Научная статья на тему 'Обсуждаем статью «Воображение»'

Обсуждаем статью «Воображение» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
476
78
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обсуждаем статью «Воображение»»

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, Т. VI, № 4

бсуждаем

статью «Воображение» ;Р

В. П. Филатов

Познание во многом опирается на способность человеческого сознания создавать образы и модели, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. В этом отношении познавательная деятельность сближается с искусством, в котором творческое воображение играет ключевую роль. Однако воображение играет роль не только в познавательных актах, имеющих творческий характер. Оно проявляется уже в обычном восприятии, в котором человек всегда домысливает, воображает невидимые стороны воспринимаемого объекта. И в целом поступающая в наши глаза и другие органы чувств сенсорная информация недостаточно полна, чтобы на ее основе однозначно опознавать окружающие объекты. Поэтому наше сознание постоянно продуцирует догадки относительно характера этих объектов - так называемые «объект-гипотезы». Вполне можно предположить, что в этом процессе участвует спонтанная, не осознаваемая нами способность воображения.

В эпистемологии проблема воображения заняла значительное место благодаря Канту, который в «Критике чистого разума» развил учение о схематизме мыслительной (рассудочной) деятельности, основанной на продуктивной способности воображения. Воображение Кант истолковывал как промежуточную способность между чувственностью и рассудком. В результате, творческое воображение оказывается важнейшей предпосылкой возможности познания, одновременно соединяющей и разделяющей чувственность и рассудок. Вместе с тем, отводя такую важную роль воображению, Кант считал, что его природа и механизмы действия труднодоступны для человеческого познания. «Этот схематизм нашего рассудка в отношении явлений и их чистой формы есть скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы которого нам вряд ли когда-либо удастся с£ угадать у природы и раскрыть»1. ^

Последующее развитие эпистемологии и философии науки, на о мой взгляд, во многом подтвердило этот пессимистический прогноз ^

____X

I

X

Материал подготовлен в рамках гранта РФФИ № 04-06-80259а. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 223.

И. П. ФАРМАН

немецкого мыслителя. Признание бесспорной роли воображения в познании сочеталось с относительной бедностью описания характеристик воображения в теоретико-познавательных концепциях. А в философии науки проблематика творческого воображения вообще была выведена за скобки в свете известного разделения между «контекстом открытия» и «контекстом обоснования». Будучи отнесенным к первому из этих «контекстов», воображение оказалось предметом психологии научного творчества. Попытки преодолеть указанное разделение, создав «логику научного открытия» (Ч. Пирс, Н.Р. Хэнсон и др.) и включив в философию науки изучение «личностного знания» (М. Полани), «индивидуальной лаборатории ученого» и т.п., привели к некоторым интересным результатам, но все же не дали ясного ответа на вопрос о возможностях собственно философского анализа роли воображения в познании.

С этими трудностями сталкивались и авторы интересных работ, посвященных обсуждаемой проблеме", и авторы помещаемых ниже статей энциклопедического типа. Можно сказать, что уяснение природы воображения, его отношения к различным познавательным способностям по-прежнему остается важной задачей философии.

И. П. Фарман

Воображение - важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. Эта способность обусловлена самой природой мышления, в соответствии с которой человек имеет дело не только с действительными объектами, но и идеальными представлениями. Воображение функционирует как система, дающая возможность соединить чувственное и рациональное и образно представить себе с разной степенью ясности практически любой предмет, процесс, ситуацию, в том числе не воспринимавшуюся в целом в действительности, естественно невозможную или вообще не представимую наглядно. Характерными чертами воображения являются природная способность к непосредственному усмотрению связи вещей, их сходств и различий; наглядная переработка конкретных чувственных образов и создание общих понятий («стол» вообще); выбор вариантов; схватывание целого раньше его частей и создание того единства, которое человек не в состоянии осознать рационально.

Специфической особенностью воображения является продуктивная творческая способность, проявляющаяся во всех областях знания

" См.: Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность: Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. М., 1989; Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1996; Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. Минск, 1984; Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М., 1996.

как отход, «отлёт» от действительности, предвосхищение того, чего ещё нет (например, результата раньше его конкретного получения), как эвристический приём в процессах прогнозирования, предвидения, открытия и создания нового. На этом основании воображение трактуется как всеобщий акт познания.

