Научная статья на тему 'Общий анализ содействия правительственными и коммерческими организациями КНР миграции населения Китая в Российскую Федерацию'

Общий анализ содействия правительственными и коммерческими организациями КНР миграции населения Китая в Российскую Федерацию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ МИГРАЦИИ / РЫНОК ТРУДА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ МИГРАЦИИ / HUMAN MIGRATION / LABOR MIGRATION / ORGANIZATION OF MIGRATION / LABOR MARKET / STATE REGULATION / PROBLEMS OF REGULATION / PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA / POSITIVE AND NEGATIVE EFFECTS OF MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Глеб Сергеевич

В статье проводится общий анализ регулирования и стимулирования Правительством Китайской Народной Республики миграции населения Китая за рубеж в общем, и в Российскую Федерацию в частности. Автором рассмотрены меры стимулирования и поддержки средних и крупных предприятий Китая, проанализирована стратегия Китайской Народной Республики «идти во вне» и выделены ведущие отрасли экономики, которые Правительство Китайской Народной Республики определяет, как приоритетные для международного сотрудничества. Также в статье рассмотрены отличительные особенности «китайской» миграции и выявлены различия миграции на протяжении 1990-2000-х годов, выявлены специфические черты в отдельные отрезки времени. Кроме того, автор рассмотрел и выделил позитивные и негативные эффекты от миграции населения Китая в Россию, как для Российской Федерации, так и для Китайской Народной Республики, включающие в себя социально-экономические, геополитические и демографические эффекты. На основании этого в работе делается вывод о том, что создание совместных предприятий, с участием китайского капитала, на основе кооперации, может стать одним из возможных путей решения проблемы нелегальной «китайской» миграции и легализацией предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General analysis of assistance in human migration of China to the Russian Federation by the PRC governmental and commercial organizations

The article presents a general analysis of regulating and stimulating China''s human migration abroad in general and to the Russian Federation in particular by the government of the People''s Republic of China. The author considers the stimulus moves and supportive measure of the medium and large enterprises in China, analyzes the People''s Republic of China strategy "go to the outside" and highlights the leading sectors of economy, which the government of the People''s Republic of China defines as priority ones for international cooperation. The article also examines the outstanding features of the "Chinese" migration and reveals the migration differences over the period of 1990-2000s and the specific features in the certain periods of time. The author also considered and identified the positive and negative effects of the human migration of China to Russia, both for the Russian Federation and for the People''s Republic of China, which include the socio-economic, geopolitical and demographic effects. On this basis, the article presents a conclusion that the creation of joint enterprises with the participation of the Chinese capital on the basis of cooperation may be one of the possible ways for solving problem of illegal "Chinese" migration by means of legalization of business activities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Общий анализ содействия правительственными и коммерческими организациями КНР миграции населения Китая в Российскую Федерацию»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/140EVN315.pdf DOI: 10.15862/140EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/140EVN315)

УДК 331.556

Иванов Глеб Сергеевич

ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Россия, Москва1 Ведущий специалист Аппарата учёного совета Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Общий анализ содействия правительственными и коммерческими организациями КНР миграции населения Китая в Российскую Федерацию

105064, РФ, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 34

Аннотация. В статье проводится общий анализ регулирования и стимулирования Правительством Китайской Народной Республики миграции населения Китая за рубеж в общем, и в Российскую Федерацию в частности. Автором рассмотрены меры стимулирования и поддержки средних и крупных предприятий Китая, проанализирована стратегия Китайской Народной Республики «идти во вне» и выделены ведущие отрасли экономики, которые Правительство Китайской Народной Республики определяет, как приоритетные для международного сотрудничества. Также в статье рассмотрены отличительные особенности «китайской» миграции и выявлены различия миграции на протяжении 1990-2000-х годов, выявлены специфические черты в отдельные отрезки времени. Кроме того, автор рассмотрел и выделил позитивные и негативные эффекты от миграции населения Китая в Россию, как для Российской Федерации, так и для Китайской Народной Республики, включающие в себя социально-экономические, геополитические и демографические эффекты.

