Научная статья на тему 'ОБЩИНЫ БЕЗ ПЕРВОБЫТНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: КОНЦЕПЦИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ'

ОБЩИНЫ БЕЗ ПЕРВОБЫТНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: КОНЦЕПЦИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИНЫ БЕЗ ПЕРВОБЫТНОСТИ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ИСТОРИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Игорь Юрьевич

Взаимодействие общин без первобытности на Северном Кавказе сопровождалось и сильной военной активностью, и мощным культурным взаимодействием. На примере казаков и горцев на Северном Кавказе можно говорить об одном из вариантов фронтирных отношений между носителями уклада сельских общин без первобытности, хозяйство которых было основано на земледелии и скотоводстве. Внутреннее разнообразие, изменчивость уклада жизни - характерная черта обществ, основанных на общинах без первобытности. Может оказаться плодотворными сравнение различных аспектов истории и культуры общин без первобытности различных регионов Северной Евразии (севера Европы, Руси, Северного Кавказа и пр.) разных исторических периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Васильев Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNITIES WITHOUT PRIMITIVENESS IN THE NORTH CAUCASUS: CONCEPT AND HISTORIOGRAPHY

The interaction of communities without primitiveness in the North Caucasus was accompanied by both strong military activity and powerful cultural interplay. The example of interactions between the Cossacks and highlanders in the North Caucasus is one of the variants of frontier relations between the carriers of the way of life of rural communities without primitiveness, whose economy was based on agriculture and cattle breeding. Their internal diversity and variability of their way of life are characteristic features of societies based on communities without primitiveness. It may be fruitful to conduct comparative studies of various aspects of the history and culture of communities without primitiveness in various regions of Northern Eurasia (Northern Europe, Rus', North Caucasus, etc.) of different historical periods.

Текст научной работы на тему «ОБЩИНЫ БЕЗ ПЕРВОБЫТНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: КОНЦЕПЦИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ»

ОБЩИНЫ БЕЗ ПЕРВОБЫТНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: КОНЦЕПЦИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ

И.Ю. Васильев

Научно-исследовательский центр традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия) e-mail: ivasee@mail . ru SPIN-код: 8437-3902

АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ

Взаимодействие общин без первобытности на Северном Кавказе сопровождалось и сильной военной активностью, и мощным культурным взаимодействием . На примере казаков и горцев на Северном Кавказе можно говорить об одном из вариантов фронтирных отношений между носителями уклада сельских общин без первобытности, хозяйство которых было основано на земледелии и скотоводстве . Внутреннее разнообразие, изменчивость уклада жизни - характерная черта обществ, основанных на общинах без первобытности . Может оказаться плодотворными сравнение различных аспектов истории и культуры общин без первобытности различных регионов Северной Евразии (севера Европы, Руси, Северного Кавказа и пр . ) разных исторических периодов

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общины без первобытности, Северный Кавказ, историография .

COMMUNITIES WITHOUT PRIMITIVENESS IN THE NORTH CAUCASUS: CONCEPT AND HISTORIOGRAPHY

Igor Vasilyev

Research Center of traditional culture

«The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia)

e-mail: ivasee@mail . ru

ABSTRACT

The interaction of communities without primitiveness in the North Caucasus was accompanied by both strong military activity and powerful cultural interplay. The example of interactions between the Cossacks and highlanders in the North Caucasus is one of the variants of frontier relations between the carriers of the way of life of rural communities without primitiveness, whose economy was based on agriculture and cattle breeding . Their internal diversity and variability of their way of life are characteristic features of societies based on communities without primitiveness . It may be fruitful to conduct comparative studies of various aspects of the history and culture of communities without primitiveness in various regions of Northern Eurasia (Northern Europe, Rus', North Caucasus, etc . ) of different historical periods

KEYWORDS: communities without primitiveness, North Caucasus, historiography.

Особое место в историографии занимают концепции устройства общества, характерные для разных народов в течении очень длительного периода времени, включавшего сразу несколько исторических эпох. Подобные концепции активно развивались в т.ч. и в советский период, когда господствовала жесткая историософская схема, основанная на сменяющих друг друга формациях. Эти виды социального устройства в период господства формационного подхода обычно называли «переходными», «предшествовавшими» и пр.

Так, А.И. Неусыхин описывает характерное для ран-несредневековых германцев общество, основу которого составляли свободные общинники, имеющие определённые права и обязанности (Земляков 2014: 113136). «Будучи общинным без первобытности и заключая

в себе в то же время элементы социального неравенства, этот общественный строй еще не был классово-феодальным» - писал А.И. Неусыхин (Неусыхин 1967: 76).

От охотничье-собирательских и раннеземледельческих общин общины без первобытности отличаются, например, большей численностью населения, высоким уровнем материальной культуры, нередко - иерархией наследственных социальных статусов, более развитой территориальной социальной организацией (Охотники 1972; Ранние земледельцы 1980; Артёмова 2019). Л.Е. Куббель считал характерными для обществ подобного типа организацию выполнения различных повинностей рядовыми членами общества без участия разветвлённого бюрократического аппарата, а также элементы т.н. «военной демократии» (Куббель 1988: 132, 146).

В целом специфика общины без первобытности такова:

1. Организация социума по территориальному принципу.

2. Почти всегда - наличие земледелия и скотоводства. Нередко - городских поселений.

3. Высокий уровень духовной и материальной культуры, очень часто - развитая социальная стратификация.

4. Наличие системы общественных повинностей разного типа,судопроизводства.

5. Слабость либо отсутствие государственного аппарата.

6. Выполнение функций госаппарата негосударственными (общинными, родственными и пр.) структурами.

7. Наличие элементов т.н. «военной демократии». Большое значение имеет собрание полноправных мужчин и/или аристократов.

8. Общины без первобытности внутренне разнообразны, например, они могут быть городскими или сельскими, в их рамках территориальные и родственные элементы социальной организации могут иметь разное значение. Они могут существенно различаться по количеству населения, площади подконтрольной территории.

9. Общинами без первобытности являются наиболее развитые ацефальные общества (общества без развитого института политического лидерства). Некоторые из общностей, обычно называемых племенами, также могут осмысляться как общины без первобытности (при наличии оседлости, чётко определённой территории, выстраивании «племени» как целого преимущественно по территориальному принципу). Нередко община без первобытности - то же самое, что и в той или иной степени «демократичное» вождество. Прави-

тели в общинах без первобытности очень часто есть, но власть их ограничена народным собранием, советом аристократов и пр. Интерес исследователя в рамках концепции общины без первобытности в большей степени сосредоточен на горизонтальных социальных связях, социальной активности большинства, чем в рамках концепции вождества.

10. Община без первобытности - очень гибкая дефиниция, включающее значительное разнообразие социальных укладов. Конкретная община без первобытности в определённый исторический период может не обладать всеми перечисленными выше признаками. Некоторые из них трудноотличимы от государств, другие - от раннеземледельческих общин.

11. Уклад жизни общин без первобытности может достаточно быстро меняться, усложняться либо упрощаться в зависимости от конкретных условий (Община 2022).

Наиболее известными примерами общин без первобытности обычно называют архаичные полисы Древней Греции (Влит ван дер 2006: 387-392) и города-государства Древней Руси. «В целом социальные институты Древней Руси являлись модификациями родового строя с характерными дофеодальными чертами. Общество, сложившееся на протяжении XI-XII вв., было построено, главным образом, на территориальных началах, утратило былую архаичность, но и не приобрело еще классового характера. В своих теоретических построениях И.Я. Фроянов использовал термин, восходящий к работам А.И. Неусыхина "общинность без первобытности"... При этом сам А.И. Неусыхин предпочитал термин "дофеодальный период", в большей степени указывающий на стадиальность явления» (Неусыхин 1967: 86; Фроянов, Дворниченко 1988: 267; Солдатов 2011: 81-90). В то время как для Древней Руси было характерно быстрые политические, экономиче-

ские и культурные изменения. А социальная организация в виде общин без первобытности пережила многие из них. Одна из причин устойчивости общинных отношений - её способность меняться в зависимости от условий, изменять акцент на выполнение тех или иных функций (Сопин 2009: 414-418; Дворниченко 2014: 287292; Лисюченко 2015: 17-18; Карасёв 2022). Поэтому всё же лучше не привязывать общину без первобытности к какому-либо историческому периоду либо этапу истории. И от наиболее известных примеров она может отличаться весьма существенно, хотя и будет продолжать иметь с ним определённые общие черты.

