Научная статья на тему 'Обучение английскому языку через программу Skype как вспомогательное средство овладения иностранным языком (на материале пятого класса общей школы)'

Обучение английскому языку через программу Skype как вспомогательное средство овладения иностранным языком (на материале пятого класса общей школы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SKYPE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Желватых Людмила Архиповна, Попов Даниил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение английскому языку через программу Skype как вспомогательное средство овладения иностранным языком (на материале пятого класса общей школы)»

II. ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Л. А. Желватых, Д.С. Попов

Обучение английскому языку через программу Skype как вспомогательное средство овладения иностранным языком (на материале пятого класса обшей школы)

В настоящее время в России наблюдается устойчивое повышение информатизации общества, расширение поля современных информационных технологий, рост доступности Интернета, повышение компьютерной грамотности населения. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ число пользователей Интернета в России в 201! году по сравнению с предыдущим годом выросло на 5,4%, достигнув 70 миллионов человек. В целом по России из дома в Интернет выходят 70% пользователей, при этом около трети «домашних» пользователей (или примерно 20% от всей аудитории) имеют широкополосный доступ к сети. Таким образом, доступность качественных образовательных услуг, предоставляемых с помощью дистанционных образовательных технологий, постоянно повышается для потенциальных потребителей по всей России [4].

В связи с ростом предоставляемых образовательных услуг на расстоянии, опосредованно увеличивается и количество программ, позволяющих организовать и провести дистанционное обучение [3]. Среди самых популярных и подходящих программ для реализации дистанционного обучения (далее - ДО) можно выделить: Yahoo!, Videophone, Google Talk, Microsoft: Windows Live Video Messages, IBM Lotus Sametime, МультиФон (Мегафон), Skype и другие. Разумеется, каждая из таких программ имеет свои плюсы

© Желватых Л.А., Попов Д.С., 2012

и минусы, но когда речь идёт о ДО, основными критериями разумно считать доступность, качество и простоту в управлении тем или иным клиент-сервером. Представляется, что программу в куре можно считать одной из самых подходящих, так как она удовлетворяет всем вышеперечисленным критериям. Остановимся на ней подробнее.

8куре (произносится «скайп») - бесплатное программное обеспечение, предоставляющее шифрованную голосовую связь через Интернет между компьютерами, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат). Кроме того, 8куре даёт возможность обмена файлами без ограничения размера и позволяет вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора [5].

В связи с этим стоит отметить, что программа Вкуре обладает рядом достоинств, среди которых целесообразно выделить:

• доступность 8 куре, так как она является бесплатным программным обеспечением, что позволяет всем желающим использовать её основные функции без каких-либо материальных затрат;

• функционирование Бкуре на большинстве операционных систем, что делает программу одной из самых популярных в своем роде;

• простоту, а также качество спользования программы Бкуре, о чем говорят данные различных статистических агентств: Бкуре является одним из лидеров по количеству аккаунтов, а также активных пользователей среди программ, предоставляющих 1Р-телефонию [6];

• распространённость в образовательной среде, так как в настоящее время функционирует большое количество лингвистических центров, как отечественных, так и зарубежных, предлагающих изучение иностранных языков дистанционно именно с помощью 8куре. что ещё раз подтверждает

целесообразность и востребованность данной программы;

97

• возможности аудио- и видеообщения, позволяющие программе Бкуре задействовать два главных канала восприятия (аудиальный и визуальный), и, соответственно, приблизить обучение через вкуре к живому взаимодействию;

• наличие мгновенной обратной связи между преподавателем и обучающимся, что является одним из главных требований и основой успешности процесса обучения. Создается впечатление, что преподаватель и ученик находятся в одном помещении и работают в тесном общении.

Таким образом, из всего вышеизложенного вытекает предположение о том, что использование программы Экуре может стать эффективным дидактическим средством, в частности, при обучении иностранному языку. Предложенную гипотезу предстояло подтвердить в ходе пробного курса обучения английскому языку учащегося 5 класса школы № 28 города Перми. При этом компьютерный дистанционный курс рассматривался в качестве вспомогательного к основной программе обучения. Рассмотрим цели и задачи предлагаемого курса.

В соответствии с образовательным стандартом основного общего образования по иностранному языку (далее - ИЯ) целью обучения ИЯ в школе является развитие речевых умений для дальнейшего формирования способности и готовности общаться на ИЯ, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная и учебно-познавательная компетенции [2].

