Научная статья на тему 'Обучаемые или обучающиеся?'

Обучаемые или обучающиеся? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10229
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучаемые или обучающиеся?»

130

Высшее образование в России • № 8, 2004

невозможно. И тогда встает вопрос: чему учить в первую очередь? На мой взгляд, содержание обучения определяется теми задачами здравоохранения, которые предстоит решать «завтрашнему» врачу [1].

В базовой подготовке врача доминирующее место по праву занимает естествознание, поскольку оно раскрывает способы и механизмы устойчивого взаимодействия человека с окружающей средой. Иначе говоря, естественнонаучное образование можно рассматривать в качестве основного компонента фундаментализации. При этом дисциплины, входящие в программу профессионального обучения будущего врача, обязательно должны представлять собой единое целое с общей целевой функцией, объектом исследования, методологией построения и ориентироваться на сущностные междисциплинарные связи.

Все это позволяет более точно обосновать образовательную парадигму, в которой главный для врача объект изучения -человек и его здоровье - должен рассматриваться во всем многообразии его взаимоотношений с окружающим миром - социальных, психологических, экологических, эволюционных. Применение такого комплексного подхода к изучению человека и его здоровья выступает как существенный признак фундаментализации образования, раскрывающий структурно-

функциональные связи сложного целостного предмета изучения.

Итак, интеграция естественных и медицинских наук при подготовке врача становится концептуальной основой современного образования. При этом акцент должен быть сделан на создании интегративных курсов, обеспечивающих переход от дисциплинарной модели профессионального образования к системной. Содержание обучения должно в целом обеспечивать классическое медицинское образование в сочетании с глубокой фундаментальной (естественнонаучной и гуманитарной)подготовкой. Это достигается оптимизацией соотношения и содержания циклов различных дисциплин, учебной и производственных практик, курсовых работ по отдельным дисциплинам и по дисциплине специализации.

В данном отношении особый интерес представляет междисциплинарный подход к обучению студентов. Именно он обеспечивает глубокую профессионализацию процесса подготовки специалиста и одновременно - его фундаментализацию.

Литература

1. Балахонов А.В. Фундаментализация естественнонаучного образования как фактор становления личности будущего врача // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6. - СПб., 2002. -С. 248-257.

М. КОЧЕТКОВ, доцент Сибирский юридический институт МВД

РФ

В теории образования особое значение имеет понятийно-категориальный аппарат. Это связано с практической направленностью данной области знания, где выполняемые ею функции в значительной степени зависят от принимаемого во внимание содержания понятийно-категориального аппарата. Не случайно редкое диссертаци-

Обучаемые или обучающиеся?

онное исследование обходится без анализа базисных определений.

В современных законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вместо привычного ещё 10-15 лет назад термина «обучаемый» («обучаемые») фигурирует «обучающийся» («обучающиеся»). Такое изме-

Редакционная почта

131

нение связывалось с развитием гуманистических тенденций в образовательной теории и практике и на первый взгляд кажется вполне логичным: необходимо исходить из создания таких образовательных условий, которые инициировали бы самостоятельный, самоактуализированный характер познавательной деятельности.

Данное понятийно-терминологическое изменение видится нам в ряде случаев некорректным:

1. С точки зрения содержания других понятий, «пересекающихся» с рассматриваемым. Если понадобилось изменение одного понятия, то следует привести в соответствие и остальные, в частности, вместо понятия «воспитанник» употреблять «воспитывающийся», однако в ФЗ «Об образовании» говорится о воспитанниках. Понятие «воспитание» шире «обучения», следовательно, изменение этимологии последнего должно согласовываться с этимологией слова «воспитание». Коль скоро в ФЗ «Об образовании» фигурирует понятие «воспитанник», а не «воспитывающийся», то логичным являлось бы использование в том же законе в сходных смысловых контекстах термина «обучаемый», а не «обучающийся».

2. В связи со спецификой процесса образования как явления целенаправленной деятельности общества. Проблемы гуманистического плана обусловлены прежде всего взаимодействием субъектов педагогического процесса, когда педагог реализует направляющее воздействие на обучаемого.

Признанные авторитеты, чьи воспитательные принципы являются для педагогов ориентирами (Коменский Я.А., Корчак Я., Макаренко А.С., Ушинский К.Д. и др.), уделяли исключительное внимание проблемам обеспечения дисциплины, осуществления наказания, не исключали их из арсенала

воздействия на личность. При этом неизменно подчёркивалась необходимость минимизации роли дисциплины и наказания как внешнего воздействия на человека. Так, на фронтисписе «Великой дидактики» надпись гласит: «Всё происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей».

Отмеченные ключевые аспекты проблемы гуманизации образовательного процесса как раз и обусловлены его спецификой: необходимостью оказывать направляющее воздействие на развитие человека. «Уход» от этой специфики на понятийно-терминологическом уровне (использование вместо понятия «обучаемый» понятие «обучающийся») вовсе не является шагом к решению проблемы, а, скорее, «уводит» от неё.

3. Исходя из антропологической позиции в педагогике, оказание направляющего воздействия не является противоестественным, негуманистичным явлением, так как может относиться к внутреннему диалогу человека, а не только к межличностному общению. В этом случае совершенствование человеком способностей к педагогическому воздействию, самопознанию, самоорганизации, оптимизации процесса своей жизнедеятельности в целом является как целью, так и условием эффективного выполнения равнозначно важных «ролей» воспитателя и воспитанника. Если же вместо термина «обучаемый» использовать термин «обучающийся», то в этом случае нивелируется равнозначность отмеченных составляющих педагогического процесса.

Таким образом, изменение термина «обучаемый» («обучаемые») на «обучающийся» («обучающиеся») видится нам неоправданным. Несмотря на то, что отмеченное изменение нашло отражение в российском законодательстве самого высокого уровня, оно является нецелесообразным и нуждается в корректировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.