Научная статья на тему 'Общие условия устойчивости цепей поставок'

Общие условия устойчивости цепей поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2630
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МЕЖФИРМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАНСАКЦИОННАЯ ГРАНИЦА / УСТОЙЧИВОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ЛОГИСТИКИ / ЦЕПИ ПОСТАВОК / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ / LOGISTICAL COORDINATION / LOGISTICAL INTERACTIONS / LOGISTICAL PROCESS / INTERFIRM RELATIONS / TRANSACTION BORDER / STABILITY / FUNCTIONAL CYCLE OF LOGISTIC / DELIVERY CHAIN / ECONOMIC MANEUVERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткач Владимир Владимирович

Статья посвящена проблемам обеспечения устойчивости цепей поставок. Автором рассматриваются методические подходы к обеспечению устойчивости цепей поставок, и производится их критический анализ. Характеризуется специфика логистической координации в цепях поставок. Приводятся рекомендации по такой координации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The general conditions of stability of supply chains

The article deals with the problems of maintenance of supply chain stability. The methodical approaches to maintenance of supply chains stability are considered and their critical analysis is made. The specificity of logistical coordination in supply chains is characterized. Recommendations on such coordination are given.

Текст научной работы на тему «Общие условия устойчивости цепей поставок»

УДК 334.7 ББК У9(2)212

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

В.В. Ткач

Статья посвящена проблемам обеспечения устойчивости цепей поставок. Автором рассматриваются методические подходы к обеспечению устойчивости цепей поставок, и производится их критический анализ. Характеризуется специфика логистической координации в цепях поставок. Приводятся рекомендации по такой координации.

Ключевые слова: логистическая координация, логистические взаимодействия, логистический процесс, межфирменные отношения, трансакционная граница, устойчивость, функциональный цикл логистики, цепи поставок, экономическое маневрирование.

После мирового финансового кризиса, который в одночасье дестабилизировал деятельность многих цепей поставок, всем стало очевидно, что управление такими структурами должно дополняться обеспечением их устойчивости в рыночной среде. Выполнению этого требования сегодня препятствует, прежде всего, тот факт, что концептуальное представление о такой экономической категории, как устойчивость цепей поставок пока еще сформировано. Хотя научная дискуссия по этому вопросу в последние годы набирает обороты.

Объективные предпосылки для первого шага на пути развития такого представления предоставляет общая теория систем, в которой устойчивость рассматривается как одно из интегральных свойств систем. Предметное содержание термина «устойчивость» в этой теории соотносится со способностью системы реагировать на изменения в окружающей среде (например, на возмущения, случайные помехи) и по-прежнему сохранять приблизительно то же самое поведение на протяжении определенного периода времени [4].

Однако классическую теорию устойчивости систем без специальных экономических обоснований невозможно использовать для формирования концепции устойчивости цепей поставок. Причина этого феномена определяется тем, что такая теория, в основном, изучает равновесные состояния систем и динамику их поведения в малой окрестности этих состояний. Между тем внешние воздействия постоянно изменяют само равновесное состояние цепей поставок. Здесь уместно отметить, что социально-экономические системы ближе по поведению к экосистемам, чем к физическим или механическим системам, поэтому важно указать условия, при которых в них существует равновесие [2]. Одним из таких условий является учет существования субстратной трансакционной границы цепи поставок, за пределами которой она выводится за грань ее трансакционной устойчивости.

Среди публикаций, в которых исследуются вопросы устойчивости цепей поставок, в первую

согласования взаимодействий в цепях поставок, императивом которой является требование об обеспечении своевременного и точного исполнения заказов на поставки. Причем обслуживание потребителей представляет собой ключевой элемент логистической стратегии обеспечения согласованности действий в цепей поставок. Это обеспечение соотносится с управлением сопряжением функциональных циклов логистики, которое должно помимо их координации содействовать сокращению их неопределенности и сроков исполнения. В соответствии с [1], появление в цепях поставок расходящихся функциональных циклов логистики, которые не поддаются управлению и немедленно приводят к дезинтеграции всей логистической системы (цепи поставок), представляет собой нарушение ее устойчивости.

Важно отметить, что в [1] подчеркивается роль маркетинга в проблеме обеспечения устойчивости цепей поставок. Она заключается в том, чтобы выявить все виды деятельности, имеющие отношение к привлечению и сохранению потребителей, и лишь затем регламентировать задачи логистики, в т. ч. линии сопряжения ее функциональных циклов и их предметную специфику. Вызывает удивление обхождение этого вопроса в ряде работ, посвященных моделированию цепей поставок, например, в [3].