Понятийно и терминологически воображение было определено в античной философии при рассмотрении геометрических объектов. Вместе с тем специфическая способность воображения соединять на-глядно-образные представления и чисто умозрительные идеи, предположения, догадки проявилась в создании первых натурфилософских картин мира, содержащих гипотезы относительно происхождения Земли, жизни, устройства Вселенной и т.д. Способность к соединению в воображении интеллигибельного и чувственно постигаемого Платон пытался определить через состояние сна. Однако воображение понималось им и как имеющее непосредственное отношение к поискам истины, которая добывается не только «телесными глазами», но и > > «духовным оком», способным проникнуть в «безвидное». Прокл называл способность воображения «фантазией». При этом воображение трактовалось не как произвольная, а как направленная мысленная операция с умопостигаемым содержанием. Птолемей рассматривал свои математические гипотезы как «воображаемые фикции».

Философско-гносеологическая трактовка воображения сложилась , в Новое время: акцентируется его рациональный характер, способ- |

ность к обобщению, абстрагированию, соединению чувственного и рационального не только в образе, но и в языке. Кант отводил воображению ключевую роль в процессе познания. Он разработал учение о продуктивной способности воображения и его многочисленных функциях, раскрыл связь воображения с понятийным мышлением и $ выражением представлений в слове, которое уже само по себе является обобщением, определил синтез и связанный с ним процесс систе- j матизации как действие воображения по упорядочению и созданию единства знания в целом. Кант считал, что высшая деятельность воображения проявляется в области идей. Гегель определил место воображения в структуре познания как связанного с представлением. Выделив три ступени представления: припоминание, силу воображения и память, он особенно отметил силу воображения (Einbildungskraft), его напряжение, активность и действенность. Гегель различал воспроизводящую (вызывающую образы без непосредственного созерцания) и ассоциирующую силу воображения как деятельность более высокого с£ порядка, состоящую в отнесении образов друг к другу, подведении j«j единичных предметов под всеобщие и придании образности всеоб- о щему; показал зависимость обеих от богатства памяти как арсена- §

ла образов. Этот аспект получил развитие в психологии (Г. Рибо, Л.С. Выготский). В познавательном смысле, как «помощника в позна- х нии» рассматривал воображение Ж. Пиаже. (у?)

M. A. КУКАРЦЕВА

В XX в. развивается линия трактовки воображения в связи с креативной деятельностью в контексте проблем антропологии, психоанализа, герменевтики, экзистенциализма (Фрейд, Юнг, Кассирер, Гада-мер и др.). Изучается роль воображения в научном познании, практически все этапы которого связаны с функциями воображения в явном или неявном виде, начиная с замысла, «ядра» в виде образа (Kerngestalt) до выявления искомого факта и перевода его в понятие. Особенно активно работает воображение на стадиях планирования, моделирования, технического конструирования. В совокупности всех своих функций воображение участвует в создании «научной картины К<.'( мира», которое предполагает сложный синтез теоретического знания и образных представлений не только из естествознания, но и других областей. Многие компоненты современного научного знания остаются «непрозрачными» для обыденного сознания, требуют расшифровки, перевода в доступные образы, тем не менее такое целостное видение мира приобретает гносеологический статус, нормативное значение и становится показателем общекультурного развития.

Воображение является важнейшей личностной характеристикой человека; есть сложный комплекс представлений и образов, определяющих его поведение, стремления, желания, внутренние переживания, эмоциональный мир, включая творчество; в каждодневной жизни воображение выступает как необходимое условие существования (Л.С. Выготский), «животворящее начало» (К. Паустовский), «главная сила души человеческой» (Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов).

М. А. Кукарцева

Воображение - одна из высших психических функций. Воображение осуществляет произвольную регуляцию познавательных процессов; управляет эмоционально-потребностными состояниями человека; создает внутренний план действий. Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. В отличие от восприятия, оно отрывается от наличной ситуации и выполняет функцию идеального опережающего отражения действительности в форме образа, является основой наглядно-образного мышления. От мышления воображение отличает то, что оно воспроизводит образы в их индивидуализированной единичности, а мышле-X ние - обобщенно и схематизированно. От памяти воображение отли-Ц чается общей проекцией образов: воображение связано с будущим, а С память с прошлым. К разновидностям воображения относят фанта-¡2 зию, мечты, сновидения, галлюцинации, грезы.

