SOUTHERN URAL MONKS AND THE «CHAPEL» OLD BELIEVERS IN THE SECOND HALF OF THE 19th AND BEGINNING OF THE 20th CENTURIES.
N.S. Fedorov
The article deals with peculiarities of common life, activities, place in religious hierarchy and influence on the old believers' population in conditions of changes in Southern Ural monks' life and the «chapel» of Old Believers in the second half of the 19th and the beginning of the 20th cc.
© 2008 г.
В.П. Сапон
«ОБЩИНЫ ПРОСВЕТЛЕННЫХ» (АНАРХИСТЫ О ПОЛИТИЧЕСКИХ И ДУХОВНЫХ ПРОЦЕССАХ В РОССИИ ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА)
В фондах ЦАННО (Ф.2209. Оп.3. Д.21446. Л.17—17—17(об.) нами был найден машинописный текст рукописи видного анархиста А.А. Карелина или кого-то из ближайшего окружения. Ниже мы впервые публикуем этот интересный образец политической мысли анархизма1.
Итак, в идеологических движениях России мы все-таки могли констатировать реалистичность, стремление жить и действовать в живой действительности.
Но разве есть в них сила, которая могла бы дать импульс к новой культуре?
Религиозно-сектантская общественность или аскетична или застывает на некоторой степени самоудовлетворенности, но и аскетизм здесь не есть аскетизм для высшей напряженности творчества, но — добродетель.
Еще меньше можно чего-либо ожидать от анархистов и с[оциалистов]-р[ево-люционеров] максималистов. И те, и другие, несмотря на свою идеологию, как в направлении своей внутренней организованности, так и во внешней работе проявляли себя скорее как политические секты, но нимало не продумали всей напряженности значения нашего вопроса.
Понятна поэтому и махновщина, и другие курьезы.
Правда, П.А. Кропоткин в своих «Поля, фабрики и мастерские» поставил дело на верные рельсы: «Во всех направлениях перед нами широкое поприще для нового строительства жизни, — если только мы поставили себе вопрос: чем и как живет русский народ? Чему и как его учат?Какие средства имеет он, чтобы проводить в дело свое понимание, свое строительство жизни?».
В своих «Письма[х] о текущих событиях»3 он фактами показывает, что общественность в хозяйственной жизни народов приобретает все большее значение. Надо суметь оценить это.
Но... разве это чем-нибудь отразилось на организационных формах анархизма?
Но... «Хлеб и Воля»4 Петра Алексеевича разве не показатель, что и для него вопрос в организации свободного «довольства для всех» и предыдущая цитата — гениальный проблеск сознания последнего времени (она написана в мае 1918 г.).
Передо мной — «Декларации и резолюции. Первая конференция анархистских организаций Украины “Набат”» и «Протоколы Первого Всероссийского Съезда Анархистов-Коммунистов»5. То и другое относится к 1918 г. В них и следа нет нашего вопроса. Впрочем, от синдикализма (легшего в основу «Набата») и нельзя было иного ожидать (см. Н. Дрикер «Анарх[изм] и Синд[икализм]»6). Представляет некоторый интерес ревизионизм «Универсалистов» 7. Они правильно почувствовали вопрос, но. не поняли его и ушли. в социализм, став его крайней ветвью.
На всем этом мы еще остановимся поподробнее.
Если анархизм хочет оказать влияние на создание новой культуры — пусть он обратит внимание на вышеприведенные слова П.А. Кропоткина и серьезно займется нашим вопросом. И вопрос этот должен стать не вопросом теории, а войти в самый стиль его работы.
Пока же он стихийно овладевает жизнью России, заставляя и коммунистов путано, но «энергично фукцировать» (выражение у Б. Пильняка в [книге] «Голый год»8).
В самом деле, что такое — вихрь моды на «Лигу Времени»9, НОТ, Доброхим10 и т.п.?
А новые программы школ, индустриальные уклоны, фабзавучи и т.д. и т.д.?
А электрификация деревни?А агитация «многополки»? и т.д. и т.д.
Много в этом смешного и нелепого, но кто видит, — тот знает, что здесь гос-коммунизм, не понимая, барахтаясь, осуществляет стихийный процесс, т.к. иначе его ждет верный крах, что правильно подметил В.И. Ульянов-Ленин. Социалистическая диктатура уже организует Россию.
Насилием — сектант сказал бы: «антихристовым действом», — освещен путь России. Есть возможность усталости России — и тогда. глубочайшая реакция, не внешняя, какую мы переживаем; оторвет Россию от жизни и... бросит в потусторонние грезы.
Перед лицом этой перспективы Россия, «града грядущего взыскующая», — анархическая или анархо-сектантская, рационалистическая или гностическая, — должна ввести в самый порядок представлений своих расчет и темп культурных ускорений в технике, общественном хозяйстве, установке индивидуальностей и групп, развертывании идеалов.
Гностики же, кроме того, должны понять, что
«Вы дотронулись до выключателя и энергия ваша пополнилась запасом из электрической станции, отстоящей за десятки верст» (А. Гольцман. «Реорганизация человека»11), — факт большого гностического значения.
Нужно найти, наконец — создать, в себе эти выключатели. И тогда «общины просветленных» действительно дадут «призыв нового века к новому творчеству».
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Данный материал представляет собой одну из глав рукописи «Очерки несовременной психологии», обнаруженной публикатором в следственном деле (1925 г.)
