Научная статья на тему 'ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ'

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
171
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
асфальтобетон / горячие смеси / холодные смеси / битум / адгезия. / asphalt concrete / hot mixes / cold mixes / bitumen / adhesion.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Васильченко Елена Александровна, Рязанова Ирина Сергеевна, Сысоев Александр Романович, Солдатов Алексей Александрович, Яшин Сергей Олегович

в статье рассмотрены виды асфальтобетонов из горячих и холодных смесей, их свойства и применение, выполнена классификация в зависимости от размера зерен минеральных материалов. Приведены достоинства и недостатки применения асфальтобетона в дорожном строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Васильченко Елена Александровна, Рязанова Ирина Сергеевна, Сысоев Александр Романович, Солдатов Алексей Александрович, Яшин Сергей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL INFORMATION ABOUT ASPHALT MIXTURE

the article discusses the types of asphalt concrete from hot and cold mixes, their properties and application, a classification is made depending on the grain size of mineral materials. The advantages and disadvantages of the use of asphalt concrete in road construction are given.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ Васильченко Е.А.1, Рязанова И.С.2, Сысоев А.Р.3, Солдатов А.А.4, Яшин А.О.5

1Васильченко Елена Александровна - магистр;

2Рязанова Ирина Сергеевна - магистр;

3Сысоев Александр Романович - магистр;

4Солдатов Алексей Александрович - кандидат технических наук, доцент, кафедра строительства;, 5Яшин Алексей Олегович - кандидат технических наук, доцент, кафедра строительства, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье рассмотрены виды асфальтобетонов из горячих и холодных смесей, их свойства и применение, выполнена классификация в зависимости от размера зерен минеральных материалов. Приведены достоинства и недостатки применения асфальтобетона в дорожном строительстве. Ключевые слова: асфальтобетон, горячие смеси, холодные смеси, битум, адгезия.

GENERAL INFORMATION ABOUT ASPHALT MIXTURE Vasilchenko EA.1, Ryazanova I.S.2, Sysoev A.R.3, Soldatov AA.4, Yashin A-О.5

1 Vasilchenko Elena Alexandrovna - Master;

2Ryazanova Irina Sergeevna - Master;

3Sysoev Alexander Romanovich - Master;

4Soldatov Aleksey Aleksandrovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF CONSTRUCTION;

5Yashin Alexey Olegovich - Candidate of Technical sciences, Associate professor, DEPARTMENT OF CONSTRUCTION, NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY, STAVROPOL

Abstract: the article discusses the types of asphalt concrete from hot and cold mixes, their properties and application, a classification is made depending on the grain size of mineral materials. The advantages and disadvantages of the use of asphalt concrete in road construction are given. Keywords: asphalt concrete, hot mixes, cold mixes, bitumen, adhesion.

Асфальтобетон - дорожно-строительный материал, в качестве связующего компонента в котором используется битум, скрепляющий минеральный наполнитель разной фракции. Применяется обычно методом горячей укладки с дальнейшим уплотнением до застывания. Обладает превосходными рабочими качествами, но только при наличии достаточного количества связующего компонента.

Состав асфальтобетона зависит от физико-химических условий его эксплуатации. Чаще всего при его изготовлении смешиваются: песок или отсев, гравий или щебень, битум, а также измельченные в порошок горные породы. Обычно в качестве основного наполнителя используется крупная каменная крошка размером 5-40 миллиметров, полученная в результате дробления горной породы. Преимущества данного наполнителя заключается в том, что при изготовлении щебня, его грани получаются острыми и неровными, а это обеспечивает плотное прилипание битума. Для заполнения пространства между крупным наполнителем применяется песок разной фракции. Данное решение способствует лучшему прилипанию битума к наполнителю. К качеству песка выставляются строгие требования, важно минимизировать включение глины, так как она мешает работе битума. Соотношение глины в песке не должно превышать 5%.

Битум - это продукт переработки нефти. Также он может иметь естественное природное происхождение. Битум встречается в виде месторождений, похожих на озера или ручьи. В составе асфальтобетона он выполняет функцию скрепляющего вещества.

Все наполнители тщательно просушиваются перед замешиванием. Они предварительно нагреваются и выдерживаются при температуре 180-200°. Позже к ним добавляется битум, и все тщательно перемешивается. Готовая теплая смесь загружается в самосвалы, и сразу же доставляется к месту укладки.