На основании этого в работе делается вывод о том, что создание совместных предприятий, с участием китайского капитала, на основе кооперации, может стать одним из возможных путей решения проблемы нелегальной «китайской» миграции и легализацией предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: миграция населения; трудовая миграция; организация миграции; рынок труда; государственное регулирование; проблемы регулирования; Китайская Народная Республика; позитивные и негативные эффекты миграции.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Иванов Г.С. Общий анализ содействия правительственными и коммерческими организациями КНР миграции населения Китая в Российскую Федерацию // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/140EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/140EVN315

Анализ китайской миграции обусловлен обстоятельствами, к которым необходимо отнести нарастание масштабов миграции, серьезные социально-экономические, геополитические и демографические последствия, формирование теневых отношений, проблемы адаптации китайских мигрантов в России и необходимостью поиска эффективных механизмов регулирования миграционных потоков из Китая.

Согласно официальной статистике Российской Федерации (РОССТАТ) за период 19902013 гг.2 в Российскую Федерацию прибыло в совокупности 11,3 млн. человек, а выбыло за тот же период 5,4 млн. человек, таким образом миграционный прирост населения за указанный период составил 5,9 млн. человек. Согласно статистике ФМС России на 7 июня 2015 года на территории Российской Федерации находится 11,037 млн. иностранных граждан3, в том числе 275 тыс. граждан КНР (т.е. 2,5 % от общего количества иностранных граждан, находящихся на территории РФ), из них мужчин - 168 тыс. человек, женщин - 107 тыс. человек.

Миграция населения Китая в Россию имеет существенные социально-экономические, геополитические, и демографические последствия для обеих стран. Для Китая миграция позволяет снимать напряжение на рынке труда, расширять сферы влияния, иметь позитивные эффекты от «экспорта» собственного населения в нашу страну. Для России же - китайская миграция компенсирует недостаток собственных трудовых ресурсов, позволяет расширять экономическое сотрудничество, но в свою очередь имеет и ряд негативных последствий (Табл. 1).

Таблица 1

Позитивные и негативные эффекты миграция для РФ и КНР (составлено автором)

Тип эффекта миграции Позитивные Негативные

Для РФ Для КНР Для РФ Для КНР

Социально-экономические Расширение экономического сотрудничества, инвестиции в экономику Вывоз накопленного капитала на родину Отсутствие прогнозирования экономических и социальных последствий Недостаточная правовая защищенность мигрантов

Создание новых рабочих мест, обмен товарами Снижение напряжения на рынке труда Рост напряженности между коренным населением и мигрантами

Геополитические ОТСУТСТВУЮТ Расширение сферы влияния Формирование диаспор ОТСУТСТВУЮТ

Демографические Компенсация недостатка собственных трудовых ресурсов Снижение переселенности собственной территории Замещение коренного населения мигрантами ОТСУТСТВУЮТ

Таким образом, усиливающиеся потоки мигрантов в РФ из КНР привели к формированию китайской диаспоры в России со всеми ее составляющими компонентами, а именно: социальными, культурными, экономическими и политическими сообществами китайцев. Происходит расширение миграционных потоков со стороны Китая, сопровождаемых широкомасштабным движением капитала, в основном в одном направлении - в КНР. Российская Федерация столкнулась с новым типом экономической миграции, присущим именно китайскому этносу, миграция, сопровождаемая интенсивным

2 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 10.05.2015).

3 http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/54891/ (дата обращения: 10.06.2015).

экономическим освоением территории Дальнего Востока, теряющего население, но обладающего значительным природным ресурсами и экономическим потенциалом [1].

Наблюдаемый рост миграции китайцев в РФ в начале XXI века связан с принятием на третий сессии ВСНП в 2000 году стратегии «идти во вне». Это заметно по выросшему стремлению китайцев получить российское гражданство или вид на жительство (например, путем заключению браков). Главным мотивом миграции являются возможность быстрого, легкого и высокого дохода. Как пишет В. Гельбрас, люди принявшие решение о переезде имеют «хорошее и очень хорошее» материальное положение [2]. А Питер Шолль-Латур, немецкий журналист и публицист, отмечает, что в России оседают китайцы с средним и высоким социальным статусом [3]. Можно сделать вывод о том, что формируется прослойка китайских иммигрантов-предпринимателей, ориентированных как на личный успех, так и на содействие дальнейшему развитию Китая.

