Научная статья на тему 'Общие сведения о языке в школьном изучении (дидактические материалы и методические рекомендации)'

Общие сведения о языке в школьном изучении (дидактические материалы и методические рекомендации) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
637
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА "ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ" / ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛА / РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК / ДИАЛЕКТЫ / ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / МЕСТО РУССКОГО ЯЗЫКА / THE RUSSIAN LANGUAGE SECTION "BASIC ISSUES OF THE LANGUAGE" / PLANNING THE SECTION / THE RUSSIAN LANGUAGE DEVELOPMENT / LITERARY LANGUAGE / DIALECTS / INTERNATIONAL LANGUAGE / THE PLACE OF THE RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Масалов Михаил Алексеевич

Статья посвящена вопросу о школьном изучении раздела русского языка «Общие сведения о языке». Автор статьи предлагает примерное планирование раздела «Общие сведения о языке», а также теоретический и дидактический материал по каждой теме данного раздела. В статье даются методические рекомендации по организации и проведению занятий раздела «Общие сведения о языке»: в форме бесед, наблюдений над языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Issues of the Language in the Secondary School Curriculum (Didactic material and technical recommendations)

The article is devoted to school learning of the basic Russian language. The author of the article suggests an outline of the section "Basic Issues of the Language" as well as some theoretic and didactic material for each topic included into the section. The author recommends to lead the classes of the given section in the form of discussions and linguistic observations.

Текст научной работы на тему «Общие сведения о языке в школьном изучении (дидактические материалы и методические рекомендации)»

по страницам «ученых записок» прошлых лет

УДК 482(07)

ББК Ч 426.131

М. А. Масалов

общие сведения о языке в школьном изучении (дидактические материалы и методические рекомендации)

Статья посвящена вопросу о школьном изучении раздела русского языка «Общие сведения о языке». Автор статьи предлагает примерное планирование раздела «Общие сведения о языке», а также теоретический и дидактический материал по каждой теме данного раздела. В статье даются методические рекомендации по организации и проведению занятий раздела «Общие сведения

о языке»: в форме бесед, наблюдений над языком.

Ключевая слова: раздел русского языка «Общие сведения о языке», планирование раздела, развитие русского языка, литературный язык, диалекты, язык межнационального общения, место русского языка.

M. A. Masalov

Basic Issues of the Language

in the Secondary School Curriculum (Didactic material and technical recommendations)

The article is devoted to school learning of the basic Russian language. The author of the article suggests an outline of the section "Basic Issues of the Language" as well as some theoretic and didactic material for each topic included into the section. The

author recommends to lead the classes of the given section in the form of discussions and linguistic observations.

Key words: the Russian Language

section "Basic Issues of the Language", planning the section, the Russian language development, literary language, dialects, international language, the place of the Russian language.

I

Успех работы общеобразовательной школы по новым учебным планам и новым программам будет в основном зависеть от теоретической и методической вооруженности учителя. Учитель-словесник должен четко представлять новую структуру, содержание программы средней школы по русскому языку и особенности работы над отдельными темами, знать, что является в программе новым.

Новыми в проекте программы средней школы по русскому языку являются такие разделы: синтаксис и пунктуация (4 кл.), лексика (4 и 5 классы), словосочетание и предложение (7 кл.), культура речи и стилистика, общие сведения о языке (8 кл.) [1].

При изучении раздела «Общие сведения о языке» учитель получает возможность раскрыть перед учащимися в доступной для их понимания форме методологические основы марксистско-ленинской науки о языке: учащиеся должны уяснить, что возникновение и развитие языка связано с историей, жизнью и развитием человеческого общества; язык - важнейшее средство общения людей между собой, язык является

орудием мысли; развитие языка и мышления связано с трудовой деятельностью человека.

Цель настоящей статьи - оказать учителю помощь в подборе дидактического материала и направить его усилие на методические поиски, активизирующие педагогический процесс.