Если брать проблематику общины без первобытности в контексте «государственных / негосударственных» развитых обществ, то широко бытует мнение, что «одинаковый уровень социополитической и культурной сложности (который позволяет разрешать одинаково трудные проблемы, стоящие перед обществами) может быть достигнут не только в различных формах, но и разными эволюционными путями... негосударственные общества не обязательно менее сложны и менее эффективны. Заслуживает внимания проблема существования негосударственных, но и непервобытных обществ (то есть главным образом негосударственных, но не догосударственных), альтернативных государству (как якобы неизбежной постпервобытной форме социально-политической организации). Экологический фактор также является значимым для определения направления эволюции того или иного общества. В этом случае в понятие "экология" следует включать не только природную, но и социоисторическую среду. Окружающая среда также во многом определяет эволюционный потенциал общества» (Бондаренко, Гринин, Коротаев 2006: 15, 17, 18, 22, 27). Таким образом, социальная эволюция - это серия ответов на меняющиеся вызовы, её направление нелинейно, изменчиво. К тому же конкретное воплощение ответа на очередной вызов зачастую непредсказуемо, нередко зависит от конкретных людей и обстоятельств.

Особую социальную специфику, отличную от бюрократического государства с развитым городским укладом, отмечали и на Северном Кавказе ещё исследователи советской школы, опиравшиеся на научную традицию своего времени. Ф.Х. Гутнов также обращает внимание на термин А.И. Неусыхина «дофеодальное общество», где непосредственные производители свободны и экономически самостоятельны при наличии социального неравенства и эксплуатации. Г.А. Меликишвили и А.И. Робакидзе отрицали существование феодализма у горских народов Кавказа, называя их уклад жизни дофеодальным. Например, власть уцмия Кайтага ограничивало народное собрание. Черкесские феодалы продолжали быть членами местных общин (Гутнов 2014: 7, 53-54, 91, 435).

Высокий уровень развития земледелия и скотоводства, материальной культуры, стратификации общества на территориях, где распространены общины без первобытности, может иметь место и в обществах со сравнительно слабой ролью городских центров, гораздо большей значимостью семейно-родовых отношений.

Например, протогородские поселения на землях пруссов, как и на Северном Кавказе, были в большей степени ориентированы на протяженные торговые пути, имели ограниченное влияние на жизнь местных общин (Нарожный 1988: 159-172; Кулаков 2016). Если в цитадели царя Серира исповедовали христианство, то большинство населения было язычниками (Гутнов 2014: 92). Города Северного Кавказа долгое время были центрами власти государств, контролирующих те или иные территории региона. Хотя существовали крупные укрепленные поселения, население которых занимались сельским хозяйством. Причём некоторые, обладавшие, например, цитаделью приближались к протогородско-му уровню. Развитым древним городом был Дербент, обладавший разветвлённой самоорганизацией купцов и ремесленников (Гутнов 2014: 174-186).

Но своего рода эталоном развитой кавказской общины без первобытности можно назвать автономные общины без первобытности горного Дагестана, в чем-то сходные с античными полисами в отношение развития территориального принципа устройства общества и высокого уровня его организации (Агларов 1988: 145-190; Карпов 2010: 136-145). «Автономные сельские территории, представляющие собой федерацию (или конфедерацию) сельских политически независимых общин, например, у горцев. При этом низовые члены такого союза могут быть как в форме вождеств, так и безво-ждеских самоуправляемых общин, либо в иных формах. Ярким примером такой конфедерации может служить Нагорный Дагестан. Общины (джамааты), входившие в федерацию (так называемое "вольное общество"), иногда и сами по себе представляли весьма крупные поселения. Некоторые общины насчитывали до 1500 и более домов, то есть были размером в небольшой полис, и имели многоуровневую (до пяти уровней) систему самоуправления. А федерация, иногда объединявшая по 13 и более сел, представляла собой политическую единицу в десятки тысяч человек, с еще более сложной организацией. Между семейными группами (тухума-ми) существовало социальное неравенство и различие в рангах» (Гринин 2006: 97).

Например, «традиционная социальная организация аварцев - селение (независимо от размера и численности населения - в среднем 110-120 хозяйств с населением 500-550 человек). Община состояла из патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. В XIX в. преобладали территориальные отношения, уже нарушался принцип родственного расселения, хотя еще были сильны традиции внутрикультурной солидарности. Управление осуществляли выборные лица и сельский сход (джамаат), в котором участвовало все взрослое мужское население (старше 15 лет). При выборах правителей - старейшин (ч1ух1би, г1адилзаби, ха-раби) - соблюдался принцип представительства тухумов. Каждый джамаат вольного общества представлял собой самостоятельное в рамках союза социально-политическое образование, объединяющее узденей-собственников, являющихся одновременно и совладельцами общинной территории. Сельское управление составляли: народное собрание (все совершеннолетние

мужчины общины); совет старейшин (исполнительный орган, выполняющий и функции законодательного в перерывах между неродными собраниями); старейшины, они же и главы тухумов, они же и судьи; сельский кадий, глава мусульманской общины и шариатский судья; исполнители - род полицейских, рассыльных; чауш - глашатай, ему, как правило, исполнители подчинялись непосредственно; сельский суд, состоящий из старейшин и кадия. В среде общинников интенсивно развивались обусловленные всем ходом исторического развития общества процессы, приведшие, в частности, к имущественной дифференциации в узденской среде» (Саидова 2004).

Существовала развитая система судопроизводства по адату (уголовное) и шариату (гражданское). Адаты отдельной общины или союза общин имели свои особенности.

«Адатная система, суд, преимущественно базирующийся на ее основе строго оберегали частную собственность. Система композиций нередко предусматривала трех, пяти, девяти, двенадцатикратное возмещение убытков потерпевшему со стороны вора. Она же предусматривала немалые выплаты при нанесении материального, физического или морального ущерба члену общества. Оберегая интересы любого равноправного члена общества, система композиций, унаследованная от родового строя на стадии его разложения, уже сама по себе, по своей внутренней сущности, была выразителем интересов имущей прослойки населения джамаата. Община - джамаат рассматривала себя как целостный, самостоятельный, автономный организм по отношению к другим общинам. Отсюда следовал целый ряд адат-ных установлений, направленных на защиту общинных интересов, во всех случаях считавшимися, безусловно, приоритетными по сравнению с личными: запрет на отчуждение движимого и, особенно строго, недвижимого имущества за пределы общины, обязанность всех членов общины принимать участие в организации отпора чьим-либо захватническим устремлениям, обязательность участия в коллективных работах, джамаатских очередных повинностях, запреты на выход замуж и женитьбы за представителей и на представительницах другого джамаата, запреты на вмешательство в дела другого джамаата, на вмешательство во внутренние дела общины не члена этой общины - и т.д. Нарушитель всех этих норм представал перед судом и нес наказание в адатном порядке. Идеология ислама глубоко проникла в аварское общество. Ярко иллюстрируют это положения отдельные нормы адатных сводов, согласно которым член обществ в судебном порядке наказывался штрафом за пропуск очередного намаза без уважительных причин, за несовершения пятничной молитвы в соборной (пятничной) мечети, за нарушение поста или условий для постящегося, за необучение сына или дочери основам арабского чтения и письма и основным молитвам - и т.д.» (Саидова 2004).

Основу социальной организации даргинцев также составляла сельская территориальная община (джамаат). У лакцев также была развитая территориальная об-

щина при сильных и разветвлённых родственных группах (Булатова 1972: 161-163; Даргинцы 2022).

