Научная статья на тему 'ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ФАЗОВОГО СОСТАВА ФЛЮИДА В ПРОЦЕССАХ НЕФТЕ- И РУДООБРАЗОВАНИЯ'

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ФАЗОВОГО СОСТАВА ФЛЮИДА В ПРОЦЕССАХ НЕФТЕ- И РУДООБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛЮИД / FLUID / ВОДА / WATER / ГАЗОВАЯ ФАЗА / GAS PHASE / ДЕГАЗАЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / СКОРОСТИ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН / VELOCITY OF THE SEISMIC WAVE / DEGAZATION

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Кузин А.М.

Описаны общие закономерности смены фазового состава флюида в процессе дегазации Земли с преимущественно газовой фазы на газожидкостную, независимо от геологического строения и геохронологии. Различие фазового состава флюида находит отображение в данных сейсмических наблюдений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Кузин А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PRINCIPLES OF CHAGES IN THE PHASE CONTENT OF THE FLUID DURING OIL GENERATION AND MINERALIZATION

General principles of changes in the phase content of the fluid during Earth degassing from the essentially gas phaseintogas-liquid state are described. It should be noted that this transition occursindependently ofsubsurface geology and geochronology. Seismic data give evidence ofdifferencesin the phase content of the fluid.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ФАЗОВОГО СОСТАВА ФЛЮИДА В ПРОЦЕССАХ НЕФТЕ- И РУДООБРАЗОВАНИЯ»

Актуальные проблемы нефти и газа ■ Вып. 4(19) 2017 ■ http://oilgasjoumal.ru

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ФАЗОВОГО СОСТАВА ФЛЮИДА В ПРОЦЕССАХ НЕФТЕ- И РУДООБРАЗОВАНИЯ

А.М. Кузин ИПНГРАН e-mail: amkouzin@yandex.ru

Накопленные экспериментальные данные свидетельствуют о значительном сходстве процессов образования месторождений углеводородов и руд. В геологии нефти и газа месторождения углеводородов по содержанию газа подразделяются на газовые, нефтегазовые и нефтяные. Критерием наличия газовой залежи в сейсморазведке является аномально низкие значения отношения скорости продольной волны к скорости поперечной волны (Vp/Vs).

С газовой фазой флюида непосредственно связано образование рудных месторождений, перенос рудной минерализации от магматического до гидротермального типа месторождения осуществляется преимущественно с газовой фазой флюида. Вывод о повышенном содержании газообразного флюида в руде находит подтверждение в результатах геохимических и петрологических исследований. Присутствие значительной доли газов установлено для различных типов рудных месторождений..Газовая фаза - это специфический долгоживущий в геологическом времени след рудообразования [Фридман, 1970]. Среди газовых компонентов в рудах ведущую роль играет углекислота, обнаруженная в 90% флюидных включений минералов гидротермального генезиса, далее, по степени убывания, идут метан, азот, H2S, CnHm, H2, и СО. Состав и концентрации газов варьируют в широких пределах: концентрация CO2 может достигать 8 моль/кг раствора, концентрация СН4-З моль/кг раствора [Наумов, Миронова, 2009].

Ведущая роль газообразных флюидов отмечена в образовании месторождений золота. Изучение золоторудных месторождений Дальнего Востока дало основание сделать вывод о том, что формирование золотосульфидных вкрапленных руд могло происходить из существенно газовых металлоносных флюидов. Перенос благородных металлов в газовых флюидах был выявлен на действующем вулкане Кудрявом Курильской гряды [Волков, Сидоров, 2010]. Согласно [Бортников и др., 2010], мезотермальные месторождения золота формировались в условиях относительно высоких давлений (1-3 кбар) и температур (200-400 оС). Золотообразующие флюиды представляли собой смесь H2O+CO2+CH4+N2+NaCl умеренной до низкой солености.

Пониженные значения Vp/Vs фиксируются в рудных интервалах на месторождениях, даже там, где кремнезем (с ним обычно связываются низкие значения Vp/Vs) присутствует в ограниченном количестве. В работе [Кузин, 2012] был выполнен анализ значений Vs/Vp в рудных интервалах залежей и вмещающей среде по опубликованным данным для месторождений различного типа. Оказалось, что пониженные значения Vp/Vs в рудных интервалах разреза могут быть интерпретированы только повышенным содержанием газообразного флюида [Кузин, 2012].

