Научная статья на тему 'Обследование коллекции фотографий Туркестанского альбома из фондов Российской национальной библиотеки'

Обследование коллекции фотографий Туркестанского альбома из фондов Российской национальной библиотеки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
809
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Туркестанский альбом / экспертиза состояния фотоальбома / микологическое обследование фотоальбома / examination of the photo album’s condition / the Turkestan Album / mycological examination of the photo album

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамаева Наталья Юрьевна

В статье представлены результаты обследования коллекции фотографий Туркестанского альбома из фондов Российской национальной библиотеки. В работе отражена история создания альбома, описана сохранность документов, оценено состояние фотоальбома с микробиологической и гигиенической точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мамаева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examination of the Photographs of the Turkestan Album from the National Library of Russia

The paper presents the results of the examination of the photographs from the Turkestan Album from the National Library of Russia. The article gives a historic review of the album’s foundation, describes the present condition of photographs in terms of microbiology and hygiene.

Текст научной работы на тему «Обследование коллекции фотографий Туркестанского альбома из фондов Российской национальной библиотеки»

ФОТОГРАФИЯ. ИЗОБРАЖЕНИЕ. ДОКУМЕНТ. ВЫП. 5 (5)

н. Ю. МАМАЕВА

ОБСЛЕДОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ФОТОГРАФИЙ ТУРКЕСТАНСКОГО АЛЬБОМА ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ нАцИОнАЛьнОЙ БИБЛИОтЕКИ

Фотодокументы являются ценнейшим историческим источником и информационным ресурсом. Обеспечение сохранности фотодокументов является серьезной проблемой, поскольку в процессе старения и неправильного хранения фотодокументы желтеют, выцветают, меняют тон, на них появляются пятна, налеты, происходит их деформация. Для продления жизни и обеспечения длительного использования фотодокументов следует соблюдать режим хранения, периодически оценивать их текущее состояние и, при необходимости, принимать незамедлительные меры по их спасению.

В фондах Российской национальной библиотеки находится огромное количество документов, представляющих художественную, культурную, научно-историческую ценность. К таким документам относится и коллекция фотографий Туркестанского альбома, хранящегося в Отделе эстампов.

140 лет назад (в 1871-1872 гг.) по поручению первого генерал-губернатора Туркестана, генерал-адъютанта Константина Петровича фон Кауфмана, был издан Туркестанский альбом. Целью его создания являлось знакомство публики с Туркестанским краем. В альбоме отражены история Центральной Азии, общественная жизнь, этнография, архитектура и политика того времени.

Составлением альбома занимался ученый-востоковед Александр Людвигович Кун. Над альбомом также работали М. И. Бродовский, M. A. Терентьев, Н. В. Богаевский, Л. А. Шостак, Н. Н. Нехорошев, Г. Е. Кривцов [1, 4].

Первоначально Туркестанский альбом должен был состоять из 5 частей: «Самаркандские древности», «Археологический альбом Сыр-Дарьинской области», «Исторический альбом русских завоеваний в Средней Азии», «Этнографический альбом туземного населения в русских владениях Средней Азии» и «Промысловый альбом туземного населения в русских владениях Средней Азии» [1].

Сбор материалов для альбома продолжался более двух лет. Несколько военных и гражданских фотографов-профессиона-лов снимали все уголки новых владений Российской Империи: Самаркандскую, Сыр-Дарьинскую области, Зарафшанский край, Кокандское и Хивинское ханства.

В сопроводительном письме фон Кауфмана к альбому говорится о многочисленных технических трудностях, возникавших в процессе фотофиксации, что объясняет не очень высокое качество некоторых снимков [1].

Работа велась в Ташкенте, в Военно-топографическом отделе Туркестанского военного округа, где были напечатаны литографские части каждой пластины. Ко всем частям альбома были написаны заметки. Альбом дополняли карты, планы и выполненные Л. А. Шостаком акварели с изразцов, украшавших стены зданий в Самарканде [1, 4].

В результате проделанной работы был собран огромный объем фотоматериалов. Полная версия Туркестанского альбома включает в себя более 1200 фотографий с описаниями и состоит из четырех частей: археологической (2 тома), этнографической (2 тома), промысловой (1 том) и исторической (1 том). Кроме того, К. П. фон Кауфман отдал распоряжение составить из этих частей небольшой альбом из 100-150 видовых снимков, содержащий наиболее яркие и интересные сюжеты [1].

Полный альбом по распоряжению К. П. фон Кауфмана должен был быть напечатан в 7 экземплярах, а «сокращенный альбом» — в 50 экземплярах. Для этого А. Л. Кун привез в Санкт-Петербург негативы, с которых предполагалось сделать отпечатки, а также провести работы по ретушированию снимков, брошюровке и переплету альбомов [1].

