Научная статья на тему 'Общие рекомендации к проведению тематических прогулок с детьми дошкольного возраста'

Общие рекомендации к проведению тематических прогулок с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тематические прогулки / дети дошкольного возраста / рекомендации

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычёва Марина Владимировна, Куликова Анна Сергеевна

Тематические прогулки являются важным компонентом развития детей дошкольного возраста. Они дают возможность детям узнавать о мире вокруг себя, погружаться в разные сферы жизни и развивать свои знания и навыки. Для того чтобы максимально использовать потенциал таких прогулок, нами были подготовлены общие рекомендации, которым необходимо следовать, а также представлены основные виды тематических прогулок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие рекомендации к проведению тематических прогулок с детьми дошкольного возраста»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-131-134

Общие рекомендации к проведению тематических прогулок с детьми дошкольного возраста

Сычёва Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Пензенский государственный университет, г. Пенза

Куликова Анна Сергеевна,

студент

Пензенский государственный университет, г. Пенза

Аннотация: тематические прогулки являются важным компонентом развития детей дошкольного возраста. Они дают возможность детям узнавать о мире вокруг себя, погружаться в разные сферы жизни и развивать свои знания и навыки. Для того чтобы максимально использовать потенциал таких прогулок, нами были подготовлены общие рекомендации, которым необходимо следовать, а также представлены основные виды тематических прогулок. Ключевые слова: тематические прогулки, дети дошкольного возраста, рекомендации.

В образовательном процессе важным элементом распорядка дня являются прогулки с детьми. Основная задача воспитателя при проведении прогулок -обеспечить активную, содержательную, разнообразную и интересную деятельность детей.

Традиционно прогулка включает в себя такие компоненты, как организация наблюдений детей за природными явлениями (флора и фауна, неживая природа), игры, трудовая деятельность, спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам.

Чтобы прогулки были интересными для детей, воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая как образовательную составляющую, так и самостоятельную деятельность детей.

При организации прогулки педагогам необходимо учитывать множество факторов. Это и погода, и возраст, и познавательные интересы детей, и имеющиеся материалы, и тема предыдущего урока. Следует также учитывать возможность психического и физического оздоровительного воздействия. Для детского организма правильно спланированная прогулка может стать самым доступным средством укрепления здоровья.

В дополнение к традиционным формам прогулок сегодня существуют новые тематические виды прогулок: прогулки-походы, досуговые прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки и прогулки - трудовая акция. Рассмотрим их подробнее.

Прогулка-поход - это организованная деятельность, которая решает оздоровительные задачи, развивает двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяет познавательные потребности, воспитывает любовь к природе и эстетическое отношение. Подобные прогулки организуются для детей старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество этих прогулок - две-три в год. Если такие прогулки проводятся слишком часто, они теряют свою привлекательность и интерес детей ослабевает. Данные прогулки направлены на снижение эмоционально-психологической нагрузки на детей, создание положительного эмоционального фона и удовлетворение их потребности в физических нагрузках. Формы их проведения разнообразны и многолики, так как зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.

Прогулки с персонажами хорошо подходят для мотивации детей к определенным видам деятельности. Персонажи помогают привлечь внимание всех детей в группе и вовлечь их в совместную игровую деятельность, наблюдение и изучение.

Прогулки-события связаны с определенной темой или событием, происходящим в детском саду. Прогулки помогают педагогам еще раз обратить внимание детей на важные события, уточнить их знания и представления по той или иной теме. Такие прогулки способствуют духовно-нравственному и эстетическому воспитанию, развивают у дошкольников чувство любознательности.

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, развитие телесных и психических качеств, оптимизацию двигательной активности детей. Во время спортивных прогулок различные виды детской

деятельности объединяются в соответствии со спортивной тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки способствуют тренировке организма в естественных условиях. Они также способствуют развитию физической подготовленности дошкольников. Такие прогулки направлены на формирование физических качеств, повышают интерес к спорту и здоровому образу жизни.

Основная цель трудовых прогулок - дать детям работу, привлечь их к различным сезонным работам. Необходимо дать им понять, что работа на природе -это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Воспитатели помогают детям понять необходимость такого труда и мотивируют их на участие в таких работах, как уход за растениями, кормление птиц, уборка территории. Во время таких прогулок дети учатся работать вместе и в команде.

Для эффективного проведения различных видов тематических прогулок мы разработали несколько методических рекомендаций.

1. Планирование и подготовка:

Выберите тему для прогулки, которая будет интересна и познавательна для детей. Это может быть любая тема, например, природа, искусство, история и т. д.

Изучите маршрут и места для посещения, чтобы дети могли узнать о достопримечательностях и фактах, связанных с выбранной темой.

Убедитесь в безопасности маршрута и проверьте наличие разрешений и допусков, необходимых для прогулок с детьми.

2. Вовлечение детей:

Объясните детям тему прогулки и то, почему она интересна и полезна для них. Объясните это в доступной и понятной для детей форме.

Попросите детей принести с собой что-нибудь, связанное с выбранной темой, например, игрушки, книги или фотографии. Это поможет детям почувствовать себя более вовлеченными в процесс.

Задавайте вопросы и побуждайте их рассказывать о том, что они видят и чувствуют во время прогулки. Поощряйте наблюдательность детей и относитесь к каждому ребенку с энтузиазмом.

3. Интерактивные занятия:

Планируйте игры и задания, связанные с темой прогулки, чтобы дети могли учиться и развиваться в процессе игры.

Собирайте листья, цветы и камни или проводите простые эксперименты, чтобы показать детям интересные факты и законы природы.

Организуйте небольшие представления и демонстрации, чтобы дети могли продемонстрировать свои таланты и поделиться с другими тем, чему они научились.

4. Безопасность и комфорт:

Проверьте погодные условия и обеспечьте детей одеждой, соответствующей погодным условиям.

Не забывайте делать регулярные перерывы и пить жидкость, особенно в жаркую погоду.

Присматривайте за детьми и рассказывайте о правилах безопасности, особенно при переходе дорог и на игровых площадках.

5. Обратная связь и дальнейшее развитие:

После прогулки обсудите с детьми, что они пережили и чему научились. Задавайте вопросы и поощряйте обмен опытом.

Зафиксируйте наблюдения, чтобы оценить эффективность прогулки и внести коррективы в дальнейшую работу.

Развивайте прогулку и предлагайте новые темы, чтобы внести разнообразие и заинтересовать детей.

Таким образом, следуя этим рекомендациям, можно организовать интересные и познавательные прогулки, способствующие воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Деркунская В. А. Воспитываем, развиваем, обучаем дошкольников в игре: здоровьесберегающее воспитание - обучение - развитие. М.: Российское педагогическое общество, 2006. 128 с.

2. Дыбина О. В., Разманова В. В., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2019. 192 с.

3. Русаков А. С. Прогулки с детьми и изучение всего на свете: советы воспитателям и родителям дошкольников. СПб.: Образовательные проекты; М.: Речь, 2011. 141 с.

4. Соколова М. А. Играем на прогулке. Наблюдаем, познаем, учимся. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. 255 с.

5. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.