовой моделью Минимальная вариативность проекта изделия с художественной вышивкой
Возможность изменений элементов композиции в процессе работы над проектом изделия с художественной вышивкой Сложность внесения изменений и устранения ошибок в процессе работы
Таблица 2.
Преимущества и риски компьютерных технологий проектирования
Компьютерные технологии проектирования
Преимущества Риски
Возможность выполнять поисковые эскизы при помощи графических программ, широкие возможности для реализации личных интересов Высокая стоимость оборудования и программного обеспечения на начальных этапах
Возможность фиксации и отслеживания всех вносимых в проект изменений Отличие цветового решения от оригинала при печати готового проекта
Сокращение временных затрат на выполнение проекта за счет выполнения ряда операций проектирования программным обеспечением Разрушение целостного комплекса навыков проектирования, забывание отдельных навыков и появление затруднений при выполнении проектирования без программного обеспечения
Способность проявлять креативность при разработке разных вариантов проекта Сложность выбора окончательного варианта проектного решения
Максимальное соответствие задуманного Возможное расхождение с проектом, т.к.
проекта готовой модели при широком вариативном выборе выбор материала, фурнитуры, цветовая палитра ниток и бижутерии уже, чем возможности компьютерного проектирования
Возможность редактирования дизайна и внесения правок в проект, практически на любом этапе работы, по необходимости. Затруднения в понимании общей композиции при разработке проекта при изменении масштабирования
Повторное использование элементов: поскольку вся задача выполняется с помощью компьютерных инструментов, это устраняет проблему дублирования труда, дает возможность копировать различные части элементов и дизайна, которые затем могут быть повторно использованы снова и снова Вероятность перегруженности проекта деталями, разрушения целостного образа при создании высокохудожественного изделия.
Возможность использования разработанных элементов композиции при создании коллекции изделий путем копирования и размещения на деталях кроя Примитивные композиционные решения у дизайнеров, не владеющих техниками и технологиями традиционной художественной вышивки
Легкое и удобное хранение файлов. Работа может быть подвержена вирусам, а также потеряна из-за поломки компьютера
Возможность работать удаленно и отправлять готовые файлы заказчику по электронной почте (больше возможностей без привязки к региону) Необходимость регулярного обновления программного обеспечения или операционных систем
Возможность понимать принципы работы современных компьютерных технологий Необходимо сначала сформировать и наработать опыт разработки проекта традиционными методами при проектировании высокохудожественного изделия
Возможность использования компьютерных технологий для решения задач в профессиональной деятельности Необходимость постоянного обновления навыков использования компьютерных технологий для разработки проекта и развития профессиональной деятельности
Повышают конкурентоспособность специалиста на рынке труда Требуют постоянно следить за мировыми трендами, владеть навыками самоорганизации, и повышать свой профессиональный уровень и навыки традиционного и компьютерного проектирования
Студент учится применять информационно-коммуникационные технологии в практической профессиональной деятельности Необходимость постоянного обновления материальной базы и программно-методического обеспечения.
Анализ преимуществ и рисков традиционных и современных технологий проектирования изделий с художественной вышивкой позволяет сделать вывод: необходимо так организовать учебный процесс, чтобы не только сохранить все преимущества традиционных технологий проектирования изделий, но и научить студентов сочетать их с преимуществами компьютерного проектирования. Анализ работы представителей ГаБЫоп-индустрии позволяет подтвердить важность владения ручными технологиями для проектирования изделия. Например, многие специалисты, после выполнения проекта с применением компьютерных программ, используют их преимущества для выполнения окончательного проекта с использованием традиционных технологий. Это доказывает необходимость применения интегративного подхода для обучения совместному использованию этих процессов на уровне бакалавриата. Для формирования навыков проектирования изделия с художественной вышивкой в условиях интеграции традиционных и машинных технологий важно определить такую последовательность формирования навыков, которая позволит свести к минимуму риски и сохранить преимущества как традиционных, так и компьютерных технологий.
Не менее важно было проанализировать преимущества и риски ручных и машинных технологий художественной вышивки при создании изделия с художественной вышивкой (табл. 3,4).
Таблица 3.
