УДК 796:061.2/.3
ОБСУЖДЕНИЕ ИТОГОВ 5 ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАНЫ И ЗДОРОВЫ»
Кандидат педагогических наук, доцент Д. В. Фонарев Чайковский государственный институт физической культуры
Чайковский В.Г. Бауэр, Москомспорт Москва
DISCUSSION OF 5 ALL-RUSSIAN RESULTS CONFERENCES «CHILDREN OF RUSSIA ARE FORMED AND HEALTHY»
D.V. Fonarev, Ph.D., Associate Professor Chaikovsky State Institute of Physical Culture
Chaikovsky V.G. Bauer, Moskomsport Moscow
Ключевые слова. ДРОЗД, проблемы физического воспитания школьников, специальная медицинская группа, образ жизни школьников
Аннотация: На прошедшей 29 ноября научно - практической конференции в Санкт-Петербурге ученые и практики в области физической культуры и спорта поднимали острые вопросы для обсуждения перед представителями министерства образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
Участники конференции были единогласны в том, что за последние 3 года в стране произошли значительные перемены в реформировании отрасли физической культуры и спорта. И это благодаря ежегодным докладам Президенту и министрам от рабочей группы конференций и конгрессов, в которых, кстати сказать, ученые из нашего города тоже были представлены.
Keywords: DROZD, problems of physical training of the schoolboys, special medical group, schoolboys life style
Summary. On last scientifically - practical conference in St.-Petersburg on November, 29th scientists and experts in the field of physical training and sports taught important questions to discuss in front of Education Ministry representatives, public health services, physical training and sports.
Participants of conference were unanimous that for last 3 years in the country there were considerable changes in reforming branch of physical training and sports. Because of annual reports from working group of conferences and the congresses where scientists from our city also were to the President and ministers.
На прошедшей 29 ноября научно - практической конференции в Санкт-Петербурге ученые и практики в области физической культуры и спорта поднимали острые вопросы для обсуждения перед представителями министерства образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
Участники конференции были единогласны в том, что за последние 3 года в стране произошли значительные перемены в реформировании отрасли физической культуры и спорта. И это благодаря ежегодным докладам Президенту и министрам от рабочей группы конференций и конгрессов, в которых, кстати сказать, ученые из нашего города тоже были представлены.
К положительным моментам следует отнести и строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (Президентская программа «1000 ФОКов»), и увеличение количества обязательных урочных занятий в школах с двух часов до трех, и поддержка инновационных проектов «СпАрт», «Президентские состязания», «Спортивно ориентированное физическое воспитание», «Навигатор здоровья», «Фитнес-движение», «ДРОЗД», «Спортивная команда», «Спортивный клуб», «Спортивная культура».
Ведущей силой в реформировании физической культуры и спорта в регионах становятся главы территориальных субъектов федерации (губернаторы, мэры, главы поселений). Неоднократно освещался опыт работы республики Татарстан, Башкортостан, городов Ростов-на-Дону, Новосибирска, Омска. Данные регионы ежегодно участвуют в ярмарке передовых технологий, которая проходит под крылом «Лиги здоровья наций» (председатель главный кардиохирург России, академик РАМН Лео Бокерия)
Вместе с тем в ряде субъектов федерации, а в особенности в муниципальных образованиях не считают массовую физическую культуру и спорт приоритетным вектором в формировании личности. Тому пример сокращение ставок педагога по спорту в общеобразовательных учреждениях Пермского края. Известная пятикратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина так прокомментировала ситуацию по Пермскому краю: «Надо спросить с руководителей всех ведомств о выполнении решения январском заседания Государственного совета РФ от 2002 года и обращения Федерального собрания к органам государственной власти о развитии физической культуры и спорта в стране от 13 марта 2002 г. N 156-СФ....», где четко определено, что (цитирую) «..следует широко использовать потенциал массового детского, дворового спорта, активизировать участие в этой сфере органов местного самоуправления. Школьные и ведомственные спортзалы, спортплощадки, стадионы, спортивно-оздоровительные центры и другие спортивные сооружения должны стать максимально доступными и притягательными для детей и молодежи.
