Научная статья на тему 'Обслуживание пожарных рукавов'

Обслуживание пожарных рукавов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1116
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Елфимова М. В.

В работе представлена оценка размещения пожарно-технического вооружения на пожарных автомобилях. Приведены основные параметры и характеристики напорных пожарных рукавов, а также недостатки существую-щей сушки пожарных рукавов. Изыскивая пути совершенствования обслуживания пожарных рукавов, представлен ряд экспериментальных исследований по отработке технологии проведения вакуумно-температурной сушки пожарных рукавов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service of fire hoses

In work the estimation of placing of fire-technical arms on fire-engine vehicles is presented. Key parameters and characteristics of pressure head fire hoses, and also lacks of existing drying of fire hoses are resulted. Finding ways of perfection of service of fire hoses a number of experimental re-searches on working off of technology of carrying out of vakuumno-temperature dry-ing of fire hoses is presented.

Текст научной работы на тему «Обслуживание пожарных рукавов»

ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ

М.В. Елфимова,

зам. начальника кафедры общепрофессиональных дисциплин Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

В работе представлена оценка размещения пожарно-технического вооружения на пожарных автомобилях. Приведены основные параметры и характеристики напорных пожарных рукавов, а также недостатки существующей сушки пожарных рукавов.

Изыскивая пути совершенствования обслуживания пожарных рукавов, представлен ряд экспериментальных исследований по отработке технологии проведения вакуумно-температурной сушки пожарных рукавов.

In work the estimation of placing of fire-technical arms on fire-engine vehicles is presented. Key parameters and characteristics ofpressure head fire hoses, and also lacks of existing drying offire hoses are resulted.

Finding ways ofperfection of service offire hoses a number of experimental researches on working off of technology of carrying out of vakuumno-temperature drying of fire hoses is presented*.

*

Elfimova M.V. Service of fire hoses.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

55

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3(54) 2010

Пожарные автомобили (ПА) являются основным техническим средством, обеспечивающим эффективность оперативной деятельности МЧС при проведении пожарно-спасательных работ.

Круг задач, решаемых пожарной охраной, постоянно расширяется, что требует адекватного повышения функциональных возможностей пожарной техники и ее эффективного использования.

В последние годы в России проведен большой объем работ в области создания, применения и развития новых технологий и технических средств пожаротушения, приемов и способов тушения пожаров и пожарно-спасательных работ. В частности, разработаны нормы пожарной безопасности и стандарты в области мобильной пожарной техники и гидравлического оборудования1, освоено производство пожарных автомобилей нового поколения, отличающихся от ранее выпускавшихся использованием современных автомобильных шасси, различными агрегатами, конструкцией кузовов, комплектацией ПТВ и оборудованием, его размещением. Существенно повысилась и энерговооруженность ПА.

Размещение пожарно-

технического вооружения на пожарных автомобилях тушения про-

изводится с учетом частоты его использования боевым расчетом (рис. 1). При этом необходимо учитывать основные принципы размещения ПТВ на ПА, которые включают:

- частоту использования (чаще других применяемые элементы оборудования размещаются в наиболее удобных для съема зонах);

- значимость (оборудование группируют в зависимости от его важности для выполнения определенной группы операций);

- функциональные организации (оборудование группируется в соответствии с его функциональным назначением);

- кратчайшее расстояние (оборудование размещается с учетом минимизации перемещений личного состава при боевом развертывании);

- последовательность использования (оборудование размещают в соответствии с последовательностью операций, выполняемых личным составом);

- оптимальность расположения каждого элемента оборудования (оборудование размещают в зависимости от особенностей конфигурации, массы, назначения, удобства съема и манипулирования рабочими органами).

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

56

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3(54) 2010

Виды Частота использования,

оборудования •/• от числа тушений

Рзкана исисыкашшмс

D=75 мм = ! 8,7 V.

D=125 мм 1 4.9 V.

Рлкава напорн->-1?«--<к,ынан»1ЦИ1*

1>=77 мм 15,3 е/.

Рукава нипорньк

В=51 мм |78,7 V«

D=66 мм “1 11,4 •/.

0=77 мм 1 22,2 V.

