Научная статья на тему 'Обучение академическому письму'

Обучение академическому письму Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1164
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО / ACADEMIC WRITING / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / МАГИСТРАТУРА / АННОТАЦИЯ / ABSTRACT / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / SET OF EXERCISES / MASTER''S DEGREE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новосёлов Михаил Николаевич, Новосёлова Светлана Николаевна

Современное высшее образование невозможно без исследовательской деятельности, результаты которой студент должен уметь представлять на иностранном языке. Представлен комплекс упражнений для студентов магистратуры, направленный на обучение академическому письму. Описанные приемы формируют у студентов навыки формулирования и оформления аннотаций и тезисов научных работ для представления в научном докладе или публикации в научном журнале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Новосёлов Михаил Николаевич, Новосёлова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ACADEMIC WRITING

An integral part of modern higher education is the research activity, which results a Master degree student should be able to present in a foreign language. The article presents a set of educating exercises, aimed to develop academic writing skills. The described technique forms the students' ability to formulate and formalize abstracts of their work for a scientific report presentation or in a scientific journal publication.

Текст научной работы на тему «Обучение академическому письму»

ОБУЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ

Новосёлов Михаил Николаевич

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь преподаватель английского языка дипломной программы Международного бакалавриата,

МАОУ «Лицей № 10», г. Пермь E-mail:novosemikhail@yandex.ru

Новосёлова Светлана Николаевна

старший преподаватель кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь

Е-mail: svetlana220577@mail.ru

TEACHING ACADEMIC WRITING

Mikhail Novoselov, Ph.D.

Associate Professor, Department for Foreign Language Education Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm English Bteacher, International Baccalaureate Diploma Programme,

Lyceum 10, Perm E-mail: novosemikhail@yandex.ru

SvetlanaNovoselova

Senior Lecturer, Department for Foreign Language Education Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: svetlana220577@mail.ru

Аннотация: современное высшее образование невозможно без исследовательской деятельности, результаты которой студент должен уметь представлять на иностранном языке. Представлен комплекс упражнений для студентов магистратуры, направленный на обучение академическому письму. Описанные приемы формируют у студентов навыки формулирования и оформления аннотаций и тезисов научных работ для представления в научном докладе или публикации в научном журнале.

Ключевые слова: академическое письмо; иностранный язык; магистратура; аннотация; методика обучения; комплекс упражнений

Abstract: an integral part of modern higher education is the research activity, which results a Master degree student should be able to present in a foreign language. The article presents a set of educating exercises, aimed to develop academic writing skills. The described technique forms the students' ability to formulate and formalize abstracts of their work for a scientific report presentation or in a scientific journal publication.

Key words: academic writing; foreign language; master's degree; abstract;

teaching methods; set of exercises.

Актуальность обучения академическому письму на английском языке обусловлена развитием академической мобильности, процессами глобализации в образовании и науке. «Академическое письмо» - раздел ESP (Englishfor Specific Purposes), известной как дисциплина «Деловой английский (иностранный) язык», - появляется в учебных планах высших учебных заведений на уровне магистратуры в особенности. В этом контексте актуализируется ряд лингводидактических аспектов, которым посвящена данная статья [6].

Под академическим письмом мы понимаем особый вид речевой деятельности, конечный продукт которой - описание результата исследований магистрантов, аспирантов, ученых на иностранном языке. Академическое письмо имеет цель, как пишет И.Б. Короткина, «научить... выражать и обосновывать свои идеи посредством краткого, убедительного и удобно организованного текста» [4].

Анализ зарубежной литературы, собственный опыт обучения английскому языку для специальных целей позволили выделить и объединить в группы приемы, направленные на формирование и развитие умений академического письма у студентов магистратуры неязыковых факультетов. В совокупности приемы представлены как часть методики формирования иноязычной научно-исследовательской коммуникативной компетенции студентов магистратуры.

