Научная статья на тему 'ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ'

ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская усадьба / дворянская усадьба / средовой дизайн / ландшафтный дизайн / внутренний туризм / бакалавриат / обучение / russian estate / noble estate / design of the environment / landscape design / domestic tourism / bachelor's degree / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробанов Андрей Викторович, Львова Инна Алексеевна, Суздальцев Евгений Леонидович

Авторы рассматривают старинные русские дворянские усадьбы как объекты для создания современных туристически привлекательных объектов. Для реконструкции территорий усадеб, находящихся в неудовлетворительном состоянии, можно и нужно привлекать проекты студентов средового дизайна. Это немаловажно для получения компетенций по дисциплине «Ландшафтное проектирование». При этом получается двойная польза: муниципальные образования получают интересные оригинальные проекты, а студенты обучаются комплексному проектированию исторических ландшафтных объектов, наполняя их современным содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробанов Андрей Викторович, Львова Инна Алексеевна, Суздальцев Евгений Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors consider ancient Russian noble estates as objects for creating modern tourist attractions. To reconstruct areas of estates that are in unsatisfactory condition, it is possible and necessary to involve projects from environmental design students. This is important for obtaining professional competencies in the discipline “Landscape Design”. This results in a double benefit: municipalities receive interesting original projects, and students learn the complex design of historical landscape objects, filling them with modern content.

Текст научной работы на тему «ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ»

сентября 2020 года. - Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2020. -С. 262-265. - EDN UWHUBG

6. Маркова, С.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой / С.М. Маркова, A.M. Петровский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016,- № 6-3. - С. 597-600. -EDNTUCVQW

7. Петров, А.Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе / А.Ю. Петров, М.Н. Булаева, A.A. Сиротова // Человек и образование. - 2016. - № 4(49). - С. 134-138. - EDN YTDMOJ

8. Савченков, A.B. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / A.B. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2(43). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5. - EDN PKHAIU

9. Факторы и показатели конкурентоспособности образовательной программы / A.M. Петровский, М.П. Прохорова, A.M. Хамидулин, К.В. Калинкина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. -№ 11(58). - С. 648-650. - EDN XNJJKH

Педагогика

УДК 378.147

кандидат технических наук Коробанов Андрей Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Государственный университет просвещения (г. Мытищи); кандидат педагогических наук, доцент Львова Инна Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Государственный университет просвещения (г. Мытищи); кандидат педагогических наук, доцент Суздальцев Евгений Леонидович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Государственный университет просвещения (г. Мытищи)

ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ

Аннотация. Авторы рассматривают старинные русские дворянские усадьбы как объекты для создания современных туристически привлекательных объектов. Для реконструкции территорий усадеб, находящихся в неудовлетворительном состоянии, можно и нужно привлекать проекты студентов средового дизайна. Это немаловажно для получения компетенций по дисциплине «Ландшафтное проектирование». При этом получается двойная польза: муниципальные образования получают интересные оригинальные проекты, а студенты обучаются комплексному проектированию исторических ландшафтных объектов, наполняя их современным содержанием.

Ключевые слова: русская усадьба, дворянская усадьба, средовой дизайн, ландшафтный дизайн, внутренний туризм, бакалавриат, обучение.

Annotation. The authors consider ancient Russian noble estâtes as objects for creating modem tourist attractions. То reconstruct areas of estâtes that are in unsatisfactory condition, it is possible and necessary to involve projects from environmental design students. This is important for obtaining professional competencies in the discipline "Eandscape Design". This results in a double benefit: municipalities receive interesting original projects, and students learn the complex design of historical landscape objects, filling them with modem content.

Key words: russian estate, noble estate, design of the environment, landscape design, domestic tourism, bachelor's degree, éducation.

Введение. Как известно, в нашей стране сейчас действует целое направление государственной политики под названием Национальные проекты России. В рамках этих проектов много сделано и делается для развития и совершенствования различных сфер нашей жизни. И здравоохранение, и экология, и образование - нет неважных тем. И одно из направлений Национальных проектов - это туризм и индустрия гостеприимства [7].