Автономные общины без первобытности развивались и на юге Дагестана. «В их числе были и союзы сельских общин Табасарана, сумевшие добиться независимости: Нитриг, Дирче, Суак, Чуркул, Хараг, Кухрук, Кераг. Общее количество сел, входивших в названные союзы, составляло 90. При этом по союзам расклад был следующим: Нитриг - 14, Дирче - 7, Суак - 13, Чуркул - 14 сел, Хараг - 7 сел, Кухрук - 25, Кераг - 10. Именно эти союзы в совокупности и составили союз союзов или "суперсоюз" - Девек Елеми (Девекский Союз) Одним из наиболее крупных и сильных обществ, входивших в это объединение, являлось Дюбекское общество, упоминаемое в русских источниках изучаемого времени как Дювек и относящееся к союзу Кераг» (Гасанов 2007). У лезгин в Х111-Х1У вв. вокруг крупных селений (Ахты-пара, Докуз-пара, Курах, Кюре и др.) также возникают автономные объединения (союзы) сельских общин - «вольные общества», временами попадавшие в зависимость от азербайджанского Ширвана (Османов 2022).

В горном Дагестане имели место и территориальные объединения во главе с монархом. Но, к примеру, Аварское ханство «находилось в непосредственном окружении вольных обществ, и внутри самого ханства имелись узденские джамааты (полноправные члены таких общин позиционировали себя в качестве узденей - свободных благородных людей - И.В.), во многом придерживающиеся порядка вольных обществ».

Особенностью Аварского ханства было и то, что узденские джамааты, союзы сельских общин, территориально входящие в состав Аварского ханства и расположенные вокруг него, оказывали на хана свое давление. Хан ничего не мог предпринять без поддержки Хунзах-ского джамаата (Дадаев 2014: 17), что весьма напоминает уклад жизни в некоторых древнерусских землях конца Х1-Х11 столетий (Жих 2020: 331-375).

Элементы социальной организации с развитым общинным началом были характерны и для других территорий Северного Кавказа. В частности, огромную роль собрание полноправных мужчин селение играло в традиционном укладе карачаевцев и балкарцев. Особенно велика его роль была в регулировании землепользования. Имели место и собрания выборных представителей - тёре (Хатуев 1999: 18-20).

При этом в общинах без первобытности достаточно типичны острые конфликты между аристократами (интересы которых отстаивал не государственный аппарат, а они сами, лично или объединившись в группы) и простолюдинами (Покровский 1989). По мнению Г.М. Дерлугьяна, усиление в Новое время политической активности крестьянства на Северном Кавказе основывалось на усилении его экономического и военного потенциала. Это, прежде всего, выращивание такой продуктивной в условиях гор сельскохозяйственной культуры, как кукуруза, а также широкое применение сравнительно простого и эффективного ручного огнестрельного оружия (Проценко 2022).

Ю.Ю. Карпов обращал особое внимание на то, что повествования о «борьба с тиранами» являются элемен-

том фольклора народов Кавказа (Карпов 2010: 151). В этом плане социальная жизнь горцев Северного Кавказа имеет массу сходства с таковой Древней Греции и Древней Руси.

Например, добротную источниковую базу имеет описание борьбы аристократов и крестьян у западных адыгов в конце XVIII - начале XIX вв. Недовольство крестьян повинностями вылилось в вооруженную борьбу. Первоначально шапсугские крестьяне, поддержанные абадзехами, потерпели поражение в 1796 году в Бзиюкской битве от шапсугских дворян. Однако уже 2 года спустя, в 1798 году, Султан-Али Шеретлуков, один из предводителей шапсугского дворянства, вынужден был бежать с родины.

Постепенно знать в этих группах утратила многие свои привилегии. Нагляднее всего об этом свидетельствует размер выкупа за убийство. Первоначально за убийство дворянина он был в несколько раз выше, чем за убийство крестьянина, но в первой половине XIX века он несколько раз снижался, а выкуп за убийство крестьянина повышался - и в конечном счете они сравнялись. Некоторые из дворян пользовались большим уважением в обществе как прославленные воины или искусные ораторы, но сам по себе дворянский ранг перестал иметь большое значение (Тхамокова 2022: 477478).

Вооруженная социальная борьба развернулась и среди других групп западных адыгов. «Хотя бжедуг-ские войска одержали в знаменитой Бзиюкской битве 1796 г. победу, они не смогли приостановить ход общественно-политических преобразований у абадзехов, шапсугов и натухайцев, который привел к установлению у этих трех субэтносов демократического политического устройства;

- впоследствии демократические процессы у абадзехов, шапсугов и натухайцев стали оказывать существенное воздействие на политическое развитие «аристократических» субэтносов. Ярким примером того явилась напряженная социальная борьба в Бжедугии в 20-х гг. XIX в. В 1828 г. бжедугские крестьяне даже сумели свергнуть господство феодалов и на 8 месяцев установить демократическое правление. Однако князьям и дворянам во главе с князем. П. Аходягоко удалось вооруженной силой подавить крестьянское восстание;

- в 50-х гг. XIX в. борьба бжедугских крестьян за свои права против феодального гнета развернулась с новой силой. "Пши-орк-зау" ("Война против князей и дворян") завершилась в 1856 г. крупной победой крестьян» (Женетль 2007).

Однако у общин без первобытности Северного Кавказа была и своя существенная специфика. Это, например, значимость самоорганизации по принципу родства (Покровский 1989). В монографии А.М. Ладыженского «Адаты горцев Северного Кавказа» показано, как родственные группы часто обеспечивали претворение в жизнь норм обычного права, судебных решений (Ладыженский 2003: 26-42). Можно предположить, что выполнение группами родственников социальных функций, которые в других видах общин без первобытности выполняют социальные институты более крупно-

го масштаба, сделали первые более разветвлёнными, имеющими особо чёткую формализованную систему отношений внутри себя. Эти особенности, например, нашли своё отражение в монографии Я.С. Смирновой «Семья и семейный быт народов Северного Кавказа» (Смирнова 1983: 24-52, 114-130). «Кланы / фамилии кавказских народов могут достигать нескольких сотен и даже тысяч семей. Многие из них живут отдельными, разобщенными группами на удаленных друг от друга территориях. Таковы кланы Шогеновых, Кардановых, Кушховых, Дышековых, Кумыковых и т.д. Установить кровную связь между всеми носителями подобных фамилий практически невозможно. Чаще всего такой связи вообще не существует. Однако она имеется и легко прослеживается в локальных группах, где хорошо сознают и признают общность своего происхождения, то есть помнят и называют в цепи предков все звенья, которые постепенно сужаясь, сходятся в имени перво-предка в каком-нибудь четвертом, пятом или седьмом колене. Объединенная на этой почве общность семей образует патронимию, более узкую, чем клан. Выделяется. реальный "управляющий делами патронимии", лидер семейно-родственного коллектива - лъэпкъ унафэщ!, нэхъыжь пашэ. В этнографической литературе такие люди известны как бигмены. Определенное значение имеет его материальное состояние. Сравнительно бедный человек в этой роли выступать не может. По некоторым данным, учитывалась, кроме того, степень близости претендента на роль бигмена к той семье, из которой, по преданию, происходил предок всей фамилии 3. Одним словом, принимается во внимание все, что может заставить других унакошей (родственников - И.В.) признать лидерство такого сородича, выполнять его распоряжения» (Бгажноков 2010: 6).

На основе родства, часто символического, могли создаваться и крупные объединения, имеющие политическую значимость. Так, родственные группы различных народов Северного Кавказа могли принимать новых людей в свой состав, но такая инкорпорация была все же редким явлением. Особенность шапсуги, натухайцы и абадзехи очень часто принимали к себе чужаков. Это было связано с социальными отношениями и конфликтами того периода. Многие крестьяне из соседних групп адыгов переходили к ним, чтобы избавиться от власти своих князей. Их принимали в местные фамилии, которым это позволило увеличить численность и помогло, как считал Хан-Гирей, одержать верх над дворянством и значительно расширить свою территорию. Постепенно все меньшую роль в таких объединениях стало играть кровное родство, а все большую - присяга. Не случайно одно из их названий - «соприсяжные собратства». Тем не менее члены этих групп продолжали вести себя как родственники. Например, сохранялась и строго соблюдалась экзогамия. Признаками братства, как и рода, были взаимопомощь и взаимная защита. Хотя братство не имело общей территории (Тхамокова 2022: 477-478).