Одной из причин образования аномалий Vp/Vs в породах консолидированной коры может являться газовая «дистилляция», когда в процессе двухфазной фильтрации происходит закономерное гидродинамическое расщепление фаз с обогащением фронтальных частей флюидных потоков газовой фазой [Кошемчук, 1998]. С газовой «дистилляцией» может быть связано существование газовых струй, обогащенных инертными газовыми компонентами (азотом, гелием и т.п.). В верхних частях гетерофазных флюидных систем должна формироваться «газовая шапка», обогащенная слабо взаимодействующими с водой газами. В относительно закрытых флюидных системах со слабо проницаемыми экранами возможно длительное квазистационарное присутствие «газовой шапки». Для тонкопористых сред в экспериментах наблюдалась пространственная и временная осцилляции газонасыщенности, а также величин потоков флюидных фаз, что, по-видимому, связано с задержкой и накоплением газовой фазы. Это явление - коалесценция газовых пузырей и оттеснение жидкой фазы - позволяет объяснить возможность длительного существования блоков пород с поровым, преимущественно газового заполнения, пространством.

Сопоставление значений параметра Vp/Vs с температурами образования рудной минерализации позволиловыделить тенденциюуменьшения значений Vp/Vs с ростом температуры образования руды. Это можно объяснить двумя факторами: при высоких давлениях и температурах рудная минерализация переносится преимущественно в составе газовой фазы, при этом вмещающая порода сохраняет или приобретает более высокую упругость. Такое подобие в поведении параметра Vp/Vs между залежами рудной минерализации и газа может рассматриваться как общая закономерность раннего этапа в процессе образования месторождений флюидного генезиса. Эта закономерность согласуется с данными анализа содержания металлов в современных бассейнах, приведенными в [Петренко и др., 1985]. Оказалось, что в газоконденсатных парогазовых

смесях растворено значительно большее количество веществ, чем в нефтях. При сопоставлении суммарного количества одних и тех же элементов ^е, Мп, V, Сг, Со, Вг, J и др.) было установлено, что в парах воды содержится в 16,7 раза больше элементов по сравнению с парами углеводородов. В Южно-Каспийской впадине вверх по разрезу мигрировало от 390-1012 до 2,6-1015 м3 природных газов. При глубине 10 км, давлении 170 МПа, температуре 533 К и влагоемкости газов 89 см3/м3 объем переносимых паров воды составляет 35-230 км3 (в пересчете на жидкую воду). В этом случае даже при низкой растворимости паров воды в 385,9 мг/л было перенесено от 13,5 до 88,8 млн тонн веществ в паровой фазе.

Как показали эксперименты на алмазоносных трубках взрыва, обилие твердых обломков в кимберлитах и лампроитах, а также в дайках со значительной серпентинизацией пород свидетельствует о снижении вязкости среды и о том, что образование алмазов происходило преимущественно за счет газообразно-жидкой фазы флюида, а не расплава [Барышев, 2006]. Сходство в развитии флюидных систем в рудных и газонефтеносных районах находит отображение в параметрах и характеристиках сейсмического поля. На рисунке представлена схожая волновая картина преобразования горных пород под влиянием газа в осадочном разрезе (рис. в) и породах консолидированной коры (рис. а-б). При этом отмечается четкая корреляция между распределением амплитуд отраженных волн на разрезе МОГТ (а) и распределением Vp с морфологией сейсмических границ на разрезе ГСЗ (рис. б) на глубинах 8-10 км.

На крупном урановом месторождении в пределах Новоконстантиновского рудного поля на Украинском кристаллическом щите (УКЩ) при проведении горных работ неоднократно фиксировались газопроявления в виде тумана с характерным запахом газоконденсата. Газопроявления сопровождались возгоранием метана [Лукин, 2011]. К этому нужно добавить, что Кировоградский блок (УКЩ) считается перспективным для поисков месторождений коренных алмазов и золота.

Анализ разрезов Vp/Vs в нефтегазоносныхрайонах по данным ГСЗ позволил выявить другую общую закономерность - относительное преобладание повышенных значений Vp/Vs в верхней части консолидированной коры и уменьшение их к средней части, от районов с преобладающей нефтеносностью к районам с преобладающей газоносностью [Кузин, 2011]. Отличием нефтеносных районов от газоносных, согласно геотермическим исследованиям, является наличие нисходящей фильтрации воды и

а - мигрированный разрез по региональному широтному профилю 28 через Мирнинское поле трубок (наблюдения проведены с использованием взрывных источников возбуждения) [Караев, Рабинович, 2000]; б - разрез земной коры через Мирнинское поле трубок по данным наблюдений способом дифференциальных зондирований [Суворов, 1993]. 1 - глубины по данным отраженных волн; 2 - глубины по данным преломленных волн; 3 - разломы; 4 - коромантийная неоднородность [Караев, Рабинович, 2000]; в - временной разрез.

