II. ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Л. А. Желватых, Д.С. Попов
Обучение английскому языку через программу Skype как вспомогательное средство овладения иностранным языком (на материале пятого класса обшей школы)
В настоящее время в России наблюдается устойчивое повышение информатизации общества, расширение поля современных информационных технологий, рост доступности Интернета, повышение компьютерной грамотности населения. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ число пользователей Интернета в России в 201! году по сравнению с предыдущим годом выросло на 5,4%, достигнув 70 миллионов человек. В целом по России из дома в Интернет выходят 70% пользователей, при этом около трети «домашних» пользователей (или примерно 20% от всей аудитории) имеют широкополосный доступ к сети. Таким образом, доступность качественных образовательных услуг, предоставляемых с помощью дистанционных образовательных технологий, постоянно повышается для потенциальных потребителей по всей России [4].
В связи с ростом предоставляемых образовательных услуг на расстоянии, опосредованно увеличивается и количество программ, позволяющих организовать и провести дистанционное обучение [3]. Среди самых популярных и подходящих программ для реализации дистанционного обучения (далее - ДО) можно выделить: Yahoo!, Videophone, Google Talk, Microsoft: Windows Live Video Messages, IBM Lotus Sametime, МультиФон (Мегафон), Skype и другие. Разумеется, каждая из таких программ имеет свои плюсы
© Желватых Л.А., Попов Д.С., 2012
и минусы, но когда речь идёт о ДО, основными критериями разумно считать доступность, качество и простоту в управлении тем или иным клиент-сервером. Представляется, что программу в куре можно считать одной из самых подходящих, так как она удовлетворяет всем вышеперечисленным критериям. Остановимся на ней подробнее.
8куре (произносится «скайп») - бесплатное программное обеспечение, предоставляющее шифрованную голосовую связь через Интернет между компьютерами, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат). Кроме того, 8куре даёт возможность обмена файлами без ограничения размера и позволяет вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора [5].
В связи с этим стоит отметить, что программа Вкуре обладает рядом достоинств, среди которых целесообразно выделить:
• доступность 8 куре, так как она является бесплатным программным обеспечением, что позволяет всем желающим использовать её основные функции без каких-либо материальных затрат;
• функционирование Бкуре на большинстве операционных систем, что делает программу одной из самых популярных в своем роде;
• простоту, а также качество спользования программы Бкуре, о чем говорят данные различных статистических агентств: Бкуре является одним из лидеров по количеству аккаунтов, а также активных пользователей среди программ, предоставляющих 1Р-телефонию [6];
• распространённость в образовательной среде, так как в настоящее время функционирует большое количество лингвистических центров, как отечественных, так и зарубежных, предлагающих изучение иностранных языков дистанционно именно с помощью 8куре. что ещё раз подтверждает
целесообразность и востребованность данной программы;
97
• возможности аудио- и видеообщения, позволяющие программе Бкуре задействовать два главных канала восприятия (аудиальный и визуальный), и, соответственно, приблизить обучение через вкуре к живому взаимодействию;
• наличие мгновенной обратной связи между преподавателем и обучающимся, что является одним из главных требований и основой успешности процесса обучения. Создается впечатление, что преподаватель и ученик находятся в одном помещении и работают в тесном общении.
Таким образом, из всего вышеизложенного вытекает предположение о том, что использование программы Экуре может стать эффективным дидактическим средством, в частности, при обучении иностранному языку. Предложенную гипотезу предстояло подтвердить в ходе пробного курса обучения английскому языку учащегося 5 класса школы № 28 города Перми. При этом компьютерный дистанционный курс рассматривался в качестве вспомогательного к основной программе обучения. Рассмотрим цели и задачи предлагаемого курса.
В соответствии с образовательным стандартом основного общего образования по иностранному языку (далее - ИЯ) целью обучения ИЯ в школе является развитие речевых умений для дальнейшего формирования способности и готовности общаться на ИЯ, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная и учебно-познавательная компетенции [2].