организатора нижегородского анархо-мистического «Ордена Духа» В.В. Бера. До сих пор в научный оборот вводились лишь «эзотерические» произведения российских анархо-мистиков, поэтому «Очерки» представляют особый интерес именно как образец политической мысли указанного идеологического направления. Автором рукописи предположительно был видный анархист А.А. Карелин (1863—1926) или кто-то из его ближайшего окружения. Подробнее см.: Сапон В.П. Русский либертарий А.А. Карелин // Отечественная история. 2008. № 2; Сапон В.П. «Боевая радуга новой культуры» (анархо-мистическое движение в нижегородской провинции) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Серия: Гуманитарные науки (Пенза). 2007. № 1.
2. Книга П.А. Кропоткина «Поля, фабрики и мастерские» (впервые вышла в 1898 г. на англ. языке) демонстрирует преимуществ общества, избавленного от частной собственности и централизованного государства.
3. В указанной книге (М., 1917) опубликованы 9 писем П.А. Кропоткина, написанных им в период с 1914 по 1917 гг.
4. В книге «Хлеб и воля» (впервые опубликована в 1892 г на французском языке под названием «Завоевание хлеба», первое издание на русском языке появилось в 1902 г.) П.А. Кропоткин пишет о возможности «построить истинную человеческую семью на развалинах банков и государств».
5. См.: Протоколы Первого Всероссийского съезда анархистов-коммунистов. 25—28 декабря 1918 г. М., 1919; Первая конференция анархистских организаций Украины «Набат». Декларация и резолюции. Киев, 1918.
6. См.: Дрикер Н.В. Анархизм и синдикализм. Доклад, предназначенный для Всероссийского съезда Анархистов. Б.м.,1918.
7. Анархизм-универсализм — направление в российском анархизме советского периода, идеологом которого выступил А.Б. Гордин (1880—1968). Как утверждалось в написанной им работе «Анархизм-универсализм: К обоснованию программы» (М., 1920), «анархизм-универсализм подымается на одну ступень выше, чем экономический социализм, то есть государственный коммунизм, отменяет не только частную, но и общинно-коммунистическую собственность на орудия производства».
8. Роман Б.А. Пильняка (1894—1938) «Голый год» был опубликован в 1922 г.
9. Лига «Время» (позднее переименована в Лигу НОТ) — массовая негосударственная организация, созданная в СССР в 1923 г. и существовавшая до1926 гг. Председателем Лиги был член Президиума Всесоюзного совета НОТ при ЦКК—РКИ П.М. Керженцев (1881—1940), по убеждению которого, эта самодеятельная организация призвана объединить коммунистов и беспартийных «на принципе борьбы за экономию времени ради хозяйственного восстановления нашей страны».
10. Доброхим (Общество друзей химической обороны и промышленности) — массовая оборонная организация, созданная в СССР 19 мая 1924 г. для отработки вопросов противохимической защиты населения. В 1925 г. Доброхим вошел в состав другого оборонного общества — Авиахим.
11. Книга А. Гольцмана «Реорганизация человека» (М., 1924; Л., 1925) представляла собой апологию «механизации жизни» «в наиболее изощренной форме».
«COMMUNITIES OF THE ENLIGHTENED»
(THE ANARCHISTS ABOUT POLITICAL AND SPIRITUAL PROCESSES IN RUSSIA
AFTER OCTOBER 1917)
V.P. Sapon
The author publishes is one of the chapters of the typescript «The Essays on Out-of-date Psychology», found personal in the record (1925) of V.V. Ber, the organizer of the anarcho-mystical Order of Spirit in Nizhnii Novgorod. So far, only «esoteric» works of Russian mystical anarchists have come into scientific use, therefore «The Essays...» are of great interest as an example of political thought of the mentioned ideological trend. The author of the typescript was supposedly the prominent anarchist A.A. Karelin (1863—1926) or someone of his close associates.
© 2008 г.
С.М. Степанянц К ИСТОРИИ РУССКОГО КАЗАЧЕСТВА В АРМЕНИИ
Участие казачества в усилении южных границ Российской империи почти не изучено. И этому есть свое объективное объяснение. В годы советской власти казаков приравнивали к контрреволюционной прослойке общества, умалялась их неоценимая роль не только в Кавказской войне, но и русско-турецких войнах Х1Х—ХХ вв., а также их участие в укреплении южных границ Российской империи.
Казачество в Закавказье впервые появилось еще в XVIII в. в составе русских войск во время Персидского похода Петра I. Однако именно войны XIX в.: русско-персидская 1826—1828 гг., русско-турецкая 1828—1829 гг. и в особенности Крымская война, и участие в них казачьих войск сыграли важную роль в перемещении северокавказских казачьих войсковых частей на постоянную дислокацию в Закавказье, в том числе в Армению.
Служба в Закавказье и, в особенности, участие в войнах были для казаков не просто почетными, а необходимыми для постоянного поддержания их боеспособности. В то же время на чужбине желали служить далеко не все казаки. Для поднятия их боевого духа в различное время в Закавказье на службу направлялись известные казачьи командиры. Так, в середине 50-х годов XIX в. здесь служил прославленный генерал, герой Кавказской войны Яков Бакланов (Боклю)1.
В Ереванской губернии казаки вначале селились в селах русских православных поселенцев — Джалал-оглы Русские, Гергеры Русские (с. Пушкино), Ново-покровка и отчасти и в селе Привольном, а также в солдатском селе Новоалек-сандровке. Русские крестьяне были выходцами из Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Полтавской, Пензенской, Московской и Харьковской губерний.