Арча1\рл, arpcraiM

Сетка всасывающая Н 4,6 V.

Колонка пожарная 18,0 •/•

Водосборник 12,7 V.

Г ндроэлеватор ■ 1.1 */•

Раммтв- 3-ходовые ■■■■■■■■ 18,8 V.

.гения 4-ходовые ■ 2,7%

Г одовки 70x50 мм

переходные 80x50 мм 15,5 V.

80x70 мм H 5,0 V.

Рис. 1. Относительная частота использования отдельных видов ПТВ

Оценивать расположение пожарных рукавов, стволов, разветвлений можно исходя из количества ПВ, задействованного на одном среднестатистическом пожаре. Оценочный лист приспособленности ПА к развертыванию ПВ приводится в табл. 1.

Таблица 1

Относительная частота использования пожарного вооружения на пожарах

№ Наименование пожарного вооружения У

Количество пожаров 4405

Оборудование для забора воды из открытых водоисточников:

Рукав всасывающий диаметром 125 мм, длиной 4 м (2 шт.) 627 0,142

Рукав всасывающий, диаметром 75 мм, длиной 4 м 967 0,219

Рукав напорный, диаметром 77 мм, длиной 4- 5 м 967 0,219

Оборудование для подачи воды на тушение:

Рукав пожарный напорный диаметром 5 1 мм, длиной 20 м 13982* 1,0

Рукав пожарный напорный диаметром 66 мм, длиной 20 м 1907* 0,433

Рукав пожарный напорный диаметром 77 мм, длиной 20 м 4117* 0,935

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

57

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3(54) 2010

Не менее важным является вопрос и о том, каким требованиям должны отвечать конкретные типы напорных рукавов. Эта проблема также была решена: с 1 марта 2001 г. введены в действие нормы пожарной безопасности НПБ 152-2000 "Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Технические требования. Методы испытаний". В нормах определены те требования, которым должны отвечать отдельные типоразмеры напорных рукавов, поставляемых пожарной охране. Иными словами, определено, на каком нормативно-правовом поле должны работать производители пожарных рукавов, чтобы выпускать качественную продукцию2.

Эти же нормы могут использоваться как типовая программа и методика приемочных и квалификационных испытаний пожарных рукавов, а также при сертификации их в системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности.

Важное значение имеет сохранение рукавами своих номинальных геометрических параметров при оперативном использовании. Поэтому определено, что относительное удлинение рукава и относительное увеличение его диаметра при рабочем давлении не может превышать 5 % от номинала.

Одним из основных параметров напорных рукавов является их масса: при оперативном развертывании пожарным приходится переносить их вручную, иногда на значительные расстояния. Поэтому в нормативных документах (отечественных и зарубежных) ограничивается предельно

допустимое значение массы каждого типоразмера рукава.

Для комплектации пожарных автомобилей широко используются отличающиеся высоким качеством латексированные рукава с внутренним гидроизолирующим слоем. Их рабочее давление в соответствии с требованиями НПБ составляет до 16 МПа (16 кгс/см2), они могут эксплуатироваться при температуре от -40 до +40 °С.

Для изготовления латексиро-ванных рукавов используется импортное сырье (латекс из Малайзии), что несколько повышает их стоимость. Однако есть у них и несомненное преимущество: они

имеют меньшую массу по сравнению с аналогичными прорезиненными рукавами.

К числу технических новинок российского рынка можно отнести морозостойкие рукава "Стандарт", созданные ПО "Берег". Их несомненное достоинство - морозостойкость. Они могут эксплуатироваться при температуре -55°С3.

Основная проблема при создании этих рукавов состояла в разработке наружного полимерного покрытия, сохраняющего целостность при экстремально низкой температуре, а также обеспечивающего их необходимую эластичность и адгезию.

Кроме того, пожарные рукава должны соответствовать требованиям устойчивости покрытия к истиранию, контактному прожигу; при этом рукав должен был быть технологичным, достаточно долговечным и недорогим. В этом отношении был создан и успешно использован

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

58

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3(54) 2010

в качестве наружного покрытия материал совилен (сополимер полиэтилена высокого давления и винилацетата), который благодаря специальным добавкам отвечает требованиям морозостойкости. Несущий каркас нового рукава изготавливается из полимерных нитей.

