Научная статья на тему 'Обучающие технологии в системе образования нового времени'

Обучающие технологии в системе образования нового времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучающие технологии в системе образования нового времени»

шеклассников и студентов географической картины мира как составляющей общей культуры человека. Но, возможно, самое главное — обратить внимание учащихся на неразрывное переплетение взаимосвязей между людьми, территорией и пространством. Именно в этом, по нашему мнению, состоит геоэкологический взгляд на мир, который обусловливает решение практической задачи - формирование у студентов географической картины мира как компонента экологической культуры и общей культуры современного человека на основании интегративнос-ти и непрерывности географического и экологического образования, полу ченного на разных этапах обучения.

ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Л. Н. Раинкина

Текущее столетие многие исследователи и публицисты называют веком образования. Кто-то из мудрецов сказал: «Образование все получают, многие передают, но лишь очень немногие его имеют». Сам термин «образование» означает появление в результате процесса обучения у человека некоей новой структуры понимания. Такие структуры могут появиться только при использовании самоорганизующихся, синергетических способов. Еще со времен Сократа и Аристотеля известно, что эффективное обучение имеет место только при самообучении. Полученное в результате самостоятельной работы, «в муках», знание сохраняется долго, а при надлежащей методике подачи учебного материала является системным и мировоззренческим. Основа творческого обучения - «Сократовский диалог». При массовом обучении преподаватель не в состоянии обеспечить

257

режим диалога с каждым учащимся, в этой связи идея использовать компьютер в роли своеобразного «виртуального» преподавателя кажется очень привлекательной.

Нет сомнения, что такие диалоги могут разрабатывать только сами педагоги. По существу, речь идет о переводе в электронный вид методики преподавания дисциплины и педагогических приемов работы конкретного преподавателя. Каким образом реально можно осуществить такой перевод? Один из подходов — когда педагог-предметник сам овладевает искусством программирован™ и переводит свою методику обучения в электронный вид. Некоторые размышления и результаты из опыта движения автора по этому пути представлены ниже.

Поставлена задача перевода в электронный вид процесса обучения гидромеханике. Этот предмет входит в естественнонаучный цикл дисциплин, составляющий основу инженерных знаний. Для предметов этого цикла характерно: наличие логики построения дисциплины, что упрощает формализацию и решение поставленной задачи — с одной стороны; наличие большого количества формул, рисунков, графиков, схем, что существенно усложняет задачу - с другой стороны.

Для решения этой задачи была изучена среда визуального программирования “Visual Basic”, в которой подготовлено программное обеспечение обучающей технологии под условным названием «ИнформГидро». Технология обучения построена по модульному принципу. Для каждого модуля имеется: несколько справочных файлов; обучающие программы по усвоению теоретического курса и решению задач с мягким рейтинговым текущим самоконтролем; лабораторная работа с программой по её защите. Ключевым моментом в программе является работа студента со справочным файлом. Для того чтобы студент мог разобраться в проблеме и сформировать для себя некую систему, компьютер должен выступать в роли учителя и советчика.

Справочная информация в каждом конкретном случае должна быть адресной и предназначаться для решения конкретного вопроса. Необходимая глубина понимания существа дела до-

258

сгигается с помощью гиперссылок (можно посмотреть вывод формулы, трактовку и сферу применения физического закона, «освежить» в памяти то или иное понятие. Задачи в обучающей программе предлагаются по схеме от простого к сложному.

Основная цель тестирования при контроле качества обучения - установить степень достижения целей обучения каждым студентом, независимо от достижений других членов группы. Для этого служат критериальноориентированные тесты, в которых задания должны соотноситься с уровнями усвоения знаний. В тестовом задании анализируется некое понятие или физический закон в разных практических проявлениях. Для его характеристики предлагается семь утверждений, из них четыре, пягь или шесть истинных, остальные ложные. При каждой новой загрузке программы порядок ответов в списке задает генератор случайных чисел. На каждое понятие предлагается пять заданий, которые выбираются случайным образом. Выбор считается верным, если выбраны все правильные ответы. Таким образом, для гарантированного правильного ответа на задание студент должен из 35 утверждений выбрать 25 — 28 истинных.

Одним из тестовых заданий является задача. И сходные данные задает генератор случайных чисел. Решение нужно получить в виде числа с определенной точностью. Выбор задачи производится из нескольких вариантов. Для получения зачетных баллов нужно правильно вычислить все требуемые величины. При проведении итогового контроля важно, чтобы итоговый контроль был безусловно очным, а чтобы сделать итоговый контроль весомым, необходимо свести к минимуму число попыток сдачи экзамена. В идеале для получения гарантированного результата обучения студенту нужно предоставить только одну попытку в сессию.

Подобные технологии могут быть использованы при получении образования дистанционно. В контексте очного обучения они органично вписываются в классический учебный процесс, позволяя преподавателю организовать управляемую самостоятельную работу студентов.

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.