Научная статья на тему 'Обсуждение актуальных проблем современной тюркологии на международном научном конгрессе «Этническая история и культура тюркских народов Евразии» (Омск, 27-30 сентября 2011 года)'

Обсуждение актуальных проблем современной тюркологии на международном научном конгрессе «Этническая история и культура тюркских народов Евразии» (Омск, 27-30 сентября 2011 года) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TURKIC PEOPLES / ETHNO-ARCHEOLOGY / INTERNATIONAL CONGRESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борисенко Алиса Юльевна, Худяков Юлий Сергеевич

At sessions of the International Congress actual problems of topical scientific issues of ethnic history and ethnical culture Turkic peoples of the Eurasian continent have been discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSIONS ABOUT ACTUAL PROBLEMS OF MODERN TURKOLOGIST AT INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONGRESS «ETHNIC HISTORY AND CULTURE OF TURKIC PEOPLES OF EURASIA» (Omsk, 27-30 September 2011)

At sessions of the International Congress actual problems of topical scientific issues of ethnic history and ethnical culture Turkic peoples of the Eurasian continent have been discussed.

Текст научной работы на тему «Обсуждение актуальных проблем современной тюркологии на международном научном конгрессе «Этническая история и культура тюркских народов Евразии» (Омск, 27-30 сентября 2011 года)»

ОБСУЖДЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ТЮРКОЛОГИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНОМ КОНГРЕССЕ «ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ТЮРКСКИХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ» (ОМСК, 27-30 СЕНТЯБРЯ 2011 ГОДА)

В течение последних дней сентября 2011 г. в Омске на базе Омского государственного университета, Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН и Сибирского филиала российского Института культурологии состоялся Международный научный конгресс, посвященный обсуждению актуальных научных проблем этнической истории и этнокультурогенеза тюркских народов Евразийского континента.

Работа конференции открылась торжественным пленарным заседанием в актовом зале Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. С приветствиями к собравшимся участникам конференции обратились заместитель министра образования Омской области В. В. Титенко, проректор университета В. Г. Козлов. А. Г. Селезнев огласил приветствие консула Республики Казахстан в Омске, а Н. А. Томилов зачитал приветствие академика-секретаря историко-филологического отделения РАН, директора ИАЭТ СО РАН, академика А. П. Деревянко.

Научную программу пленарного заседания открыл доклад В. Ольшевского (Торунь, Польша) «Уровни идентификации польских татар в историко-этнологическом контексте». В своем выступлении докладчик напомнил, что татары появились на территории Польши и Великого княжества Литовского еще в XIII в. Часть их в дальнейшем ассимилировалась поляками. Некоторые знатные татары, принявшие христианство, стали польскими дворянами. Среди таких людей был сын темника Мамая, ставший дворянином в Великом княжестве Литовском. В XVI в. на территории Речи Посполитой проживало от 7 до 9 тыс., в XX в. на территории Польши - 2-2,5 тыс. татар. Часть из них называет себя «литовскими татарами», другая часть «польскими татарами», или просто «мусульманами». Какая-то часть польских татар мигрировала в Османскую империю, но они не смогли там ужиться и вернулись в Польшу. В Российской империи польские татары служили в российской армии. Во второй половине XX в. польские татары поддерживали борьбу крымских татар за возвращение на свою родину в Крым из районов депортации. В настоящее время польские татары поддерживают связи со многими зарубежными татарами, живущими в странах Европы, Азии и Америки. В докладе автор также акцентировал внимание на проблемах самоидентификации польских татар.

Доклад Н. А. Томилова (Омск, Россия) был посвящен интеграционной ориентации омских конференций по этнической истории тюркских народов. В своем выступлении докладчик проанализировал основную тематику докладов на прошедших ранее конференциях, посвященных изучению этногенеза и этнокультурной истории тюркских народов, значительная часть которых была ориентирована на интеграцию археологических и этнографических исследований и комплексное использование разных видов источников. Он подчеркнул также необходимость обмена опытом по проблемам комплексных исследований тюркских народов стран СНГ и соседних государств.