Асфальтобетонная масса укладывается на подложку, представляющую собой уплотненный песок, старый асфальт или бетонную подушку. Высота укладки делается на 15-20% больше положенной по проекту. После этого масса уплотняется катком, асфальтобетона уменьшается, что позволяет добиться нужного проектного значения.

Уплотнение асфальтобетона выполняется катками массой 5-14 тонн. В труднодоступных местах применяются вибромоторные катки, которые при меньшей массе, всего 0,5-4,5 т, дают аналогичный результат.

При укладке асфальтобетона на твердое основание при малом слое используется дополнительная битумная эмульсия для улучшения адгезии.

Адгезия - сцепление поверхностей разнородных твердых или жидких тел.

В зависимости от того, какого размера используется фракция гравия или щебня, асфальтобетон разделяется на: крупнозернистый - до 40 мм, среднезернистый - до 25 мм и мелкозернистый - до 20 мм.

Крупнозернистый асфальтобетон чаще всего выбирают как основание при строительстве многослойных дорог. Такой материал в данном качестве служит отличной крепкой подложкой, а углубления на нем позволяют создать хорошую адгезию с последующими более мягкими материалами.

Среднезернистый материал используется для строительства однослойных автомобильных дорог, рассчитанных на среднюю нагрузку. Он является наиболее универсальным и имеет неплохие пределы стойкости к атмосферному воздействию.

Мелкозернистая смесь состоит из гравия, фракция которого не превышает 20 мм. Материал получил широкое распространение в качестве финишного слоя для укладки на крупнозернистый асфальтобетон двухслойной дороги.

Асфальтобетонные смеси получили широкое распространение благодаря следующим преимуществам: не впитывают влагу; обладают высокой адгезией; не подвержены коррозии; марочную прочность набирают в сжатые сроки; имеют большое количество доступных модификаций; обладают простой укладкой; технологичностью высокого уровня, что подтверждает ГОСТ. Смеси применяются, когда ремонтируются или строятся взлётно-посадочные полосы на аэродромах, напольные основания на территории коммерческих и складских, промышленных объектов, площади и площадки, автомобильные парковки, дороги общественного пользования, автотранспортные магистрали с серьёзными эксплуатационными нагрузками. Главное - правильно выполнить расчёт асфальтобетона. Кроме преимуществ асфальтобетон имеет и свои недостатки, укладка возможна только при использовании специальной техники; прямая зависимость вязкости к температурным условиям использования.

По способу нанесения различают два типа асфальтобетона: горячий и холодный.

Горячий - это классический материал, замешанный с использованием разогретого до жидкого состояния битума. Именно этот тип покрытия применяют при строительстве дорог.

Холодный - это долгохранящаяся смесь, в качестве связующего компонента в которой применяется разбавленный растворителями битум. По мере испарения растворителя битум становится гуще, и покрытие приобретает необходимую твердость. Срок годности такого материала составляет 6 месяцев. Холодный асфальтобетон разработан в первую очередь для ямочного ремонта.

В горячем исполнении этот материал имеет стоимость в три раза ниже, чем в холодном.

Строительство дорог и различных площадок, взлётных полос - сферы, где асфальтобетон нашёл наиболее широкое применение. Но он подходит и для обустройства земельных участков, принадлежащих частным лицам. От ингредиентов, входящих в состав, зависит общая масса смеси, итоговое качество в готовом виде. Стоит заранее изучить характеристики материалов в основе, чтобы сделать правильный выбор, получить результат, сохраняющийся на долгое время.

Список литературы / References

1. Валентов А. Мобильный асфальтобетонный завод // Валентов А. М.: LAP Lambert Academic

Publishing, 2012. С. 220.

2. Дроздов Г. и Бизирка И. Асфальтобетон на основе порошка из осадка сточных вод // Дроздов Г. и

Бизирка И. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. С. 184.

3. Ковалев Н. Морозостойкость шлаковых асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог // Ковалев

Н. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. С. 180.

4. Джесси Р. Асфальтобетон // Джесси Р. М.: VSD, 2013. С. 291.

5. Джесси Р. Литой асфальтобетон: моногр. // Джесси Р. М.: VSD, 2012. С. 713.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.