II

Пяти часов, отведенных проектом программы для изучения раздела «Общие сведения о языке», по нашему мнению, явно недостаточно. Поэтому для изучения этого раздела мы рекомендуем восемь часов.

Примерное планирование раздела «Общие сведения о языке»

1. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление (2 ч).

Развитие русского языка в советскую эпоху (2 ч).

Русский литературный язык и диалекты русского языка (1 ч).

Русский язык - язык межнационального общения народов СССР. Место русского языка среди языков мира (2 ч).

Разделы науки о языке (1 ч).

Основные задачи учителя при проведении занятий по отдельным темам раздела «Общие сведения о языке» должны заключаться не только в том, чтобы сообщить учащимся некоторые сведения о языке. Занятия необходимо организовать так, чтобы учащиеся после беседы учителя сумели бы последовательно изложить по данному плану содержание проведенной беседы, провести доступные наблюдения над языком как исторически развивающемся явлении. Учитель должен заинтересовать класс содержанием популярной литературы для учащихся, в которой излагаются некоторые вопросы о языке: как образуются слова, история слов, сведения об устаревших словах, о звуках и буквах и другие [2].

III

На первых двух занятиях необходимо показать: какова роль языка в жизни общества, как и почему возникла человеческая речь, язык - исторически развивающееся явление.

Предки человека на ранней ступени развития выделились из животного мира. «Первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой» [3], не мог вести борьбу за свое существование в одиночку. Поэтому предки человека жили небольшими группами -стадами. Такое общение было обусловлено необходимостью успешно бороться с силами природы, удовлетворять свои материальные потребности.

Совместная трудовая деятельность с течением времени все более и более усложнялась. Первобытные люди все дальше уходили от своих предков-человекообразных обезьян - и по своему внешнему физическому типу, и по своим умственным способностям. Предки человека научились изготовлять орудия труда. Изготовление орудий труда стало принимать закономерный характер и коренным образом изменило отношение человека к природе: он стал воздействовать на природу, подчинять ее себе и господствовать над ней; ...господство над природой расширяло с каждым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства. С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного человека. Короче говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала свой орган... , ор-

ганы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим» [4].

Таким образом, звуковой характер языка не является случайным, а обусловлен историческим развитием человеческого общества. Язык как средство общения между людьми связан с развитием труда и общества. На протяжении всей истории человечества язык был средством обмена мыслями и взаимного понимания, важнейшим средством общественных связей и отношений. Общественный характер языка и его роль в жизни общества определены с исчерпывающей полнотой В. И. Лениным: «Язык есть важнейшее средство человеческого общения» [5].

Язык в жизни человеческого общества играет исключительно важную роль. Он является средством формирования и выражения мысли. Благодаря языку мысли становятся доступными для восприятия и понимания. Посредством языка мысли отдельных людей становятся достоянием всего общества. Язык и мышление являются орудием познания действительности, средством закрепления и передачи накопленного человечеством опыта. Без языка не могли бы возникнуть общественные отношения, искусство, наука, мораль. Без языка окружающий человека мир представлялся бы без ясных взаимосвязей.

По мере развития производства, развития науки возникло научное мышление, сыгравшее решающую роль в преобразовании действительности и покорении человеком природы. Особенно благоприятные условия для развития научного мышления созданы при социализме советскому народу.

«Первый человек, проникший в космос, - советский человек, гражданин Союза Советских Социалистических республик. Это беспримерная победа человека над силами природы, величайшее завоевание науки и техники, творческого человеческого разума» [6].

Пользуясь плакатами с высказываниями классиков марксизма по проблеме развития языка и мышления, необходимо проверить, насколько правильно понимают учащиеся роль языка в жизни человеческого общества, что собою представляет язык как исторически развивающееся явление.

Высказывания классиков марксизма по проблеме развития языка и мышления

Труд создал человека. (К. Маркс и Ф. Энгельс. Диалектика природы. Соч., изд. 2, т. 20 М. 1961 г. стр. 486).

Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь. (Там же, стр. 490).

Подобно сознанию язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми (К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Соч., изд. 2, т. 3, М., 1955, стр. 29).

Язык так же древен, как и сознание. (Там же).

IV

Тема «Развитие русского языка в советскую эпоху» связана в основном с изменениями словарного состава языка. Словарный состав языка складывается в результате развития общества, которое пользуется данным языком. Формируясь, словарный состав языка находится в состоянии непрерывного изменения. Изменения словарного состава языка связаны с развитием культуры, науки, техники, общественно-политических отношений, с развитием производства. Словарный состав языка в процессе своего развития не только пополняется новыми словами, он так же и утрачивает некоторую часть слов: устаревшими словами перестают пользоваться, а некоторые слова и вовсе выпадают из языка. Кроме того, словарный состав языка изменяется также и в связи с тем, что существующие в языке слова и выражения

изменяют свое значение. Многие старые слова наполняются новым содержанием. Лексический состав языка изменяется также в связи с заимствованиями одним языком слов из других языков.

Новые слова (неологизмы) создаются на основе имеющихся в языке средств. Посредством словообразования в современном русском языке созданы, например, такие неологизмы, как: земляне по образцу киевляне, марсиане; целинник по образцу именинник; прилунение, прилуниться по образцу приземление, приземлиться. Многие неологизмы образованы посредством словосложения: верх-о-лаз (специалист по работам на большой высоте) по образцу вод-о-лаз.

Часть неологизмов представляет собой новые значения существующих в языке слов. К этому типу неологизмов относятся такие слова, как: пионер - член детской коммунистической организации (старое значение: человек, который вложил начало чему-нибудь новому в области науки, культуры); бригада -коллектив рабочих: бригада коммунистического труда (первоначальное значение: войсковое объединение из нескольких полков); спутник - космический прибор или космический корабль, запускаемый с помощью ракетных устройств в космическое пространство и имеющий определенную орбиту (первоначальное значение: человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь).

К неологизмам относятся также разнообразные по своей структуре сложносокращенные слова и буквенные сокращения (буквенные аббревиатуры), получившие широкое распространение не только в современном русском языке, но и в других языках мира. В словарный состав современного русского языка прочно вошли такие неологизмы, как: КПСС, вуз, колхоз, пединститут - и производные от них слова: вузовец, колхозник и др.

Лексика любого языка состоит из двух основных пластов: из своих исконных

слов и слов, заимствованных из других языков. Главными условиями, вызывающими изменение словарного состава, являются непосредственное общение народов между собою, научные, культурные и политические связи.

Таким образом, беседа о развитии русского языка в советскую эпоху должна показать учащимся:

I. Обусловленность изменений в словарном составе русского языка

1. Темпы развития лексики языка определяются изменениями в государственном и общественном строе. В связи с созданием новых органов государственной власти, пролетарской партии нового типа, учреждений, должностей и т. д. в русском языке появились такие слова, как: СССР, КПСС, комсомол, военком, литфак, космонавт и многие другие.

2. Темпы развития лексики языка определяются темпами развития науки, техники, культуры, промышленности, сельского хозяйства.

II. Пути изменения словарного состава русского языка

1. Пополнение словаря русского языка новыми словами на основе имеющихся в языке средств.

2. Утрата словарным составом языка слов в связи с вышедшими из употребления предметами и понятиями (волость, губерния, губернатор, господин, кухарка, сенат, барыня и др.).

Устаревшими словами стали также некоторые слова, созданные в советскую эпоху. К архаической лексике советской эпохи относятся, например, такие слова, как продразверстка (система производственных заготовок в период военного коммунизма 1918 — 1921 гг., когда у крестьян, кроме бедноты, производилось принудительное изъятие излишков сельскохозяйственных продуктов); продналог (натуральный производ-

ственный налог, введенный в 1921 году в отмену продразверстки); нэп (новая экономическая политика, принятая на X съезде Коммунистической партии в 1921 году); нэпман (торговец, спекулянт, частный предприниматель в первоначальный период нэпа. Слово составлено из нэп и немецкого слева Mann — человек); МТС (машинно-тракторная станция) и многие другие.