По мнению правительства КНР, решением социально-экономических проблем должна была стать более активная ориентация национальных производителей на экспорт и вывоз капитала. Целью стратегия «идти во вне» является увеличение объема ВВП в 4 раза и превращение Китая в самую экономически мощную державу.

В настоящее время стратегическим направлением развития миграционной политики КНР является трудовая и деловая миграция за рубеж, разделенная на четыре вида:

1. Деловая миграция (миграция инвесторов и состоятельных бизнесменов).

2. Открытие филиалов китайских компаний за рубежом и комплектация штатов из китайских работников4.

3. «Экспорт» рабочей силы. Осуществляется через заключение трех видов контрактов (контракты на инженерные, подрядные и строительные работы; контракты на сотрудничество в области рабочей силы; контракты на консультационные и инжиниринговые услуги).

4. Индивидуальное трудоустройство за рубежом китайских специалистов.

Стратегия содержит ряд тезисов, главным из которых является использования преимуществ двух (внутреннего и внешнего) рынков и двух (внутреннего и внешнего) источников сырья. Правительство стимулирует предприятия к активному освоению природных ресурсов других стран, увеличению товарного экспорта, завоеванию новых рынков и открытию новых источников поступления высоких технологий и техники.

Важным элементом стратегии стала необходимость усиления «транснационального хозяйствования китайских предприятий», а именно: создавать за рубежом предприятия, работающие с передовыми технологиями; открывать научно-исследовательские центры; создавать сбытовые компании, создавать транснациональные компании, используя мировой опыт; создавать китайские бренды) (Табл. 2).

4 Осуществляется в рамках общегосударственной стратегии внешнеэкономического наступления китайских предприятий.

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru Том 7, №3 (май - июнь 2015) [email protected]

Таблица 2 Наиболее крупные предприятия Китайской Народной Республики, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (составлено автором)

Сфера деятельности Наименование

Банковская деятельность, финансы АКБ ЗАО «Банк Китая» (ЭЛОС); ООО «Чайна Констракшн Банк»; АКБ ЗАО «Торгово-промышленный банк Китая»; ООО «Чайна сельскохозяйственный банк»

Телекоммуникация, ИТ Huawei; ZTE; Lenovo; ASUS

Авиаперевозки Эр Чайна; Эйтиси Эйр Сервис Лимитед; Катэй Пасифик Эйруэйз; Китайские восточные авиалинии

Автомобилестроение Lifan; Chery; Haima; Geely; Great Wall; BAW; FOTON; FAW

С начала 2000-х годов крупные предприятия КНР начинают осваивать российский рынок. Например, компании «Хуавэй» и Банк Китая (ЭЛОС) начали осуществлять свою деятельность еще в конце 1990-х годов. Большинство китайских компаний и предпринимателей в России действуют в сфере торговли продукцией легкой промышленности, строительных материалов и мелкого оборудования, а также закупки различного рода сырья [4].

Принятие стратегии значительно повлияло на все виды внешнеэкономического сотрудничества китайских предприятий, выросла численность и изменилась структура деловой миграции. Более активно в данном процессе начали принимать участие крупные предприятия и предприниматели.

Таким образом, принятие стратегии «идти во вне» сконцентрировала внешнеэкономическую деятельность КНР на уровне крупных и средних предприятий. Начали модифицироваться формы и методы продвижения экспортных товаров на внешние рынки, создаются сбытовые сети и торговые центры китайских товаров. Поощряется учреждение китайскими компаниями дочерних предприятий в других странах.

К 2010 году за рубежом было создано более 12 тыс. предприятий с китайскими инвестициями, где работало около 500 тыс. граждан Китая. Следует заметить, что до сих пор значительная масса китайских граждан за рубежом занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью, при этом, часто не имея на это законных оснований и соответствующих документов. К примеру, это деятельность многочисленных китайских рынков на всем пространстве СНГ. Такие предприниматели въезжают в страну по туристической или трудовой визе, т.е. на законных основаниях, однако трудовую деятельность уже осуществляет нелегально, без оформления соответствующих разрешительных документов. Таким образом, невозможно отследить их реальное количество. Однако, в 1994-1999 годах зафиксировано снижение объема китайской миграции в Россию, чему способствовали насыщение российского рынка китайскими товарами и неблагоприятная экономическая ситуация в стране после дефолта 1998 года.