По окончании работы 6 полных экземпляров Туркестанского альбома были переданы в дар российскому императору, наслед-нику-цесаревичу, в Императорскую публичную библиотеку

Илл. 1. Фоксинги на паспарту

90

Илл. 2. Затеки и пятна на листе альбома

(ныне — Российская национальная библиотека), в Академию художеств, в Ташкентскую публичную библиотеку (ныне — Национальная библиотека Узбекистана) и в московский Политехнический музей. Седьмой полный экземпляр фон Кауфман оставил себе, но в 1874 г. передал Восточному факультету Петербургского университета [1].

На сегодняшний день известно, что полные копии Туркестанского альбома находятся в Национальной библиотеке Узбекистана, Библиотеке Конгресса сша и Российской национальной библиотеке.

Каждый из шести томов Туркестанского альбома из фондов рнб представляет собой непереплетенные листы размером в среднем 35 х 48 см, помещенные в папки. Объем Туркестанского альбома составляет 458 листов, из них 15 листов из археологической части с планами строений выполнены на плотной бумаге, а остальные листы альбома представляют собой монтированные на картон фотографии, акварели, планы. На каждом листе картона (паспарту) размещено от одной до восьми фотографий в технике альбуминовой печати.

При хранении альбома из-за физического износа оригинальные папки ремонтировались. В настоящее время листы альбома хранятся в папках из картона, покрытого ледерином. Ранее папки, вероятно, были изготовлены из плотного картона, покрытого окрашенным в бордовый, коричневый и фиолетовый цвета коленкором с тиснением, о чем можно судить по оставшимся оригинальным элементам верхней части папок.

На состояние фотодокументов и их сохранность значительное влияние оказывают условия их хранения. Важными параметрами являются не только температура и влажность воздуха, но также и наличие загрязнений и биологических повреждений документа.

Экспертиза состояния альбома проводилась с использованием неразрушающих методов анализа. Оценивалось санитарно-гигиеническое состояние фотографий, паспарту и папок альбома. В качестве критериев для оценки использовались запыленность и зараженность микроорганизмами.

Визуальная оценка состояния документов показала, что на некоторых листах альбомов есть запыленные участки, затеки, пятна, следы пальцев. Почти все листы альбома имеют фоксинги (илл. 1). Из общего количества листов у 5% паспарту фоксинги занимают от 10 до 30% поверхности, у 3% листов около половины площади паспарту покрыто фоксингами, а у 3,5% листов фоксинги покрывают поверхность паспарту на 70-90%. На остальных паспарту встречаются единичные, иногда еле заметные фоксинги. На фотографиях фоксинги практически отсутствуют (не более 2-3% от общего количества снимков имеют эти повреждения).

Пятна различного происхождения, в том числе следы от пальцев, отмечены на некоторых фотографиях и у 80% паспарту. Затеки на листах альбома (илл. 2) выявлены у 43% паспарту из исторической части, у 60% паспарту из промысловой части и на одном паспарту из археологической части. На фотографиях затеков не обнаружено.

В связи с тем, что листы альбома отличаются по размеру (у некоторых соседних листов разница составляет 1-1,5 см), на выступающих частях листов отмечена повышенная запыленность (илл. 3), часто встречаются фоксинги. От 40 до 65% паспарту каждого из 6 альбомов имеют участки с высокой запыленностью.

Для количественной оценки степени запыленности с поверхности фотографий, паспарту и папок были отобраны пробы пыли. Запыленность определялась весовым методом [2]. С фотографий пробы отбирали сухим тампоном, а с переплётов и паспарту — смоченным в воде. После высушивания тампоны взвешивали, определяли количество пыли, собранной с документа, и рассчитывали запыленность. Запыленность поверхности папок шести томов Туркестанского альбома составила в среднем 11 мкг/см2.

Из общего объема всего Туркестанского альбома около 43% паспарту имеют запыленные участки. Запыленность паспарту археологической части составила от 22 до 57 мкг/см2, исторической — от 8 до 54 мкг/см2, промысловой — от 25 до 72 мкг/см2,

91

ФОТОГРАФИЯ. ИЗОБРАЖЕНИЕ. ДОКУМЕНТ. ВЫП. 5 (5)

Илл. 3. Лист альбома с запыленным верхним краем

этнографической — от 9 до 77 мкг/см2. В связи с тем, что форматы листов различны, некоторые листы имеют хорошо заметное загрязнение, в основном, верхнего или бокового поля паспарту. Количество пыли на поверхности паспарту на пыльных участках составляло от 40 до 77 мкг/см2, а на участках, визуально оцененных как чистые, — от 8 до 35 мкг/см2.