Представленная ниже группа приемов (упражнений) направлена на развитие умения формулировать проблему исследования. Данные упражнения позволяют студентам магистратуры научиться отделять спорный тезис от констатации факта.

Студентам предлагаются примеры утверждений и спорных тезисов

[13]:

Statementoffact: Smoking cancausehealth problems.

Arguable thesis statement: The government should ban smoking altogether.

Statement of fact: Small cars get better fuel mileage than 4x4 pickup

trucks.

Arguable thesis statement: The government should ban 4x4 pickup trucks except forwork-related use.

Statement of fact: On average, people with college degrees earn more money in theworkplace.

Arguable thesis statement: A college degree should not be required for the profession.

На следующем этапе студенты анализируют и определяют типы утверждений:

Exercise 1.

The following exercise contains hypothetical thesis statements. On the blank line beside each statement, write «A» if the statement is arguable or «F» if the statement is a statement of fact.

Например,

1. The amount of financial aid available to students should be proportionate to the earning potential of the career fields for which their majors prepare them.

2. Tom Hanks should have won the Best-Actor award for his performance in Castaway.

3. Frank Sinatra was loved and admired by many people.

4. The United States contains citizens of many different ethnicities.

5. Sterling College should make coffee available to students in every building.

6. Driving under the influence of alcohol is dangerous.

7. Penalties for drinking and driving should be more severe.

8. Television networks air a lot of reality shows nowadays.

9. The Harry Potter movies are better than the Indiana Jones movies.

10. Steroid abuse can lead to serious health problems.

Следующий этап - самостоятельная формулирование студентами 35 спорных тезисов.

С помощью примера ниже осуществляется анализ проблемы исследования в целом и определение темы исследования.

Для изучения предлагается фрагмент текста, в котором студент получает задание написать статью о чем-либо, связанном с коммуникацией. Студент посещает колледж на бейсбольную стипендию, и, чтобы его заинтересовать, ему предлагают объединить это задание с бейсболом. Однако его единственная ассоциация, которую он может назвать между этими двумя темами, связана с невербальными сигналами, которые тренеры дают своим игрокам. В день сдачи тезиса студент представляет преподавателю определение своей темы: «Сигналы руками -важная часть бейсбола».

Преподаватель, объяснив, почему данный тезис является констатацией факта, прибегает к мозговому штурму. Он пишет две темы: общение и бейсбол - и просит назвать другие виды общения, связанные с бейсболом. Студент хорошо осведомлен в этой области и начинает называть различные виды коммуникаций: жесты ловцов, общение комментаторов, знаки инфилдеров. После минуты молчания студент, отвлекаясь от непосредственной бейсбольной тематики, рассказывает о разочаровавшем его бейсбольном снаряжении, которое он купил, увидев рекламу. Он подумал добавить еще один круг в схему мозгового штурма -«реклама бейсбольного товара». И студент признается, что после неудачной покупки часто задумывается о рекламном обмане. В конце концов, полностью отойдя от бейсбола, студент через бейсбольный опыт

формулирует проблему коммуникации, вызванную необходимостью распознавания ложной рекламы.

Очередное упражнение направлено на обучение студентов определять тему, объект исследования и формулировать проблему (табл. 1) [11].

Таблица 1 Thesis

General Topic Narrower Topic Statement

education distance education ?

communication the difference in people's voices ?

work paid vacation time ?

dishonesty cheating in sports ?

community volunteerism ?

television reality shows ?

relationships fathers and sons ?

newspapers college newspapers ?

family eating together ?

criminal justice treatment of inmates ?

По сути, представленное является технологией формирования критического мышления, однако это способствует развитию у студентов умений формулировать проблему в собственном исследовании.

Следующим разделом курса «Академическое письмо» является обучение аннотированию научных текстов на иностранном языке, т. к. публикации в научных журналах дают возможность стать частью международного научного сообщества, представить результаты исследований, заявить о себе на конференциях, семинарах и получить грант. Основным требованием к публикациям в научных журналах является наличие аннотации и ключевых слов на иностранном языке [5].

