ршшиим 2007 апрель
Н.Н.КАРЕВА, д.ф.н., к.б.н., проф., Е.О.ТРОФИМОВА, С.-Петербургская химико-фармацевтическая академия
Общие тенденции развития
РЫНКА ЦЕРЕБРОПРОТЕКТОРОВ В РФ
На рынке церебропротекторов программа ДЛО в 2005 г., в отличие от общей тенденции, привела к укреплению позиций российских компаний. К цере-бропротекторам относятся препараты, оказывающие прямое защитное действие на нейрональные структуры мозга и применяемые при острых и хронических формах нарушения мозгового кровообращения. Общий с цереб-ропротекторами рынок имеют также церебральные вазодилататоры, что предполагает их совместное рассмотрение. Несмотря на то, что целый ряд церебропротекторов получил широкое применение не только при нарушении мозгового кровообращения, но и по другим показаниям, все их продажи условно были отнесены к рассматриваемому рынку.
Анализ продаж в сопоставимых натуральных показателях свидетельствует о том, что рынок церебропротекторов в течение нескольких последних лет мало менялся, за исключением 2005 г., когда в связи с началом реализации программы ДЛО он вырос на 19%. В стоимостных показателях рынок, напротив, активно увеличивался на протяжении всех рассматриваемых лет. В 2005 г. по отношению к «базовым» показателям динамики он дополнительно, за счет ДЛО, вырос на 42,4%, и общие темпы его роста составили +72% (рис. 1). Общие поставки по ДЛО в 2005 г. исчислялись 87 млн. долл. в ценах регистрации. Лидерами по стоимостным объемам продаж стали Церебролизин (Ebewe), Кавинтон (Gedeon Richter) и Актовегин (Nycomed), на долю которых в общей сложности пришлось 54% всех поставок. Наиболее значительные продажи среди российских продуктов имели Мек-сидол и Фенотропил («Отечественные лекарства») (соответственно, 8,9 и 7,5%). В первую десятку, составляющую 96% всех поставок по ДЛО, вошли также российские дженериковые версии Винпоцетина и Пира-цетама.
По итогам 2005 г. сектор ДЛО в структуре рынка церебропротекторов составил 25%, что привело к существенному сокращению доли коммерческих аптечных продаж (с 81 до 56%). Госпитальный сектор, напротив, несколько увеличил свою долю (с 18,5 до 19%), т.к. развивался более высокими темпами, чем весь рынок (даже с учетом ДЛО).
Программа ДЛО не внесла заметных корректив в установившиеся тенденции изменения структуры рынка в разрезе фармакотерапевтических групп и групп лекарственных форм. В частности, продолжилось наблюдаемое ранее сокращение позиций церебральных вазодилататоров и активный рост сегмента препаратов с антигипоксичес-
кой активностью, а также рост доли инъекционных препаратов и сокращение пероральных. Благодаря программе ДЛО в 2005 г. в структуре рынка в стоимостном выражении произошло заметное увеличение доли российских препаратов (с 21 до 25%), в то время как в предыдущие годы наблюдалось ее постепенное сокращение.
По итогам 2005 г. инъекционные препараты обогнали пероральные по объему стоимостных продаж (52% к 48% в общей структуре). Лидирующие позиции среди инъекций занимает Актовегин, чьи продажи в 2005 г. с учетом ДЛО выросли на 92% (рис. 2). На втором месте — Церебролизин (+146%), на третьем — Мексидол (+191%). Инъекции Кавинтона занимают только пятую позицию, причем рынок этого препарата в 2005 г. не развивался. Рекордно высокие темпы роста продаж (в 15 раз) среди всех церебропротек-торов продемонстрировал Цитофла-вин (НТФФ «Полисан»), поднявшийся в 2005 г. с 22-го на 15-е место в рейтинге инъекций. Это оригинальный комплексный препарат, включающий в том числе янтарную кислоту и обладающий антигипоксической и антиокси-дантной активностью.
Пероральный Кавинтон, в отличие от инъекционного, является лидером в своем сегменте (рис. 3). В 2005 г. с учетом программы ДЛО продажи этого препарата увеличились на 76%, в результате чего его доля расширилась до 21%, а вместе с Ка-винтоном форте (+242%) — до 25%. Если в секторе инъекций программа ДЛО только усилила позиции тех препаратов, которые и так занимают лидирующие места, то в сег-
РИСУНОК 1
| Динамика продаж церебропротекторов, 2GG1—2005 гг.
400000
350000
300000
250000
200000
150000
100000
50000
0
2001
130455 0 8 4 ю 9 8 3 5 0 оо
27,19.