В связи с международной обстановкой гражданин России сейчас достаточно сильно ограничен в плане зарубежных туристических поездок. Например, в Европе есть что посмотреть: замки Луары, Дворец дожей, парк Гуэль... При этом немаловажная сфера - развитая туристическая инфраструктура в большинстве европейских стран. Однако ситуация такова, что, даже если сможешь выехать в Европу, то далеко не факт, что общая атмосфера в посещаемой стране удовлетворит не только российского, но даже и европейского туриста. Мы не будем вдаваться в подробности, но это так.

Достаточно большое количество наших сограждан уже давно и не по наслышке знают, что такое внутренний туризм. Направлений для него имеется много, от пеших походов по предгорьям Алтая до речных круизов, от паломничества в святые места до релаксации на пляже. Но, наверное, все согласятся - туристический сервис в нашей стране далеко не идеален. И дело даже не в недостатке гостиниц и точек питания, и не в дорогах, а в другом - в наполненности туризма площадками для интерактива, для знакомства с каким-то видом деятельности, для занятий с детьми.

Надо сказать, что на местах для восполнения таких пробелов делается много. Растет популярность этнофестивалей и реконструкций, люди шире втягиваются в интерактивы на дни города, улучшается сама атмосфера на известных и не очень известных экскурсионно-туристических маршрутах. И мы хотим коснуться одного из интересных и инфонасыщенных направлений российского туризма - посещения дворянских усадеб и усадебно-парковых комплексов. Обучающий потенциал данных объектов заключается в том, что студенты, изучающие дисциплину «Ландшафтное проектирование», могут погружаться в историческую среду и выполнять творческие задания непосредственно на местности, имеющую ту или иную степень подлинной сохранности.

Изложение основного материала статьи. Существует множество исторических дворянских усадеб («родовых имений»), которые на слуху, которые активно посещаются и дают большое количество знаний и впечатлений. К примеру, усадьбы русских писателей - Спасское-Лутовиново в Орловской области (И.С. Тургенев), Карабиха в Ярославской (Н.А. Некрасов (рис. 1), Ясная Поляна в Тульской (Л.Н. Толстой) - имеют статус охраняемых государством и несут на себе почетный груз культурно-просветительской работы.

Кроме общепризнанного культурно-исторического и просветительского значения, старинные русские усадьбы обладают еще и огромным потенциалом в сфере обучения, в частности, обучения студентов-дизайнеров среды. Кому как не им отвечать в будущем за архитектурно-ландшафтное наследие, тем более в свете наполнения его современным туристическим смыслом. Таким образом, мы хотим коснуться темы развития старинных русских дворянских усадеб с точки

зрения туристического интереса к ним. Особенно остро, как нам кажется, стоит вопрос развития усадебного туризма на просторах нашей необъятной страны, в провинции, где находится огромное количество сельских дворянских усадеб, представляющих несомненный образовательный интерес [8, С. 211].

Рисунок 1. Карабиха - музей-усадьба Н.А. Некрасова в Ярославской области. Фото авторов

Надо отметить, что исследованиям в области содержания и восстановления старинных дворянских усадеб посвящено достаточно много публикаций. Так, в публикации Ю.Г. Маренковой прямо поднимается проблема сохранения дворянских усадеб, которые были очагами российской культуры, тем богатейшим пластом, оказывавшим влияние и на просвещение населения, и на воспитание, вне зависимости от того, где находилась усадьба [5, С. 31]. В исследовании Зайцевой Л.А. [1, С. 3] говорится о потенциале развития усадебного туризма на примере Нижегородской области: « ... решение вопроса сохранности усадеб и развитие усадебного туризма возможны при условии эффективного государственно-частного партнерства».