Большой интерес у аудитории вызвал доклад Р. Ф. Беляева (Хельсинки, Финляндия) «Татарская община Финляндии в XIX - начале XXI в. Опыт сохранения идентичности». По сведениям, приведенным в этом докладе, татары появились на территории Финляндии еще в XVI в., при царе Иване IV Грозном. Татарские воины участвовали в составе войск Московского царства в осаде Ревеля. В 1806 г. после включения Финляндии в состав Российской империи служилые татары были перебазированы на ее территорию в составе российских войск. Они служили в гарнизонах Хельсинки и Выборга. В XIX в. при армейских подразделениях, состоявших из татар, были введены имамы. Интересно, что их работу оплачивало российское военное министерство. За период расквартирования этих подразделений в XIX в. сменилось четыре имама. В архиве Татарского общества в Финляндии сохранились метрические книги, в которых велись записи о мусульманах. В конце XIX - начале XX в. в этой

стране поселились татарские купцы из Нижегородской губернии. В 1925 г. мусульманская община татар в Финляндии насчитывала 1 000 чел. Первая и единственная до настоящего времени мечеть в Финляндии построена в г. Ярвенляя в 1943 г. В этом же году священная книга мусульман Коран была переведена на финский язык. В 1960 г. был создан Татарский культурный центр в г. Хельсинки. Во время «зимней войны» 1940 г. 143 татарина служили в финской армии, 10 из них погибли на фронте. Татарская община имеет контакты с мусульманами Европы и Америки. В разные годы ее посещали президенты Финляндии и Турции.

Выступление Ю. И. Михайлова (Кемерово, Россия) «К проблеме истоков мифологической общности тюрко-монгольских народов» было посвящено поиску таких истоков. К числу «свидетельств» о них выступавший отнес памятник Синташта и сейминско-турбинские бронзовые изделия, в том числе известную находку бронзового ножа из могильника Ростов-ка, на котором изображены фигурки человека и лошади. Подобные предположения вызывают серьезные сомнения и нуждаются в доказательствах.

В докладе Л. А. Чвырь (Москва, Россия) «"Страна тюрков" в жизни и творчестве Галии и Балкис Кармышевых» было рассказано о судьбе этих татарских женщин, матери и дочери, происходивших из этнической группы мишарей из Казанской губернии. По торговым делам они оказались в Синьцзяне. После возвращения муж Галии был репрессирован и погиб, а женщины уехали в Среднюю Азию, где Балкис занималась этнографическими исследованиями.

В выступлении Г. А. Аксяновой (Москва, Россия) содержалась информация об антропологических особенностях сибирских татар. В совместном докладе Р. Н. Мусиной и С. В. Сусловой (Казань, Россия), который прочла первая докладчица, говорилось об этапах становления и развития тюрко-татарской этнологии в г. Казани. А. П. Ярков (Тюмень, Россия) выступил с сообщением о характере экономических отношений в Сибирском юрте. По мнению автора доклада, называть объединение сибирских татар государством, или ханством, не вполне правомерно. Он определил «Сибирский юрт» как некое социокультурное пространство.

В рамках конгресса был проведен XIX научный симпозиум «Интеграция археологических и этнографических исследований в изучении этнической истории тюркских народов Евразии», с работы которого начались сессионные заседания.

B. Е. Медведев (г. Новосибирск, Россия) сделал доклад «Болонь: с древности до современности», в котором проанализировал археологические материалы и исторические сведения о поселениях на оз. Болонь в Приамурье. Болоньский могильник и городище, изученные автором доклада, отнесены в развитому средневековью, Х1-Х11 вв. На острове Ачан, расположенном недалеко от одноименного села, находились могилы дючеров, или ачанов. В окрестностях озера был расположен Ачанский городок, в котором Е. Хабаров оборонялся от маньчжуров. Место расположения этого городка до сих пор не найдено.

