ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ
М.В. Елфимова,
зам. начальника кафедры общепрофессиональных дисциплин Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
В работе представлена оценка размещения пожарно-технического вооружения на пожарных автомобилях. Приведены основные параметры и характеристики напорных пожарных рукавов, а также недостатки существующей сушки пожарных рукавов.
Изыскивая пути совершенствования обслуживания пожарных рукавов, представлен ряд экспериментальных исследований по отработке технологии проведения вакуумно-температурной сушки пожарных рукавов.
In work the estimation of placing of fire-technical arms on fire-engine vehicles is presented. Key parameters and characteristics ofpressure head fire hoses, and also lacks of existing drying offire hoses are resulted.
Finding ways ofperfection of service offire hoses a number of experimental researches on working off of technology of carrying out of vakuumno-temperature drying of fire hoses is presented*.
*
Elfimova M.V. Service of fire hoses.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
55
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Пожарные автомобили (ПА) являются основным техническим средством, обеспечивающим эффективность оперативной деятельности МЧС при проведении пожарно-спасательных работ.
Круг задач, решаемых пожарной охраной, постоянно расширяется, что требует адекватного повышения функциональных возможностей пожарной техники и ее эффективного использования.
В последние годы в России проведен большой объем работ в области создания, применения и развития новых технологий и технических средств пожаротушения, приемов и способов тушения пожаров и пожарно-спасательных работ. В частности, разработаны нормы пожарной безопасности и стандарты в области мобильной пожарной техники и гидравлического оборудования1, освоено производство пожарных автомобилей нового поколения, отличающихся от ранее выпускавшихся использованием современных автомобильных шасси, различными агрегатами, конструкцией кузовов, комплектацией ПТВ и оборудованием, его размещением. Существенно повысилась и энерговооруженность ПА.
Размещение пожарно-
технического вооружения на пожарных автомобилях тушения про-
изводится с учетом частоты его использования боевым расчетом (рис. 1). При этом необходимо учитывать основные принципы размещения ПТВ на ПА, которые включают:
- частоту использования (чаще других применяемые элементы оборудования размещаются в наиболее удобных для съема зонах);
- значимость (оборудование группируют в зависимости от его важности для выполнения определенной группы операций);
- функциональные организации (оборудование группируется в соответствии с его функциональным назначением);
- кратчайшее расстояние (оборудование размещается с учетом минимизации перемещений личного состава при боевом развертывании);
- последовательность использования (оборудование размещают в соответствии с последовательностью операций, выполняемых личным составом);
- оптимальность расположения каждого элемента оборудования (оборудование размещают в зависимости от особенностей конфигурации, массы, назначения, удобства съема и манипулирования рабочими органами).
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
56
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Виды Частота использования,
оборудования •/• от числа тушений
Рзкана исисыкашшмс
D=75 мм = ! 8,7 V.
D=125 мм 1 4.9 V.
Рлкава напорн->-1?«--<к,ынан»1ЦИ1*
1>=77 мм 15,3 е/.
Рукава нипорньк
В=51 мм |78,7 V«
D=66 мм “1 11,4 •/.
0=77 мм 1 22,2 V.
Арча1\рл, arpcraiM
Сетка всасывающая Н 4,6 V.
Колонка пожарная 18,0 •/•
Водосборник 12,7 V.
Г ндроэлеватор ■ 1.1 */•
Раммтв- 3-ходовые ■■■■■■■■ 18,8 V.
.гения 4-ходовые ■ 2,7%
Г одовки 70x50 мм
переходные 80x50 мм 15,5 V.
80x70 мм H 5,0 V.
Рис. 1. Относительная частота использования отдельных видов ПТВ
Оценивать расположение пожарных рукавов, стволов, разветвлений можно исходя из количества ПВ, задействованного на одном среднестатистическом пожаре. Оценочный лист приспособленности ПА к развертыванию ПВ приводится в табл. 1.
Таблица 1
Относительная частота использования пожарного вооружения на пожарах
№ Наименование пожарного вооружения У
Количество пожаров 4405
Оборудование для забора воды из открытых водоисточников:
Рукав всасывающий диаметром 125 мм, длиной 4 м (2 шт.) 627 0,142
Рукав всасывающий, диаметром 75 мм, длиной 4 м 967 0,219
Рукав напорный, диаметром 77 мм, длиной 4- 5 м 967 0,219
Оборудование для подачи воды на тушение:
Рукав пожарный напорный диаметром 5 1 мм, длиной 20 м 13982* 1,0
Рукав пожарный напорный диаметром 66 мм, длиной 20 м 1907* 0,433
Рукав пожарный напорный диаметром 77 мм, длиной 20 м 4117* 0,935
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
57
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Не менее важным является вопрос и о том, каким требованиям должны отвечать конкретные типы напорных рукавов. Эта проблема также была решена: с 1 марта 2001 г. введены в действие нормы пожарной безопасности НПБ 152-2000 "Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Технические требования. Методы испытаний". В нормах определены те требования, которым должны отвечать отдельные типоразмеры напорных рукавов, поставляемых пожарной охране. Иными словами, определено, на каком нормативно-правовом поле должны работать производители пожарных рукавов, чтобы выпускать качественную продукцию2.
Эти же нормы могут использоваться как типовая программа и методика приемочных и квалификационных испытаний пожарных рукавов, а также при сертификации их в системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности.
Важное значение имеет сохранение рукавами своих номинальных геометрических параметров при оперативном использовании. Поэтому определено, что относительное удлинение рукава и относительное увеличение его диаметра при рабочем давлении не может превышать 5 % от номинала.
