Научная статья на тему 'Общность этнопедагогик разных народов России'

Общность этнопедагогик разных народов России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1939
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общность этнопедагогик разных народов России»

УДК 37.0+39

Т. К. Снопова

ОБЩНОСТЬ ЭТНОПЕДАГОГИК РАЗНЫХ НАРОДОВ РОССИИ

Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему моральных норм. Люди выработали общечеловеческие ценности: гуманизм, правда, добро, истина. Но каждый народ имеет и свои традиционные ценности, свою иерархию духовных ценностей. Российская Федерация не имеет аналогов в мире, т. к. народы России отличаются друг от друга разного рода характеристиками, и в то же время существуют общепризнанные базовые ценности, объединяющие этносы на территории Российской Федерации. Россия рождалась и складывалась как страна многонациональная, что подчеркивал еще В. О. Ключевский,

В связи с проблемой общности педагогический кулыур в последние годы исследованы этнопедагогические взгляды народов России: алтайцев (С. Г1. Беловолова, М. М. Бурулова, Е. В. Екеева), русских Г. В. Виноградов, В. М. Григорьев, Т. И, Березина), народов Севера (А. А. Бугаева, Е. Г. Сусой), калмыков (О. Д. Мукаева). У разных народов России много общих ценностей. Например, труд, Родина, природа.

Трудолюбие - моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне проявляющееся в количестве и качестве её результатов, трудовой активности, добросовестности, старании, усердии человека.

Патриотизм - нравственный принцип, характеризующий отношение к своей стране, «чувство привязанности к стране рождения или проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общей пользы» [1].

Бережное отношение к природе - отношение к природе как к живой, источнику жизни для каждого человека и общества в целом.

Из сравнения ценностей разных народов России можно сделать вывод о принципиальном совпадении их основного содержания. В восприятии самих народов этнические черты предстают как абсолютная моральная ценность. Однако никакой народ не исключает из их состава ни трудолюбия, ни доблести, ни совестливости, ни честности, ни верности. Духовные ценности одних народов не лучше и не хуже других.

Главная цель этнопедагогики— достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного развития человека. Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали. Как это не удивительно, но принципы народной педагогики на всех материках и у всех рас и народов имеют

немало общего, т. к. исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров. Изучение трудов Г. Н. Волкова, М. Б. Гуртуевой, О. Д. Мукаевой, И. А. Шо-рова позволяют выделить совокупность этнопедагогических идей, которые имеют общечеловеческую значимость и обладают высоким гуманистическим потенциалом:

- стремление к достижению гармонии человека с окружающей природной средой;

- материальная и духовная культура народа как источник и средство образования и воспитания;

- идеал воспитания как образ совершенного человека, воплощающего лучшие качества народа;

- направленность содержания образования и средств педагогического воздействия на становление гуманного и трудолюбивого человека.

Бесспорно, каждый народ имеет оригинальную педагогическую культуру, основанную на его этнофилософии, его этнопсихологии и его этнокуль-туре. В то же время мы в праве говорить об общности народной педагогики:

- общность исторических условий развития народов;

- каждый народ стремится к миру, счастью через груд и здоровье;

- в основе педагогической культуры любого народа лежат идеалы добра, истины и красоты;

- народная педагогика охватывает все возрастные категории: от рождения человека до его смерти;

в любом возрасте человек остаётся объектом и субъектом народной педагогики;

- учет возрастных н индивидуальных особенностей;

- природосообразность народной педагогики;

- многообразие методов воздействия на воспитуемых;

- нравственной доминантой этнопедагогики всех народов является семья.

У всех народов педагогическая культура основывается на одних и тех

же элементах:

- колыбельные песни, стихи - потешки, скороговорки, считалки;

- пословицы и поговорки;

- песни, пляски, частушки;

- художественная отделка, роспись предметов быта, одежды, интерьера дома и т. д.;

- обряды, обычаи, ритуалы;

- сказки, легенды, сказания, эпос, поучительные рассказы.

При различных социально-экономических формациях, различных идеологиях человечество стремилось к формированию высоких духовных ценностей. В независимости от национальности люди стремились воспитать такие качества как любовь к Родине, доброта, дружба, трудолюбие и т. д.

