Научная статья на тему 'Общие вопросы архитектурных решений в пространстве транспортных путей'

Общие вопросы архитектурных решений в пространстве транспортных путей Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ РАЗВЯЗКИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пчельникова А.А., Пчельников В.Н.

В статье представлены результаты проведенного исследования в рамках внутривузовского гранта, поддержанного Программой развития Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского на 2015-2024 гг. В статье освещается существующая проблема городских общественных узлов и их функциональный потенциал. Показано, что существующая практика проектирования и строительства узловых городских участков не отвечает современным потребностям и не имеет перспектив развития. Рассмотрена рациональность использования городских площадей и перспективы нетрадиционного градостроительного подхода. Даны концептуальные предложения по архитектурному освоению пространства общественных узлов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Пчельникова А.А., Пчельников В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие вопросы архитектурных решений в пространстве транспортных путей»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

АРХИТЕКТУРА

УДК 711.553

А. А. Пчельникова

Аспирант кафедры градостроительства, АСиА, г. Симферополь, E-mail: studio_arch@mail.ru В. Н. Пчельников

Кандидат архитектуры, доцент кафедры градостроительства,

АСиА, г. Симферополь, E-mail: pchelnikov@gmail.com

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ

ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ

Аннотация

В статье представлены результаты проведенного исследования в рамках внутривузовского гранта, поддержанного Программой развития Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского на 2015-2024 гг. В статье освещается существующая проблема городских общественных узлов и их функциональный потенциал. Показано, что существующая практика проектирования и строительства узловых городских участков не отвечает современным потребностям и не имеет перспектив развития. Рассмотрена рациональность использования городских площадей и перспективы нетрадиционного градостроительного подхода. Даны концептуальные предложения по архитектурному освоению пространства общественных узлов.

Ключевые слова:

архитектура; общественные пространства; автотранспортные развязки.

Аbstract

This work was partially supported by the V.I. Vernadsky Crimean Federal University Development Program for 2015 - 2024. The article highlights the problem of urban public and transport junctions and their functional potential. It is shown that the current practice of design and construction of a nodal urban areas does not meet modern needs and has not prospects for development. The rationalisation of the urban areas and the prospects for urban non-standard approach was considered. The conceptual proposal for the architectural development of public space and transport nodes was given.

Keywords:

architecture; public spaces; road junction.

Существующая проблема архитектурного освоения пространства улично-дорожной сети.

Варианты ее решения

Во многих современных крупных городах существует типичная проблема на участках, интенсивно эксплуатируемых пешеходами и транспортом: неудобное движение, вытеснение благоустройства, приспособленные «по месту» объекты коммунально-бытового и торгового назначения. И все это - на фоне нарастающего автомобильного транзита и увеличения численности населения. Данная тенденция естественно ведет к снижению качества городской среды и дает прецедент к образованию депрессивных территорий. Городские магистрали, авторазвязки, плоскостные автопарковки неминуемо затрудняют пешеходное движение и директивно формируют городскую среду вокруг себя.

-( » )-

СИМВОЛ НАУКИ 2410-700X № 8 / 2018.

Рисунок 1 - Городские автомагистрали как элемент разделения городских территорий

На основании анализа существующего положения в функционально-планировочной организации городских общественных узлов [3,4] можно сделать вывод о том, что состояние вопроса архитектурного освоения участков в пространстве авторазвязок и магистралей остается неудовлетворительным (0). Особенно острой сложившаяся ситуация видится с позиции перспективного урбанизма: возможность беспрепятственной функционально-объемной вариабельности территорий почти или полностью исчерпана; допущение появления новых функций, сценариев эксплуатации, увеличение нагрузок и пр. становится возможным лишь при глобальном вмешательстве в структуру городской планировки. Иначе говоря, сегодня решение проблемы откладывается на потом, принципиально ничего не меняется. Приемлемое функционирование городских общественных узлов требует возрастающих экономических затрат на их содержание. Мировой опыт показывает цену принятым решениям - это уничтоженный масштаб городской среды, гектары земли в центральных частях, отведенные под транспортные пути, разделенные соседние кварталы и социальные сегменты, ухудшение экологической обстановки (0).

Рисунок 2 - Развязка имени судьи Гарри Преджерсона, Лос-Анжелес, США

Основной целью данной статьи является определение возможностей развития городской среды в увязке, но без доминирования транспортно-дорожной сети. Задача не стоит в поиске решений по оздоровлению транспортного сообщения и преодолению проблем, связанных с автомобильным движением - этой теме посвящено множество трудов и накоплен достаточно обширный мировой опыт, зачастую, впрочем, не всегда отвечающий растущим потребностям.