Далее вниманию заинтересованных читателей привожу некоторые неоспоримые факты существующих противоречий в школьном физическом образовании по России, приведенные участниками конференции.
Основные проблемы в физическом воспитании школьников России
На единицу единовременной пропускной способности спортивных школьных залов приходится 17 учащихся; на одного учителя физкультуры приходится более 200 школьников; одновременно на уроке физкультуры присутствует класс до 35 школьников, различных по уровню физического развития и физической подготовленности, по половым и психическим признакам, генетическому потенциалу и биологической зрелости (до 3-4 лет различия).
Можно ли эффективно проводить урок физкультуры при существующей оснащенности спортзала (скакалка, гимнастическая палка, обруч и набивной мяч), что равносильно оснащенности урока ручкой при обучении детей школьному письму. Добиться, чтобы в этих условиях урок физкультуры был обучающим, воспитывающим и развивающим, проводился с учетом индивидуальных особенностей, не представляется реальным. Не случайно, в среднем на уроке физкультуры учащийся активно двигается в пределах лишь 12-15 минут, изредка достигая по интенсивности развивающей зоны.
Расчеты показывают, что повсеместное внедрение третьего урока физкультуры потребует дополнительно 62 тыс. учителей физкультуры и более 25 тыс. спортивных залов, а также увеличение на 50% объема заработной платы. Существующая действительность (даже при расширении спортивной базы) не подтверждает возможность в ближайшие десятилетия реализации третьего урока физкультуры.
Общеизвестно, что среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей, существенную роль играет двигательная активность и уровень проявления физической подготовленности. Науке и практике известно, что моторное развитие детей линейно улучшается в 6-8 летнем возрасте, а в 14-15 лет замедляется или останавливается. Обратить внимание педагогов на детей в этом возрастном диапазоне, главным образом, послужило мотивом создания инновационных площадок непрерывного дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности.
Сущность инновационного физического воспитания состоит в обязательности использования основного метода спортивной подготовки - физической тренировки, как способа изменения состояния морфо-функциональных систем организма, на основе использования механизмов его адаптации к физическим нагрузкам.
Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для улучшения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма соответствует лишь одной четверти и, неизбежно ведет к уменьшению продолжительности жизни.
Спортивная наука доказала, а практика подтвердила, что шестичасовые в неделю спортивные занятия могут иметь оздоровительный эффект и оказывать благоприятное влияние на: процессы роста и развития ребенка; нормальное половое созревание и развитие физических качеств; высокий иммунный статус и степень его адаптации; повышенную работоспособность и пониженную заболеваемость. При дефиците двигательной активности у детей наблюдается предпатологическое состояние, задержка роста и развития. Из этого следует, что приоритетная ценность спорта «для всех» обусловлена необходимостью его расширения и нуждается в создании моральных и материальных стимулов к ориентации на эти ценности.
Великому Гёте принадлежат замечательные слова «Чтобы добиться успеха в жизни нужно заниматься тем, что дается легче всего. Но не делать это изо всех сил!». Для этого необходимо выявить уровень здоровья детей, ведущие физические качества и способности, а тренеру - знать решение каких задач облегчается при их наличии.
Использование отечественного опыта, научных и технологических достижений, а также создание новых организационно-методических условий для активного освоения учащимися ценностей спортивной культуры - является перспективным направлением развития инновационных преобразований в содержании и структуре физического воспитания и спортивной тренировки, а именно:
- повышение уровня здоровья, всестороннего физического развития и двигательных способностей;
- формирование оптимального двигательного режима;
- направленность обучения на освоение технологий и ценностей спорта.
Обобщенный Ассоциацией «Народный Спорт Парк» показатель физического здоровья и работоспособности более чем у 470 тыс. детей, показал, что 0.6% детей имеют отличный, 11.4% -достаточно хороший, 27% - удовлетворительный уровень вышеуказанного показателя, следовательно, лишь 39% детей могут быть вовлечены в систематические занятия спортом. Цель спортивных занятий - не только оздоровление и повышение адаптивных возможностей организма ребенка, но и воспитание устойчивой привычки, потребности в ежедневных занятиях, осознанной мотивации.
Не нужно сравнивать себя с другими детьми или соперничать с ними, а нужно сравнивать себя с самим собой вчерашним, соперничать самим с собой, по темпам прироста показателей.