Е.В. Федина рассказывает об опыте сохранения усадеб в Калужской области: «Калужская область одной из первых стала применять механизмы государственно-частного партнерства (механизм привлечения частных инвесторов к решению общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях) - в 2012 году было заключено первое в России концессионное соглашение в отношении объектов культурного наследия - усадьбы Полотняный завод (усадьба Гончаровых)» [11] (рис. 2).

Рисунок 2. Усадьба Полотняный завод, Калужская область. Главное здание. Фото: [6]

Исследование С.И. Кривова с соавторами отмечает этапы развития русской дворянской усадьбы и ее характерные особенности [3]. В публикации Соловцова A.A. рассматриваются условия быта и содержания провинциальных дворянских усадеб, имеющих, как правило, обширный парк с каскадом прудов [10, С. 85]. Статья E.JI. Суздальцева с соавторами поднимает вопрос о реставрации одной из старинных усадеб по имеющимся изобразительным источникам с целью наиболее точного сохранения ее облика [9]. В целом, мы отмечаем, что в обществе существует интерес к старинному быту,

к образу жизни наших предков. Наблюдается некая ностальгическая тоска по тем уютным и красивым ландшафтам, в которых царили покой и созерцательность. Современному жителю больших городов зачастую не хватает тишины, успокоенности отдаленных от суеты туристических мест отдыха.

К сожалению, сейчас большинство дворянских сельских провинциальных усадеб находятся не в самом лучшем состоянии. Например, даже знаменитейщая усадьба фабриканта Храповицкого, построенная архитектором Петром Бойцовым в селе Муромцево Владимирской губернии, имеет вид почти руин (рис. 3).

Рисунок 3. Усадьба Храповицкого. Фото авторов

Есть усадьбы, не территории которых открыты какие-либо современные (или старые, но подзабытые) объекты, например, Воскресная школа в усадьбе Демьяново в г.о. Клин Московской области, где от главного барского дома практически ничего не осталось, но действует храм и активно проводятся работы по облагораживанию территории (рис. 4).

Рисунок 4. Усадьба Демьяново. Вид на центральную площадь и Воскресную школу. Студенческий проект

Парковая зона должна вписаться в городской ландшафт как место отдыха горожан. Этой усадьбе повезло хотя бы в том, что она находится непосредственно в городской черте, и оставлять запущенный пустырь в столь красивом месте кажется совершенно нерациональным.

В обучении бакалавров - дизайнеров среды одним из главных разделов является ландшафтное проектирование. И несколько лет назад на факультете ИЗО и НР Московского государственного областного университета (ныне Государственный университет просвещения) было принято решение уделять внимание обучению бакалавров-средовиков на примере проектирования и реконструкции территорий усадебных комплексов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с целью сделать данные объекты туристически привлекательными. Как правило, это территории, имеющие экскурсионно-туристический потенциал - либо по своей истории, либо по месторасположению, либо по наличию культурно-значимых и социальных объектов поблизости (храмов и монастырей, мест отдыха, уникальных природных образований). Далеко не всегда эти территории с историческими постройками охраняются государством, поэтому, как мы считаем, необходимо наполнять их современным смысловым содержанием. Мы не можем утверждать, что все проекты, выполненные нашими студентами в рамках курсового и дипломного проектирования, были благожелательно приняты органами территориального управления (в основном из-за недостатка финансирования), однако часть проектов имели и имеют некоторое продолжение и частичное воплощение. Несомненным положительным аспектом учебного проектирования

территорий усадебных комплексов является то, что местные муниципалитеты получают актуальные проекты, причем абсолютно бесплатно, а студенты учатся, решая на пути проектирования целый ряд задач, что подтверждает широкий охват и потенциал дворянских усадеб.

Задачи, поставленные перед преподавателями и студентами при проектировании территорий усадебных комплексов, можно разделить на группы:

1. Исследовательские - студенты должны найти исторический материал, провести аналитическую работу, «раскопать историю» данного места, выявить сохранившиеся элементы исторической застройки и формирования ландшафта.