Преимущества и риски традиционных технологий вышивки
Традиционные технологии вышивки
Преимущества Риски
Сохранение традиций народной художественной вышивки Небольшая востребованность многих видов традиционной вышивки из-за низкой информированности дизайнеров и заказчиков в этой области
Способность реализовывать проект в материале Недостаток мастеров способных работать на высокохудожественном уровне
Создание высокохудожественных, эксклюзивных изделий Временные затраты и высокая себестоимость изделий
Возможность технологического выполнения более 80 видов художественной вышивки в материале Временные затраты позволяют изготовить небольшое количество изделий за весь период обучения
Возможность комбинирования различных техник в одном изделии Временные затраты, отведенные на выполнение готового изделия в материале ограничивают объем вышивки
Обучение художников высокой квалификации, владеющих многими техниками и технологиями традиционной народной художественной вышивки Мало образовательных организаций, готовящих высококвалифицированные кадры художников, владеющих техниками и технологиями традиционной
художественной вышивки
Таблица 4. Преимущества и риски машинных технологий вышивки
Машинные технологии вышивки
Преимущества Риски
В зависимости от модели машины, возможны функции, как вышивки, так и шитья, что является большим плюсом при создании изделия Высокая стоимость оборудования и программного обеспечения
Огромное количество видов машинной вышивки: вышивка пайетками, объемная вышивка, таф гинг, вышивка шнуром, металлизированными нитями и т.д. Вероятность примитивных композиционных решений у дизайнеров, не владеющих техниками и технологиями традиционной народной художественной вышивки
Снижение временных затрат на выполнение вышивки в материале без снижения его высокохудожественной составляющей Ограниченное использование различных техник вышивки в зависимости от возможностей машинных технологий
Понимание принципов работы современных вышивальных машин Широкий спектр постоянно обновляющихся современных машинных технологий вышивки
Вышивка наносится практически на любой материал, как на готовую одежду, так и на детали кроя Необходимость разработки специальных заданий совместного использования ручных и машинных технологий на разных деталях кроя
Проект машинной вышивки, разработанный в программе выполненный на машинном оборудовании переносится на изделие с невероятной точностью Необходимы навыки компьютерного проектирования и знания машинных технологий для решения задач в профессиональной деятельности
Анализ преимуществ и рисков традиционных и машинных технологий выполнения художественной вышивки в материале позволяет сделать вывод, что ручные технологии обеспечивают высокое качество и эксклюзивность изделий. Они намного превосходят машинные по количеству видов техник выполнения, которые можно применить для создания высокохудожественных изделий, уступая в основном по трудозатратам и себестоимости. Невозможно отрицать и то, что те виды вышивок, которые могут выполнять машины, создаются на уровне высокого качества и точности. Поэтому появление смешанных техник было связанно с применением различных методов и способов вышивания на одном изделии. Совместное использование машинных и ручных технологий позволяет создавать множество вариантов, которые могут быть использованы при
171
создании изделия. На деталях кроя возможно использование различных техник вышивки, которые подбираются с учетом совместимости и взаимодополнения, что позволяет создать целостную композицию, подчеркнуть оригинальность рисунка, учесть региональные традиции, снизить себестоимость и трудозатраты без потери качества художественной вышивки. Особенно актуально такое совместное использование технологий при вышивании больших, объемных композиций.
Анализ материала таблиц дает основание сделать вывод, что риски традиционных технологий вышивки во многом могут быть компенсированы преимуществами машинных технологий. Анализ работы сотрудников fashion-индycтpии позволяет подтвердить влияние владения ручными технологиями вышивки на конкурентоспособность художника. Однако в настоящее время во многом определяется и уровнем владения машинными технологиями. Многие работодатели в fashion-индycтpии ищут специалистов способных использовать при создании эксклюзивных изделий как традиционные, так и машинные технологии вышивки, рационально их сочетать, обеспечивать высокое качество художественной вышивки и снижать трудозатраты. Не менее важно учитывать то, что потребности студентов сегодня расширяются, а интерес к компьютерным технологиям повышается, что, в свою очередь, приводит к самостоятельному освоению компьютерного проектирования и изучению технологий машинной вышивки. Приведенные аргументы доказывают актуальность нашего исследования и необходимость организации обучения в условиях интеграции традиционных и машинных технологий художественной вышивки на уровне бакалавриата.
В.Ф. Максимович неоднократно отмечала, что сегодня как никогда актуально сохранение исторических художественно-технологических традиций прикладного искусства, опыта предшествующих поколений. «В то же время современное массовое производство произведений декоративно-прикладного искусства обесценивает их, и, как следствие, наблюдается утрата интереса со стороны как старшего, так и младшего поколения людей. В связи с этим видится актуальной выработка новых подходов к обучению высокопрофессиональных художников, которые способны на создание высокохудожественных произведений, отражающих уникальность разных видов традиционного прикладного искусства и востребованных современным обществом» [4, с. 397]. Это еще раз подтверждает актуальность начатого исследования. Реализация интегративного подхода к обучению высокопрофессиональных художников, направленного на обучение студентов совместному использованию традиционных и машинных технологий при проектировании и выполнении изделий с художественной вышивкой в материале позволит современному специалисту:
• уделить больше внимания сохранению традиций художественной вышивки, ее композиционному и цветовому решению;
• расширить вариативность, сократить временные затраты на разработку проекта, используя возможности графических редакторов;
• снизить временные затраты на выполнение части проекта художественной вышивки в материале без снижения его высокохудожественной составляющей;
• получить снижение себестоимости изделия за счёт обоснованного использования традиционных и машинных технологий в процессе изготовления изделия с высокохудожественной вышивкой.
