Научная статья на тему 'Общие проблемы и особенности развития номадов Монголии (на примере Селенгинского аймака)'

Общие проблемы и особенности развития номадов Монголии (на примере Селенгинского аймака) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / КОЧЕВНИКИ / ПАСТОРАЛИЗМ / КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЖИВОТНОВОДЫ / СЕЛЕНГИНСКИЙ АЙМАК / MONGOLIA / PASTORALISM / NOMADIC / SELENGE AIMAG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гомбожапов Александр Дмитриевич

В статье рассматриваются общие тенденции и особенности развития кочевников-животноводов в Селенгинском аймаке Монголии. Автором особое внимание обращается на сложности и проблемы развития пастбищного животноводства в рыночных условиях. Показаны причины социально-экономического характера экологических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гомбожапов Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selenge aimag of Mongolia: general problems and patterns of nomadic development

The author of the article analyses general trends and patterns of nomadic pastoralist in Selenge aimag of Mongolia. He also pays special attention to problems of pastoralism’s in market system. Reasons of socioeconomic nature of ecological problems are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Общие проблемы и особенности развития номадов Монголии (на примере Селенгинского аймака)»

больной овцы. Кроме этого, вообще не употребляется мясо овцы, павшей от грома. Детям нельзя есть Yншэн хабирга - крайние два маленьких ребра, уншэн эльгэ - печень, нугака - спинной мозг, тархи - голову, сэмгэ - костный мозг. Женщинам запрещается есть XYнгэлдэкYY животных - яйца животных после кастрации. Мужчины, проводившие эту процедуру, совместно едят в сваренном виде. Нельзя употреблять кастрированные яйца верблюда, лошади. Их подвешивают к лошади на лопатке, верблюду от горба. Тем самым их предотвращают от того, чтобы не съела собака или птица и не затоптали. Ламе нельзя употреблять мясо куужын нухэ -бедра. Строго запрещается на костях оставлять мясо недоеденным.

Баргуты применяют баранину в лечебных целях: ЗYрхэлэхэ - лечить с помощью сердца, уушгилаха - легких, бвврлэхэ - почек, сэбсэлэхэ

- с применением содержимого в потрохах, олгой талбиха - с помощью толстой кишки, которые накладываются как отдельно, так и по 2-3. Из костей изготавливается порошок, которым поят маленьких детей. Вместе с этим традиционно практикуются следующие методы лечения: укладывание ребенка на живого барана, обмазывание ожога сальником козы, обматывание мехом, снятым с ног, головы при заболевании суставов

- гэшигYY. При лечении различных заболевании применяется дэлYY - селезенка, свс - желчь, улаан хоолой - пищевод, хоргол - помет. В лечебных целях в определенном количестве используются свежая печень, кровь, желчь в сыром и вареном виде. В мае и августе мясо козы считается наиболее целебным. Рога, копыта после того, как их сжигают и затем толкут в поро-

шок, также используются при обработке раны скота [6, с. 297-310]. На деле утверждение, бытующее среди баргутов: «хони бYXэли бэеэрээ эрдэни» - «овца - драгоценность» соответствует действительности.

Литература

1. Алексеев Н.А., Гомбожапов А.Г. Обоо та-хилган - горное моление Агинских бурят. // Сибирь болон Монголын ард тYмний угсаатан ЗYЙ. - Улаан-баатар, 2000. - С. 140.

2. Бадмаев А.А. Традиционная посуда бурят. Проблема генезиса и типологии // Сибирь болон Монголын ард тYмний угсаатан ЗYЙ. - Улаанбаатар, 2000. - С. 22.

3. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистиче-ские и дошаманистические термины. - М.: Наука, 1978. - С. 32.

4. Монгол орос дэлгэрэнгуй их толь: в 4 т. - М., 2001-2002.

5. Биуацау С. Багуи иуПе. - ОЬиг Мо^уи1, 2004, с. 215-225.

6. Биуацау С. Отзиу=а. - ОЬиг Мо^уи1, 2004, с. 17.

7. 8о^п та1Ш=ип ауи1уап. - ОЬиг Мо^уи1, 1999, с. 297-310

8. СиНет Оуи^еге1. Багуи negиde1Cín. - ОЬиг Мо^уи1=ип Боуи1=ип кеЬ1е1=ип кипу=е, 2005. - С. 65105.

