Научная статья на тему 'Обстановка в Алжире: прогнозы и перспективы'

Обстановка в Алжире: прогнозы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
650
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Касаев Эльдар

«Обозреватель-Observer», М., 2007 г., № 10, с. 83-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обстановка в Алжире: прогнозы и перспективы»

Эльдар Касаев,

публицист

ОБСТАНОВКА В АЛЖИРЕ: ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Алжир оказался первым остановочным пунктом в турне Н. Саркози по странам Магриба (июль 2007 г.) и первой неевропейской страной, которую посетил новый президент Франции. Подобное обстоятельство эксперты объяснили тем, что Алжир призван стать одним из главных действующих лиц в инициированном Саркози проекте Средиземноморского союза. Париж намерен заметно улучшить политическое и экономическое сотрудничество с Алжиром, на которое негативно влияет историческая память, связанная со 132 годами колониального прошлого. В частности, Франция предлагает развивать отношения в сферах международной торговли, энергетики, военно-технического сотрудничества. Каков же прогресс в названных областях?

Переизбрание А. Бутефлики 8 апреля 2004 г. на второй президентский срок явилось важным событием в политической жизни Алжира. Оно подтвердило, что значительная часть алжирцев продолжает поддерживать политический курс правителя и воспринимает его в качестве общенационального лидера займа. За него проголосовали 85% избирателей. С чем это связано?

Во-первых, именно Бутефлика сумел прекратить острую фазу вооруженного противостояния с радикальными исламистами и успешно начал процесс восстановления гражданского согласия в обществе.

Во-вторых, за время его президентства появились первые реальные признаки хотя и незначительного, но все же заметного улучшения политической и социально-экономической ситуации в стране. В частности, Алжир стремительно восстанавливает свое влияние и авторитет как в арабском мире, так и на международной арене.

Французский президент, посетив африканскую страну, на пресс-конференции подтвердил, что ось Париж-Алжир является для политики Франции в Средиземноморье и в арабском мире такой же стратегически важной, как ось Париж-Берлин в Европе. Действительно, такое явное желание Франции подчеркнуть особые отношения с Алжиром как своим главным стратегическим союзником в Северо-Африканском регионе диктуется стремлением Пари-

жа не допустить усиления в Магрибе американского влияния, которое имеет явную тенденцию к расширению. Стоит заметить, что отношения с Алжиром (наиболее значимым государством Магриба как по размерам территории, запасам нефти и газа, так и по политическому влиянию) представляют особую важность не только для Франции, но и для США. Следует отметить недавнее заключение контракта между Алжиром и США на сумму 3 млрд. долл., которые пойдут на строительство одного из крупнейших в мире заводов по производству сжиженного газа в алжирском средиземноморском порту Скикда.

В настоящий момент правительство Алжира осуществляет президентскую программу, стратегическими целями которой провозглашены:

- завершение национального примирения;

- полное восстановление доверия между властью и обществом;

- создание сильного и справедливого правового государства, стоящего па страже интересов граждан.

Главными направлениями программы являются также завершение реформирования государственного аппарата, совершенствование законодательства, а также реформа национальной экономики для адаптации к рыночной модели. Это, по замыслу реформаторов, должно способствовать дальнейшему экономическому росту, полному восстановлению гражданского согласия в стране и успешной интеграции Алжира в процесс глобализации. На основе президентского проекта правительство разработало детальную и широкомасштабную программу развития и модернизации в политической и экономической сферах жизни алжирского общества. Президентская программа и, в частности, масштабное реформирование законодательной базы, затрагивающее практически все аспекты жизни общества, как бы подводят итог прошлому периоду социалистической ориентации и закрепляют переход Алжира на новый этап развития.

Главные политические события, происходящие в последнее время в Алжире, касаются, главным образом, борьбы с терроризмом и, кроме того, затрагивают «исламистский вопрос». Так, летом 2007 г. североафриканское государство посетил советник президента США по вопросам внутренней безопасности и борьбы с терроризмом Ф. Таунсэнд. После переговоров с президентом Алжира она заявила, что на встрече обсуждались вопросы, связанные с тер-

рористической угрозой по всему миру, в частности в регионе Магриба. По имеющимся данным, США стремятся заручиться поддержкой Алжира в вопросах, касающихся борьбы с терроризмом в Магрибе и Сахеле. Стоит заметить, что это противостояние будет отнюдь не легким и многосекторным. Государствам придется, по выражению политолога А. Орлова, «выбивать из-под него (международного терроризма) идеологическую, религиозную, моральную, политическую, экономическую и военную почву.