X Механизм воображения недостаточно изучен. Можно иредполо-

X"

^ жить, что он складывается из единства рационально-логических и I оценочных, эмоционально-чувственных составляющих психики. Ра-:JUL ционально-логические элементы реализуются в процессе осуществле-

ния активной и продуктивной форм воображения, в ходе которых человек волевым актом вызывает у себя релевантные образы и выстраивает их в соответствии с намеченным планом, целью. Эти формы воображения реализуются в научном, техническом, художественном видах творчества. В них воображение часто связано с интуицией: замысел, идея работы могут формироваться тогда, когда внимание субъекта сосредоточено на мечтах, фантазиях и пр., что созвучно с известным призывом «мыслить в сторону», в разных формах выраженным Лагранжем, Пуанкаре, Адамаром, Эйнштейном. Этому сопутствует ассоциативность и диссоциативность образов воображения, которую исследовали, например, представители ассоциативной психологии XIX в., Бергсон и др. Возможности воображения подчеркивались Дильтеем, Коллингвудом, Дреем и др. в анализе методологических средств познания истории.

В своих репродуктивных и пассивных формах воображение преимущественно влияет на потребностно-эмоциональную сферу сознания. Здесь оно почти смыкается с восприятием и памятью, хотя и оперирует образами, которые соотносятся с чувствами человека. Воображение наполняет предметным содержанием потребности, придавая им устойчивую направленность, превращая их в установки при встрече с воображаемым предметом удовлетворения потребности. Управляемое эмоциональным фактором воображение является отражением так или иначе настроенного субъекта, а не дифференцированной картиной объективной действительности.

Активность воображения в эмоционально-чувственной сфере про-

является в том, что возникающие образы могут не иметь никакого референта в реальности; например, образ Химеры, часто используе-мый как обозначение любой фантазии вообще, предстает как выражение могущества сил зла, что свидетельствует о ярко выраженной тенденции воображения к метафорическому отражению мира. Обратная связь воображения с эмоциями названа в психологии «законом эмоциональной реальности воображения» или «законом реальности чувств». Она состоит в том, что фантазии вызывают вполне реальные переживания, что воображаемый объект и создавший его акт воображения в сознании субъекта могут совпадать, а это приводит к поддающимся констатации физиологическим и психическим реакциям человека. Воображение может быть спонтанным или начинаться с волевого акта субъекта. Работа воображения включена в процесс самоопределения личности, так как мечты наряду с целями задают на- х правление жизненного пути последней.

©

В классической философии наиболее важным исследованием во- с

ображения является учение Канта о схематизме понятия, создаваемом ®

воображением, которое наметило возможные способы связывания х. чувственного и рассудочного познания. Однако преобладание в фило-

софии и психологии XIX - начала XX вв. позитивистского тезиса о X

сводимости воображения к ощущению сузило возможности позитив- (Ц)

12 Зак. 3111 -|77

ill

ного решения проблемы гносеологического статуса воображения. Наиболее плодотворные попытки понимания воображения как инструмента познания были предприняты в начале XX в. Бине и Рибо, которые подчеркнули роль субъекта в образотворчесгве.

Воображение анализировал Бергсон, объясняя связь воображения и восприятия с помощью памяти, что также оставляло открытым вопрос о познавательном статусе воображения. В дальнейшем феноменология поставила проблему интенционального характера воображения. Воображение всегда направлено на какой-то объект, даже если он реально не существует. Восприятие и воображение осуществляются в едином потоке сознания, различаясь способом интенционирова-ния: восприятие направлено на вещь, воображение - на образ вещи. Восприятие получается богаче образа, так как в восприятии находится множество пустых интенций - аспектов вещи, которые не воспринимаются, например, дно вещи. Воображение восполняет пустые интенции восприятия. Интенциональность воображения делает качество объекта трансцендентным, внеположенным воображению. Например, красный предмет: краснота как его качество трансцендентно воображению, возникает образ образа - квазикрасное. Трансцендентальная концепция воображения выделила в отдельный класс исследований проблему воображаемого и самого воображения, что привело, например, Сартра, к необходимости различать воображение и восприятие не по интенции, а по степени причастности к реальности. У Сартра воображение утрачивает гносеологическую функцию и служит способом эмоционального освоения действительности. Особенности воображения инспирировали появление в начале XX в. имажизма как художественного течения, основанного на оперировании конкретно-зримыми образами, возникающими из-за нетрадиционного взгляда на вещи и оказывающими на человека неожиданное воздействие.