3. Пополнение словаря русского языка новыми устойчивыми словосочетаниями: бригада коммунистического труда, отличник учебы и другие.

4. Расширение значений старых слов.

5. Изменение эмоциональной окраски некоторых слов. С отрицательным эмоциональным оттенком употребляются в современном русском языке такие слова, как: барыня, барин, чиновник, буржуй. И, наоборот, такие слова, как пролетарий, рабочий употребляются как слова нейтральной лексики современного русского языка.

6. Образование сложносокращенных слов различных типов.

7. Лексические заимствования.

8. Почему В. И. Ленин резко осуждал употребления Иностранных слов без надобности? [7].

V

Беседа по теме урока «Русский литературный язык и диалекты русского языка» должна дать учащимся понятие о русском литературном языке как общенародном языке в его литературно обработанной форме.

Русский литературный язык служит средством общения, обмена мыслями во всех областях жизни и деятельности народа, является орудием его культурного развития. Русский литературный язык -продукт многовекового развития русского языка. Поэтому он отражает все те изменения, которые произошли в нем в связи с развитием русской культуры, науки, техники и общественной жизни.

В беседе необходимо также подчеркнуть, какими основными признаками отличается литературный язык от местных диалектов.

Общие признаки литературного языка

Литературный язык имеет общенародный характер: он понятен и доступен всем слоям общества и обслуживает разнообразные сферы деятельности членов общества на всей территории государства. Литературный язык - это язык художественной литературы, науки, публицистики, язык школы, общественных выступлений, язык газет, радио, телевидения. Литературный язык -это общегосударственный язык.

Литературный язык отличается соблюдением исторически сложившихся грамматических и произносительных норм исторически сложившегося словарного состава. Литературный язык -высшая форма общенародного языка.

Этими основными признаками отличается литературный национальный язык от местных диалектов, имеющих ограниченную сферу употребления и обслуживающих только часть занимаемой языком территории. Местные диалекты представляют собой отклонения от норм литературного языка не только в области словарного состава и грамматики, но также и со стороны фонетики.

Судьба диалектов в советскую эпоху

Утрата диалектных черт среди говорящих на русском языке объясняется распространением грамотности среди советского народа, повышением его культуры, сглаживанием противоречий между городом и деревней, массовым участием рабочих и крестьян в управлении государством, участием в работе советских, партийных и комсомольских организаций. Другими факторами, способствующими утрате диалектных языковых черт, являются радио, телевидение, театр, художественная самодеятельность. Решающая роль в деле овладения литературным языком принадлежит школе.

VI

Русский язык - язык межнационального общения народов СССР

С первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции Советское правительство провозгласило полное равноправие всех языков, их свободное развитие, освободило народы царской России от национального гнета и возродило к жизни вымирающие племена и народности.

На территории СССР живет более 120 наций и народностей, говорящих на языках, относящихся к различным группам и семьям. В годы Октябрьской революции свыше 50 национальностей СССР получили письменность на роддом языке. В основу письменности большинства народов Советского Союза положен русский алфавит. Создание письменности для народов СССР на родном языке явилось мощным рычагом для быстрого подъема культуры ранее отсталых народностей до уровня передовой социалистической культуры. На основе ленинской национальной политики Советский Союз стал страной сплошной грамотности.

Языковое развитие младописьменных и бесписьменных народов осуществляется в стране победившего социализма в условиях братского сотрудничества и бескорыстной помощи со стороны великого русского народа. Национальные языки народов Советского Союза пополняют словарный состав своих языков путем заимствования советизмов, их калькирования. Через посредство русского языка национальные языки осваивают основной фонд интернациональной политической и научной терминологии.