Достижение поставленной цели осуществляется постепенно на каждом
промежуточном этапе (классе) на протяжении всего курса обучения. Таким
образом, можно определить цель и содержание обучения английскому языку
конкретно в 5 классе. Другими словами, уточнить прежде всего цель и задачи
предлагаемого Вспомогательного Компьютерного Курса Английского Языка
(ВККАЯ) для учащегося 5 класса. Целью данного курса является содействие
в овладении английским языком учащемуся 5 класса средней школы
с использованием программы Бкуре. Представляется, что достижение
98
поставленной цели возможно при решении нескольких задач, связанных прежде всего непосредственно с обучением языку, а также овладением учащимся компьютерной компетенцией. Таким образом, задачи следующие:
1. Оказать помощь учащемуся в овладении иноязычной коммуникативной компетенцией на уровне 5 класса в говорении, аудировании, чтении, письме).
2. Содействовать овладению учащимся необходимым языковым материалом (лексическим, грамматическим, фонетическим и орфографическим), отобранным в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения для 5 класса.
3. Совершенствовать компьютерную грамотность подопечного, в частности, в овладении программами Skype, Hot Potatoes, Microsoft Word and Power Point, необходимыми для реализации предлагаемого курса.
Разумеется, реализация данного курса обучения, достижение поставленных целей и решение указанных задач требуют отбора необходимого содержания, принципов, а также средств обучения ИЯ.
В первую очередь следует заметить, что выбор содержания занятий
строится на основе того учебного материала, который даётся учащемуся
в школе, поэтому базовым средством обучения выступает школьный учебно-
методический комплекс (УМК) «New Millenium English» для 5 класса под
редакцией Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В. и Карпова Л.Г. Описывая
данный УМК, можно отметить, что он предназначен для четвертого года
обучения и является переходным/стыковочным между курсом «Милли» для
начальной школы и курсом «Английский язык нового тысячелетия» для
средней школы и предназначен для общеобразовательных учреждений,
где английский язык изучается со 2 класса. Комплект состоит из книги для
ученика (Student's book), книги для учителя (Teacher's book), рабочей тетради
(EWorkbook) и мультимедиа приложения. Инновационный учебно-
методический комплект разработан в соответствии с требованиями
федерального стандарта и реализует программу обучения для 2-11 классов
99
общеобразовательных учреждений. Комплект осуществляет плавный переход с начальной ступени обучения английскому языку на среднюю ступень, а также предлагает использовать возможности современных компьютерных технологий.
В ходе ВККАЯ преподаватель организует с учащимся три занятия в неделю, два из которых проходят дистанционно, через программу Skype, а одно осуществляется в режиме живого, непосредственного общения. Длительность каждого варьируется от 45 минут до 1 часа, в зависимости от объема домашнего задания, трудности его понимания и выполнения.
Методическое содержание уроков ИЯ через Skype безусловно имеет точки соприкосновения с традиционными формами проведения занятий и позволяет реализовать целый ряд таких принципиальных положений, как речевая направленность, ситуативиость, функциональность, новизна, не говоря уже об индивидуализации обучения. Как пишет Соловова E.H., перечисленные выше принципы являются неотъемлемым условием успешности и эффективности занятий по ИЯ [Соловова, 2002].
Само же занятие складывается из нескольких этапов, первым из которых является начало урока, включающее в себя оргмомент, речевую зарядку, а также целеполагание. Однако необходимо заметить, что опосредованное общение накладывает свои отпечатки на процесс обучения, поэтому отличительной чертой оргмомента служит не только настрой учащегося на работу и введение в иноязычную атмосферу, но и, что немаловажно, краткий диалог между учителем и учащимся о качестве связи работы программы Skype, от которого зависит четкость и эффективность протекания процесса обучения. Кроме того, в данном вспомогательном курсе обучения целеполагание, как правило, является прерогативой учащегося, так как его основная задача -качественное и своевременное выполнение домашнего задания по предмету.