Возможность и варианты использования территорий, на которых размещены транспортные сети Анализируя варианты объемно-пространственного объединения транспортного каркаса и ткани городской застройки, были рассмотрены ситуации, уже возникавшие в мировой практике, либо же столкновение с которыми является вероятным при проектировании. На основании этого компоновочная схема городских дорог с интенсивным движением в сочетании с застройкой, плотно взаимоувязанной с

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

ними, подразделяется на следующие типы комбинирования (0):

1 2 3 4

Рисунок 3 - Компоновочная схема взаимосвязи застройки и автодороги

1 тип - дорога с прямым доступом в уровне земли (традиционное, наиболее частое решение). В этом случае застройка расположена над дорогой, опорные элементы и входные узлы зданий увязываются с конструкцией дороги, не препятствуя движению пешеходов и транспорта;

2 тип - дорога проходит ниже уровня земли в тоннеле. Застройка располагается на опорах, уровень земли полностью свободен для пешеходного движения и благоустройства;

3 тип - дорога проходит сквозь здание. В основе лежит принцип тоннеля: дорога имеет ограждающие конструкции, изолирующие негативные влияния от автомобильного движения;

4 тип - смешанная схема. Дорога и элементы зданий располагаются в разных уровнях в зависимости от условий.

Предложенные компоновочные схемы являются принципиальными и в силу местных условий могут иметь вариативно-интерпретационное изменение моделей.

Рациональность использования городских территорий

Обращаясь к вопросам оптимального использования городских территорий, отличающихся высокой пешеходной и транспортной активностью, и рассматривая вариант комбинирования транспортных путей с гражданскими зданиями и благоустройством городских общественных пространств, следует сравнить характеристики ряда ключевых условий:

1. Удобство пешеходного движения на городских территориях

Наиболее комфортно и безопасно в городе человек чувствует себя в местах, лишенных движения транспорта, либо где приоритет отдается пешеходам. Как правило, это парковые зоны, общественные места, пешеходные улицы, дворы жилых домов. В них не приходится напряженно контролировать происходящее вокруг, согласовывать свой маршрут с автодвижением, передвигаться в суете и вдыхать загрязненный воздух. Поэтому любая планировочная схема, отвечающая условиям комфорта жителей, становится приоритетной и оптимальной для данной характеристики.

2. Удобство эксплуатации здания

Эксплуатация здания - это его обслуживание (ремонт, загрузки, технические подъезды) и удобство его использования людьми (подходы, входные группы, внутренняя организация, подъезды). При определении уровня удобства эксплуатации здания, расположенного в непосредственной увязке с дорожной сетью, возникает необходимость решения ряда организационных мероприятий, позволяющих выполнить требования нормативного характера, и та компоновочная схема, которая отвечает таковым с меньшими экономическими затратами, может считаться более приемлемой.

3. Удобство эксплуатации дорожной сети

Как и в случае с эксплуатацией здания, так и дорожная сеть имеет ряд эксплуатационных требований. Основные из них - это возможность расширения (или видоизменения), а также обслуживание дорожного полотна и прилегающих территорий.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

Говоря о переосмыслении транспортной проблемы и, соответственно, реконструкции улично-дорожной сети, следует привести результаты исследований известных в мире специалистов в области транспорта [2,5]. Согласно их работам, при увеличении мощности транспортного каркаса города увеличивается пропускная способность, однако в равной мере увеличивается и транспортный поток, а также негативное влияние от него, отражающееся на градостроительной и экологической ситуации. Прямая зависимость говорит о том, что путь постоянного расширения дорожного покрытия бесплоден и в целом не решает породившую его проблему. Следовательно, расширение дорожного покрытия в местах общественно-транспортных узлов не является фактором, непредсказуемость которого в будущем отрицает возможность комбинирования архитектурных объектов с элементами улично-дорожной сети.

4. Удорожание строительных работ и эксплуатационных расходов общественно-транспортного

узла

Наиболее частым критерием для принятия проектного варианта остается экономическая составляющая. В данной статье рассматривается синтез двух элементов городской среды, которые сами по себе являются финансово и материалоемкими, особенно если учесть дополнительные затраты на обеспечение безопасного и нормативно-приемлемого сочетания архитектурно-строительных решений. Поиск оптимальной объемно-пространственной организации, безусловно, не может производиться без учета капитальных вложений и должен согласоваться с инвестиционными возможностями и принципом рациональности.

5. Рациональность использования городских территорий с позиции устойчивого городского развития

Данная характеристика - это комплексная оценка проектного решения, рассмотренная с целью:

- сохранения природных ландшафтов и развития благоустройства города;

- обеспечения вариабельности транспортно-пешеходных связей в настоящем и обозримом будущем;

- оптимальности насыщения территорий объектами городской среды;

- охраны окружающей среды.