2. Воспитательные - приобщение к родной культуре, прививание уважения и любви к наследию, формирование патриотических чувств к своей родине.

3. Просветительские - выявить значимые составляющие территории, привлечь к ним внимание посетителей, познакомить их с историко-культурными основами усадебной организации, пробудить интерес, особенно юного поколения, к истории своей страны.

4. Собственно обучающие - проект усадебной территории, как правило, имеет комплексный характер, поэтому обучающиеся решают целый ряд задач: привязка проектируемой территории к транспортным магистралям, формирование парковочной зоны, решение парадного и дополнительных входов и въездов, планировка с учетом расположения строений, разбивка дорожно-тропиночной сети, формирование озеленения, выявление доминанты, проектирование различных зон -детской, спортивной, административно-хозяйственной и т.п., подбор оборудования и материалов, проектирование авторских объектов - малых архитектурных форм, арт-объектов, садово-парковой скульптуры. Проводится работа по стилистике всего комплекса, чтобы она не противоречила историческим объектам. Также важное значение имеют элементы монументально-декоративного искусства как средства формирования зрительных и эмоциональных впечатлений [4]. При проектировании паркового комплекса на территории старинной усадьбы необходимо уделять внимание и средствам визуальных коммуникаций и формированию фирменного стиля объекта, особенно если он имеет на своей территории гостиницу, ресторан, музей [2].

Приведенный выше пример реконструкции ландшафтного парка в усадьбе Демьяново - также студенческий проект, автор Малеса Е.С., научный руководитель Львова И.А. Поскольку восстановить усадьбу именно как усадебный комплекс не представлялось возможным, то было решено сделать парк со всей современной атрибутикой: обширной детской площадкой, прогулочными зонами, обзорной площадкой и т.д.

Проект «Разработка проектных предложений по реконструкции приусадебной территории усадьбы Покровское-Засекино» Одинцовского района Московской области выпускницы Кирсановой А.Р. под руководством Суздальцева Е.Л., выполненный по заказу частных инвесторов, содержал в себе не только реконструкцию главного здания и усадебных построек и преобразование их в гостиничные пространства, но и предусматривал организацию конюшни и двора с сельскохозяйственными животными. Расположение усадьбы способствует привлечению посетителей, т.к. она находится не очень далеко от г. Одинцово, имеет обширный пруд и является местом отдыха. И если в летний период с наполняемостью гостиницы проблем нет, то в нетуристический сезон возможность пообщаться с лошадьми, покататься на них, поухаживать за ними - это прекрасный вид времяпрепровождения семей с детьми. А еще есть возможность погладить козу, посмотреть на кур и гусей, покормить кроликов - источник искренней детской радости.

Разрабатывались также:

- исторический комплекс «Аракчеевские казармы» в Новоселицах Новгородской области, построенный в 1820 г., с организацией там военно-патриотического лагеря для детей-сирот и детей из неблагополучных семей, с реконструкцией старого военного кладбища и возведением монументов в честь защитников Отечества;

- подмосковная усадьба Горенки (г. Балащиха Московской области): реконструкция фасадов сохранившихся построек, въездной зоны с воротами, восстановление колоннад, организация территории, оформление зеленых зон и т.д. с целью сделать территорию усадьбы городским сквером (рис. 5);

Рисунок 5. Колоннада в усадьбе Горенки. Студенческий проект

- расширение территории усадьбы Горенки до имевшихся в 19 в. 108-ми гектаров с целью создания конно-спортивного комплекса (рис. 6).

Рисунок 6. Манежи конно-спортивного комплекса в усадьбе Горенки. Студенческий проект

Выполнялись и другие проекты, связанные с усадьбами.