В совместном докладе А. Ю. Борисенко, Ю. С. Худякова и К. Ы. Белинской (Новосибирск, Россия) были изложены результаты изучения в Центральной Азии древнетюркских каменных изваяний, изображающих женщин. В результате исследований, проведенных в последние годы, было выявлено, что женские изваяния устанавливались в ходе совершения обрядов поминального цикла не только западными, но и восточными тюрками.

Доклад В. А. Жука и Н. А. Томилова (Омск, Россия) «Этноархеологическое направление отечественной науки: периодизация процесса развития» был посвящен анализу результатов предшествующего развития и современному состоянию этноархеологии.

М. П. Черная (Томск, Россия) сделала доклад «Историко-архитектурный облик средневекового сибирского города: методика сравнительного анализа». Автор подчеркнула необходимость междисциплинарного подхода к изучению исторических городов. Это выступление вызвало у аудитории много вопросов.

А. В. Матвеев и С. Ф. Татауров (Омск, Россия) вынесли на суд аудитории результаты раскопок Екатерининского V (Ананьинского) городища, которое является памятником времени существования Сибирского ханства. В этом выступлении был проведен сравнительный анализ материалов раскопок этого городища с другими городищами Сибирского юрта.

C. С. Тихонов (Омск, Россия) рассказал о результатах экспедиционных исследований русских этнографо-археологических комплексов в среднем течении Томи. Автор доклада считает весьма перспективными для изучения заброшенные деревни XIX - первой половины

XX в. на р. Тайдон, население которых переехало в с. Салтымаково и города Кузбасса. В прошлом в этих населенных пунктах жили чуваши, раскулаченные и ссыльные крестьяне.

Большой интерес у присутствующих вызвал доклад А. И. Бураева (Улан-Удэ, Россия) «Антропологическое изучение скульптурных изображений из кургана Шороон-Дов (Монголия)». В докладе были представлены материалы из раскопок Российско-монгольской экспедиции в Центральном аймаке Монголии в 2009 г., где в местности Шороон-Дов в долине р. Тола была раскопана гробница правителя телесского племени Бугу. Гробница была сооружена по китайскому образцу. В ней найдена каменная плита с эпитафией, выполненной китайскими иероглифами в 677 г. в честь правителя племени Бугу. В гробнице были найдены деревянные и керамические скульптуры людей в раскрашенных одеяниях, птиц и рыб. Одна из скульптур в высоком колпаке изображает самого правителя - «дуду» племени Бугу. Результаты этого исследования должны существенным образом расширить имеющиеся представления о влиянии китайского заупокойного культа на погребальные обряды вассальных телесских племен.

Много споров вызвало выступление Л. И. Егоровой (Якутск, Россия) «Истоки культа Неба у тюркских народов и его периодизация». Выступавшая пыталась проследить эти истоки в палеолитическом искусстве, что вызвало естественные сомнения и возражения. Выступавшие в дискуссии А. П. Ярков, Ю. С. Худяков и другие заинтересованные слушатели отметили, что для высказанных в докладе заключений нет серьезных оснований. Докладчице было необходимо ретроспективно проследить истоки этого культа в культурах исторических эпох, непосредственно предшествующих сложению этнографической культуры якутов. В ходе дискуссии затрагивались вопросы влияния тюрок на селькупов, взаимодействия русской и аборигенных культур Сибирского региона.

На сессии «Археологические исследования этнической истории тюркских народов» была заслушана серия докладов, посвященных различным аспектам средневековой этнокультурной истории тюркских и тунгусских народов Сибири и Дальнего Востока.

Л. М. Плетнева (Томск, Россия) проанализировала находки железных предметов из состава уздечного набора из одного курганного погребения из могильника, расположенного в устье р. Малой Киргизки в Томской области. Эти предметы находят аналогии в предметном комплексе енисейских кыргызов развитого средневековья.

В выступлении Л. А. Чиндиной (Томск, Россия) говорилось о памятниках культуры эвенков на левобережье Оби в ее среднем течении. Были рассмотрены материалы со стоянки Ше-ника Эт (Берестяная деревня).