23,54 23,78
2002
2003
2004
2005
2005 без ДЛО
□ — Продажи (долл. ■ — Прирост (долл.)
оптовые цены) □ — Прирост (ст. упак.)
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, «Анализ больничных закупок в РФ»™, RMBC
ЭКОНОМИКА И МАРКЕТИНГ. КОНЪЮНКТУРА СПРОСА
37
Лидирующие инъекционные церебропротекторы, 2005 г.
60000 | 50000 У 40000 1 30000 20000 10000 о
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 — Актовегин 6 — Кортексин 11 — Церебролизат 16 — Инстенон
2 — Церебролизин 7 — Пирацетам 12 — Нимотоп 17 — Сермион
3 — Мексидол 8 — Глиатилин 13 — Луцетам 18 — Ноотобрил
4 — Милдронат 9 — Ницерголин 14 — Эмоксипин 19 — Винпоцетин
5 — Кавинтон 10 — Ноотропил 15 — Цитофлавин 20 — Мексикор
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, «Анализ больничных закупок в РФ»™, RMBC
РИСУНОК 2
Лидирующие пероральные церебропротекторы, 2005 г.
40000 35000 § 30000
■
II 25000
I 20000
!15000 10000 5000 О
1 — Кавинтон 6 — Ноотропил 11 — Фезам 16 — Циннаризин
2 — Винпоцетин 7 — Актовегин 12 — Глиатилин 17 — Билобил
3 — Милдронат 8 — Мексидол 13 — Пирацетам 18 — Пикамилон
4 — Фенотропил 9 — Глицин 14 — Фенибут 19 — Инстенон
5 — Танакан 10 — Кавинтон Форте 15 — Бравинтон 20 — Энцефабол
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, «Анализ больничных закупок в РФ»™, RMBC
РИСУНОК 3
РИСУНОК 4
Индекс средневзвешенных цен (ИСвЦ), индекс цен (ИЦ) и индекс структурных сдвигов (ИСС) на рынке церебропротекторов в 2005 г. по сравнению с 2004 г.
1,5
1,2
0,9
0,6
0,3
0,0
і і II і II і II і II і
1
1 — Инъекции без ДЛО
2 — Инъекции с ДЛО
3 — Оральные без ДЛО
4 — Оральные с ДЛО
5 — Все группы без ДЛО
6 — Все группы с ДЛО
Примечание: ИЦ характеризует изменение цен как таковых (в чистом виде) (ИЦ больше 1 — рост цен, ИЦ меньше 1 — сокращение); ИСС — сдвиги в структуре продаж в сторону относительно более дорогостоящей (ИСС больше 1) или более дешевой (ИСС меньше 1) продукции;
ИСвЦ — изменение в средних ценах, когда учитываются динамика цен в чистом виде и структурные сдвиги.
апрель 2007 РЕМШ1ШМ
менте пероральных форм она привела к заметным структурным перестройкам. Из числа российских препаратов значительного улучшения позиций добились Фенотропил и Мексидол, причем первый стал лидером по темпам роста продаж (почти в 10 раз) среди пероральных препаратов.
В 2005 г. по сравнению с 2004 г. средневзвешенные цены на рынке цереб-ропротекторов без учета ДЛО выросли в 1,31 раза (рис. 4). Основной вклад в этот процесс был обеспечен структурными сдвигами в пользу относительно дорогостоящей продукции (ИСС 1,20), в то время как рост цен как таковой был менее выраженным (ИЦ 1,09). Программа ДЛО вызвала существенное увеличение средневзвешенных цен (ИСвЦ 1,44) по отношению к «базовому» уровню (без ДЛО). При этом наблюдалась более умеренная ценовая динамика в чистом виде (ИЦ 1,07) при значительном увеличении в структуре продаж относительно дорогостоящей продукции (ИСС
1,35). Аналогичным образом программа ДЛО повлияла также и на развитие сегментов инъекционных и пероральных препаратов. В сегменте инъекций наблюдался более выраженный рост цен (и средневзвешенных, и в чистом виде), в то время как сегмент оральных препаратов отличался более выраженными структурными сдвигами.
Таким образом, программа ДЛО оказала значительное влияние на рынок це-ребропротекторов, которое выразилось в возобновлении роста его натуральных объемов, замедлении ценовой динамики, выраженных структурных сдвигах в сторону относительно дорогостоящей продукции, в росте доли отечественной продукции. В то же время неизменным остался ряд ранее наблюдаемых тенденций, связанных с более высокими темпами роста продаж инъекционных препаратов по сравнению с пероральными, относительным сокращением позиций церебральных вазодилататоров, быстрым расширением позиций новых отечественных разработок (Мексидола, Фе-нотропила, Цитофлавина и др.).
Ф