Целью работы над аннотированием является: -определение ключевых слов в исследовательской работе; -ознакомление со структурой аннотации; -вычленение слов-связок для объединения частей аннотации; -написание аннотаций к научным статьям.

Студентам предлагается ознакомиться с алгоритмом написания аннотации и ее качественной характеристикой. Уделяется внимание различным типам аннотаций, где необходимо выделить структуру и отличительные черты [10].

Итоги обобщения отражены на рис. 1:

Descriptive abstract Informative abstract

Describes the major points of the project to the reader. Includes the background, purpose and focus of the paper or article, but never the methods, results and conclusions, if it is a research paper. Is most likely used for humanities and social science papers or psychology essays. Informs the audience of all essential points of the paper. Briefly summarises the background, purpose, focus, methods, results, findings and conclusions of the full-length paper. Is concise, usually 10% of the original paper length, often just one paragraph. Is most likely used for sciences, engineering or psychology reports.

Рис. 1

Следующие примеры упражнений направлены на ознакомление с основными разделами и структурой аннотации [3]:

Task 1. Matchthepartsof an abstract (1-5) to the questions they answer:

1) background; . What was the purpose of research?

2) aims; What were the main findings?

3) approach; What did the research lead to?

4) results; What was the context of the work?

5) conclusion What were the methods used in the research?

Task 2. The following phrases can be used to signal the purpose of each part of an abstract. Divide the phrases (a-l) into four groups according to their functions (1-4).

Functions: 1) state the research questions; 2) present the hypothesis; 3) introduce the method; 4) introduce key results. a) An investigation was taken to explore ...

b) It seems likely that ...

c) Results show that ...

d) The aim of the study was to ...

e) The data suggest that .

f) The present study investigates .

g) The study provides strong evidence that .

h) We demonstrate that .

i) We expected that .

j) We investigated a new method of ...

k) The method involved ...

l) ... was found to ...

Task 3. Read the following structured abstract for a research paper and match sections (1-6) to the parts of the abstract.

1. Findings. 2. Methodology. 3. Purpose. 4. Keywords. 5. Research implications. 6. Originality/ value.

Structuring international service operations: a theoretical framework and a case study in the IT-sector.

A_

The specific challenges with which companies pursuing international manufacturing strategies are faced, if their output also contains a service dimension, are addressed.

B_

A theoretical framework is proposed based on three virtually complementary perspectives by integrating international production, demand, and contemporary ICT-based theory. Subsequently, an exploratory case study in a pure service environment is described that illustrates the value of the framework.

C_

It is possible, for example, to apply the theoretical framework to case studies in internationally operating companies delivering a mix of goods and services.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D_

The present study provides a starting-point for further research in the international manufacturing sector.

E_

Moreover, the framework has proven to be useful in improving the European structure of the case company. This is a notable and promising side-effect of the exploratory study, at least from a managerial point of view.

F_: Multinationals, Service operations, Location, Decision

making.

Task 4. Mark the sentences of the key parts and identify them [12].

(1) Model descriptive abstract

Abstract (Stevenson, 2004) Key Parts

The opportunity to design and deliver short programs on referencing and avoiding plagiarism for transnational UniSA students has confirmed the necessity of combating both the 'alplagiarism-is-cheating' reaction and

the just-give-them-a-referencing-guide' response. The notion of referencing is but the tip of a particularly large and intricate iceberg. Consequently, teaching referencing is not adequate in educating students to avoid plagiarism. In this presentation, I will use the transnational teaching experience to highlight what educating to avoid plagiarism entails._

(2) Model informative abstract

Abstract (Zoltan, 2005)