Количество пыли на поверхности фотографий из археологической части в среднем составило 13 мкг/см2, исторической — 13 мкг/см2, промысловой — 10 мкг/см2 и этнографической — 15 мкг/см2.

При осмотре фотографий и паспарту следов плесневых налетов и биопигментации не обнаружено.

Зараженность поверхностей оценивали исходя из количества жизнеспособных колониеобразующих единиц (КОЕ) микроорганизмов (спор, клеток, фрагментов мицелия), изолированных с 1 дм2 поверхности [3]. С поверхности папок, паспарту и фотографий отбирали пробы с помощью стерильных тампонов или бумажных дисков. Пробы переносили на специальные подложки или на агаризованные среды в чашки Петри и инкубировали их в термостате при 26 °С Через 7-14 суток определяли наличие жизнеспособных микроорганизмов в пробах, подсчитывали количество выросших колоний микроорганизмов и пересчитывали на КОЕ/дм2 поверхности. Идентификацию микроорганизмов проводили с помощью микроскопа «Биолам-И».

С поверхности папок 6 томов Туркестанского альбома отбирали пробы влажными тампонами с последующим переносом пробы на стерильные подложки Compact Dry ТС или Compact Dry YM для оценки, соответственно, общего количества микроорганизмов и количества плесневых грибов и дрожжей. Общее количество микроорганизмов, изолированных с поверхности папок, составило от 110 до 1270 КОЕ/дм2, а грибов и дрожжей — от 30 до 90 КОЕ/дм2. Микобиота папок представлена грибами родов Alternaria, Aspergillus, Penicillium, Paecilomyces, Scopulariopsis, Torula.

Пробы с чистых и пыльных участков паспарту отбирали на влажные стерильные бумажные диски, и затем делали высевы на агаризованную среду Чапека-Докса и среду Сабуро в чашки Петри. Только в 30% проб, отобранных с поверхностей паспарту, обнаружены жизнеспособные микроорганизмы. Наибольшее количество микроорганизмов было на трех паспарту из археологической части — от 53 до 105 КОЕ/дм2 и на одном паспарту из этнографической части (180 КОЕ/дм2). В остальных пробах с жизнеспособными микроорганизмами их количество не превышало 30 КОЕ/дм2. С участков паспарту, имевших высокую запыленность, отобрана

31 проба, и только в 12 из них отмечено развитие микроорганизмов. Количество микроорганизмов, изолированных с участков, имеющих затеки, составляло от 0 до 10 КОЕ/дм2.

С поверхности паспарту были изолированы дрожжи и микроскопические грибы, принадлежащие родам Acremonium, Aspergillus, Cladosporium, Paecilomyces, Penicillium, Ulocladium.

Для оценки зараженности микроорганизмами поверхности фотографий пробы отбирали сухим стерильным тампоном с дальнейшим переносом на питательную среду Чапека-Докса или среду Сабуро. Микробиологическое состояние фотографий в целом удовлетворительное. Развитие плесневых грибов отмечено только в трех пробах, взятых с фотографий из 2-го тома этнографической части. Из проб изолированы микроскопические грибы рода Penicillium. В пробах, взятых с фотографий из остальных трех частей альбома, живых микроорганизмов не выделено.

Проведенная экспертиза состояния коллекции фотографий Туркестанского альбома показала, что фотографии находятся в удовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии.

Многие паспарту имели участки с высокой запыленностью, что свидетельствует об их неудовлетворительном гигиеническом состоянии. Для повышения сохранности листов альбома целесообразно провести сухую очистку паспарту.

Значительное количество микроорганизмов, изолированных с поверхности папок, свидетельствует о необходимости их обработки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горшенина С. М. Крупнейшие проекты колониальных архивов России: утопичность тотальной туркестаники генерал-губернатора Константина Петровича фон Кауфмана // Ab Imperio.— 2007.— № 3.— С. 1-64.

2. Мамаева Н. Ю. Определение запыленности документов // Комплексное обследование книгохранилищ: методическое пособие.— спб.: рнб, 2007.— С. 133-146.

3. Попихина Е.А, Великова Т. Д. Микробиологическое состояние документов // Комплексное обследование книгохранилищ: методическое пособие.— спб.: рнб, 2007.— С. 147-160.

4. Туркестанский альбом по распоряжению туркестанского генерал-губернатора генерал-адъютанта К. П. фон Кауфмана I-го: В 4 ч.: В 6 т. / сост. А. Л. Кун, М. И. Бродовский и М. А. Терентьев.— Спб., 1871-1872.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.