Потребность физического мира - быть лучше не представляет собой никакой ценности в мире духовном. Там нет борьбы за первенство, Там у каждого своя дорога, которая нужна ему и одновременно всем. (Доктор Лууле Виилма «Прощаю себя», 2003 г.)
Современная ситуация в образовательных учреждениях (на 31 декабря 2006 г.)
В стране функционируют 61951 образовательных учреждений и 6794 учреждений дополнительного образования детей.
Кадровое обеспечение: всего работников образовательных учреждений 129084 человек, дополнительного образования 81984 чел, всего 211068 человек или 75.0% общего числа работников сферы физической культуры и спорта. Средний возраст специалистов составляет 47 лет.
Лиц, занимающихся физической культурой и спортом в образовательных учреждениях 7131884, в учреждениях дополнительного образования детей 3822785 человек, всего 10 954 669 или 59.0% от общего числа занимающихся.
Материально-техническое обеспечение по данным 1-фк, среди ведомств органы образования имели 28.9% единовременной пропускной способности спортивных сооружений. По итогам 2002 года ЕПС спортивных залов общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования, ССУЗ и ВУЗ составила 1397869 человек или 84%.
К спец. мед. группам относятся 4.7% учащихся школьников и до 14.8% студентов. Только 51.9% из них посещают специальные занятия. Вместе с тем в аттестатах требуется поставить отметку по предмету «физическая культура». Спрашивается, как аттестуются остальные 50% учащихся, если им не выдается справка о том, что ученик прослушал соответствующий курс? На сегодняшний день научно-исследовательским институтом физической культуры г. Санкт-Петербурга разработана методика проведения тестирования физического состояния детей подготовительной и специальной групп. Я уже не говорю о том, что официально существуют учебные программы по физическому воспитанию для данных детей. Если раньше учитель физкультуры всеми способами отрекался от проведения занятий с данной категорией учеников, мотивируя, что у него нет специального образования, то в условиях современной подготовки и переподготовки специалистов в обязательном порядке изучается курс «Адаптивная физическая культура и спортивная медицина».
Образ жизни школьников Общая физическая активность (данный показатель в странах Европы принят за единицу измерения здоровья) подростков школьного возраста составляет 0,86 часа в день (при норме 3 часа), тогда как ежедневное неактивное физическое поведение составляет 6,13 часа. В странах Европы показатель физической активности составляет в среднем 2,6 часа.
50% мальчиков и 80% девочек затрудняются организовать самостоятельные занятия для собственного развития. Причиной тому могут являться несколько факторов: самый распространенный - об этом не рассказывает учитель на уроках; на втором месте - отсутствие мотива этим заниматься; далее следует фактор отсутствия возможности заниматься.
Следует задуматься о здоровье нации поколения нынешних 6-8 летних детей. Именно данный возраст согласно диспансеризации 2002 года самый малочисленный по стране (в среднем 600 тыс. мальчиков и 610 тыс. девочек). А если учесть, что среди них уже сегодня только 38-40 процентов абсолютно здоровых детей, что же с ними будет дальше, ближе к детородному возрасту?
Осознание собственного развития ребенком возможно лишь при условии самооценки физкультурно-спортивной активности. Этот постулат никак не могут принять некоторые преподаватели физической культуры. Чем дальше школа расположена от научных центров, тем процент оппонирования возрастает. А что собственно сложного в проведении элементарных замеров самочувствия ребенка на занятии и параллельно с этим обучать этому нехитрому делу своего воспитанника. В мире создано на сегодняшний день около 50 методик в оценке оперативного состояния организма, предлагаются варианты дневников (паспортов) здоровья, но не пробить наших учителей. Вместе с тем, каждый из них при получении диплома о высшем образовании сдавал экзамен по спортивной медицине. Получается, тренируем ребенка, а в каком направлении это происходит - не знаем. Так недалеко и до летальных исходов. Их по статистике официально ежегодно регистрируется до 20 случаев, перетренированность регистрируется у каждого 7 воспитанника. А сколько еще неофициальных данных.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы обратить внимание читателей на ту ситуацию, в которой находятся Ваши дети.