Key Parts

Metalinguistic awareness contributes to effective writing at university. Writing is a meaning-making process where linguistic, cognitive, social and creative factors are at play. University students need to master the skills of academic writing not only for getting their degree but also for their future career. It is also significant for lecturers to know who our students are, how they think and how we can best assist them. This study examines first-year undergraduate Australian and international engineering students as writers of academic texts in a multicultural setting at the University of Adelaide. A questionnaire and interviews were used to collect data about students' level of metalinguistic awareness, their attitudes toward, expectations for, assumptions about and motivation for writing. The preliminary results of the research show that students from different cultures initially have different concepts about the academic genres and handle writing with different learning and writing styles, but those with a more developed metalanguage are more confident and motivated. The conclusion can also be drawn that students' level of motivation for academic writing positively correlates with their opinion about themselves as writers. Following an in-depth multi-dimensional analysis of preliminary research results, some recommendations for writing instruction will also be presented_

Task 5 [2].

1) Look at the Components of an abstract again and order the sentences to form an abstract.

2) Decide which keywords you would use for this abstract.

3) Decide the type of the abstract.

1) Abstract.

□ The participants were 30 volunteer students, 15 male and 15 female who have recently graduated from the Biology Department of Red Tree University.

□ The participants were asked what influence biology education has on their attitudes regarding world peace and humanity.

□ The results indicated that biology education has some positive impacts on attitudes of the students regarding humanity and world peace.

□ The responses of the participants indicated that, at the end of four year biology education, they have more self- awareness and have greater capacity to love human beings and all the living creatures.

□ The aim of this study was to examine whether biology education has any impacts on attitudes in terms of humanity and world peace.

□ In addition, they reported they had the feeling that they could contribute to the world peace.

□ Biology has always been a beneficial discipline for the human beings.

2) Keywords:..................................................

3) Type of the abstract:.................................

Task 6. Edit the following abstract [8].

1) Complete gaps 1-5 with the correct words: considers respect assessed evidence justify

2) Rewrite underlined sentences a-d using the passive voice.

3) Add linking words where appropriate.

Firstly. Secondly. Generally. In addition. However.

The expansion of higher education systems, new demands on institutions and growing pressures on resources have become common trends across most developed countries. (a) This paper explores the early career paths of academics. (b) It makes initial comparisons between different higher education

systems. (c) We have written this paper with1 _to the Changing Academic

Professionstudy. This study2_the following facts: respondents' degrees, age

at which they qualified, disciplines they studied and now teach. The conditions

of academic work are3 _. The collected data4 _ various degrees of

flexibility and mobility required of academics in the early and later stages of

their careers. The study provides5 _ that academics are becoming more

mobile domestically and internationally. Academics from the 17 countries in the study are quite satisfied with the technical resources provided by their institutions. (d) They criticize the personnel and funds available to support teaching and research.

Task 7. Write the abstract on your article using the following phrases:

The aim of the study was to_

The present study investigates_

The method we applied involved_

The study provides strong evidence that_

We demonstrate that_

We investigated a new method of_

The data revealed_

The study showed_

The study proved_

Results show that_

Results indicate that_

Further research is needed to better understand_

Результатом этой работы является формирование у студентов способности и долговременной готовностисамостоятельно представлять в кратком и логичном виде аннотацию своей научной работы на конференциях любого уровня, международных, в том числе.

Заключительным этапом курса «Academicwriting» является обучение студентов структуре и особенностям оформления научных статей на английском языке.

Студентам предлагается провести анализ литературы и статей на английском языке по проблеме их исследования [1].

Выполнив анализ статей, студенты делают заключение о характерных структурных элементах написания статьи на английском языке:

a. Title

b. Authors

c. Abstract

d. Introduction

e. Methods and Materials

f. Results with Tables and Figures

g. Discussion

h. Acknowledgements

i. References.

Преподаватель предоставляет студентам учебные материалы по написанию статей на английском языке. В результате обсуждения студенты обобщают требования и рекомендации по каждой части статьи

[9]:

Например,

A. Заголовок должен быть конкретен и понятен для целевой аудитории. Раскрывает объект и предмет исследования.

B. Первый автор статьи - лицо, выполнившее работу.

C. Первый параграф, объемом 100-250 слов, обобщающий цели, методы, результаты и выводы статьи. Не содержит цитат, аббревиатур, сносок.