Также в стратегии уделено внимание расширению позиций Китая на международном рынке труда. Правительство активизирует участие китайских предприятий в подрядно-строительных работах за пределами страны.

Таким образом, целью стратегии является решение ряда важных для экономики КНР задач: расширение рынка сбыта китайских товаров, открытие новых источников сырья, увеличение «экспорта» рабочей силы.

Стратегия «идти во вне» имеет четыре последовательных этапа:

1. Выращивание групп предприятий - отбор лучших предприятий, которые получат поддержку государства на инвестирование и экспорт за рубеж.

2. Развитие экспортоориентированных групп предприятий - создание за рубежом сбытовых объединений.

3. Транснациональное предпринимательство - создание китайскими компаниями филиалов за рубежом.

4. Формирование транснациональных корпораций.

В течение 2000-2010 годов проходила реализация первых двух этапов. Реализация задач третьего и четвертого этапов запланирована на период 2010-2020 гг.

Принятие стратегии оказало значительное влияние на все виды внешнеэкономического сотрудничества китайских предприятий, стимулировав не только инвестиционную деятельность, но и открытие за рубежом предприятий и осуществление трудовой деятельности, дав значительной стимул деловой и трудовой миграции [5].

Важно отметить, что в 1990-е годы миграция носила стихийный характер и была представлена, в основном, населением северо-востока КНР, т.н. «челноками», которая зародилась в конце 1980-х годов. Так, 1989-1993 года характеризуются режимом безвизовой приграничной торговли, при котором и сформировался канал массового въезда китайцев в Россию, происходило развитие стихийной «челночной» торговли, а также активными темпами набирала обороты совместная предпринимательская деятельность (предприятия с китайскими инвестициями и совместные предприятия). К сведению, в 1992-1993 гг. только на Дальнем Востоке России было зарегистрировано более 800 таких предприятий [6].

Еще стоит отметить, что отличительной чертой деловой китайской миграции в Россию являются нарушения российского законодательства, связанные с незаконной предпринимательской деятельностью, отсутствием регистрации предприятий, неуплатой налогов и взносов; использованием подставных лиц для регистрации и ведения бизнеса.

Решением проблемы нелегальной иммиграции, ее сокращением и легализацией предпринимательской деятельности может быть разрешена через создание совместных предприятий, функционирующих на основе кооперации [7].

Таким образом, Правительство КНР последовательно реализует стратегию по укреплению своих позиций, в первую очередь экономических, на российском рынке, стимулирует и оказывает содействие своим компаниям по освоению ведущих областей внешнеэкономического сотрудничества, определенных Министерством коммерции и Министерством финансов КНР, а именно: в сфере сельского, лесного и рыбного хозяйства; «экспорта» рабочей силы и подрядно-строительных работ за рубежом; научно-технических исследований, которые стали основными миграционными каналами. А крупные и средние китайские предприятия, осуществляющих деятельность в России, по сути, регулируют миграцию и являются «экспортерами» рабочей силы. И России в этой стратегии определено место поставщика ресурсов и рынка сбыта китайских товаров и рабочей силы.

Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что в рамках стратегического планирования, Правительство КНР через стимулирование коммерческих структур, создающих филиалы китайских компаний укомплектованных гражданами Китая, наполняет российский рынок труда собственными трудовыми ресурсами, поощряет обучение своих студентов в российских ВУЗах с последующим их трудоустройством в филиалах китайских компаниях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ян Хунмэй. Китайская миграция в Россию: тенденции, последствия и подходы к регулированию: Автореф. дис. ... канд.экон.наук: 08.00.14 - Москва. 2008. - 18 с.

2. Гельбрас В. Россия в условиях глобальной китайской миграции. - М., 2004. С. 105.

3. Шолль-Латур П. Россия Путина: эффект сжатия. Империя под прессингом НАТО, Китая и ислама. - М., 2007. С. 334.

4. Анохина Е.С. Деловая китайская миграция и место России в ее структуре // Вестник Томского государственного университета. Май 2012. №358. С. 25-27. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-kitayskaya-migratsiya-i-mesto-rossii-v-ee-strukture (дата обращения: 20.04.2015).