Западная Сибирь. Приуральская НГО, Красноленинский свод, нефтегазоконденсатное месторождение (по С.Р. Бембелю, 2011)

водных растворов [Сардаров, 1989]. Как было показано в работе [Горяинов, Ляховицкий, 1979], высокие значения Vp/Vs соответствуют породам, содержащимв трещинах и порах воду. Это, вместе с результатами изучения геотермического поля в нефтеносных районах, свидетельствует о генетической взаимосвязи нефтеобразования с конвективными гидротермальными системами.

Все типы рудных систем - от магматогенных до гидротермальных -характеризуются конвекцией воды [Синяков, 1987]. В частности, математическое моделирование для крупнейших Стрельцовского и Антея урановых месторождений показало, что к концу рудной стадии в зону рудоотложения поступают флюиды с поверхности Земли, формируются конвективные ячейки [Мальковский и др., 2010]. Следовательно, образование нефти необходимо рассматривать как дальнейшее развитие гидротермальной системы.

Таким образом, в рудных и углеводородных системах прослеживаются закономерности по фазовому составу флюида и развитию конвективного гидротермального процесса независимо от геологического строения и возраста, которые находят отображение в значениях сейсмических параметров.

Статья написана в рамках выполнения Государственного задания в сфере научной деятельности на 2017 г.

ЛИТЕРАТУРА

Барышев А.Н. Периодическое размещение алмазоносных систем и смежные проблемы

геологии // Отеч. геология. 2006. № 6. С. 20-35. Горяинов Н.Н., Ляховицкий Ф.М. Сейсмические методы в инженерной геологии. М.: Недра, 1979. 143 с.

Караев Н.А., Рабинович Г.Я. Рудная сейсморазведка. М.: ЗАО «Геоинформмарк», 2000. 366 с.

Кошемчук С.К., Магомедов М.А., Алехин Ю.В., Лакштанов Л.З. Двухфазная фильтрация в системах вода-газ. Экспериментальное и теоретическое исследование // Экспериментальное и теоретическое моделирование процессов минералообразования. М., 1998. С. 279-296. Кузин А.М. О возможной природе относительно низких значений параметра Vp/Vs рудных

залежей флюидного генезиса // Геофизика. 2012. № 2. С. 7-15. Кузин А.М. Пространственно-фазовая локализация месторождений углеводородов и отображение конвергентности процессов флюидизации в геологической среде по сейсмическим данным // Дегазация Земли и генезис нефтяных месторождений. К 100-летию со дня рождения П.Н. Кропоткина. М., 2011. С. 276-301.

Лукин А.Е. Создание учения о нефтегазоносных кристаллических массивах - насущная проблема геологии XXI века // Там же. С. 405-441.

Мальковский В.И., Пэк А.А., Алешин А.П. Моделирование флюидного переноса вещества и энергии в процессе формирования месторождений Стрельцовское и Антей (Восточное Забайкалье) // Новые горизонты в изучении процессов магмо- и рудообразования: материалы науч. конф., Москва, Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии (ИГЕМ РАН), 8-11 ноября 2010 г. М., 2010. С. 275-276.

Наумов Г.Б., Миронова О.Ф. Природа газов флюидных включений в минералах // Докл. IX Междунар. конф. «Новые идеи в науках о Земле». М., 2009. Т. 1. 207 с.

Петренко В.И., Котов В.С., Петухова Н.М., Петренко Н.В. Роль паров воды в массопереносе на примере парогазовых смесей газоконденсатных месторождений // Подземные воды и эволюция литосферы: материалы Всесоюз. конф. М., 1985. С. 47-49.

Садаров (мл.) С.С. Структуры в гидротермальных системах. М.: Наука, 1989. 151 с.

СиняковВ.И. Основы теории рудогенеза. Л.: Недра, 1987. 192 с.

Суворов В.Д. Глубинные сейсмические исследования в Якутской кимберлитовой провинции. Новосибирск: Наука, 1993. 234 с.

Фридман А.И. Природные газы рудных месторождений. М.: Недра, 1970. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.