Власти Алжира продолжат реализацию политики национального примирения, не снижая при этом усилий по борьбе с терроризмом. По официальным данным, в настоящее время в Алжире действуют многочисленные ячейки боевиков, при этом наиболее дееспособной организацией остается Салафитская группа проповеди и джихада (СГПД). В Аннабе с программной речью выступил генеральный секретарь партии Национальное демократическое объединение (ИДО) А. Уяхья, который привел интересные цифры, касающиеся борьбы с терроризмом. По его данным, в середине 90-х годов в самый разгар внутриалжирского конфликта в рядах исламистских бандформирований насчитывалось до 20 тыс. человек. Из них 17 тыс. были уничтожены алжирскими силовыми структурами. А. Уяхья вновь подтвердил свою линию на то, что борьба против терроризма должна вестись вплоть до его полного уничтожения. По данным алжирских спецслужб, СГПД установила контроль над основными маршрутами незаконной иммиграции в Европу. Это позволяет, с одной стороны, перебрасывать среди нелегалов боевиков, а с другой - исламистам легче скрываться от спецслужб и готовить теракты в странах Европы. Еще одно следствие новых методов работы СГПД - незаконная иммиграция стала одной из важных статей доходов этой террористической организации. Необходимо отметить, что в настоящее время силовые структуры Алжира добились значительных успехов в борьбе с вооруженными исламистскими группировками. К примеру, СГПД, совершившая наибольшее количество террористических актов, после уничтожения ее главы Н. Сахрауи и многих членов ее руководящего звена переживает внутренний кризис, обостряющийся усилившейся борьбой за лидерство в руководстве. В то же время среди боевиков участились случаи массовой явки с повинной. Властям сдался отряд, входивший в состав СГПД, во главе с эмиром А. Хакимом, который действовал на территории трех областей на востоке Алжира - Буштата, Бенибешир и Зуит.

В этой связи можно утверждать, что алжирскому руководству в значительной мере удалось подавить очаги радикального исламизма и сейчас он уже не представляет серьезной угрозы для существующего режима. Современная политическая ситуация в Алжире значительно стабилизировалась по сравнению с периодом второй половины 90-х годов, когда целые районы страны фактически находились под контролем вооруженных группировок. В дальнейшем можно прогнозировать более широкую степень интеграции Алжира в процесс глобализации, в том числе вступление в ВТО, присоединение в той или иной форме к ЕС и НАТО. В то же время в президентской программе соблюден некий баланс между курсом на бульшую открытость Алжира и сотрудничество с международными политическими структурами, с учетом мнения тех общественных слоев, которые продолжают считать сохранение традиционных ценностей исламской цивилизации залогом успешного развития алжирского общества.

С достаточной степенью уверенности можно утверждать, что радикальный исламизм утратил поддержку со стороны части алжирских граждан. Однако выразителем позиции другой части алжирских мусульман является легально действующее исламистское движение, представленное политическими партиями и общественными объединениями. Это связано, прежде всего, с тем, что ислам является важным элементом, влияющим на политическую ситуацию в государстве. Исламское движение отражает позицию части алжирцев, ориентированных на традиционные ценности мусульманской религии, которые на протяжении веков существования ислама в Магрибе стали неотъемлемой частью алжирского общественного сознания. Позитивной тенденцией, наметившейся после президентских выборов в алжирском исламистском движении, является его все большая интеграция в политическую жизнь страны. В настоящее время исламистские лидеры, в прошлом участвовавшие в вооруженной борьбе с властями, заявили о своем стремлении внести вклад в восстановление гражданского согласия. Подобная политическая ситуация создает благоприятные перспективы для дальнейшего развития алжирского общества по демократическому пути.

Умеренное крыло алжирского исламистского движения достаточно полно представлено в Национальной народной ассамблее (нижней палате алжирского парламента) тремя политическими партиями. Причем они не являют собой единого парламентского

блока. Две партии - «Движение общества за мир» (ДОМ), возглавляемая Б. Солтани, и «Ан-Нахда» во главе с Л. Адами - в настоящее время входят в президентскую коалицию и полностью поддерживают президентский курс. ДОМ вместе с «Национальнодемократическим объединением» (НДО) и «Фронтом национального освобождения» (ФИО) составляют основу президентской коалиции в Национальной народной ассамблее. Еще одна исламистская партия, представленная в Ассамблее, - «Движение за национальную реформу» (ДНР), возглавляемая А. Джабаллой, состоит в оппозиции правительственному курсу и выступает против программы широкомасштабной приватизации. ДНР является наиболее многочисленной и влиятельной исламистской партией. Она имеет 40 депутатских мест в парламенте и большинство депутатов в более чем 100 балядийях (областных выборных органах власти).