В. В. Селиванов

Воображение (англ. imagination - воображение, фантазия) - психический процесс, основывающийся на аналигико-синтетической деятельности и заключающийся в преднамеренном или непроизвольном создании субъектом функциональных нереальных образов и мыслей, которые, как правило, взаимосвязаны между собой и включены в тот X или иной контекст. Содержанием воображения являются такие про-Ф цессы, как: агглютинация (совмещение в психической активности не С соединяемых обычно качеств, свойств, частей разных предметов, что приводит к созданию нереального образа); схематизация (слияние X отдельных представлений или образов, при котором сглаживаются различия, а черты сходства выступают отчетливо; например, проду-I цирование художником орнамента, элементы которого взяты из рас-т тительного мира); гиперболизация (увеличение или уменьшение

предмета, а также изменение количества частей предмета или их смещение); типизация (выделение существенного, повторяющегося в однородных образах и формирование нереального образа; например, в художественной литературе собирательные образы героев произведения) и др. Классическими образами воображения выступают некоторые мифологические и сказочные персонажи. Например, образ русалки (создан посредством агглютинации), мальчик с пальчик, великан (сформированы через гиперболизацию) и т.д.

Психологическим содержанием мышления являются процессы анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования. Воображение строится личностью на базе аналитико-синтетической деятельности мышления, которая обобщается и трансформируется в более комплексные процессы, например агглютинации. Мышление преимущественно направлено на адекватное отражение действительности. Активность воображения главным образом предназначена для создания нереальных, фантастических образов и мыслей. В этом смысле воображение -это создание «нереальной реальности», того, что не существует, не было или не будет существовать. Отходом от реальности, вымыслом, фантастичностью воображение отличается от наглядно-образного мышления и представления.

В собственно воображении присутствует хотя бы минимальное осознание (или чувство) фантастичности, нереальности тех образов или мыслей, которые формирует субъект. Воображение характеризуется тем, что в нем прекращается непроизвольное искажение образов-представлений и осуществляется свободное оперирование образами без установки на их адекватность и воспроизведение (Т. Рибо, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). В целом в воображении субъект осознает существование объективной реальности (1); осознает, как он отражает эту реальность (2); понимает свое отношение к реальности (3); конструирует и осознает вымышленную реальность и собственное отношение к ней (4). Поэтому к сфере фантазии не относятся особенности детского мышления - синкретизм, глобальность, реализм, цен-трация, анимизм, артифициализм и пр. Данные особенности мышления приводят к созданию нереальных образов и несуществующих причинно-следственных связей между предметами (например, ребенок может думать, что вода движется, потому что по ней плывут лодки). Дети подобным образом отражают действительность в силу особенностей их мыслительной деятельности, однако нереальные образы и мысли воспринимаются ими как реальность, как мир вокруг них, поэтому здесь нет осознания и даже чувства фантазии. Ц®

К воображению не будут относиться и заблуждения человека, не- С правильное установление причин, отражение второстепенного в каче- ©

¡■■Н

стве существенного, иллюзии и т.п. Однако элементы вымысла, фан- х

X

тазии могут быть з данных психических явлениях.

Как правило, воображение начинает функционировать, когда у че- I ловека не хватает знаний для решения проблемы или описания ситуа- (У)

ции, когда блокированы способы реализации желаемого, потребностей, и данные «пустоты» заполняются фантастическим содержанием. Воображение играет важную роль в творчестве, в решении нестандартных задач, где прежнего опыта личности недостаточно для нахождения ответа, где необходимо по-новому представить ситуацию, условия и требования проблемы.

В жизни личности воображение иногда приобретает форму особой внутренней деятельности, выражающейся в мечтах. Мечта - это образ желаемого будущего, характеризующийся оттенками нереальности; ' образ будущего, сложно реализуемого или длительно достигаемого.

. Выделяются следующие виды воображения: по степени активно-

§ЙЙ сти: пРоизвольное _ целенаправленное создание нереальных образов Цк и мыслей; непроизвольное - спонтанное образование фантастических йШг образов предметов или ситуаций (в сновидениях, грезах); по уровню новизны и оригинальности: воссоздающее - создание нереальных образов по описанию, рисунку, чертежу и пр.; творческое - формирова-ЦЙ ние нереальных образов, в которых реальность преобразована нестандартным способом или предложено пока не осуществимое, но оригинальное решение задачи; по характеру связи с действительностью: фантастическое - содержанием которого являются образы и мысли функционально бесполезные, не реализуемые в жизни; действенное (реалистическое) - содержание которого может быть воплощено в ||||{ творческой деятельности и осуществлено в действительности. Поскольку воображение играет важную роль в осуществлении многих видов деятельности человека, некоторые исследователи также выделяют виды воображения соответственно разным формам деятельности (например, конструктивное, научное, техническое, музыкальное и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.