D. Введение содержит ответы на вопросы: Какая проблема поставлена в исследовании. Почему это актуально?

E. Раздел, посвященный решению научной проблемы.

Далее со студентами продвинутого уровня обсуждается возможность публикации научной статьи на английском языке. Основным требованием к зачету является оформление собственной статьи на английском языке, в соответствии с правилами для авторов научных публикаций в зарубежных изданиях [7].

Таким образом, в данной статье продемонстрированы элементы методики формирования умений академического письма студентов магистратуры, которая в рамках отведенного учебным планом небольшого количества академических часов и отсутствия специализированных учебно-методических комплексов способствует развитию навыков оформления научной работы, анализа, систематизации и обобщения информации на английском языке, способствуя становлению исследовательской компетенции студентов магистратуры.

Список литературы

1. Дюканова Н.М. Структура и специфика написания английской научной статьи// Языковой дискурс в социальной практике: матер. междунар. науч.-практ. конф. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. - С. 87-89.

2. Ерёмина В.М. Особенности обучения написанию аннотаций на английском языке//Учен. зап. ЗабГУ. - 2016. - Том 11, № 6. - С. 86-92.

3. Иванова Н.К., Шишкина С.Г. Academic English: thefirststeps: учеб. пособие по английскому языку для магистрантов. - Иваново: Иван. гос. хим.-технолог. ун-т, 2013.

4. Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика. Учеб. пособие для вузов. - Юрайт, 2015.

5. Маркушевская Л.П., Чарская Т.К., Ермошина Н.В., Крашенинникова Н.Н., Калабина С.Е. English for Masters. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2010.

6. Меркулова Э.Н. Академическое письмо на английском языке в российском вузе: проблемы и решения // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 123 (09).

7. Михелъсон Т.Н., Успенская Н.В. Как писать по-английски научные статьи, рефераты и рецензии. - Санкт-Петербург, 1995.

8. Островская Е.С., Вышегородцева О.В. AcademicWriting: концепция и практика академического письма на английском языке//Высшее образование в России. - 2013. - № 7. - С. 104-113.

9. Потанина О.С. Основы научной работы: подготовка научной статьи на английском языке: учеб. пособие. - Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2011.

10. Bailey, Stephen. Academic Writing. A Handbook for International Students. Forth edition. - Routledge, 2015.

11. Coffm,Caroline. Teaching Academic Writing. A toolkit for higher education/ Caroline Coffin, Mary Jane Curry, Sharon Goodman, Ann Hewings, Theresa M. Lillis, Joan Swann. - Routledge, 2003.

12. Writing an Abstract. Writing Centre Learning Guide. - The University of Adelaide [Электронный ресурс]. - URL: http://www.adelaide.edu.au/writingcentre/docs/learningguide-writinganabstract.pdf (дата последнего обращения: 31.05.2017).

13. WritingThesisStatements [Электронный ресурс]. URL:https://www.sterling.edu/documents/academics/ThesisStatement.pd f (дата обращения: 31.05.2017).

© Новосёлов М.Н., Новосёлова С.Н., 2017

РМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ТЕСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Новоселов Михаил Николаевич

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь преподаватель английского языка дипломной программы Международного бакалавриата

МАОУ «Лицей № 10», г. Пермь E-mail: novosemikhail@yandex. ru

Поздеева Екатерина Сергеевна

студентка 741 гр. факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: katerina.pozdeeva@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE DEVELOPMENT OF SENIOR STUDENTS' FOREIGN LANGUAGE TESTING COMPETENCY

Mikhail Novoselov, Ph.D. Associate Professor, Department for Foreign Language Education Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm English B teacher, International Baccalaureate Diploma Programme,

Lyceum 10, Perm E-mail: novosemikhail@yandex.ru

Ekaterina Pozdeeva

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: katerina.pozdeeva@list.ru

Аннотация: статья посвящена исследованиям, в области методики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.