В качестве дополнения к последнему положению следует отметить, что необходимо учитывать специфику устойчивости цепей поставок, которая определяется их архитектурой. Архитектура цепей поставок в сфере сбыта, как известно, определяется следующей логикой: обоснование каналов распределения (маркетинговых каналов) - формирование цепей поставок (т. е. персонализация участников этих каналов). Причем особую сложность здесь представляет как понимание изменения в будущем рентабельности таких каналов, так и разработка маркетингово-логистических интерфейсов, обеспечивающих на практике гармонизацию комплекса маркетинга (маркетингового «микса») и правил логистики. В частности, речь здесь идет об определении места и роли политики распределе-

очередь, следует выделить работу [1]. Одной из ее центральных идей является неприемлемость рас-

Логистика

ния (логистики) в политике сбыта, другими элементами которой являются товарная, ассортиментная и сервисная политики. В сфере снабжения упомянутая выше архитектура имеет отраслевую специфику, однако особое значение здесь приобретает маркетинг поставок основных средств.

Особое внимание в плане практической регламентации приемов управления устойчивым развитием цепей поставок заслуживает работа [15], идея которой заключается в следующем. При поиске решений об уменьшении уязвимости предприятия его руководство должно заниматься вопросами как безопасности (соответствующего снижения вероятности сбоя), так и жизнестойкости (развития способности быстро восстанавливаться). Причем подверженность предприятия воздействию деструктивных событий можно рассматривать как сочетание вероятности сбоя и его потенциальной интенсивности. Здесь уместно отметить наличие двух противоречивых тенденций. С одной стороны, чтобы гарантировать работоспособность любой системы, требуется исключить все режимы, которые бы приводили к ее деструкции. Однако, с другой стороны, ограничение множества допустимых состояний стесняет возможности функционирования системы. Преодоление противоречия осуществляется поиском компромисса [8].

Особое внимание в [15] уделяется вопросам оперативного реагирования на воздействия внешней среды путем диапазонного прогнозирования потенциальных результатов, в частности продаж

[14]. Оно создает ориентиры для определения договорных условий поставок, разработки стратегий снабжения и финансового планирования и, соответственно, объективные предпосылки для экономического маневрирования в будущем. Причем прогноз диапазона изменения, например, спроса, позволяет не только оперативно изменять объемы поставок, но и подкреплять эти действия финансовыми шагами, например, предложением скидок. В

[15] также делается акцент на достижении гибкости поведения предприятия путем применения приемов: заключение договоров с оговорками в отношении условий поставок при определенных событиях; резервирование поставок; сокращение числа компонентов для изготовления готовой продукции; снижение вариабельности готовой продукции; сокращение времени выполнения заказа; сбор данных с помощью опытной готовой продукции; уменьшение горизонта прогнозирования спроса; совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов; заключение об обратной покупке готовой продукции; использование стратегии отсрочки производства готовой продукции или массовая кастомизация; обеспечение избыточности производственных мощностей, запасов и др.; расширение перечня взаимозаменяемых материальных ресурсов; переход к партнерским отношениям; обеспечение тесных контактов с потребителями после сбоев в поставках.

Возможности оценки вероятности конкретных видов сбоев в функционировании цепей поставок по своей природе являются ограниченными, поэтому очевидно, что конструктивный подход к решению этой проблемы требует разработки универсального методического аппарата построения экономико-математических моделей, учитывающих надежность принимаемых решений.

Главным фактором обеспечения такой надежности выступает анализ связности структуры цепей поставок, который должен концентрироваться на изучении степени взаимосвязей ее элементов и их значимости. Модель БСОЯ (руководство по управлению цепями поставок), которая охватывает ключевые функции цепи поставок, пока не в полной мере разрешает эту проблему. Ее решение сопряжено с трудностями, среди которых на первый план обычно выходит сложность полномасштабной детализации потоковых процессов посредством блок-схем. Между тем, как известно, в концепции БСМ отображению отношений между участниками цепи поставок, включая визуализацию внутрифирменных логистических процессов, отводится ключевая роль.

Отмечая конструктивность положений работ [14, 15], необходимо констатировать, по крайней мере, несколько аспектов.

Во-первых, одним из сложнейших вопросов в задаче обеспечения устойчивости цепей поставок является получение сведений о состоянии внешней среды.