Достижение поставленной цели осуществляется постепенно на каждом

промежуточном этапе (классе) на протяжении всего курса обучения. Таким

образом, можно определить цель и содержание обучения английскому языку

конкретно в 5 классе. Другими словами, уточнить прежде всего цель и задачи

предлагаемого Вспомогательного Компьютерного Курса Английского Языка

(ВККАЯ) для учащегося 5 класса. Целью данного курса является содействие

в овладении английским языком учащемуся 5 класса средней школы

с использованием программы Бкуре. Представляется, что достижение

98

поставленной цели возможно при решении нескольких задач, связанных прежде всего непосредственно с обучением языку, а также овладением учащимся компьютерной компетенцией. Таким образом, задачи следующие:

1. Оказать помощь учащемуся в овладении иноязычной коммуникативной компетенцией на уровне 5 класса в говорении, аудировании, чтении, письме).

2. Содействовать овладению учащимся необходимым языковым материалом (лексическим, грамматическим, фонетическим и орфографическим), отобранным в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения для 5 класса.

3. Совершенствовать компьютерную грамотность подопечного, в частности, в овладении программами Skype, Hot Potatoes, Microsoft Word and Power Point, необходимыми для реализации предлагаемого курса.

Разумеется, реализация данного курса обучения, достижение поставленных целей и решение указанных задач требуют отбора необходимого содержания, принципов, а также средств обучения ИЯ.

В первую очередь следует заметить, что выбор содержания занятий

строится на основе того учебного материала, который даётся учащемуся

в школе, поэтому базовым средством обучения выступает школьный учебно-

методический комплекс (УМК) «New Millenium English» для 5 класса под

редакцией Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В. и Карпова Л.Г. Описывая

данный УМК, можно отметить, что он предназначен для четвертого года

обучения и является переходным/стыковочным между курсом «Милли» для

начальной школы и курсом «Английский язык нового тысячелетия» для

средней школы и предназначен для общеобразовательных учреждений,

где английский язык изучается со 2 класса. Комплект состоит из книги для

ученика (Student's book), книги для учителя (Teacher's book), рабочей тетради

(EWorkbook) и мультимедиа приложения. Инновационный учебно-

методический комплект разработан в соответствии с требованиями

федерального стандарта и реализует программу обучения для 2-11 классов

99

общеобразовательных учреждений. Комплект осуществляет плавный переход с начальной ступени обучения английскому языку на среднюю ступень, а также предлагает использовать возможности современных компьютерных технологий.

В ходе ВККАЯ преподаватель организует с учащимся три занятия в неделю, два из которых проходят дистанционно, через программу Skype, а одно осуществляется в режиме живого, непосредственного общения. Длительность каждого варьируется от 45 минут до 1 часа, в зависимости от объема домашнего задания, трудности его понимания и выполнения.

Методическое содержание уроков ИЯ через Skype безусловно имеет точки соприкосновения с традиционными формами проведения занятий и позволяет реализовать целый ряд таких принципиальных положений, как речевая направленность, ситуативиость, функциональность, новизна, не говоря уже об индивидуализации обучения. Как пишет Соловова E.H., перечисленные выше принципы являются неотъемлемым условием успешности и эффективности занятий по ИЯ [Соловова, 2002].

Само же занятие складывается из нескольких этапов, первым из которых является начало урока, включающее в себя оргмомент, речевую зарядку, а также целеполагание. Однако необходимо заметить, что опосредованное общение накладывает свои отпечатки на процесс обучения, поэтому отличительной чертой оргмомента служит не только настрой учащегося на работу и введение в иноязычную атмосферу, но и, что немаловажно, краткий диалог между учителем и учащимся о качестве связи работы программы Skype, от которого зависит четкость и эффективность протекания процесса обучения. Кроме того, в данном вспомогательном курсе обучения целеполагание, как правило, является прерогативой учащегося, так как его основная задача -качественное и своевременное выполнение домашнего задания по предмету.