В чем заключаются основные причины того, что русский язык стал межнациональным языком народов СССР?

«В советских республиках совместно живут и дружно трудятся люди многих национальностей» [8]. Одной Туркмении не под силу было бы построить

канал через пески пустыни Кара-Кум. В строительстве Каракумского канала принимали участие рабочие 32 национальностей. Кременчугскую ГЭС создавали люди 41 национальности. 820 предприятий двенадцати республик поставляли оборудование для этой стройки. Невозможно было бы организовать бесперебойную работу на таких грандиозных стройках, не имея единого для всех людей общего языка. Поэтому возникла необходимость в языке, который бы являлся языком межнационального общения. Взаимопонимание для говорящих на различных национальных языках обеспечивается через посредство русского языка. «Русский язык фактически стал общим языком межнационального общения и содружества всех народов СССР» [9]. Он стал вторым родным языком братских народностей Страны Советов.

Коль язык ты знаешь русский,

Всяк поймет тебя при встрече.

Хоть объезди весь Союз,

Всем понятной русской речью Будут говорить с тобой И грузин, и украинец,

И узбек, и белорусс.

В этих словах молдавского поэта Ем. Букова верно отражена особая роль русского языка для народов многонационального Советского государства: русский язык служит средством межнационального общения народов СССР.

Кроме того, «происходящий в жизни процесс добровольного изучения, наряду с родным языком, русского языка имеет положительное значение, так как это содействует взаимному обмену опытом и приобщению каждой нации и народности к культурным достижениям всех других народов СССР и к мировой культуре» [10]. Поэтому якутский поэт С.Данилов пишет:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком, -Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.

Ту же мысль выражает и азербайджанский поэт Сеид Азим Ширвани:

Мой сын, с наукой русской будь знаком И овладей ты этим языком,

Нам в них нужда, без них нам темен свет Без знания дороги к свету нет.

Русский язык стал языком межнационального общения еще и потому, что он является одним из богатых и развитых языков мира: он обладает громадным словарным составом, многообразными средствами словообразования, разнообразием синтаксических конструкций, неисчерпаемыми богатствами выразительных средств и фразеологии. Он воспринял в себя в процессе своего исторического развития все нужное и прогрессивное из других западных и восточных языков.

Наиболее взволнованно восторженный отзыв народов СССР о русском языке выразил киргизский поэт Кубаныч Акаев:

Слушай мир: я люблю тот язык,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что по-русски могуч и велик.

Как не помнить мне Ленина речь,

Как мне пушкинский стих не сберечь!

Я по-русски марксизм изучил,

Брат мне русский мне знамя вручил.

С нашим Лениным в сердце живет Весь двухсотмиллионный народ.

Перед лицом всего мира горжусь Языком твоим, славная Русь.

Русским языком имеет полное право гордиться каждый: «...язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч» [11].

Ленинская национальная политика народов Страны Советов является победным знаменем для всех народов колониальных и зависимых стран, борющихся за свое национальное освобождение, за самобытность и развитие родного языка.

Место русского языка среди языков мира

План беседы

1. Русский язык - язык межгосударственного общения народов социалистических стран.

2. Мировое значение русского языка.

Союз Советских социалистических республик 52-й год является светочем мира, братства, свободы для всего человечества. Великий, правдивый и могучий язык великого русского народа является выразителем марксистско-ленинских идей, самых прогрессивных идей нашей современности, русский язык является для всех языков земного шара первоисточником новых слов и терминов, отражающих идеи во всем мире, идеи труда, свободы, равенства и братства. Поэтому естественно, что все более и более растет стремление народов мира овладеть русским языком и непосредственно через него соприкоснуться с достижениями и жизнью народов Советского государства. В социалистических странах русский язык изучают в высших и средних школах, его изучают в учебных заведениях СССР в процессе подготовки специалистов для стран социалистического лагеря. Миллионы трудящихся социалистических стран изучают его в кружках русского языка. Поэтому русский язык становится языком межгосударственного общения народов социалистических стран. Русский язык введен в программы средних и высших учебных заведений Бирмы, Великобритании, США. Русский язык завоевывает признание во всем мире: на международных конгрессах, на симпозиумах русский язык признан как международный язык. В организации Объединенных Нации в качестве межгосударственного языка, в числе английского, французского, испанского, юридически признан русский язык.