5. Анохина Е.С. «Новая» китайская миграция и политика КНР по ее регулированию. Научное издание. Томск. - 2012. 248 с.

6. Красинец Е.С. Китайские гастарбайтеры // ЭКО. 1997. №10. С. 153.

7. Пальников М.С. Китайская миграция и будущее России. Часть первая // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. Вебсайт: «Перспективы». URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=35988 (дата обращения 14.04.2015 года).

8. Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. М., 2009.

9. Титаренко М. Экономическое взаимодействие России и Китая // ЭКО. Всеросс. экон. журнал. Новосибирск, 2008. №3.

10. Пальников М.С. Китайская миграция и будущее России. Часть первая // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. Вебсайт: «Перспективы». URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=35988 (дата обращения 14.04.2015 года).

Рецензент: Вашаломидзе Елена Валерьевна, канд. экон. наук, заведующая отделом докторантуры и аспирантуры, ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Ivanov Gleb Sergeevich

Institute of Labor and Social Security Russia, Moscow E-mail: [email protected]

General analysis of assistance in human migration of China to the Russian Federation by the PRC governmental and commercial organizations

Abstract. The article presents a general analysis of regulating and stimulating China's human migration abroad in general and to the Russian Federation in particular by the government of the People's Republic of China. The author considers the stimulus moves and supportive measure of the medium and large enterprises in China, analyzes the People's Republic of China strategy "go to the outside" and highlights the leading sectors of economy, which the government of the People's Republic of China defines as priority ones for international cooperation. The article also examines the outstanding features of the "Chinese" migration and reveals the migration differences over the period of 1990-2000s and the specific features in the certain periods of time. The author also considered and identified the positive and negative effects of the human migration of China to Russia, both for the Russian Federation and for the People's Republic of China, which include the socio-economic, geopolitical and demographic effects.

On this basis, the article presents a conclusion that the creation of joint enterprises with the participation of the Chinese capital on the basis of cooperation may be one of the possible ways for solving problem of illegal "Chinese" migration by means of legalization of business activities in the Russian Federation.

Keywords: human migration; labor migration; organization of migration; labor market; state regulation; problems of regulation; the People's Republic of China; positive and negative effects of migration.

REFERENCES

1. Yan Khunmey. Kitayskaya migratsiya v Rossiyu: tendentsii, posledstviya i podkhody k regulirovaniyu: Avtoref. dis. ... kand.ekon.nauk: 08.00.14 - Moskva. 2008. - 18 s.

2. Gel'bras V. Rossiya v usloviyakh global'noy kitayskoy migratsii. - M., 2004. S. 105.

3. Sholl'-Latur P. Rossiya Putina: effekt szhatiya. Imperiya pod pressingom NATO, Kitaya i islama. - M., 2007. S. 334.

4. Anokhina E.S. Delovaya kitayskaya migratsiya i mesto Rossii v ee strukture // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. May 2012. №358. S. 25-27. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-kitayskaya-migratsiya-i-mesto-rossii-v-ee-strukture (data obrashcheniya: 20.04.2015).

5. Anokhina E.S. «Novaya» kitayskaya migratsiya i politika KNR po ee regulirovaniyu. Nauchnoe izdanie. Tomsk. - 2012. 248 s.

6. Krasinets E.S. Kitayskie gastarbaytery // EKO. 1997. №10. S. 153.

7. Pal'nikov M.S. Kitayskaya migratsiya i budushchee Rossii. Chast' pervaya // Setevoe izdanie Tsentra issledovaniy i analitiki Fonda istoricheskoy perspektivy. Vebsayt: «Perspektivy». URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=35988 (data obrashcheniya 14.04.2015 goda).

8. Larin A.G. Kitayskie migranty v Rossii. Istoriya i sovremennost'. M., 2009.

9. Titarenko M. Ekonomicheskoe vzaimodeystvie Rossii i Kitaya // EKO. Vseross. ekon. zhurnal. Novosibirsk, 2008. №3.

10. Pal'nikov M.S. Kitayskaya migratsiya i budushchee Rossii. Chast' pervaya // Setevoe izdanie Tsentra issledovaniy i analitiki Fonda istoricheskoy perspektivy. Vebsayt: «Perspektivy». URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=35988 (data obrashcheniya 14.04.2015 goda).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.