Воспитательные традиции разных народов имеют много общих черт. Наибольшее сходство можно найти в сфере груда, трудового обучения и вос-

питания. По мнению Т. И. Рудевой этнические различия в трудовом воспитании касаются только некоторых частных деталей - видов труда, приёмов трудового обучения и некоторых организационных форм труда. Исторический и педагогический опыт народа подсказывал, что труд - это решающее условие нравственного и физического развития личности. В процессе труда вырабатываются такие качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, чувство долга и ответственность.

Сходство и общность народных педагогик различных народов состоит и в общности ведущих принципов воспитания:

1. Целенаправленность в воспитании и обучении детей. Она выражается в существовании у каждого народа, нации, этноса идеала человека, главными чертами которого является любовь к Родине, нравственное совершенство, высокая духовность, любовь к людям и к природе.

2. Природосообразность. Этот принцип предполагает рассмотрение человека как части природы, а также уважение, поклонение, любовь, бережное отношение к природе. Идея любви к природе, бережного и заботливого отношения к ней ярко выражена у всех без исключения народов, больших и малых.

3. Общинный характер обучения и воспитания. Дети - это забота не только семьи, но и рода, общины, а часто и всего региона в целом. В Дагестане годекан - это традиционное место общественного воспитания, где собираются мужчины и молодёжь из уст старших слушает мудрые советы, обсуждает очередные дела. В российских сёлах были приняты сходы общин, в которых обязательно участвовали подростки и молодёжь. Народы Севера привлекали к общественному воспитанию детей шаманов, считая их людьми, знающими всё. Шаман был носителем мудрости рода, и нёс всю ответственность за род.

4. Уважение к старшим, почитание их как носителей мудрости народа, его традиций и идеалов.

5. Дифференцированностъ воспитания девочек и мальчиков. Мальчик — это будущий воин, отец семейства, охотник, рыбак, строитель; девочка же -это будущая мать, хранительница домашнего очага. У них в жизни разные предназначения - отсюда и воспитание, как по содержанию, так и по способам должно быть различным. Для тех и других работают два следующих принципа.

6. Ранее начало воспитания и обучения детей, осуществляемое, прежде всего в семье. Чем раньше начато воспитание, тем оно эффективнее — это общепринятое правило народной педагогике. Эвенки трёхлетнему ребёнку дают нож, четырёхлетнему - лыжи, пятилетнему - весло.

7. Воспитание и обучение должно осуществляться в деятельности. Этот принцип, пожалуй самый «старый», но и самый актуальный сегодня. Он зародился на заре человечества, когда опыт передавался младшим включением их в жизненно необходимую для рода деятельность: подготовку к охоте,

приготовление пищи, изготовление одежды. Постепенно, шаг за шагом ребенок постигает тайны труда, тайны жизненной премудрости.

Основные задачи этнопедагогики - это изучение специфики народной педагогики, её возникновения, развития и современного состояния; её место в жизни народа и её роли в развитии педагогической культуры человечества,

Этнопедагогика имеет и важные научно-практические задачи на основе изучения живых педагогических процессов в народной сфере, особенно в семье, выработать средства воздействия на эти процессы, а также способствовать пропаганде наиболее ценного педагогического наследия, его усвоению и переработке в педагогической науке и применению всего этого на практике.

Движущими силами народного воспитания у всех народов являются слово (мысль), дело (деятельность), природа, быт, религия, общение, традиции.

Смысл воспитания •- укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням. Любой народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. В основе народной педагогике лежит триада: «ум-доброта-трудолюбие».

Сила народной педагогики заключается в многообразии идей, подходов, форм, действий, приемов, методов, которые в полной мере должны использоваться в современной школе для успешного воспитания подрастающего поколения российского народа.

Библиографический список

1. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе - М., 2003. - 200 с,

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика - М., 2000. - 240 с.

3. Кузина, Т. Ф. Занимательная педагогика народов России - М.,

1998.- 180 с.

4. Мукаева, О. Д. Мудрость и духовность народной педагогики - М., 1995. ~ 200 с.

5. Руднева, Т. Ч. Национальное воспитание: этнические традиции - М., 2002. -230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.