ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА З.И. Мамчуева, студент
Научный руководитель: Ф.Ю. Джаубаева, канд. пед. наук, доцент Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева (Россия, г. Карачаевск)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-1-183-133-135
Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции развития малого предпринимательства, анализируются проблемы его реализации, приводятся статистические данные за 2020-2021 года. В России развитию малого предпринимательства придается огромное значение,так как именно субъекты малого предпринимательства играют важную роль в экономике нашей страны. Малый бизнес является источником поддержания экономики страны, поэтому данная тема требует более глубокого изучения.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, тенденции развития, проблемы развития малого бизнеса.
Малый бизнес выступает важным направлением предпринимательской деятельности. Он влияет на экономическое развитие страны, занятость населения, а также на структуру и качество национальной валюты [5, с. 91-98].
В последние годы, в условиях нестабильности экономического состояния страны из-за борьбы с пандемией малый бизнес смог подняться на новый уровень.
Безусловно, многие предприятия закрылись, другие - потерпели сильные финансовые издержки. При этом нашлись организации, которые смогли увеличить размер прибыли и поднять свой малый бизнес до среднего уровня, воспользовавшись закрытием крупных и мелких торговых точек, а также поддержкой со стороны государства. Ведь именно в период принятия жестких ограничений, касательно предприятий, была оказана финансовая поддержка для малого бизнеса.
Ограничения со стороны государства продолжаются, ведь в последние месяцы во всем мире была введена система QR-кодов, которая негативно сказалась на деятельности предприятий. Поэтому проблема изучения развития малого бизнеса остается актуальной.
Необходимость развития малого бизнеса отображается в трудах таких исследователей как Аббасова О.М, Бондарен-ко Е.В., Досова А.А., Коба Е.Е. и другие.
Цель данной работы заключается в
выявлении современных тенденций развития малого бизнеса и анализе имеющихся проблем в развитии предпринимательской деятельности.
На территории России законодательную базу малого бизнеса составляет «Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209-ФЗ [1].
Малый бизнес - это организации, в штате которых числится от 15 до 100 работников включительно. Выручка за один календарный год при этом не превышает 800 млн рублей. К категории малого бизнеса относят организации, которые опираются на функционирование небольших компаний, формально не состоящих внутри объединения.
Малый бизнес является важным составляющим экономики страны, без которого было бы трудно сохранять стабильное и устойчивое развитие страны. Он влияет на уровень безработицы в стране, помогает преодолеть отраслевой и региональный монополизм, вносит значительный вклад в формирование среднего класса населения. Как итог, малый бизнес ведет к оздоровлению экономики государства [3, с. 93-96].
Ведущей оценкой функционирования малого бизнеса является Индекс предпринимательской устойчивости, который рассчитывается ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Ба-
зовым индексом является 100, однако, на данный момент на территории российской Федерации данный показатель равен 102 пунктам, чем существенно превышает показатели других ведущих стран, например, Китая, Германии и США. Данный показатель указывает на возможность уверенного восстановления экономического состояния малого предприятия.
На сегодняшний день малое предпринимательство влияет на уровень научно-технологического прогресса, выступает в качестве гибкой и динамичной системы деловой сферы. Именно в малом бизнесе состоит основная масса национальных ресурсов, которые необходимы для развития среднего и крупного бизнеса.
Деятельность малого бизнеса тесно связано с экономикой и политическим строем страны. Это особо заметно по статистическим данным. В 2020 году из-за пандемии закрылись множество предприятий. На территории России количество компания малого бизнеса снизилось на 3,75% по сравнению с 2019 годом. В апреле 2021 года наоборот возросло количество предприятий малого бизнеса. По сравнению с 2020 годом, данный прирост составил 1,4%. Это говорит о положительной динамике развития малого предпринимательства, ведь в 2021 году вести коммерческую деятельность стало безопаснее и выгоднее, чем в 2020 году.
Судя по статистике, основную направленность малого бизнеса на территории России составляют организации по финансированию, страхованию и перевозкам пассажиров.
Важной тенденцией развития малого бизнеса является тот факт, что крупные компании не мешают расти небольшим предприятиям, а наоборот, кооперируются с ними [4, с. 20-25].