Выводы. Мы считаем, что обучающий потенциал старинных русских дворянских усадеб используется далеко не полностью. Как видно из приведенных примеров, проектирование современных культурно и социально значимых объектов на территории усадеб, имеющих низкую сохранность, может иметь достаточно интересное развитие, формируя экскурсионно-туристическую направленность какого-либо района или города, сохраняя его историческую ценность и имея положительное влияние на развитие внутреннего туризма. Формирование профессиональных компетенций дизайнеров при работе над такими ландшафтными объектами происходит комплексно, имеет большое значение в становлении будущего дизайнера. Нам думается, что данная тема далеко не раскрыта, необходимо шире охватывать географию проектирования, чтобы в сфере данной деятельности оказывалось как можно больше старинных усадебных комплексов, которым нужно придавать актуальное, привлекательное для населения звучание.

Литература:

1. Зайцева, Л.А. Дворянские усадьбы как потенциал культурно-познавательного туризма Нижегородской области / Л.А. Зайцева // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2022. - Т. 8, № 4. - С. 3-14. - DOI 10.18413/2408-93462022-8-4-0-1. - EDN WEHALX

2. Коробанов, A.B. Основы проектирования фирменного стиля: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / A.B. Коробанов, Е.В. Мирончук. - М.: Издательство «Перо», 2016. - 107 е. - ISBN 978-5-906862-82-2. -EDN JLZXAQ

3. Кривов, С.И. История русской сельской дворянской усадьбы / С.И. Кривов, A.A. Спиченко, H.A. Бахлова // Времен связующая нить. Культура русской усадьбы: альманах: материалы научно-просветительской конференции, Калуга, 16-17 апреля 2021 года / ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского». - Калуга: Индивидуальный предприниматель Стрельцов Илья Анатольевич, 2022. - С. 61-64. - EDN RVIJHH

4. Львова, П.А. Процесс средового проектирования и монументально-декоративное искусство / П.А. Львова // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: Сборник научно-методических статей факультета ИЗО и HP МГОУ. № 3. - М.: МГОУ, 2018. -С. 121-125. -EDNUZHCYG

5. Маренкова, Ю.Г. Проблема сохранения дворянских усадеб - символа русской культуры / Ю.Г. Маренкова // Наука и культура в условиях глобализации: Материалы 11-ой МНПК, Челябинск, 25 октября 2018 года. - Челябинск: ООО Научно-исследовательский центр «Антровита», 2018. - С. 30-35. -EDN YLYEDZ

6. Музей-заповедник «Полотняный Завод». - http://www.kaluga-museum.ru/polotnjaniy_zavod сайт (дата обращения: 15.10.2023)

7. Национальные проекты России. - Туризм и индустрия гостеприимства. https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriya_gostepriimstva/ сайт (дата обращения: 12.10.2023)

8. Осипова, Е.А. Историко-культурные контексты понятия «русская провинция» / Е.А. Осипова // Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия: Материалы VII межрегиональной заочной научно-практической интернет-конференции с международным участием, Кострома, 25-30 октября 2021 года / Сост. З.В. Даниелян, науч. редактор Ж.А. Захарова. - Кострома: Костромской государственный университет, 2021. - С. 210-215. - EDN JUTEAI

9. Роль изобразительных источников в восстановлении исторического облика усадьбы Семеновское-Отрада / Е.Л. Суздальцев, A.C. Соколова, И.А. Львова, Н.Л. Ларионова // Архитектон: известия вузов. - 2023. - № 2(82). - DOI 10.47055/19904126 2023 2(82) 12. - EDN CDECQK

10. Соловцов, A.A. Дворянская усадьба XVIII века как памятник архитектуры, очаг культуры и просвещения / A.A. Соловцов // Княгиня Е.Р. Дашкова - выдающийся деятель русского просвещения: Материалы Всероссийской конференции, посвященной 275-летию со дня рождения Е.Р. Дашковой, Орехово-Зуево, 22 марта 2018 года. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2018. - С. 81-88. - EDN VJMEYE

11. Федина, Е.В. Изучение опыта сохранения и популяризации культурного наследия на примере Калужской области / Е.В. Федина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 4 (399). - С. 154-155. - URT: https://moluch.ru/archive/399/88215/ (дата обращения: 20.10.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.