В данном контексте особое значение приобретает виды социальной организации, когда территориальные связи позиционируются как родственные, либо сооб-

щества, возникшие на основании как территориальных, так и родственных связей, осмысляются в данной культуре как явления одного порядка. Там более, что такая социальная организация наблюдается в разных макрорегионах. В соответствии с концепцией А.В. Коротаева, жители северного Йемена в течении I тыс. до н.э. и I тыс. н.э. перешли от вождеств / ранних государств и общин без первобытности (в т.ч. - гражданско-храмовых общин внутри монархических объединений) к племенной структуре, где родственные связи внутри племени были в большей степени идеологической декларацией. Причиной этого стало последовательное ухудшение природных условий, и, как следствие, нехватка ресурсов для содержания многочисленной элиты. А также стремление в этих условиях дополнительно укрепить связи между общинниками и успешно встроиться в социум Арабского халифата, верхи которого первоначально были организованы по племенному принципу. Итогом такой эволюции стало стабильное общество, сохраняющее достаточно высокий уровень культуры в весьма непростых условиях (Коротаев 2006: 6-132).

В качестве кавказского примера возьмём знаменитый вайнахский тейп. Причины появления и природа тейпа / тайпа до сих пор остаётся дискуссионной. Возможно, пути формирования разных тейпов могли быть разными: это и разрастание родственных групп, и компактное поселение чужеземцев (Осмаев 2017), а также упомянутое выше придание черт родственной общности территориальной общине. Особенно после походов монголо-татар, и, позднее, Тамерлана, которые сильно ударили по жителям центральной части Северного Кавказа.

В период Нового времени, к которому относится масса разнообразных источников, исследователи фиксируют у вайнахов тесное переплетение сильной и разветвлённой самоорганизации на основе родства и автономной территориальной общины без первобытности, напоминающей вольные общества горного Дагестана. «В XVIII - нач. XIX в. сельская община у чеченцев и ингушей становится главной формой общественных отношений в вольных обществах Чечни и Ингушетии. Сельская община и тайп занимали в это время ведущую роль в системе общественно-политического устройства вайнахского общества. Практически и сельская община, и тайп являлись основными обладателями людских и материальных ресурсов в пределах вольных обществ Чечни и Ингушетии. Проанализированные нами материалы по проблеме социально-экономического развития Чечни и Ингушетии в XVIII - начала XIX в. не дают нам никаких оснований находить в вайнахских общинах этого периода каких-либо признаков существования первобытнообщинного строя» (Ахмадов 2002: 87-88). «На наш взгляд в Чечне в исследуемый период существовала модель гражданской общины. Модель гражданской общины впервые описана М.А. Агларо-вым у народов Нагорного Дагестана» (Натаев 2010). С. Броневский в начале XIX в. дает такую характеристику социальной организации ингушей: «Ингуши разделены на малые независимые общества под управлением выборных старшин» (цит по.: Албогачиева 2011: 73).

Автономная территориальная община была одной из основ также и осетинского общества. Её важнейшим признаком было народное собрание, выполнявшее многие управленческие и регулятивные функции. «Главная роль в организации всех сторон жизнедеятельности осетинского села принадлежала народному собранию - ныхасу, который исполнял такие важнейшие функции общественной власти, как хозяйственно-распорядительные, регулятивные и контролирующие. Система народных собраний была многоуровневая. В компетенцию ныхаса входили разнообразные вопросы по хозяйственно-административной и правовой тематике, касавшиеся внутренней жизни общины или ее взаимоотношений с соседями. Кроме того, ныхас рассматривал также и дела судебного свойства, но лишь тогда, когда они непосредственно затрагивали экономические интересы всего коллектива как единого хозяйственного организма. Помимо хозяйственно-административных, ныхас обсуждал и политические вопросы, представляя интересы общины как целостной социально-политической структуры перед внешним миром. Важнейшими властно-управленческими прерогативами ныхаса были преимущественно нормотворческие и регулятивные. Объективно нормотворчество, которое не было строго регламентировано, расширяло основные полномочия ныхаса как проводника обычного права и обусловливалось потребностями социума в сохранении баланса в производственно-потребительской сфере. Регулятивные функции ныхаса объяснялись необходимостью пресечения действий деструктивных факторов, угрожавших равновесному существованию всей общественной системы. Именно ныхас осуществлял контролирующие функции общественной власти, основная задача которой сводится к поддержанию оптимальных условий для нормального функционирования и воспроизводства социальной структуры. Приоритеты в деятельности сельского ныхаса отдавались социальным связям и отношениям, свидетельствовавшим о такой целостности коллектива, которая возникла и поддерживалась на иной, нежели кровнородственная, основе» (Кобахидзе 2008: 179).

В осетинских общинах без первобытности также имело место осмысление соседских связей как родственных. Например, сельская община алагирцев была территориальным соседским объединением отдельных дворов. Общинники помогали друг другу, совместно вносили выплаты за пользование чужой землёй, могли сообща владеть лесами и особым общинным участком. При этом жители одного села осмыслялись и как родичи, происходящие от одного предка. Формальные родственные связи фактически дублировали территориальные. Единым для общества - гражданской общины органом власти было народное собрание, участники которого были разбиты на формальные группы родственников. Общим предком всех алагирцев считался герой и правитель Ос-Багатар. При этом в других обществах действовали другие принципы. Так, в Куртатинском обществе существовали территориальные общины, куда входили представители разных родственных групп. Некоторые селения были автономными гражданскими

общинами. А в Тагаурии обществом управляла корпорация аристократических фамилий (Бзаров 1988: 21-22, 23, 40, 78).

Ещё более многообразным был социальный контекст бытования общин без первобытности у разных групп адыгов. Крупные территориальные общины без первобытности на западе территории их расселения были характерны для этнических групп с «демократическим» социальным устройством. В частности, у абадзехов, как и у хакучей, население нескольких речных долин объединялось в более крупные общества, из которых наиболее известны 7: туба, темдаши, джангет-хабль, даур-хабль, нежуко-хабль, гатюко-хабль, тфишебс. Они также были во многом самостоятельны. Если сельские общины в том или ином виде существовали у всех адыгов, как и у многих других народов, то более крупные территориальные объединения - это особенность именно шапсугов, натухайцев и абадзехов. В других группах адыгов их не было. Они могли подразделяться только на отдельные княжеские владения. Но что-то похожее существовало в Дагестане - это союзы сельских общин чего им необходимо было собраться. В пределах одной речной долины в суд и в совет делегировалось по 2 человека от каждого из 8 братств (4 шапсуг-ских и 4 натухайских). Способов выбирать представителей на общее народное собрание было два: от братства (для чего оно должно было предварительно собраться) или от общины, что бывало чаще. В таком собрании имел право присутствовать каждый свободный человек, иногда собирались тысячи людей (Тхамокова 2022: 481-483).

В то время как в Кабарде имела место достаточно сильная княжеская власть и деление общества на сословия. Есть гипотезы, на данной территории имели место вождества либо раннегосударственные образования. «Князья и дворяне здесь были связаны сюзеренно-вас-сальными отношениями, которые определяют порядок их общения и взаимодействия. Дворяне (уорки) служат князьям при условии получения ими дворянского подарка, который состоит из земли и другой недвижимости. Крестьяне (свободные и несвободные) тоже живут на землях князей, как управляемых самими пши (князьями - И.В.), так и управляемых посредством уор-ков. Такое положение вовлекает и дворян, и крестьян в орбиту власти князя. Основная же обязанность князя заключается в управлении подвластной территорией и её защите, т.е. в сохранении внутренней и внешней целостности общества. И уорки, и простое свободное население служат пши» (Азикова 2010).

При этом здесь также имела место достаточно развитая территориальная сельская община. Есть сведения о созыве собраний представителей разных групп местного населения. Элементы традиционной кабардинской самоорганизации, в т.ч. - сознание единства крестьян и элиты, характерное, наряду с частыми конфликтами, для общин без первобытности, сохранялось в Кабарде и в конце XIX в. (Думанов 1991; Кушхов 2004; Прасолов 2018: 52-55).