Во-вторых, гарантией устойчивости цепей поставок служит мера ее безопасности [9].

В-третьих, факт сбоя режима бесперебойного обеспечения нужд предприятия не может быть положен в основу формирования механизма безопасности цепей поставок, так как он исключает прогноз и проведение защитных мероприятий.

В-четвертых, вопросы экономической маневренности цепей поставок решаются при интегрированном их планировании.

В-пятых, безопасность цепей поставок должны обеспечивать, по крайней мере, два механизма:

1) один должен парировать воздействия, оказываемые внешней средой на цепи поставок; 2) другой призван ликвидировать опасность от воздействий, проникших через внешний механизм, и бороться с внутренними угрозами [8]. Уместно напомнить, что цепи поставок являются сложными системами, которым присуще большое число взаимодействий между многими субъективными и объективными факторами различного типа и степени важности, а также группами людей с различными целями и противоположными интересами. Эти факторы определяют вероятность или невозможность выбора одной из доступных альтернатив, которая приемлема для всех с определенной степенью компромисса [4, 12].

В-шестых, достижение гибкости экономического поведения предприятия за счет избыточно-

сти ресурсов, в т. ч. структурных, должно оцениваться с позиции приемлемости затрат.

Обеспечение экономической маневренности цепей поставок в целом предполагает наличие ряда резервов: запасов материальных ресурсов, финансовых и трудовых резервов, резервов производственных мощностей, структурную избыточность внешних и внутренних связей такой цепи. Причем последний вид резерва способствует проведению логистических маневров, которые отождествляются с формированием фрагментарных функциональных срезов логистической системы. Потребность цепи поставок в маневрировании, безусловно, носит вероятностный характер. Однако ее объективная инерционность делает необходимым не только прогнозирование уровня ее маневренных свойств, но и определения границ возможного маневрирования. Избыточность элементов и связей цепи поставок способна компенсировать неожиданные внешние возмущения.

Базовой идеей работы [13] является понятие организационно-экономической устойчивости как способности предприятия сохранять (или наращивать) объемы реализации продукции длительный период времени при различных изменениях в инфраструктуре и при колебаниях потребительского спроса. Обеспечение такой устойчивости в [13] рассматривается в рамках процесса формирования логистической модели проекта «виртуального предприятия», т. е. сетевой, компьютерно-интегрированной организационно-производственной структуры. Отличительными чертами такой модели, в частности, являются:

1) планирование мероприятий, направленных на достижение самосохранения организации, в частности на обеспечение минимально возможного денежного потока, при котором предприятие еще может существовать;

2) вероятностная оценка устойчивости проекта, которая заключается в анализе всех путей от начального события сетевой модели до конечного события с точки зрения вероятной длительности совершения всех работ на выбранном пути.

Это обстоятельство во многом определяет преимущества этой модели, к числу которых относится учет:

- ограничений, накладываемых финансовым планированием, на движение материальных ресурсов;

- случайных факторов, влияющих на логистические процессы.

Последний аспект представляется очень важным, так как вероятностная логистическая модель позволяет в первом приближении оценить приспособленность «виртуального предприятия» к выполнению поставленной перед ним цели. Алгоритм моделирования проекта цепей поставок, в соответствии с [2], сводится к выполнению следующих этапов: 1) разработка концепции проекта цепей поставок; 2) моделирование цепей поставок на основе стандартов ГОЕР-технологии; 3) форми-

рование сетевой модели; 4) разработка диаграммы Гранта. Отдавая должное такому подходу, надо заметить, что он не лишен недостатков, в частности, связи между предприятиями и логистическими процессами при моделировании цепей поставок представляются детерминированными [11].

Применение сетевых моделей при проектировании цепей поставок создает объективные предпосылки для превентивного обеспечения их устойчивости. Объясняется это тем, что представление взаимодействий в цепях поставок на основе теории графов существенно упрощает понимание процессов распространения в них возмущений. Однако следует отметить, что при описании внешних логистических взаимодействий в цепях поставок наличие или отсутствие отдельных связей между их участниками не всегда будет очевидным. Это обстоятельство предопределяет практический интерес к связной устойчивости цепей поставок, которая соотносится с возможностью обеспечения их стабильной деятельности при локальных разрывах специфических логистических отношений в этих цепях [4].

