ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ Васильченко Е.А.1, Рязанова И.С.2, Сысоев А.Р.3, Солдатов А.А.4, Яшин А.О.5
1Васильченко Елена Александровна - магистр;
2Рязанова Ирина Сергеевна - магистр;
3Сысоев Александр Романович - магистр;
4Солдатов Алексей Александрович - кандидат технических наук, доцент, кафедра строительства;, 5Яшин Алексей Олегович - кандидат технических наук, доцент, кафедра строительства, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация: в статье рассмотрены виды асфальтобетонов из горячих и холодных смесей, их свойства и применение, выполнена классификация в зависимости от размера зерен минеральных материалов. Приведены достоинства и недостатки применения асфальтобетона в дорожном строительстве. Ключевые слова: асфальтобетон, горячие смеси, холодные смеси, битум, адгезия.
GENERAL INFORMATION ABOUT ASPHALT MIXTURE Vasilchenko EA.1, Ryazanova I.S.2, Sysoev A.R.3, Soldatov AA.4, Yashin A-О.5
1 Vasilchenko Elena Alexandrovna - Master;
2Ryazanova Irina Sergeevna - Master;
3Sysoev Alexander Romanovich - Master;
4Soldatov Aleksey Aleksandrovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF CONSTRUCTION;
5Yashin Alexey Olegovich - Candidate of Technical sciences, Associate professor, DEPARTMENT OF CONSTRUCTION, NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY, STAVROPOL
Abstract: the article discusses the types of asphalt concrete from hot and cold mixes, their properties and application, a classification is made depending on the grain size of mineral materials. The advantages and disadvantages of the use of asphalt concrete in road construction are given. Keywords: asphalt concrete, hot mixes, cold mixes, bitumen, adhesion.
Асфальтобетон - дорожно-строительный материал, в качестве связующего компонента в котором используется битум, скрепляющий минеральный наполнитель разной фракции. Применяется обычно методом горячей укладки с дальнейшим уплотнением до застывания. Обладает превосходными рабочими качествами, но только при наличии достаточного количества связующего компонента.
Состав асфальтобетона зависит от физико-химических условий его эксплуатации. Чаще всего при его изготовлении смешиваются: песок или отсев, гравий или щебень, битум, а также измельченные в порошок горные породы. Обычно в качестве основного наполнителя используется крупная каменная крошка размером 5-40 миллиметров, полученная в результате дробления горной породы. Преимущества данного наполнителя заключается в том, что при изготовлении щебня, его грани получаются острыми и неровными, а это обеспечивает плотное прилипание битума. Для заполнения пространства между крупным наполнителем применяется песок разной фракции. Данное решение способствует лучшему прилипанию битума к наполнителю. К качеству песка выставляются строгие требования, важно минимизировать включение глины, так как она мешает работе битума. Соотношение глины в песке не должно превышать 5%.
Битум - это продукт переработки нефти. Также он может иметь естественное природное происхождение. Битум встречается в виде месторождений, похожих на озера или ручьи. В составе асфальтобетона он выполняет функцию скрепляющего вещества.
Все наполнители тщательно просушиваются перед замешиванием. Они предварительно нагреваются и выдерживаются при температуре 180-200°. Позже к ним добавляется битум, и все тщательно перемешивается. Готовая теплая смесь загружается в самосвалы, и сразу же доставляется к месту укладки.
Асфальтобетонная масса укладывается на подложку, представляющую собой уплотненный песок, старый асфальт или бетонную подушку. Высота укладки делается на 15-20% больше положенной по проекту. После этого масса уплотняется катком, асфальтобетона уменьшается, что позволяет добиться нужного проектного значения.
Уплотнение асфальтобетона выполняется катками массой 5-14 тонн. В труднодоступных местах применяются вибромоторные катки, которые при меньшей массе, всего 0,5-4,5 т, дают аналогичный результат.
При укладке асфальтобетона на твердое основание при малом слое используется дополнительная битумная эмульсия для улучшения адгезии.
Адгезия - сцепление поверхностей разнородных твердых или жидких тел.
В зависимости от того, какого размера используется фракция гравия или щебня, асфальтобетон разделяется на: крупнозернистый - до 40 мм, среднезернистый - до 25 мм и мелкозернистый - до 20 мм.
Крупнозернистый асфальтобетон чаще всего выбирают как основание при строительстве многослойных дорог. Такой материал в данном качестве служит отличной крепкой подложкой, а углубления на нем позволяют создать хорошую адгезию с последующими более мягкими материалами.
Среднезернистый материал используется для строительства однослойных автомобильных дорог, рассчитанных на среднюю нагрузку. Он является наиболее универсальным и имеет неплохие пределы стойкости к атмосферному воздействию.
Мелкозернистая смесь состоит из гравия, фракция которого не превышает 20 мм. Материал получил широкое распространение в качестве финишного слоя для укладки на крупнозернистый асфальтобетон двухслойной дороги.
Асфальтобетонные смеси получили широкое распространение благодаря следующим преимуществам: не впитывают влагу; обладают высокой адгезией; не подвержены коррозии; марочную прочность набирают в сжатые сроки; имеют большое количество доступных модификаций; обладают простой укладкой; технологичностью высокого уровня, что подтверждает ГОСТ. Смеси применяются, когда ремонтируются или строятся взлётно-посадочные полосы на аэродромах, напольные основания на территории коммерческих и складских, промышленных объектов, площади и площадки, автомобильные парковки, дороги общественного пользования, автотранспортные магистрали с серьёзными эксплуатационными нагрузками. Главное - правильно выполнить расчёт асфальтобетона. Кроме преимуществ асфальтобетон имеет и свои недостатки, укладка возможна только при использовании специальной техники; прямая зависимость вязкости к температурным условиям использования.
По способу нанесения различают два типа асфальтобетона: горячий и холодный.
Горячий - это классический материал, замешанный с использованием разогретого до жидкого состояния битума. Именно этот тип покрытия применяют при строительстве дорог.
Холодный - это долгохранящаяся смесь, в качестве связующего компонента в которой применяется разбавленный растворителями битум. По мере испарения растворителя битум становится гуще, и покрытие приобретает необходимую твердость. Срок годности такого материала составляет 6 месяцев. Холодный асфальтобетон разработан в первую очередь для ямочного ремонта.
В горячем исполнении этот материал имеет стоимость в три раза ниже, чем в холодном.
Строительство дорог и различных площадок, взлётных полос - сферы, где асфальтобетон нашёл наиболее широкое применение. Но он подходит и для обустройства земельных участков, принадлежащих частным лицам. От ингредиентов, входящих в состав, зависит общая масса смеси, итоговое качество в готовом виде. Стоит заранее изучить характеристики материалов в основе, чтобы сделать правильный выбор, получить результат, сохраняющийся на долгое время.
Список литературы / References
1. Валентов А. Мобильный асфальтобетонный завод // Валентов А. М.: LAP Lambert Academic
Publishing, 2012. С. 220.
2. Дроздов Г. и Бизирка И. Асфальтобетон на основе порошка из осадка сточных вод // Дроздов Г. и
Бизирка И. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. С. 184.
3. Ковалев Н. Морозостойкость шлаковых асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог // Ковалев
Н. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. С. 180.
4. Джесси Р. Асфальтобетон // Джесси Р. М.: VSD, 2013. С. 291.
5. Джесси Р. Литой асфальтобетон: моногр. // Джесси Р. М.: VSD, 2012. С. 713.