Таким образом, общины без первобытности Северного Кавказа существенно отличались от общин без первобытности в других регионах, в особенности - городских. Например, в них огромную роль играли сильные и разветвлённые сети родственных коллективов выживания, которые подчас выступали как альтернативные территориальным формы самоорганизации населения. Возьмём, например, нашедшее отражение в трудах М.О. Косвена и Л.И. Лаврова традиционное социальное устройство южных осетин, убыхов (Фю-стель де Куланж 1906; Косвен 1961: 6-20; Лавров 2009: 47-49, 55-56; Лисюченко 2015: 14-19). Также иногда родственная и территориальная самоорганизация в той или иной степени сливались друг с другом.

Необходимо помнить о роли торговых путей, в своё время проходивших через Северный Кавказ, в сочетании с общей нестабильностью исторического развития региона в течении долгих веков. Увеличение материальных ресурсов могло привести к быстрому и значительному усложнению социальной структуры общины без первобытности, а ухудшение условий, например, сильное военное давление - к значительному упрощению, активизации архаичных социальных институтов.

Также не удивительно, что в условиях длительной нестабильности, значимости военной силы для сохранения и развития хозяйства северокавказским общинам без первобытности были присущи элементы феодализма как «идеального типа». Во многих северокавказских социумах имели место такие элементы феодального общества, как главенство сословия воинов, сравнительно многочисленные зависимые крестьяне (Кажаров 2014: 8; Гутнов 2014: 29, 400-410). К тому же сейчас можно с достаточной долей уверенности говорить о том, что наличие общин без первобытности вполне сочетается с теми или иными элементами социального уклада, которые часто называют «феодальными». Например, сельские общины без первобытности, в том числе автономные либо независимые, имели место в Европе в эпоху, которую порой называют «периодом зрелого феодализма». Вспомним некоторые швейцарские кантоны, Фризию, Дитмаршен, Исландию на севере Европы.

Взаимодействие общин без первобытности на Северном Кавказе сопровождалось и сильной военной активностью, и мощным культурным взаимодействием. Что, однако, не приводило к исчезновению специфики отдельных общин и их групп, но способствовало формированию фронтирных отношений. На примере казаков и горцев на Северном Кавказе можно говорить об одном из вариантов фронтирных отношениях между носителями уклада сельских общин без первобытности, хозяйство которых было основано на земледелии и скотоводстве (Романова 2015: 266-271; Якушенков 2015: 288-298; Довбыш 2016: 100-115).

Внутреннее разнообразие, изменчивость уклада жизни - характерная черта обществ, основанных на общинах без первобытности. Но она не отрицает существования ареалов, объединённых рядом особенностей культуры. Интегративную роль, как и во многих других регионах, могла играть религия. Так, суфийские обще-

ства - вирды обеспечивали связь между сопредельными общинами чеченцев и народов Дагестана, усиливали их культурное единство (Хизриева 2022).

Что касается региона в целом, то исследователи давно пришли к выводу о существовании кавказской исто-рико-этнографической области (Марзоев 2006: 9). И наследие сельских общин без первобытности с сильным влиянием родственной самоорганизации - одна из её основ.

Поэтому может оказаться плодотворными сравнения различных аспектов истории и культуры общин без первобытности различных регионов Северной Евразии (севера Европы, Руси, Северного Кавказа и пр.) разных исторических периодов. Особенно - в отношении сравнения сходства и различия влияния специфики местных общин без первобытности на развитие государственности, эволюцию социальных и этнических идентичностей разного уровня.

ЛИТЕРАТУРА

Агларов 1988 - Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в . : Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса. М. : Наука, 1988. 290 с .

Азикова 2010 - Азикова Ю.М. Княжеская власть в Кабарде XVI XVIII вв . : проблемы исследования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки . 2010 . № 6 . С . 36-39.

Албогачиева 2011 - Албогачиева М.С.-Г. Этнография и история ингушского народа в письменных источниках конца XVIII - первой трети XX в . СПб. : Наука, 2011. 180 с.

Артёмова 2019 - Артёмова О.Ю. Колено Исава: охотники, собиратели, рыболовы (опыт изучения альтернативных социальных систем) . М. : Смысл, 2019. 592 с.

Ахмадов 2002 - Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII - начале XIX века . Элиста: Джангар, 2002. 528 с.

Бгажноков 2010 - Бгажноков Б.Х. Социальная организация адыгской семьи по данным исторической этнографии . Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2010. 128 с.

Бзаров 1988 - Бзаров Р.С. Три осетинских общества в середине XIX в . Орджоникидзе: Ир, 1988. 151 с.

Бондаренко, Гринин, Коротаев 2006 - Бондаренко Д.М., Гринин Л.Е., Коротаев А.В. Альтернативы социальной

эволюции // Раннее государство, его альтернативы и аналоги. Волгоград: Учитель, 2006. С. 15-36.

Булатова 1972 - Булатова А. Лакцы (XIX - начало XX вв . ) Историко-этнографические очерки. Махачкала: Дагестанский

филиал АН СССР, 1972. 196 с.

Влит ван дер 2006 - Влит ван дер Э.Ч.Л. Полис: проблема государственности // Раннее государство, его альтернативы и аналоги . Волгоград: Учитель, 2006. С . 387-412.

Гасанов 2007 - Гасанов А.А. Союзы сельских общин Табасарана в XVIII - первой половине XIX в . : исследование социально-экономического развития и административно-политического устройства . Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук . Махачкала, 2007. 26 с .

Гринин 2006 - Гринин Л.Е. Раннее государство и его аналоги // Раннее государство, его альтернативы и аналоги . Волгоград: Учитель, 2006 С 85-163

Гутнов 2014 - Гутнов Ф.Х. Горский феодализм. Ч. III. Северный Кавказ в XIII-XV вв. Владикавказ: Ир, 2014. 494 с. Дадаев 2014 - Дадаев Ю.У. Система органов власти и управления феодальных владений Дагестана в XVIII - первой половине XIX вв . // История, археология и этнография Кавказа. 2014 . № 1 . С . 25-39.

Даргинцы 2022 - Даргинцы. 2022 / Электронный ресурс: http://www.hrono .ru/etnosy/etnos_d/dargincy. php (Дата обращения - 06.09.2022) .

Дворниченко 2014 - Дворниченко А.Ю. Зеркала и химеры . О возникновении древнерусской государственности . СПб . : Евразия; М . : Клио, 2014. 560 с.

Довбыш 2016 - Довбыш Е.Г. Электронный фронтир как метафора // Журнал фронтирных исследований . 2016 . № 1 . С . 100-115

Думанов 1991 - Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата . Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М. , 1991. 44 с .

Женетль 2007 - Женетль Н.Х. Бжедуги в конце XVIII - первой половине XIX в. : социальноэкономические отношения и политическое развитие . Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук . Майкоп, 2007. 30 с .

Жих 2020 - Жих М.И. Восточные славяне накануне государственности. М. : Вече, 2020. 448 с .

Земляков 2014 - Земляков М.В. А.И. Неусыхин и его концепция переходного период: восприятие и интерпретации // Вестник ПСТГУ. История. История Русской Православной Церкви. 2014 . № 1 (56) . С . 113-136.

Кажаров 2014 - Кажаров В.Х. Избранные труды по истории и этнографии адыгов . Нальчик: Печатный двор, 2014. 904 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карасёв 2022 - Карасёв И.В. Славянские вольности . Гибридные демократии между Востоком и Западом . 2022 / Электронный ресурс: http://rbardalzo .narod.ru/news/slavjanskie_volnosti_gibridnye_demokratii_mezhdu_vostokom_i_ zapadom/2016-10-22-130 (Дата обращения - 15. 10.2022) .

Карпов 2010 - Карпов Ю.Ю. Традиционные горско-кавказские общества: к проблеме особенностей функционирования в свете истории интерпретаций // Традиции народов Кавказа в меняющемся мире. Преемственность и разрывы в социокультурных практиках. Сборник статей к 100-летию со дня рождения Леонида Ивановича Лаврова . СПб . : Петербургское востоковедение, 2010 . С . 136-145.