Особое место в современном Алжире занимают исламистские организации, официально не обладающие статусом политической партии, однако играющие довольно значительную роль в политической жизни страны. Это, прежде всего, такие организации, как «Вафа» (Верность) и бывший ИФС. «Вафа», не будучи официально зарегистрированной как политическая партия, все же активно участвовала в муниципальных и парламентских выборах, выставляя своих членов в качестве независимых кандидатов. В роли таковых выступали также многие бывшие активисты ИФС (не лишенные гражданских прав), вступившие в члены «Вафа». Лидер «Вафа» А. Ибрагими пытался участвовать в президентских выборах 2004 г., но не сумел соблюсти все предусмотренные законом юридические формальности. Тем не менее ни А. Ибрагими, ни руководство бывшего ИФС не пошли на союз с А. Джабаллой. В то же время руководство бывшего ИФС пытается добиться отмены судебного решения о его роспуске, принятого в 1992 г., и вновь выйти на политическую авансцену. Бывшие лидеры ИФС и «Исламской армии спасения» (ИАС) объявили о своей готовности работать совместно с властями для возрождения Алжира. Активно пытаются включиться в политическую жизнь Алжира и бывшие члены руководства ИФС, находящиеся в эмиграции. Это, прежде всего, касается проживающих за границей М. Дима и Р. Кабира. В публичных выступлениях они неоднократно заявляли о своем желании содействовать построению демократического общества в Алжире, а также пытались организовать встречи для разъяснения своей политической программы с официальными лицами европей-

ских стран (в частности, с министром иностранных дел Ирландии) и представителями европейских общественных организаций.

Непримиримой оппозицией алжирским властям продолжает оставаться радикальное крыло алжирского исламистского движения. Оно представлено двумя вооруженными группировками -СГПД и «Вооруженными исламскими группами», насчитывающими в своих рядах, по разным оценкам, от 650 до 1 тыс. боевиков. Наиболее боеспособной и многочисленной является СГПД. базирующаяся в основном в районе горного массива Джурджура Большой Кабилии и в горах, окаймляющих Жижельский карниз (в 300 км к востоку от г. Алжир). По данным американских экспертов, СГПД входит в созданный Усамой бен Ладеном «Всемирный исламский фронт» и поддерживает тесные контакты с «Аль-Каидой», а также имеет связи с марокканской фундаменталистской группировкой «Салафитский джихад», боевики которой проходили своеобразную стажировку в СГПД, участвуя в террористических операциях на территории Алжира. После начала американского вторжения в Ирак СГПД попыталась активизировать свою террористическую деятельность. В 2004 г. Н. Сахрауи издал фетву, в которой призывал своих боевиков использовать опыт саудовских собратьев по оружию и усилить борьбу в двух направлениях: «Уничтожение граждан стран, участвующих в агрессии против Ирака, и нанесение ударов по нефтяным объектам важным для жизнеобеспечения Алжира». СГПД, кроме того, усилила террористическую деятельность против алжирской армии и силовых структур.

Следует особо подчеркнуть, что армия всегда занимала особое место в политической системе Алжира. Вне зависимости от того, кто персонально осуществлял и осуществляет верховное руководство страной, главным звеном принятия решений была и остается армейская верхушка. Командование ННА в целом состоит из нескольких, разных по численности и влиянию групп. С одной стороны - значительная прослойка младших и старших офицеров, вынесших на себе основную тяжесть борьбы с религиозными экстремистами и не желающих. чтобы политики украли у них военную победу. Эта часть наиболее уважаема рядовым составом армии и непредсказуема в своих возможных действиях, а с другой - незначительная по численности, но очень влиятельная группа старших офицеров и генералов. Именно они принимают участие в борьбе военных и политических кланов. Алжирских военных можно также разделить на сторонников диалога с радикальными исламистами и

поборников полного искоренения исламизма. В целом нельзя не согласиться с мнением французского исследователя Б. Сторы, утверждающего, что «в Алжире невозможна какая-либо радикальная реформа системы власти, если она столкнется с враждебным отношением к ней со стороны военных».

Стоит добавить, что в Алжире действует еще одна мощная и, возможно, более могущественная, чем ННА, силовая структура. Речь идет о Департаменте разведки и безопасности (ДРБ). осуществляющем разведывательные и контрразведывательные функции. ДРБ достаточно успешно работал против исламистов внутри и за пределами страны. Тем не менее за последнее время стало очевидным, что президент Алжира хочет уменьшить зависимость от этого секретного аппарата. Однако с появлением нового поколения старшего офицерского состава, получившего современное образование, в перспективе неизбежно постепенное ослабление политизации армии.

Таким образом, в настоящее время Алжир уверенно восстанавливает свою роль субъекта мировой политики, в частности, активно развивая нефтегазовые отношения с США и многими европейскими государствами, в том числе с Россией.

«Обозреватель-Observer», М., 2007 г., № 10, с. 83-88.

Шухрат Ёвкочев,

публицист

ЕГИПЕТ: ВЛИЯНИЕ РАДИКАЛЬНЫХ ИСЛАМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДВИЖЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ

В последние годы все бульшую остроту приобретают вопросы влияния ислама и действующих под его лозунгами организаций и группировок на общественно-политическую ситуацию в странах исламского мира. Не менее актуальной является проблема воздействия происходящих в современных мусульманских обществах политических процессов, в том числе формирования в них демократических институтов, на развитие идеологии и деятельности религиозно-политических организаций. В этом плане показателен опыт Египта - одной из ведущих стран арабо-мусулъманского мира и африканского континента. Анализ политической ситуации послед-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.