В настоящее время система обслуживания пожарных рукавов требует значительного времени на постановку пожарных рукавов в боевой расчет, недостатком является и некачественное обслуживание, что приводит к частым ремонтам пожарных рукавов, к быстрому износу и списанию. Слабым звеном в существующей системе обслуживания является сушка пожарных рукавов. Не все подразделения оборудованы современными установками для сушки рукавов или башнями для сушки рукавов. На сегодняшний день строительство рукавных башен не рентабельно из-за дороговизны строительных материалов, отсутствия финансирования, а также значительных расходов на содержание и эксплуатацию данных сооружений. Для поднятия пожарных рукавов на высоту в башенных сушилках, как правило, применяются грузоподъемные механизмы, управляемые с пола (электрические тали), что требует специальной подготовки личного состава подразделений в

организациях, имеющих лицензию на данный вид обучения. При эксплуатации данных механизмов увеличивается риск получения травм личным составом подразделений. Применение башенных сушилок не всегда позволяет качественно проводить сушку пожарных рукавов. Так, в зимнее время увеличивается время сушки до трех суток4. В летнее время рукава пересыхают, что приводит к старению материала и уменьшению срока эксплуатации.

Изыскивая пути совершенствования обслуживания пожарных напорных рукавов, снижения затрат при эксплуатации и снижения времени простоя при сушке, предложен способ сушки пожарных рукавов, который основан на принципе интенсивного испарения жидкостей при повышенной температуре в условиях пониженного давления окружающей среды. Проведен ряд экспериментальных исследований по отработке технологии вакуумнотемпературной сушки пожарных рукавов и определению оптимального времени сушки для напорных рукавов различного типа и диаметра.

Результаты испытаний латек-сированного пожарного рукава с покрытием из синтетических нитей 0 77 мм представлены в табл. 2 и на рис. 2.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

59

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3(54) 2010

Таблица 2

Результаты проведения испытаний латексированного пожарного рукава с покрытием из синтетических нитей 0 77 мм

Результаты проведения испытаний Параметры

Время, час

1 1,5 2 2,5 3

Вес рукава после сушки, кг 11,815 11,230 10,120 9,735 -

Вывод: Рукав не высох Рукав не высох Рукав высох Рукав пересох

1 этап 2 этап ----------3 этап ------4 этап

Рис. 2. График времени сушки латексированного рукава с покрытием из синтетических нитей 0 77 мм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведения испытаний латексированного пожарного рукава с полимерным покрытием 0 51 мм представлены в табл. 3 и на рис. 3.

Таблица 3

Результаты проведения испытаний латексированного рукава с полимерным покрытием 0 51 мм

Результаты проведения испытаний Параметры

Время, час

1 1,5 2 2,5 3

Вес рукава после сушки, кг 5,325 4,945 4,410 4,100 -

Вывод: Рукав не высох Рукав не высох Рукав высох Рукав пересох

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

60

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3(54) 2010

1 этап 2 этап -----------3 этап -----4 этап

Рис. 3. График времени сушки латексированного рукава с полимерным

покрытием 0 51 мм

Таким образом, можно сделать вывод о том, что независимо от типа и диаметра напорного пожарного рукава, оптимальное время сушки в вакуумно-температурной установке составляет два часа, при этом время прогрева рабочего объема камеры установки составляет 20 минут. Данный вид сушки может использоваться в практической деятельности подразделений ФПС МЧС России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Копылов Н.П. Перспективные

способы и новые технологии в области обеспечения пожарной безопасности // Пожарная безопасность: специализиро-

ванный каталог. М., 2008. С. 20-22.

2 См.: Яковенко Ю.Ф. Пожарно-

техническое вооружение на пожарных автомобилях: частота использования и

принципы размещения // ПАСС [журнал]. 2007. № 3. С. 14-18.

о

Сайт. www. роДесйшса.ги.

4 См.: Безбородько М.Д. Пожарная техника. М.: АГПС МЧС России, 2004. 550 с.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.