Кобахидзе 2008 - Кобахидзе Е.И. Организация власти и управления в традиционном осетинском обществе в конце XVIII - первой трети XIX вв . // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2008. Сер . 2 . № 2 . С . 177187

Коротаев 2006 - Коротаев А.В. Социальная история Йемена . X в . до н . э . - XX в . н. э . Вождества и племена страны Хашид и Бакил. Издание второе, исправленное и дополненное. М . : УРСС, 2006. 192 с .

Косвен 1961 - Косвен М.О. Этнография и история Кавказа . Исследования и материалы. М . : Издательство восточной литературы, 1961. 260 с.

Куббель 1988 - Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии . М. : Наука, 1988. 272 с .

Кулаков 2016 - Кулаков В.И. Пруссы эпохи викингов: жизнь и быт общины Каупа . М. : Книжный мир, 2016. 352 с.

Кушхов 2004 - Кушхов Х.С. Общественный быт кабардинцев во второй половине XIX - начале XX в . Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук . Нальчик, 2004. 24 с .

Лавров 2009 - Лавров Л.И. Убыхи. СПб . : Наука, 2009. 238 с .

Ладыженский 2003 - Ладыженский А.М. Адаты горцев Северного Кавказа . Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2003 219 с

Лисюченко 2015 - Лисюченко И.В. Критерии и особенности государственности в Древней Руси // Вестник Удмуртского университета . История и филология. 2015. Т. 25 . № 4 . С . 14-20 .

Марзоев 2006 - Марзоев И.-Б.Т. Осетинская феодальная знать в системе взаимодействия этнических элит Северного Кавказа (XVIII - начало XX вв. ) . Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. , 2006. 25 с .

Нарожный 1988 - Нарожный Е.И. К этносоциальной атрибуции городского населения Терско-Кумского междуречья (по материалам мусульманских захоронений эпохи Золотой Орды) // Погребальный обряд древнего и средневекового Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1988. С. 159-172.

Натаев 2010 - Натаев С.А. Чеченский тайп: сущность, структура и социальная динамика . Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук . Махачкала, 2010. 30 с .

Неусыхин 1967 - Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к раннефеодальному (на материале истории Западной Европы раннего средневековья) // Вопросы истории. 1967. № 1 . С . 75-88.

Община 2022 - Община без первобытности. 2022 / Электронный ресурс: Шр^Дга^ю .шМ/Община_без_ первобытности (Дата обращения - 10.09.2022) .

Осмаев 2017 - Осмаев М.К. История развития феодализма в Чечне (XVI-XVIII вв. ) // Современная научная мысль . 2017 . № 2 . С . 6-13 .

Османов 2022 - Османов М.О. Лезгины . 2022 / Электронный ресурс: Шр://шшш. е^оБу. ru/node/403 (Дата обращения -06 09 2022)

Охотники 1972 - Охотники, собиратели, рыболовы: проблемы социально-экономических отношений в доземледельческом обществе. Л. : Наука, 1972. 288 с.

Покровский 1989 - Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII - первой половине XIX века: Социально-экономические очерки Краснодар, 1989 319 с

Прасолов 2018 - Прасолов Д.Н. К вопросу о преемственности представительных институтов кабардинцев и балкарцев в XIX в. // Вестник кабардино-балкарского института гуманитарных исследований . 2018. № 1 (36) . С. 52-57. Проценко 2022 - Проценко Н. Кавказская демократия выросла из кукурузы и ружей. 2022 / Электронный ресурс: Шрз://шшш.ропагзеигаз1а . ог§/8828/ (Дата обращения - 11.09.2022) .

Ранние земледельцы 1980 - Ранние земледельцы. Этнографические очерки. Л. : Наука, 1980. 220 с .

Романова 2015 - Романова А.П. Специфика межкультурных коммуникаций на фронтирных территориях // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015 . № 3 (44) . С . 266-271.

Саидова 2004 - Саидова Т.М. Роль норм обычного права в становлении и развитии судопроизводства аварцев в XIX -начале XX в . Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Махачкала, 2004. 26 с

Смирнова 1983 - Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа . М. : Наука, 1983. 264 с.

Солдатов 2011 - Солдатов В.Н. Историческая концепция И.Я. Фроянова - проблема определения и характеристики структурных элементов // Вестник Челябинского государственного университета. 2011 . Вып. 47 . № 23 (238) . С . 81-90 .

Сопин 2009 - Сопин В.С. Эволюция российской крестьянской общины как неформального экономического института // Проблемы современной экономики . 2009. № 4 . С . 414-418 .

Тхамокова 2022 - Тхамокова И.Х. Особенности общественного строя адыгов (шапсугов, натухайцев и абадзехов) в первой половине XIX века // Научный диалог. 2022. Т. 11 . № 1 . С . 471-487.

Фроянов, Дворниченко 1988 - Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси . Л. : Издательство ЛГУ, 1988. 272 с .

Фюстель де Куланж 1906 - Фюстель де Куланж Н.Д. Гражданская община Древнего мира. СПб . , 1906. 459 с . Хатуев 1999 - Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX в. : власть и общество // Карачаевцы и балкарцы (этнография, история, археология) . М. : Координационно-методический центр «Народы и культуры» Института этнологии и антропологии РАН, 1999. С . 5-198.

Хизриева 2022 - Хизриева Г.А. Вирдовые братства на северо-восточном Кавказе. 2022 / Электронный ресурс: ШрБ:// шшш.^оп. ог§/геИ§-080103110949 (Дата обращения - 20.08.2022) .

Якушенков 2015 - Якушенков С.Н. Фронтир как культурная парадигма // Каспийский регион: политика, экономика, культура 2015 № 1 (42) С 288-298

REFERENCES

Aglarov 1988 - Aglarov M.A. Sel'skaya obshchina v Nagornom Dagestane v XVII - nachale XIX v. : Issledovanie vzaimootnosheniya form hozyajstva, social'nyh struktur i etnosa [Rural community in Mountainous Dagestan in the XVII -

early XIX century: A study of the relationship between forms of economy, social structures and ethnicity], Moscow, Nauka Publ. , 1988, 290 p . [in Russian].

Ahmadov 2002 - Ahmadov SH.B. CHechnya i Ingushetiya v XVIII - nachale XIX veka [Chechnya and Ingushetia in the XVIII -early XIX century], Elista, Dzhangar Publ . , 2002, 528 p . [in Russian].

Albogachieva 2011 - Albogachieva M.S.-G. Etnografiya i istoriya ingushskogo naroda v pis'mennyh istochnikah konca XVIII - pervoj treti XX v. [Ethnography and history of the Ingush people in written sources of the late XVIII - first third of the XX century], Saint-Petersburg, Nauka Publ. , 2011, 180 p. [in Russian].

Artyomova 2019 - Artyomova O.YU. Koleno Isava: ohotniki, sobirateli, rybolovy (opyt izucheniya al'ternativnyh social'nyh sistem) [The Tribe of Esau: hunters, gatherers, fishermen (experience of studying alternative social systems)], Moscow, Smysl Publ. , 2019, 592 p . [in Russian].

Azikova 2010 - Azikova YU.M. Knyazheskaya vlast' v Kabarde XVI XVIII vv. : problemy issledovaniya [Princely power in Kabarda of the XVI-XVIII centuries: problems of research], in: Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij . Severo-Kavkazskij region. Obshchestvennye nauki [News of higher educational institutions . The North Caucasus region. Social sciences], 2010, № 6, pp . 36-39 [in Russian].

Bgazhnokov 2010 - Bgazhnokov B.H. Social'naya organizaciya adygskoj sem'i po dannym istoricheskoj etnografii [Social organization of the Adyghe family according to historical ethnography], Nalchik, Izdatel'skij otdel KBIGI Publ . , 2010, 128 p . [in Russian]

Bondarenko, Grinin, Korotaev 2006 - Bondarenko D.M., Grinin L.E., Korotaev A.V. Al'ternativy social'noj evolyucii [Alternatives to social evolution], in: Rannee gosudarstvo, ego al'ternativy i analogi [The Early State, its alternatives and analogies], Volgograd, Uchitel' Publ . , 2006, pp . 15-36 [in Russian].