Интересный подход к управлению устойчивостью цепей поставок предлагается в работе [3], отличительной особенностью которой является моделирование таких цепей на базе ЕКР-системы и обращение к машинному имитированию. Не умаляя значимости этой работы, целесообразно отметить, что ее автор делает ряд своих выводов и даже выводит теоремы, игнорируя экономическую подоплеку формирования цепей поставок и управления их устойчивостью. Одна из причин этого феномена, по-видимому, связана с тем, что на формирование авторского видения управления цепей поставок в работе [3] доминирующее влияние оказала публикация [4]. Последняя работа, несомненно, принадлежит к числу лучших работ, посвященных вопросам общей теории систем, в частности структурной устойчивости сложных систем. Однако адаптация ее положений применительно к практике управления устойчивостью цепей поставок нуждается в аргументации и дополнительных экономических выкладках.

Анализ работ, посвященных различным вопросами общей теории систем, управления цепей поставок и др. близких к ним публикаций, позволяет сделать ряд следующих выводов. Во-первых, начальные условия равновесия цепей поставок представляют собой ни что иное, как требования к обеспечению товарно-экономического равновесия, т. е. баланса материальных, финансовых и иных потоков, которое ведет к результатам, не только согласованным с его общими экономическими целями, но и благоприятными с точки зрения специфических критериев успешности предприятия

[16]. Во-вторых, граничные условия такого равновесия следует связывать: 1) с ограничениями по спросу (т. е. с зависимостью от спроса); 2) с трансакционными границами цепей поставок (в преде-

Логистика

лах которых сохраняется управляемость этих структур).

Обеспечение устойчивости цепей поставок предопределяется выбором управляемых параметров, которые должны быть измеримыми. Однако выполнение этого требования затрудняется по ряду причин:

- сложность прямого измерения показателей функционирования цепи поставок;

- отсутствие стандартов функционирования цепей поставок на фоне широкого использования качественных показателей (например, доступность товара для потребителя, адекватность процесса обслуживания, ожидания и т. п.);

- существование структурных различий между цепями поставок;

- ограниченная практика ведения управленческого учета логистических затрат;

- невозможность в ряде случаев выполнения анализа логистических потоковых процессов вследствие их тесного сопряжения с процессами другой природы, например, маркетинговой и проч.;

- сложность оценки эластичности дохода от применения концепции управления цепями поставок [10].

Исследования направлений обеспечения устойчивого развития цепей поставок следует начинать с детализации экономических факторов, которые обусловливают формирование этих цепей. Затем необходимо детализировать функциональные и отраслевые особенности этого процесса, учитывая, что логистика сегодня приобретает черты пограничной теории. Отдельное внимание должно быть уделено правилам применения системного подхода. Особое значение здесь приобретает выявление общих, интегральных свойств цепей поставок как логистических систем, к числу которых относятся: эффективность, самоорганизация, безопасность, устойчивость, управляемость, надежность, живучесть. Научный и практический интерес с позиции обеспечения устойчивости цепей поставок имеет организация координации логистических взаимодействий в таких структурах [7]. Причем перспективы решения такой задачи целесообразно связывать с диапазонным прогнозированием результатов и использованием информационных технологий.

Логистическая координация в цепях поставок соотносится с гармонизацией функциональных циклов логистики (снабжения, производства, распределения) ее участников. Такие циклы характеризуется следующей инвариантной схемой: определение потребности в материальных ресурсах -* расчет потребности в материальных ресурсах -* выбор источников поставок (поставщиков) -* размещение заказа (организация закупок) -» доставка заказа -» прием товара -» формирование запаса -» контроль запасов [1].

Объективные предпосылки для повышения устойчивости цепей поставок создает сокращение

длительности функциональных циклов логистики, которое становится возможным в результате их специфицирования, предусматривающего следующие действия: описание элементной базы таких циклов (логистических процессов); составление блок-схемы частных логистических процессов; описание каждого частного логистического процесса; составление перечня показателей, используемых для оценки эффективности каждого логистического процесса; обоснование уровня запасов; обоснование целесообразности исполнения частных логистических процессов на принципах инсорсинга или аутсорсинга и др. [5, 6].

Логистическая координация в цепях поставок должна осуществляться на основе следующих трех инвариантных принципов. Значение первого из них заключается в прогнозировании взаимодействий в цепях поставок. Причем им предусматривается, что координирующие сигналы могут содержать в себе, помимо всего другого, прогноз связующих сигналов, функцией которых выступает урегулирование межфирменных отношений в цепях поставок. В этом случае каждый координирующий сигнал несет с собой прогнозные значения связующих сигналов, которые будут иметь место в связи с подачей управляющих воздействий. Значение второго принципа заключается в «развязывании» логистических взаимодействий путем делегирования участникам цепей поставок права их регулирования по собственному усмотрению. Третий такой принцип предусматривает оценку логистических взаимодействий. Координатор в этом случае не сообщает точных значений связующих сигналов, а лишь ограничивает области их изменения установленным диапазоном возмущений [2].