Стоит отметить, что в настоящее время политика государства направлена на финансовую поддержку малого бизнеса. Был создан проект «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ», который будет действовать до 2030 года, а также «Корпорация по поддержке малого и среднего бизнеса» [2, с. 10-14].
В условиях пандемии малый бизнес заметно пострадал. Бизнесменам приши-лось искать источники дополнительного финансирования, чтобы покрыть денежные издержки. Основными «помощниками» в данной ситуации выступили кредитные организации.
Также и государство не осталось в стороне - предложило предпринимателям пользоваться средствами фондового рынка. Взамен бизнесмены получали государственную поддержку.
Основная проблема развития малого бизнеса на современном этапе заключается в следующем:
1. Рост налоговой нагрузки. В 20202021 году значительно выросло количества налогов, которые не обошли стороной и представителей малого бизнеса. При этом заметна и положительная динамика, ведь в 2021 году снизились проблемы с налоговым законодательством, и количество недовольных предпринимателей сократилось с 55% до 38%.
2. Нехватка финансовых средств. Проблема объясняется тем, что для развития малого бизнеса необходимы крупные суммы денег, но при этом получить заем достаточно сложно. Высокие кредитные ставки, отсутствие отсрочки по займу, невозможность взятия большим сумм на длительную перспективу - все эти моменты усложняют процесс финансирования малого предпринимательства.
Государство предоставляет предприятиям материальную поддержку при соблюдении определенных условий, прописанных в законодательстве, однако, этих сумм недостаточно для покрытия крупных расходов.
3. Второй проблематикой является чрезмерное вмешательство со стороны контролирующих органов, которые штрафуют представителей малого бизнеса даже за незначительные отклонения от требований государства.
4. Постоянные изменения в законодательстве, применение ограничительных мер. Все эти процессы отнимают много времени и средств на перестройку малого бизнеса под новые стандарты государства. А на развитие предпринимательской дея-
тельности ни остается ни финансов, ни времени.
5. Низкий уровень подготовленности кадров - еще одна проблематика малого бизнеса. Многие предприниматели начинают бизнес, не имея представления как осуществлять организационную деятельность, решать производственные вопросы, контролировать баланс денежных средств, где искать клиентов и так далее.
Результат: предприятия закрываются в первые месяцы работы, так и не заработав желаемых денег.
Для решения вышеуказанных проблем, нужно грамотно подойти к процессу развития малого бизнеса. Важно проходить обучения, чтобы разбираться в бизнес-процессах, строить дело, которое можно будет развивать при любых эконо-
мических условиях в стране, а также ежедневно проводить мониторинг и подстраиваться под внешние обстоятельства, происходящие в стране и во всем мире.
На сегодняшний день проблема развития малого бизнеса на территории российской Федерации требует корректировок.
Развитие малого бизнеса в условиях нестабильной экономики страны - задача сложная, но возможная. При правильном подходе к данному процессу и комплексному изучению вопроса, можно избежать финансовых издержек и вывести свой бизнес на новый уровень даже в условиях политических ограничений. Не стоит забывать и о мерах государственной поддержки, которая предоставляется предпринимателям, реализующих определенную категорию деятельности.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 30.12.2020).
2. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 3 (38). - С. 10-14.
3. Бондаренко Е.В. Планирование на малых предприятиях: теория и практика // Экономика: теория и практика. - 2020. - № 3 (59). - С. 93-96.
4. Досова А.А. Исследование сущности и содержания финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса // Финансы и учетная политика. - 2020. - №3 (18). - С. 20-25.
5. Коба Е.Е. Актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2020. - № 1 (25). - С. 91-98.
GENERAL TRENDS AND PROBLEMS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT Z.I. Mamchueva, Student
Supervisor: F.Yu. Dzhaubaeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Karachay-Cherkess State University named after U.D. Alieva (Russia, Karachaevsk)
Abstract. The article discusses current trends in the development of small business, analyzes the problems of its implementation, provides statistical data for 2020-2021. In Russia, the development of small business is of great importance, since it is the subjects of small business that play an important role in the economy of our country. Small business is a source of support for the country's economy, so this topic requires a deeper study.
Keywords: small entrepreneurship, small business, development trends, problems of small business development.