Bulatova 1972 - Bulatova A. Lakcy (XIX - nachalo XX vv. ) Istoriko-etnograficheskie ocherki [Laktsy (XIX - early XX centuries) Historical and ethnographic essays], Mahachkala, Dagestanskij filial AN SSSR Publ . , 1972, 196 p . [in Russian]. Bzarov 1988 - Bzarov R.S. Tri osetinskih obshchestva v seredine XIX v. [Three Ossetian societies in the middle of the XIX century], Ordzhonikidze, Ir Publ. , 1988, 151 p . [in Russian].

Dadaev 2014 - Dadaev YU.U. Sistema organov vlasti i upravleniya feodal'nyh vladenij Dagestana v XVIII - pervoj polovine XIX vv. [The system of authorities and management of the feudal possessions of Dagestan in the XVIII - first half of the XIX centuries], in: Istoriya, arheologiya i etnografiya Kavkaza [History, archeology and ethnography of the Caucasus], 2014, № 1, pp . 25-39 [in Russian].

Dargincy 2022 - Dargincy, 2022, Electronic resource: http://www.hrono .ru/etnosy/etnos_d/dargincy.php (Date of access -06 09 2022) [in Russian]

Dovbysh 2016 - Dovbysh E.G. Elektronnyj frontir kak metafora [The Electronic Frontier as a metaphor], in: ZHurnal frontirnyh issledovanij [Journal of Frontier Research], 2016, № 1, pp . 100-115 [in Russian].

Dumanov 1991 - Dumanov H.M. Social'naya struktura kabardincev v normah adata . Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora istoricheskih nauk [The social structure of Kabardians in the norms of Adat. Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Historical Sciences], Moscow, 1991, 44 p . [in Russian].

Dvornichenko 2014 - Dvornichenko A.YU. Zerkala i himery. O vozniknovenii drevnerusskoj gosudarstvennosti [Mirrors and chimeras . About the emergence of the Old Russian statehood], Saint-Petersburg, Evraziya Publ . ; Moscow, Klio Publ . , 2014, 560 p [in Russian]

Froyanov, Dvornichenko 1988 - Froyanov I.YA., Dvornichenko A.YU. Goroda-gosudarstva Drevnej Rusi [City-states of Ancient Russia], Leningrad, Izdatel'stvo LGU Publ. , 1988, 272 p . [in Russian].

Fyustel' de Kulanzh 1906 - Fyustel' de Kulanzh N.D. Grazhdanskaya obshchina Drevnego mira [The civil community of the Ancient World], Saint-Petersburg, 1906, 459 p . [in Russian].

Gasanov 2007 - Gasanov A.A. Soyuzy sel'skih obshchin Tabasarana v XVIII - pervoj polovine XIX v. : issledovanie social'no-ekonomicheskogo razvitiya i administrativno-politicheskogo ustrojstva. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [Unions of rural communities of Tabasaran in the XVIII - first half of the XIX century: a study of socio-economic development and administrative and political structure. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences], Mahachkala, 2007, 26 p . [in Russian].

Grinin 2006 - Grinin L.E. Rannee gosudarstvo i ego analogi [The Early State and its analogues], in: Rannee gosudarstvo, ego al'ternativy i analogi [The Early State, its alternatives and analogies], Volgograd, Uchitel' Publ . , 2006, pp . 85-163 [in Russian]. Gutnov 2014 - Gutnov F.H. Gorskij feodalizm . CH. III. Severnyj Kavkaz v XIII-XV vv. [Mountain feudalism. Part III. The North Caucasus in the XIII-XV centuries], Vladikavkaz, Ir Publ . , 2014, 494 p. [in Russian].

Hatuev 1999 - Hatuev R.T. Karachaj i Balkariya do vtoroj poloviny XIX v. : vlast' i obshchestvo [Karachai and Balkaria before the second half of the XIX century: power and society], in: Karachaevcy i balkarcy (etnografiya, istoriya, arheologiya) [Karachai and Balkars (ethnography, history, archeology)], Moscow, Koordinacionno-metodicheskij centr «Narody i kul'tury» Instituta etnologii i antropologii RAN Publ. , 1999, pp . 5-198 [in Russian].

Hizrieva 2022 - Hizrieva G.A. Virdovye bratstva na severo-vostochnom Kavkaze [Vird fraternities in the North-eastern Caucasus], 2022, Electronic resource: https://www. rodon. org/relig-080103110949 (Date of access - 20.08.2022) [in Russian]. Karasyov 2022 - Karasyov I.V. Slavyanskie vol'nosti . Gibridnye demokratii mezhdu Vostokom i Zapadom [Slavic liberties . Hybrid democracies between East and West], 2022, Electronic resource: http://rbardalzo. narod. ru/news/slavjanskie_ volnosti_gibridnye_demokratii_mezhdu_vostokom_i_zapadom/2016-10-22-130 (Date of access - 15.10.2022) [in Russian].

Karpov 2010 - Karpov YU.YU. Tradicionnye gorsko-kavkazskie obshchestva: k probleme osobennostej funkcionirovaniya v svete istorii interpretacij [Traditional Mountain-Caucasian Societies: on the problem of functioning peculiarities in the light of the History of Interpretations], in: Tradicii narodov Kavkaza v menyayushchemsya mire. Preemstvennost' i razryvy v sociokul'turnyh praktikah. Sbornik statej k 100-letiyu so dnya rozhdeniya Leonida Ivanovicha Lavrova [Traditions of the peoples of the Caucasus in a changing world. Continuity and gaps in socio-cultural practices . Collection of articles dedicated to the 100th anniversary of the birth of Leonid Ivanovich Lavrov], Saint-Petersburg, Peterburgskoe vostokovedenie Publ. , 2010, pp 136-145 [in Russian]

Kazharov 2014 - Kazharov V.H. Izbrannye trudy po istorii i etnografii adygov [Selected works on the history and ethnography of the Adygs], Nalchik, Pechatnyj dvor Publ. , 2014, 904 p . [in Russian].

Kobahidze 2008 - Kobahidze E.I. Organizaciya vlasti i upravleniya v tradicionnom osetinskom obshchestve v konce XVIII - pervoj treti XIX vv. [The organization of power and management in the traditional Ossetian society at the end of the XVIII -first third of the XIX centuries], in: Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of St. Petersburg State University], 2008, Series 2, № 2, pp . 177-187 [in Russian].

Korotaev 2006 - Korotaev A.V. Social'naya istoriya Jemena . X v. do n. e. - XX v. n. e. Vozhdestva i plemena strany Hashid i Bakil. Izdanie vtoroe, ispravlennoe i dopolnennoe [The social history of Yemen. X century BC - XX century AD . Chiefdoms and tribes of the country Hashid and Bakil. Second edition, revised and expanded], Moscow, URSS Publ. , 2006, 192 p. [in Russian]. Kosven 1961 - Kosven M.O. Etnografiya i istoriya Kavkaza . Issledovaniya i materialy [Ethnography and history of the Caucasus . Research and materials], Moscow, Izdatel'stvo vostochnoj literatury Publ . , 1961, 260 p . [in Russian]. Kubbel' 1988 - Kubbel' L.E. Ocherki potestarno-politicheskoj etnografii [Essays on potestar-political ethnography], Moscow, Nauka Publ. , 1988, 272 p . [in Russian].

Kulakov 2016 - Kulakov V.I. Prussy epohi vikingov: zhizn' i byt obshchiny Kaupa [The Prussians of the Viking Age: the life and way of life of the Kaupa community], Moscow, Knizhnyj mir Publ. , 2016, 352 p . [in Russian].

Kushkhov 2004 - Kushkhov H.S. Obshchestvennyj byt kabardincev vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [The social life of Kabardians in the second half of the XIX - early XX century. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences], Nalchik, 2004, 24 p . [in Russian]

Ladyzhenskij 2003 - Ladyzhenskij A.M. Adaty gorcev Severnogo Kavkaza [Adats of the highlanders of the North Caucasus], Rostov-on-Don, Izdatel'stvo SKNC VSH Publ . , 2003, 219 p . [in Russian].

Lavrov 2009 - Lavrov L.I. Ubyhi, Saint-Petersburg, Nauka Publ . , 2009, 238 p . [in Russian].