Затем следует основной этап урока, который, в свою очередь, можно
подразделить на этапы планомерной работы над выполнением домашнего
задания и работы с дополнительным материалом, сопутствующим пониманию
100
и усвоению основного. При выполнении домашнего задания учащийся сообщает преподавателю номер и страницу упражнения, которое нужно сделать, а также дополнительное или же измененное задание, если такие были даны школьным преподавателем. Необходимо отметить, что УМК, с помощью которого осуществляется обучение, имеется как у учащегося, так и преподавателя, что помогает легко ориентироваться при работе через Б куре. Во время же выполнения заданий обучающийся читает, переводит, отвечает на вопросы, связанные с упражнениями. Если же ему что-то не ясно или он просто хотел бы уточнить, узнать или получить дополнительную информацию, то он может всегда задать вопрос учителю. Соответственно и преподаватель имеет возможность произвести контроль понимания учащимся того или иного материала, задать ему вопрос, а также помочь учащемуся глубже разобраться в интересующей его информации, и все это происходит в режиме реального времени.
Удобно использовать чат для мгновенных сообщений, чтобы у учащегося появилась визуальная опора, и это особенно эффективно при введении новой лексики, расспросе ученика, а также объяснении материала, который труден для слухового восприятия. Так, например, при выполнении письменных упражнений можно показать ученику, как построить то или иное предложение, если у него возникают трудности, отправить ученику это предложение, а он затем может записать его себе в тетрадь.
Кроме того, стоит отметить функцию передачи изображения с одного компьютера на другой. Как известно, в современном процессе обучения большое место занимают мультимедийные презентации, сопровождающиеся показом визуального материала для лучшего восприятия и усвоения информации. В обучении ИЯ, например, при введении нового лексического материала преподаватель может использовать беспереводной метод, демонстрируя изображения, вставленные в презентацию. Здесь Бкуре может выступить помощником в обучении, так как благодаря функции передачи
изображения с одного монитора на другой преподаватель может запустить презентацию и транслировать её для учащегося.
Заключительным этапом является обязательное подведение итогов занятия, рефлексия по проведенному уроку, в которой уделяется внимание как дидактическому материалу, его посильности, увлекательности, так и технической составляющей занятия, где учащийся может сообщить, были ли трудности во время урока или же все прошло гладко.
Нельзя не отметить, что существуют и минусы при использовании программы Skype. Главным препятствием видится техническая сторона обучения, так как для обеспечения оптимальной работы в Skype нужен достаточно мощный компьютер с наличием всех необходимых устройств связи (веб-камера, микрофон, колонки). Безусловно, огромную роль при ДО играет постоянный, скоростной и бесперебойный доступ в Интернет. Необходимо заметить, что сбои случаются, но в данной ситуации это только на пользу, так как отрицательный опыт - это тоже опыт.
В заключение необходимо подчеркнуть, что основные положения, изложенные в данной статье, говорят о целесообразности использования программы Skype как вспомогательного средства обучения ИЯ, которое не противоречит традиционным приёмам, а эффективно дополняет их.
Список литературы
1. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. - М., 2002. - 239 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку. - М., 2010.
3. Светлана Шляхтина. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России // URL: http://www.compress.ru/ article.aspx?id=14659&iid=695
4. ВВС русская служба новостей// URL:http://www.bbc.co.uk/russian/ rolling_news/2011/12/111226_rn_russiainternet_users. shtml
5. Skype // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Skvpe
6. Skype Journal // URL: http://skvpeiournal.com/
Jl.A. Желватых, E.C. Щукина
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья английскому языку через всероссийскую программу «i-школа»
В 2010 - 2011 учебном году один из авторов статьи получила возможность пройти курсы дистанционного обучения, организованные Центром образования «Технологии обучения». Целью курсов являлась подготовка учителей различных предметов, в том числе иностранного языка, по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с -ОВЗ) в дистанционном режиме. Предлагаемая методика представляется не только интересной, но и актуальной для внедрёния на территории Пермского края, втом числе в коррекционных школах города Перми, например, в школе № 152. Данная статья представляет собой попытку описать сущность проекта «i-школа», рассмотреть ее миссию, содержание и технологию обучения, а также некоторые результаты.
«i-школа» - это государственное образовательное учреждение в условиях виртуального пространства. Школа открыта в 2003 году в рамках проекта "Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов", который реализуется Департаментом образования города Москвы на всей территории Российской Федерации [3]. Речь идет о детях с различными формами заболевания (органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психическими, соматическими и нервными расстройствами), преимущественно обучающихся на дому.
© Желватых J1.А., Щукина Е.С., 2012