В последнем случае область устойчивости цепей поставок характеризуется диапазонами возможных отклонений прогнозных значений показателей деятельности их членов. Такие участники цепей поставок должны быть подготовлены к тому, что эти значения варьируются.

Целью логистической координация в цепях поставок не должно быть исключительное внимание тем мерам, которые ведут к достижению состояния равновесия в цепи поставок. Требуется лишь стараться исключить возможность выхода цепи поставок за границы определенной области ее устойчивости. Кроме того, следует учитывать, что цепи поставок обладают пространственной и временной «памятью» [2]. Этот фактор увеличивают риск вызвать непредвиденные последствия после реорганизации цепей поставок.

Литература

1. Бауэрсокс, Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: пер. с англ. / Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Кпосс. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. - 640 с.

2. Гиг, Дж. Прикладная общая теория систем:

пер. с англ. / Дж. Гиг. - В двух книгах.. - М.: Мир, 1981. .-Кн. 2. - 733 с.

3. Иванов, Д.А. Управление цепями поставок / ДА. Иванов. - СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2009. - 660 с.

4. Касти, Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы: пер. с англ. / Дж. Касти. - М.: Мир, 1982. -216 с.

5. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок / М. Кристофер; под общ. ред. B.C. Лукинского. — СПб.: Питер, 2004. - 316 с.

6. Логистика: Основы. Стратегия. Практика: практическая энциклопедия «Для всех кто руководит» /под науч. ред. В.И. Сергеева. - М.: Изд-во ЗАО «МЦФЭР», 2007. - 1440 с.

7. Месарович, М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Месарович, Д. Мако, И. Таках ара; пер. с англ. под. ред. И.Ф. Шахнова; пре-дисл. Г.С. Поспелова. - М.: Изд-во «Мир», 1973. -344 с.

8. Могилевский, В.Д. Методология систем: вербальный подход / В.Д. Могилевский; отд-ние экон. РАН; науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». -М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. - 251 с.

9. Некрасов, А.Г. Безопасность цепей поставок в авиаиндустрии: монография / А.Г. Некрасов; ДА. Мельников. - М.: Изд-во ГУП МТС ГА «Авиа-техснаб», 2006. - 260 с.

10. Основы логистики / под ред. В.В. Щербакова — СПб.: Питер, 2009. - 601 с.

11. Прикладные нечеткие системы: пер. с япон. / К. Асаи, Д. Ватада, С. Иваи и др.; под ред. Т. Тэрано, К. Асаи, М. Сугэно. - М.: Мир, 1993. — 368 с.

12. Саати, Т. Аналитическое планирование. Организация систем: пер. с англ. / Т. Саати, К. Кернс. - М.: Радио и связь, 1991. - 224 с.

13. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: Логистикоориентированное проектирование бизнеса / АД. Канчавели, А.А. Колобов, И.Н. Омельченко и др.; под ред. А.А. Колобова, И.Н. Омельченко. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. — 600 с.

14. Уоллас, Т. Планирование продаж и операций: практическое руководство. - 3-е изд.: пер. с англ. / Т. Уоллас, Р. Сталь. - СПб.: Питер, 2010. -272 с.

15. Шеффи, Й. Жизнестойкое предприятие: как повысить надежность цепочки поставок и сохранить конкурентное преимущество: пер. с англ. / И. Шеффи. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 301 с.

16. Ширенбек, X. Экономика предприятия: учебник для вузов. - 15-е изд. /X. Ширенбек; пер. с нем. под общ. ред. И.П. Бойко, С.В. Валдайцева, К. Рихтера. - СПб.: Питер, 2005. — 848 с.

Поступила в редакцию 2 сентября 2010 г.

Ткач Владимир Владимирович. Кандидат технических наук, докторант кафедры систем технологий и товароведения, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Область научных интересов - логистика и управление цепями поставок.

Tkach Vladimir Vladimirovich. Candidate of Technical Sciences, Doctoral Candidate of the Systems of Technologies and Merchandising Department of Saint Petersburg State University of Economics and Finance. Research interests: logistic and supply chain management.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.