Научная статья на тему 'Obscurum per obscurius. О функциональном подходе к объяснению некоторых сюжетов и археологических находок из коллекции государственного Эрмитажа'

Obscurum per obscurius. О функциональном подходе к объяснению некоторых сюжетов и археологических находок из коллекции государственного Эрмитажа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОДОТ / СКИФЫ / ЗАЯЦ / СЕМАНТИКА / МАГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гук Дарья Юрьевна

В статье рассматриваются общеизвестные сюжеты взаимоотношений скифов и персидского царя Дария. Изображения на археологических находках из курганов трактуются с позиции магической семантики сущностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Obscurum per obscurius. О функциональном подходе к объяснению некоторых сюжетов и археологических находок из коллекции государственного Эрмитажа»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 397; 801.82

Гук Дарья Юрьевна

канд. филол.наук, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, г.Санкт-Петербург, РФ E-mail: hookk@hermitage.ru

OBSCURUM PER OBSCURIUS.

О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ПОДХОДЕ К ОБЪЯСНЕНИЮ НЕКОТОРЫХ СЮЖЕТОВ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА

Аннотация

В статье рассматриваются общеизвестные сюжеты взаимоотношений скифов и персидского царя Дария. Изображения на археологических находках из курганов трактуются с позиции магической семантики сущностей.

Ключевые слова

Геродот, скифы, заяц, семантика, магия

Многие исследователи посвятили свои работы трактовке сюжетов взаимоотношений скифов и персидского царя Дария [1; 2, 3; 4]. С точки зрения семиотики [5, с.30-31], кажется не логичным, что каждый из описанных Геродотом эпизодов, связанных со скифами, они рассматривают не в системе так называемого «мировоззрения кочевников» [6, с.447], а совершенно самостоятельно. Справедливо замечание, что это отдельные истории, датируемые VI веком до н.э., в достоверности которых спустя столетия можно сомневаться, и подходить к их анализу нужно так же, как анализируют сказки и мифы [7-9].

Скифский посланец приносит Дарию четыре наименования предметов. (10; Hdt. IV. 131) И именно четыре предмета падают с неба, когда решается вопрос о праве на царство сыновей Таргитая. (10; Hdt. IV. 5) То есть разрешение сомнительных ситуаций сопровождается набором из четырёх категорий предметов, из которых один выделяется: в первом случае из ряда орудий (плуг, ярмо и секира) - чаша, а во втором - из животного мира (лягушка, мышь и птица) - стрелы2. Выпадающий из однородного перечня категорий предметов объект задаёт грамматическую структуру невербального послания. Грамматическая функция чаши и набора предметов магического происхождения задаётся её функцией - это чаша для ритуальных возлияний. Принесение жертвы посредством предания огню, а в данном случае - выливания вина, по умолчанию опущенное рассказчиком, делает богов благосклонными именно к младшему из трёх братьев. Небесный огонь гаснет, и золотые предметы как символы власти попадают в руки законного владельца. Скорее всего, употребивший слово фиал Геродот имел в виду не форму сосуда, а его функцию - чаша для жертвенного напитка.

В филологии принято оперировать понятием семантического поля, но мы воспользуемся термином из теории Марра, обозначающим производные понятия не в смысле словообразования, а в смысле значения -дериват. Для расшифровки второго сообщения напомним, что дериватом стрел является рок, рука неба, а пяти - рука. [11, с.259] Так что семантика этой части - в передачи действия. Дериваты лягушки - вода, жизнь [12, С.84-85], а хтонического образа мыши - это земля, смерть [12, с.190-191; 13]. Независимо от вида, в широком смысле птица - небо, божественная сущность [12, с.346-349]. Таким образом, получается архетипическая формула - жизнь-смерть-рука-небо, которая в различных вариациях существует на протяжении тысячелетий и актуальна и ныне: Pro omni volúntate Dei. (на всё воля Божья). Очевидно, что

2 В других источниках, в частности, у Феркида Лерийского (1, с.67; Theog. й\ 113) число стрел варьируется, но неизменной остаётся сущность.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

скифы с их образным мышлением, увидели в зайце (10; Hdt. IV. 134) знамение. В качестве divination, по свидетельствам античных авторов, выступали пауки, зайцы, змеи, особенно птицы. Pedestria, гадание по четвероногим животным было очень распространено [14; 15, с.421], не менее, чем предсказания жрецов-прорицателей и оракулов перед началом походов и сражений3 (10; Hdt. I. 46-49, 75, 91, 120; VIII, 135; IX, 36). Магические обряды в эту эпоху имеют широкое распространение и назначение [16; 17]. Имеются свидетельства об обращении скифов к гадателям-энареям (10; Hdt. IV. 67). Многочисленные бляшки, на которых изображён заяц с поднятой правой лапой [18, с.107], возможно, является пожеланием удачи, поскольку семантически правая сторона означает внешний, благоприятный, правильный [19, с.134-135; 20, с.352; 21, с.989-992.]. Естественно, что скифам потребовалось узнать исход битвы. Сражение со скифами проиграл не Дарий, а его советники, которые неправильно истолковали первое сообщение (10; Hdt. IV. 132). Хотя они и были близки к пониманию общего смысла, но не смогли понять управляющих конструкций грамматики. Почувствовав себя бессильными перед логикой кочевников, персы поддались панике и отступили.