«Язык Ленина, ставший языком межнационального общения народов Советского Союза, становится необходимым для выражения нынешних дум и стремлений народов всего мира» [12].

VIII

В заключительной беседе по теме «Разделы науки о языке» целесообразно подытожить, какие разделы науки

о языке в элементарном объеме изучены учащимися, восстановить в памяти учащихся содержание каждого раздела и показать, какими практическими на-

выками они овладели восьмилетней школе по фонетике, лексике, грамматик морфологии и синтаксису, орфоэпии и стилистике.

Библиография

1. Проект программы средней школы по русскому языку. Журнал «Русский язык в школе», 1967, № 2, стр. 58-72.

2. Л. Успенский. Слово о словах. Ты и твое имя. Л., 1962; Э.Вартаньян. Из жизни слов. М., 1960; Д. Кобяков. Приключения слов. М., 1966; А. Аверьянова. Как образуются слова, М.-Л. 1966; Т. Якубович. Новые слова. М. - Л., 1966; Феллер. Как рождаются и живут слова. М., 1964.

3. В. И. Ленин. Аграрный вопрос и «критики Маркса». Соч изд. 4, т. 5, стр. 95.

4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Диалектика природы. Соч изд. 2, т. 20, 1961, стр. 489.

5. В. И. Ленин. О праве наций на самоопределение. Соч изд. 4, т. 20, стр. 368.

6. Обращение ЦК КПСС, Президиума Верховного Совет СССР и Правительства Советского Союза. 12 апреля 1961 г.

7. В. И. Ленин. Об очистке русского языка. Соч., изд. 4 т., 30, стр. 274.

8. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Изд-во «Правда», 1961, стр. 12-13.

9. Там же, стр. 115-116.

10. Там же, стр. 115.

11. В. И. Ленин. Нужен ли обязательный государственный язык? Соч., изд. 4, т. 20, стр. 55.

12. Из речи А. Т. Твардовского на XXII съезде КПСС, «Правда», 29 октября 1961 года.

Литература для учителя

I

К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология, Соч. изд. 2, т. 3. М., 1955, стр. 29.

К. Маркс и Ф. Энгельс. Диалектика природы. Соч., 2, т. 20. М., 1961, стр. 486, 489, 490.

В. И. Ленин. Аграрный вопрос и «критики. Маркса». Соч., д. 4, т. 5, стр. 95.

В.И. Ленин. О праве наций на самоопределение. Соч., изд. 4, т. 20, стр. 368.

В.И. Ленин. Нужен ли обязательный государственный язык? Ч., изд. 4, т. 20, стр. 55, 56.

II

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1958.

Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск, 1965.

Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка, часть I. М., 1963.

Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка, часть II. М., 1967.

Бельчиков Ю.А. Интернациональная терминология в русском языке. М., 1959.

Иванов В. В. Русские народные говоры. М., 1966.

Ильинская С. И. О богатстве русского языка. М., 1963.

Кудрявцев В. Д. Русский литературный язык. Улан-Удэ, 1967.

Преображенская Е. П. Кружок русского языка в школе. М.-Л. 1966.

Проект программы средней школы по русскому языку. «Русский язык в школе», 1967, № 2, стр. 58-72.

Реформатский А.А. Введение в языковедение, издание четвертое. М., 1967.

Тимофеев Б. Правильно ли мы говорим? Л., 1963.

Шаповалова Т.А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. М., 1967. Язовицкий Е. В. Говорите правильно. М.-Л., 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.