Одним из основных параметров напорных рукавов является их масса: при оперативном развертывании пожарным приходится переносить их вручную, иногда на значительные расстояния. Поэтому в нормативных документах (отечественных и зарубежных) ограничивается предельно
допустимое значение массы каждого типоразмера рукава.
Для комплектации пожарных автомобилей широко используются отличающиеся высоким качеством латексированные рукава с внутренним гидроизолирующим слоем. Их рабочее давление в соответствии с требованиями НПБ составляет до 16 МПа (16 кгс/см2), они могут эксплуатироваться при температуре от -40 до +40 °С.
Для изготовления латексиро-ванных рукавов используется импортное сырье (латекс из Малайзии), что несколько повышает их стоимость. Однако есть у них и несомненное преимущество: они
имеют меньшую массу по сравнению с аналогичными прорезиненными рукавами.
К числу технических новинок российского рынка можно отнести морозостойкие рукава "Стандарт", созданные ПО "Берег". Их несомненное достоинство - морозостойкость. Они могут эксплуатироваться при температуре -55°С3.
Основная проблема при создании этих рукавов состояла в разработке наружного полимерного покрытия, сохраняющего целостность при экстремально низкой температуре, а также обеспечивающего их необходимую эластичность и адгезию.
Кроме того, пожарные рукава должны соответствовать требованиям устойчивости покрытия к истиранию, контактному прожигу; при этом рукав должен был быть технологичным, достаточно долговечным и недорогим. В этом отношении был создан и успешно использован
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
58
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
в качестве наружного покрытия материал совилен (сополимер полиэтилена высокого давления и винилацетата), который благодаря специальным добавкам отвечает требованиям морозостойкости. Несущий каркас нового рукава изготавливается из полимерных нитей.
В настоящее время система обслуживания пожарных рукавов требует значительного времени на постановку пожарных рукавов в боевой расчет, недостатком является и некачественное обслуживание, что приводит к частым ремонтам пожарных рукавов, к быстрому износу и списанию. Слабым звеном в существующей системе обслуживания является сушка пожарных рукавов. Не все подразделения оборудованы современными установками для сушки рукавов или башнями для сушки рукавов. На сегодняшний день строительство рукавных башен не рентабельно из-за дороговизны строительных материалов, отсутствия финансирования, а также значительных расходов на содержание и эксплуатацию данных сооружений. Для поднятия пожарных рукавов на высоту в башенных сушилках, как правило, применяются грузоподъемные механизмы, управляемые с пола (электрические тали), что требует специальной подготовки личного состава подразделений в
организациях, имеющих лицензию на данный вид обучения. При эксплуатации данных механизмов увеличивается риск получения травм личным составом подразделений. Применение башенных сушилок не всегда позволяет качественно проводить сушку пожарных рукавов. Так, в зимнее время увеличивается время сушки до трех суток4. В летнее время рукава пересыхают, что приводит к старению материала и уменьшению срока эксплуатации.
Изыскивая пути совершенствования обслуживания пожарных напорных рукавов, снижения затрат при эксплуатации и снижения времени простоя при сушке, предложен способ сушки пожарных рукавов, который основан на принципе интенсивного испарения жидкостей при повышенной температуре в условиях пониженного давления окружающей среды. Проведен ряд экспериментальных исследований по отработке технологии вакуумнотемпературной сушки пожарных рукавов и определению оптимального времени сушки для напорных рукавов различного типа и диаметра.
Результаты испытаний латек-сированного пожарного рукава с покрытием из синтетических нитей 0 77 мм представлены в табл. 2 и на рис. 2.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
59
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
Таблица 2
Результаты проведения испытаний латексированного пожарного рукава с покрытием из синтетических нитей 0 77 мм
Результаты проведения испытаний Параметры
Время, час
1 1,5 2 2,5 3
Вес рукава после сушки, кг 11,815 11,230 10,120 9,735 -
Вывод: Рукав не высох Рукав не высох Рукав высох Рукав пересох
1 этап 2 этап ----------3 этап ------4 этап
Рис. 2. График времени сушки латексированного рукава с покрытием из синтетических нитей 0 77 мм
Результаты проведения испытаний латексированного пожарного рукава с полимерным покрытием 0 51 мм представлены в табл. 3 и на рис. 3.
Таблица 3
Результаты проведения испытаний латексированного рукава с полимерным покрытием 0 51 мм
Результаты проведения испытаний Параметры
Время, час
1 1,5 2 2,5 3
Вес рукава после сушки, кг 5,325 4,945 4,410 4,100 -
Вывод: Рукав не высох Рукав не высох Рукав высох Рукав пересох
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
60
ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3(54) 2010
1 этап 2 этап -----------3 этап -----4 этап
Рис. 3. График времени сушки латексированного рукава с полимерным
покрытием 0 51 мм
Таким образом, можно сделать вывод о том, что независимо от типа и диаметра напорного пожарного рукава, оптимальное время сушки в вакуумно-температурной установке составляет два часа, при этом время прогрева рабочего объема камеры установки составляет 20 минут. Данный вид сушки может использоваться в практической деятельности подразделений ФПС МЧС России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Копылов Н.П. Перспективные
способы и новые технологии в области обеспечения пожарной безопасности // Пожарная безопасность: специализиро-
ванный каталог. М., 2008. С. 20-22.
2 См.: Яковенко Ю.Ф. Пожарно-
техническое вооружение на пожарных автомобилях: частота использования и
принципы размещения // ПАСС [журнал]. 2007. № 3. С. 14-18.
о
Сайт. www. роДесйшса.ги.
4 См.: Безбородько М.Д. Пожарная техника. М.: АГПС МЧС России, 2004. 550 с.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
61