Lisyuchenko 2015 - Lisyuchenko I.V. Kriterii i osobennosti gosudarstvennosti v Drevnej Rusi [Criteria and features of statehood in Ancient Russia], in: Vestnik Udmurtskogo universiteta . Istoriya i filologiya [Bulletin of the Udmurt University. History and philology], 2015, Vol . 25, № 4, pp . 14-20 [in Russian].

Marzoev 2006 - Marzoev I.-B.T. Osetinskaya feodal'naya znat' v sisteme vzaimodejstviya etnicheskih elit Severnogo Kavkaza (XVIII - nachalo XX vv. ). Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [Ossetian feudal nobility in the system of interaction of ethnic elites of the North Caucasus (XVIII - early XX centuries). Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences], Moscow, 2006, 25 p . [in Russian].

Narozhnyj 1988 - Narozhnyj E.I. K etnosocial'noj atribucii gorodskogo naseleniya Tersko-Kumskogo mezhdurech'ya (po materialam musul'manskih zahoronenij epohi Zolotoj Ordy) [To the Ethnosocial Attribution of the Urban Population of the Tersk-Kum Interfluve (based on the materials of the Muslim burials of the Golden Horde era)], in: Pogrebal'nyj obryad drevnego i srednevekovogo Severnogo Kavkaza [Funeral rite of the ancient and medieval North Caucasus], Ordzhonikidze, 1988, pp 159-172 [in Russian]

Nataev 2010 - Nataev S.A. CHechenskij tajp: sushchnost', struktura i social'naya dinamika . Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [Chechen type: essence, structure and social dynamics. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences], Mahachkala, 2010, 30 p . [in Russian]. Neusyhin 1967 - Neusyhin A.I. Dofeodal'nyj period kak perekhodnaya stadiya razvitiya ot rodoplemennogo stroya k rannefeodal'nomu (na materiale istorii Zapadnoj Evropy rannego srednevekov'ya) [The Pre-Feudal period as a transitional stage of development from the tribal system to the Early feudal (based on the history of Western Europe of the Early Middle Ages)], in: Voprosy istorii [History issues], 1967, № 1, pp . 75-88 [in Russian].

Obshchina 2022 - Obshchina bez pervobytnosti [A community without primitiveness], 2022, Electronic resource: http:// traditio .wiki/Obshchina_bez_pervobytnosti (Date of access - 10.09.2022) [in Russian].

Ohotniki 1972 - Ohotniki, sobirateli, rybolovy: problemy social'no-ekonomicheskih otnoshenij v dozemledel'cheskom obshchestve [Hunters, gatherers, fishermen: problems of socio-economic relations in pre-agricultural society], Leningrad, Nauka Publ. , 1972, 288 p . [in Russian].

Osmaev 2017 - Osmaev M.K. Istoriya razvitiya feodalizma v CHechne (XVI-XVIII vv. ) [History of Feudalism in Chechnya (XVI-XVIII centuries)], in: Sovremennaya nauchnaya mysl' [Modern scientific thought], 2017, № 2, pp. 6-13 [in Russian].

Osmanov 2022 - Osmanov M.O. Lezginy, 2022, Electronic resource: http://www. etnosy.ru/node/403 (Date of access -06 09 2022) [in Russian]

Pokrovskij 1989 - Pokrovskij M.V. Iz istorii adygov v konce XVIII - pervoj polovine XIX veka: Social'no-ekonomicheskie ocherki [From the history of the Adygs at the end of the XVIII - first half of the XIX century: Socio-economic essays], Krasnodar, 1989, 319 p . [in Russian].

Prasolov 2018 - Prasolov D.N. K voprosu o preemstvennosti predstavitel'nyh institutov kabardincev i balkarcev v XIX v. [On the question of the continuity of representative institutions of Kabardians and Balkars in the XIX century], in: Vestnik kabardino-balkarskogo instituta gumanitarnyh issledovanij [Bulletin of the Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Studies], 2018, № 1 (36), pp . 52-57 [in Russian].

Procenko 2022 - Procenko N. Kavkazskaya demokratiya vyrosla iz kukuruzy i ruzhej [Caucasian democracy grew out of corn and guns], 2022, Electronic resource: https://www.ponarseurasia . org/8828/ (Date of access - 11. 09.2022) [in Russian]. Rannie zemledel'cy 1980 - Rannie zemledel'cy. Etnograficheskie ocherki [Early farmers. Ethnographic essays], Leningrad, Nauka Publ. , 1980, 220 p . [in Russian].

Romanova 2015 - Romanova A.P. Specifika mezhkul'turnyh kommunikacij na frontirnyh territoriyah [The specifics of cross-cultural communications in frontier territories], in: Kaspijskij region: politika, ekonomika, kul'tura [Caspian region: politics, economy, culture], 2015, № 3 (44), pp . 266-271 [in Russian].

Saidova 2004 - Saidova T.M. Rol' norm obychnogo prava v stanovlenii i razvitii sudoproizvodstva avarcev v XIX - nachale XX v. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [The role of the norms of customary law in the formation and development of legal proceedings of the Avars in the XIX - early XX century. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences], Mahachkala, 2004, 26 p . [in Russian].

Smirnova 1983 - Smirnova YA.S. Sem'ya i semejnyj byt narodov Severnogo Kavkaza [Family and family life of the peoples of the North Caucasus], Moscow, Nauka Publ. , 1983, 264 p . [in Russian].

Soldatov 2011 - Soldatov V.N. Istoricheskaya koncepciya I.YA. Froyanova - problema opredeleniya i harakteristiki strukturnyh elementov [I.Ya . Froyanov's historical concept - the problem of defining and characterizing structural elements], in: Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2011, Vol. 47, № 23 (238), pp . 81-90 [in Russian].

Sopin 2009 - Sopin V.S. Evolyuciya rossijskoj krest'yanskoj obshchiny kak neformal'nogo ekonomicheskogo instituta [Evolution of the Russian Peasant Community as an informal economic institution], in: Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of the modern economy], 2009, № 4, pp . 414-418 [in Russian].

Thamokova 2022 - Thamokova I.H. Osobennosti obshchestvennogo stroya adygov (shapsugov, natuhajcev i abadzekhov) v pervoj polovine XIX veka [Features of the social system of the Adygs (Shapsugs, Natukhais and Abadzehs) in the first half of the XIX century], in: Nauchnyj dialog [Scientific dialogue], 2022, Vol . 11, № 1, pp . 471-487 [in Russian]. Vlit van der 2006 - Vlit van der E.CH.L. Polis: problema gosudarstvennosti [Polis: the problem of statehood], in: Rannee gosudarstvo, ego al'ternativy i analogi [The Early State, its alternatives and analogies], Volgograd, Uchitel' Publ . , 2006, pp . 387-412 [in Russian]

YAkushenkov 2015 - YAkushenkov S.N. Frontir kak kul'turnaya paradigma [Frontier as a cultural paradigm], in: Kaspijskij region: politika, ekonomika, kul'tura [Caspian region: politics, economy, culture], 2015, № 1 (42), pp . 288-298 [in Russian].

Zemlyakov 2014 - Zemlyakov M.V. A.I. Neusyhin i ego koncepciya perekhodnogo period: vospriyatie i interpretacii [A. I. Neusykhin and his concept of the transition period: perception and interpretation], in: Vestnik PSTGU. Istoriya . Istoriya Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi [Bulletin of the PSTSU. History. History of the Russian Orthodox Church], 2014, № 1 (56), pp . 113136 [in Russian]

ZHenetl' 2007 - ZHenetl' N.H. Bzhedugi v konce XVIII - pervoj polovine XIX v. : social'noekonomicheskie otnosheniya i politicheskoe razvitie . Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [Brzedugi at the end of the XVIII - first half of the XIX century: socio-economic relations and political development. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences], Majkop, 2007, 30 p . [in Russian].

ZHih 2020 - ZHih M.I. Vostochnye slavyane nakanune gosudarstvennosti [Eastern Slavs on the eve of statehood], Moscow, Veche Publ. , 2020, 448 p. [in Russian].

Васильев Игорь Юрьевич

- Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия).

Igor Vasilyev

- Candidate of Historical Sciences, Senior research associate of the Research Center of traditional culture «The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia).

ivasee@mail . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.