Проведя анализ вышеперечисленных условий, можно сделать заключение, что при выборе предлагаемых схем наибольшее удобство для пешеходов представляет собой здание, расположенное на территории, имеющей следующие характеристики:

- отсутствие препятствующих пешеходному движению транспортных путей;

- отсутствие частей зданий, требующих обхода и перекрывающих визуальные раскрытия;

- наличие общественных благоустроенных пространств, максимально способствующих общению и отдыху.

Среди общих вопросов архитектурного освоения пространства над транспортными путями требуют рассмотрения и следующие:

- Медико-экологические проблемы;

- Вопрос перспективного урбанизма.

Медико-экологические проблемы, требующие отражения в архитектурно-строительных решениях, -это шум, вибрация, загазованность и пыль, образуемые транспортной активностью. Вредное влияние на здоровье человека этих воздействий широко известно и не требует дополнительных исследований и подтверждений. Без предложений по сведению к уровню нормативных показателей данных воздействий организация гражданских зданий в большинстве случаев неперспективна. Необходимое условие для нормальной жизни людей - это чистый воздух. Без обеспечения предельно-допустимой концентрации вредных веществ вопрос функционирования каких бы то ни было объектов гражданского строительства смежно с автодорогой не выдержит критики и не может рассматриваться. Вибрация и шум, исходящие от традиционного автотранспорта, также имеют негативные последствия для физического состояния человека, выражающиеся не только в психо-эмоциональном состоянии, но также на работе сердечно-сосудистой и нервной систем. Разработка мероприятий по нейтрализации данных воздействий - это вопрос, в большей мере, инженерный. Архитектурные решения тут имеют второстепенное значение, хотя в ряде случаев могут оказать ключевое влияние по оздоровлению среды. С другой стороны, на сегодняшний день в мире действуют прототипы электротранспорта, работа двигателей которых исключает рассмотренные выше

-( « )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

вредные влияния на природу и человека. При государственной поддержке экологических видов транспорта и переходе действующей системы производства двигателей внутреннего сгорания к двигателям альтернативного принципа работы вышеизложенные вопросы и проблемы перестанут существовать вовсе. Футуризм данного допущения очевиден. Однако градостроительство - область деятельности, закладывающая основу развития искусственной среды на многие годы вперед. Предлагаемая градостроительная концепция развития узловых городских пространств должна учитывать тенденции не только в области архитектуры, инженерного обеспечения и строительства, но еще и вектор развития автотранспортного производства. В качестве первопричины этому - переход к альтернативным источникам энергии и биопозитивным свойствам автомобилей, что повлияет на сам принцип работы транспортного средства и организации движения в целом.

Перспективный урбанизм подразумевает тенденцию развития городской планировочной структуры, ее видоизменение в течение времени. На этапе концептуальных проработок следует определять стратегию освоения проблемных участков городской среды с учетом возможных сценариев развития городских территорий.

Выводы

На основании приведенного материала можно сделать следующие выводы.

Общие вопросы освоения пространства транспортных путей архитектурными объектами касаются путей реализации творческой концепции в рамках действующих норм и правил. Также видится необходимым и актуальным пересмотр функционально-планировочной организации данных городских участков с учетом перспективного развития широкого спектра архитектурных, инженерно-строительных и машиностроительных тенденций.

Положительными моментами, с позиции устойчивого городского развития, являются:

1. Пешеходная привлекательность города: не застраивается плоскость земли, не прерывается движение, повышается экологическая составляющая среды и не сокращается площадь благоустройства;

2. Степени свободы улично-дорожной сети: остается возможность изменения конфигурации транспортных путей в перспективе;

3. Городская экономика: городские земли эксплуатируются более рационально и целесообразно. Список использованной литературы

1. Гейл, Ян Города для людей [Текст] / Ян Гейл. - Концерн «КРОСТ», пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 276 с.

2. Гудвин, Фил «Решение проблемы пробок» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://polit.ru/article/2009/03/24/probki/ - открытый

3. Пчельников В.Н. Градостроительные предпосылки освоения узловых транспортных пространств [Текст] / В. Н. Пчельников // научно-технич. журн. / ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК». - 2014, Орел: Строительство и реконструкция, - № 6(56) - С. 90-95.

4. Пчельников В.Н. Архитектурно-планировочная организация городских общественных пространств, прилегающих к развязкам автодорог (на примере г. Симферополя) [Текст] / Е. А. Бандура, В. Н. Пчельников // Строительство и техногенная безопасность. Сб.научн.тр. - Симферополь: НАПКС.- 2014.-, Вып. 51.- С. 23-28.

5. Спек Джефф. Проходимые» города [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.ted.com/talks/jeff_speck_the_walkable_city/transcript?language=ru - открытый

© Пчельникова А. А., Пчельников В. Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.