Ю. С. Худяков (Новосибирск, Россия) выступил с докладом о символах и атрибутах кыргызской государственности в раннем и развитом средневековье. Некоторые из проанализированных элементов государственной символики были характерны не только для енисейских кыргызов, но и для других тюркских и монгольских народов.

Выступление Е. М. Данченко (Омск, Россия) было посвящено изучению процессов тюр-кизации населения Среднего Прииртышья в средние века. Проиллюстрировать высказанные в этом докладе положения было призвано выступление М. А. Грачева (г. Омск, Россия), в котором представлялись материалы раскопок одного средневекового погребения с частичным захоронением коня, расположенного на окраине Омска.

В. В. Михалев (Омск, Россия) в своем выступлении обратился к анализу «татарской» керамики из памятников Среднего Прииртышья. По мнению выступавшего, подобное определение является условным.

Доклад О. В. Дьяковой (Владивосток, Россия) «Тюркский компонент в погребальном обряде средневековых тунгусо-маньчжуров» содержал анализ некоторых особенностей заупокойной обрядности племен мохэ по материалам раскопок могильника Монастырка-3. По мнению докладчицы, тюрки принесли в Приморье обряд кремации в VII в. На одном из памятников есть иероглифическая надпись «Начальник крепости в устье реки».

Выступление А. М. Илюшина (Кемерово, Россия) «Басандайская этнокультурная общность как Верхнеобская орда Восточного Дешт-и-Кыпчака» утверждалось, что район Верхней Оби испытал три волны миграций кыпчаков: в X-XI, XII, XIII вв. Эти предложения вызвали определенные сомнения у части аудитории.

С. С. Тихонов (Омск, Россия) выступил с сообщением, в котором проанализировал «археологическую составляющую» этнографо-археологических комплексов аялынцев. Автор подчеркнул наличие методологических проблем, связанных с исследованием рассматриваемых комплексов.

В выступлении И. Ю. Чикуновой (Тюмень, Россия) содержался анализ хозяйственной деятельности обитателей городища Черепаниха-2. На основании анализа керамического комплекса городища памятник был датирован VIII-X вв., что подтверждают данные радиоуглеродного анализа.

Доклад Л. В. Татауровой (Омск, Россия) содержал сведения об особенностях печного строительства у русского населения в Омском Прииртышье в XVII-XIX вв.

Ю. В. Герасимов (Омск, Россия) в своем выступлении рассказал об особенностях погребального обряда потчевашской культуры по материалам раскопок могильника Алексеев-ка-50.

В заслушанных докладах содержалась ценная информация о результатах раскопок отдельных памятников. Были предложены различные подходы к их анализу и реконструкции на основе изучения археологических материалов, особенностей хозяйственной деятельности и государственности средневековых тюркских этносов.

Работа конгресса была приурочена к 70-летнему юбилею ведущего сибирского этнографа, основателя современной омской школы этнографии и этноархеологии Н. А. Томилова. Участники конгресса смогли поздравить юбиляра во время торжественной встречи, а также посетить Музей археологии и этнографии Омского государственного университета, в котором была открыта выставка, посвященная научной деятельности юбиляра. Они также присутствовали на концерте «Дом Дружбы приглашает друзей», подготовленном творческими коллективами национально-культурных центров разных народов, проживающих на территории Омской области.

А. Ю. Борисенко

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории гуманитарных исследований Новосибирского государственного университета

Ю. С. Худяков

доктор исторических наук, заведующий кафедрой археологии и этнографии гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН

A. Yu. Borisenko, Yu. S. Khudyakov

DISCUSSIONS ABOUT ACTUAL PROBLEMS OF MODERN TURKOLOGIST AT INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONGRESS «ETHNIC HISTORY AND CULTURE OF TURKIC PEOPLES OF EURASIA» (Omsk, 27-30 September 2011)

At sessions of the International Congress actual problems of topical scientific issues of ethnic history and ethnical culture Turkic peoples of the Eurasian continent have been discussed.

Keywords: Turkic peoples, ethno-archeology, international congress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.