Кроме того, интегративный подход будет способствовать популяризации техник традиционной художественной вышивки, что, в свою очередь, способствует сохранению культурного наследия России в области данного вида искусства.
Литература
1. Камнева С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 Теория и методика профессионального образования / Светлана Юрьевна Камнева. -Санкт-Петербург, 2013. - 22 с.
2. Ладыгин Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятельностном поле курса «Основы дизайна»: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 Теория и методика обучения (по отраслям знаний) / Евгений Владиславович Ладыгин. - Москва, 2000. - 16 с.
3. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства): диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования / Валентина Федоровна Максимович. - Москва: РАО ин-т худож. образования, 2000. -293 с.
4. Максимович В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства / В.Ф. Максимович // Научный диалог. - 2016. - № 12. - С. 387-398.
5. Максимович В.Ф. Современное профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства России: монография / В.Ф. Максимович, Н.М. Александрова - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - 56 с.
6. Мальгунова H.A. Разработка информационных методов для художественного проектирования и оформления эксклюзивных изделий способом ткачества: автореферат диссертации... кандидата технических наук: 17.00.06 Техническая эстетика и дизайн / Надежда Александровна Мальгунова. - Санкт-Петербург, 2012. - 17 с.
7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 345 с.
8. Николаева A.A. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального
образования: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 Теория и методика профессионального образования / Анна Алексеевна Николаева. - Санкт-Петербург, 2017. - 23 с.
9. Нодельман Л.Я. Психология обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 Теория и методика обучения (по отраслям знаний) / Лев Яковлевич Нодельман - Москва: 2000. - 218 е.: илл.
10. Носань Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 Теория и методика профессионального образования / Татьяна Михайловна Носань. - Санкт-Петербург, 2012. - 204 с.
11. Сайфулина Е.В. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 Теория и методика профессионального образования / Елена Витальевна Сайфулина. -Санкт-Петербург, 2014. -222 с.
References
1. Kamneva S.Yu. Formirovanie proektnoj kul'tury studentov vysshej professional'noj shkoly v oblasti hudozhestvennoj vyshivki: avtoreferat dissertacii
kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08 Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya / Svetlana YUr'evna Kamneva. - Sankt-Peterburg, 2013.-22 s.
2. Ladygin E.V. Razvitie tvorcheskih sposobnostej uchashchihsya v integrativnom deyatel'nostnom pole kursa «Osnovy dizajna»: avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.02 Teoriya i metodika obucheniya (po otraslyam znanij) / Evgenij Vladislavovich Lady gin. - Moskva, 2000. - 16 s.
3. Maksimovich V.F. Teoriya i praktika podgotovki uchashchihsya po hudozhestvenno-promyshlennym vidam truda v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya (na primere uchebnyh zavedenij tradicionnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva): dissertaciya... doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.01 Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya / Valentina Fedorovna Maksimovich. - Moskva: RAO in-t hudozh. obrazovaniya, 2000. - 293 s.
4. Maksimovich V.F. Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki specialistov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva / V.F. Maksimovich // Nauchnyj dialog. - 2016. - № 12. - S. 387-398.
5. Maksimovich V.F. Sovremennoe professional'noe obrazovanie v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva Rossii: monografiya / V.F. Maksimovich, N.M. Aleksandrova - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2014. - 56 s.
6. Mal'gunova N.A. Razrabotka informacionnyh metodov dlya hudozhestvennogo proektirovaniya i oformleniya eksklyuzivnyh izdelij sposobom tkachestva: avtoreferat dissertacii... kandidata tekhnicheskih nauk: 17.00.06
Tekhnicheskaya estetika i dizajn / Nadezhda Aleksandrovna Mal'gunova. - Sankt-Peterburg, 2012. -17 s.
7. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury / M.A. Nekrasova - Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983. -345 s.
8. Nikolaeva A.A. Soderzhanie obucheniya masterstvu hudozhestvennoj vyshivki v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08 Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya / Anna Alekseevna Nikolaeva. - Sankt-Peterburg, 2017.-23 s.
9. Nodel'man L.YA. Psihologiya obucheniya studentov hudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta komp'yuternoj grafike: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.02 Teoriya i metodika obucheniya (po otraslyam znanij) / Lev YAkovlevich Nodel'man - Moskva: 2000. -218 s.: ill.
10. Nosan' T.M. Soderzhanie i metody professional'nogo obucheniya tekhnologii hudozhestvennoj vyshivki budushchih hudozhnikov-masterov: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08 Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya / Tat'yana Mihajlovna Nosan'. - Sankt-Peterburg, 2012.-204 s.
11. Sajfulina E.V. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k professional'noj innovacionnoj deyatel'nosti v oblasti hudozhestvennoj vyshivki: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08 Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya / Elena Vital'evna Sajfulina. - Sankt-Peterburg, 2014.-222 s.