Затем следует основной этап урока, который, в свою очередь, можно

подразделить на этапы планомерной работы над выполнением домашнего

задания и работы с дополнительным материалом, сопутствующим пониманию

100

и усвоению основного. При выполнении домашнего задания учащийся сообщает преподавателю номер и страницу упражнения, которое нужно сделать, а также дополнительное или же измененное задание, если такие были даны школьным преподавателем. Необходимо отметить, что УМК, с помощью которого осуществляется обучение, имеется как у учащегося, так и преподавателя, что помогает легко ориентироваться при работе через Б куре. Во время же выполнения заданий обучающийся читает, переводит, отвечает на вопросы, связанные с упражнениями. Если же ему что-то не ясно или он просто хотел бы уточнить, узнать или получить дополнительную информацию, то он может всегда задать вопрос учителю. Соответственно и преподаватель имеет возможность произвести контроль понимания учащимся того или иного материала, задать ему вопрос, а также помочь учащемуся глубже разобраться в интересующей его информации, и все это происходит в режиме реального времени.

Удобно использовать чат для мгновенных сообщений, чтобы у учащегося появилась визуальная опора, и это особенно эффективно при введении новой лексики, расспросе ученика, а также объяснении материала, который труден для слухового восприятия. Так, например, при выполнении письменных упражнений можно показать ученику, как построить то или иное предложение, если у него возникают трудности, отправить ученику это предложение, а он затем может записать его себе в тетрадь.

Кроме того, стоит отметить функцию передачи изображения с одного компьютера на другой. Как известно, в современном процессе обучения большое место занимают мультимедийные презентации, сопровождающиеся показом визуального материала для лучшего восприятия и усвоения информации. В обучении ИЯ, например, при введении нового лексического материала преподаватель может использовать беспереводной метод, демонстрируя изображения, вставленные в презентацию. Здесь Бкуре может выступить помощником в обучении, так как благодаря функции передачи

изображения с одного монитора на другой преподаватель может запустить презентацию и транслировать её для учащегося.

Заключительным этапом является обязательное подведение итогов занятия, рефлексия по проведенному уроку, в которой уделяется внимание как дидактическому материалу, его посильности, увлекательности, так и технической составляющей занятия, где учащийся может сообщить, были ли трудности во время урока или же все прошло гладко.

Нельзя не отметить, что существуют и минусы при использовании программы Skype. Главным препятствием видится техническая сторона обучения, так как для обеспечения оптимальной работы в Skype нужен достаточно мощный компьютер с наличием всех необходимых устройств связи (веб-камера, микрофон, колонки). Безусловно, огромную роль при ДО играет постоянный, скоростной и бесперебойный доступ в Интернет. Необходимо заметить, что сбои случаются, но в данной ситуации это только на пользу, так как отрицательный опыт - это тоже опыт.

В заключение необходимо подчеркнуть, что основные положения, изложенные в данной статье, говорят о целесообразности использования программы Skype как вспомогательного средства обучения ИЯ, которое не противоречит традиционным приёмам, а эффективно дополняет их.

Список литературы

1. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. - М., 2002. - 239 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку. - М., 2010.

3. Светлана Шляхтина. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России // URL: http://www.compress.ru/ article.aspx?id=14659&iid=695

4. ВВС русская служба новостей// URL:http://www.bbc.co.uk/russian/ rolling_news/2011/12/111226_rn_russiainternet_users. shtml

5. Skype // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Skvpe

6. Skype Journal // URL: http://skvpeiournal.com/

Jl.A. Желватых, E.C. Щукина

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья английскому языку через всероссийскую программу «i-школа»

В 2010 - 2011 учебном году один из авторов статьи получила возможность пройти курсы дистанционного обучения, организованные Центром образования «Технологии обучения». Целью курсов являлась подготовка учителей различных предметов, в том числе иностранного языка, по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с -ОВЗ) в дистанционном режиме. Предлагаемая методика представляется не только интересной, но и актуальной для внедрёния на территории Пермского края, втом числе в коррекционных школах города Перми, например, в школе № 152. Данная статья представляет собой попытку описать сущность проекта «i-школа», рассмотреть ее миссию, содержание и технологию обучения, а также некоторые результаты.

«i-школа» - это государственное образовательное учреждение в условиях виртуального пространства. Школа открыта в 2003 году в рамках проекта "Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов", который реализуется Департаментом образования города Москвы на всей территории Российской Федерации [3]. Речь идет о детях с различными формами заболевания (органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психическими, соматическими и нервными расстройствами), преимущественно обучающихся на дому.

© Желватых J1.А., Щукина Е.С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.