Всадник на золотой бляшке [22, кат№197] с зайцем, за которым он гонится, олицетворяет заклинание удачи - с копьём на зайца не охотятся. На золотой бляхе из кургана Куль-Оба, заяц занимает положение между хищником семейства кошачьих и грифоном [22, кат№213], в таком контексте не может олицетворять собой плодородие и богатство, у него должна быть другая функция. Для царя Кира присланный заяц, внутри которого было важное сообщение, оказался подарком судьбы (10; Hdt. I. 123-124). Возможно, что прыгающие зайцы на прямоугольных бляшках [22, кат№205, 206, 210] тоже должны приносить удачу.

В заключение остаётся добавить, что функциональный подход к расшифровке предметов, связанных с ритуальными, культовыми действиями может быть полезен не только при работе с отдельными археологическими находками, но и с археологическими комплексами целиком. Латинское изречение Obscurum per obscurum в заглавии статьи призывает напомнить, что объяснение непонятного нам через ещё большее усложнение - не лучший способ разрешения неясных ситуаций. Многочисленные аргументы и аналогии вместо объяснений смысла приводят к путанице. Простые объяснения делают смысл очевидным, потому что логичны на всех уровнях сознания.

Список использованной литературы:

1. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М.: Наука, 1985. 256 с.

2. Кисель В.А. Дары скифов Дарию Гистаспу (новый взгляд на старую проблему) // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2013 г. / Отв. ред. Ю.К. Чистов; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб.: МАЭ РАН, 2014. — С. 19-26.

3. Кисель В.А. Историчность «скифского логоса» и автопсия Геродота // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2014 г. / Отв. ред. Ю.К. Чистов; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб.: МАЭ РАН, 2015. — С. 406-417.

4. Молев Е.А. История исследования семантики образа зайца в греко-скифской торевтике. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 2, с. 57-65.

5. Лотман Ю.М., Пятигорский А. М. Текст и функция // III Летняя школа по вторичным моделирующим системам. Кяэрику, 10 - 20 мая 1968 г.: Тезисы. Тарту, 1968. С. 74 - 88.

6. Абаев В.И. Культ «семи богов» у скифов// Древний мир. Сб. статей академику В.В. Струве. М.: 1962. С. 445-450.

7. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России : сб.трудов. - М. : Индрик, 1994. - 272 с.

8. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М.: Современник, 1982. — 464 с.

9. Топоров В.Н. К реконструкции индоевропейского ритуала и ритуально-поэтических формул (на

3 Засвидетельствованы различные религиозные обряды и жертвоприношения перед такими значительными сражениями, как битвы при Саламине (10; VIII. 46) и Платеях (10; Ш1 VIII. 113; IX, 32). Более того, жрецов-прорицателей удавалось переманить, как в случае с Гегесистратом — знаменитым жрецом из Элиды, который пришел к персам из-за своей ненависти к Спарте и за щедрое вознаграждение.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х

материале заговоров): К столетию со дня смерти А.Шлейхера // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. — Тарту, 1969. — Вып. 236. — С. 9—43. — (Тр. по знаковым системам; IV).

10.Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.

11.Марр Н.Я. Язык и общество. Т.3. М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934.

12.Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1987.

13.Гринцер Н.П. «Мышиные таинства»: шутка или правда?// Кентавр / Centaurus. Studia classica et mediaevalia. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 2004, с.11-26.

14.Цицерон М.Т. Философские трактаты. М., «Наука», 1985.

15.Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1885.

16.Михайленко А.В. Таблички проклятий как источник для изучения социальной жизни в Древней Греции// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. Вып.2., 2013. С.60-68.

17.Заговоры и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1987. С.450-452.

18.Королькова (Чежина) Е.Ф., Алексеев А.Ю. Олень из кургана Куль-Оба// Памятники древнего и средневекового искусства. Сб. статей в память проф. В.И. Равдоникаса./ Проблемы археологии. Вып. 3. СПб.: СпбГУ, 1994. С. 102-109.

19.Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982. — 253 с.

20.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.111. М.: Прогресс, 1971.

21.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. 2-е изд. Т.111. СПб.: Типография М. О. Вольфа, 1882.

22.Piotrovsky B.B., Galanina L.K., Grach N.L. Scythians Art. L.: Aurora, 1986. 186 p.

© Гук Д.Ю., 2016

УДК 266.3

Карпова Галина Николаевна Самохвалова Клавдия Сергеевна

Студентки 4 курса кафедры НХТ ИИ ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

г. Абакан

Е-mail: shcherbinena00@mail.ru ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В ХАКАСИИ ДО 1917 ГОДА

Аннотация

В статье описывается процесс распространения православия в Хакасии со времен ее освоения и до 1917 года. Материалы данной статьи будут полезны всем, интересующимся православной верой и историей, читателям.

Ключевые слова

Хакасия, православие, архиепископ, церковь, епархия, острог, миссионеры.

Освоение Сибири было начато Иваном Грозным в 1581 году под влиянием просветительных идей митрополита Московского Макария, считавшего возможным ее покорение не с помощью оружия, а силой христианского просвещения. На территорию современной Хакасии миссионеры пришли только в XVII веке, точнее в 1707 году, когда по велению Петра I был основан казачий Абаканский караульный острог, и были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.