Информанты:

1. Жамбалбаабуу, 1926 г. р., род Yзeeн, западный хошун новых баргутов.

2. Мангал, 1929 г. р., род Yзeeн, восточный хо-шун новых баргутов.

3. СодномсYрэн, 1921 г.р., род галзууд, восточный хошун новых баргутов.

4. ЧYлтэм, 1940 г.р., род галзууд, восточный хошун новых баргутов.

Бухоголова Саяна Батуевна, старший преподаватель кафедры филологии Центральной Азии Бурятского государственного университета. Е-mail: Savana050379@vandex.ru

Buchogolova Sayana Batuevna, senior lecturer, Inner Asia Countries Philology Chair, Buryat State University. Е-mail: Savana050379@vandex.ru

УДК 94(517) © А.Д. Гомбожапов

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НОМАДОВ МОНГОЛИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЕНГИНСКОГО АЙМАКА)

В статье рассматриваются общие тенденции и особенности развития кочевников-животноводов в Се-ленгинском аймаке Монголии. Автором особое внимание обращается на сложности и проблемы развития пастбищного животноводства в рыночных условиях. Показаны причины социально-экономического характера экологических проблем.

Ключевые слова: Монголия, кочевники, пасторализм, кочевой образ жизни, животноводы, Селенгинский аймак.

A. Gombozhapov

SELENGE AIMAG OF MONGOLIA: GENERAL PROBLEMS AND PATTERNS OF NOMADIC DEVELOPMENT

The author of the article analyses general trends and patterns of nomadic pastoralist in Selenge aimag ofMongolia. He also pays special attention to problems of pastoralism's in market system. Reasons of socioeconomic nature of ecological problems are analyzed in the article.

Keywords: Mongolia, pastoralism, nomadic, Selenge aimag.

Современная Монголия относится к числу перспективных стран, в ближайшем будущем прогнозируются самые высокие темпы роста экономики. Так называемые страны «М-3» (Монголия, Мозамбик, Мьянма), по прогнозам экспертов, будут показывать двузначные числа роста ВВП [4]. В первую очередь это связано с развитием горнодобывающей промышленности и ростом экспортируемой продукции. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых и активный интерес к ним трансформировали экономику Монголии, традиционно зависевшую от аграрного сектора. В свете данных перспектив, интеграция в мирохозяйственные связи становится насущным вопросом для правительства Монголии. Сложность данных процессов заключается в том, что Монголия остается страной, в сельском хозяйстве которой доминирующую роль играет пастбищное животноводство. Пасторализм как главный вид хозяйственной деятельности остается для многих монголов единственным источником накопления.

В 90-х годах прошлого столетия правительство Монголии осуществило переход к рыночной экономике, приватизировав государственную собственность. Это имело далеко идущие последствия в обществе и во всех секторах экономики. Характерной чертой трансформационного периода стал резкая смена командно-административной система на рыночную. Переходный период преобразований привел на первом этапе к полной смене форм собственности, распаду системы госхозов (60 госхозов и более 30 кормовых хозяйств были ликвидированы), МТС и ветеринарной службы. Таким образом, частная собственность в животноводческой отрасли и в целом в сельском хозяйстве стала доминирующей.

Отказ государства от участия в контроле, надежда на саморегулирующие рыночные механизмы привели к перманентному кризису в экономике, в сельском хозяйстве в частности. Результатом преобразований стало резкое снижение уровня жизни и доходов для большей части сельского населения, особенно скотоводов-аратов. Животноводство, в социалистический период по большей частью ориентированное на

экспорт в страны СЭВ, свелось к «натуральному хозяйству», обеспечивающему элементарные потребности аратов.

В сложившихся условиях единственным выходом стало создание товарных хозяйств, ориентированных на соседний китайский рынок (в особенности кашемировый).

Сегодняшняя Монголия отходит от концепции свободной рыночной экономики, преодолев наиболее острые кризисные явления трансформационного периода. Под трансформационным периодом мы понимаем этап глубоких преобразований не только экономического, общественно-политического характера, но и социомен-тальные изменения, отражаемые на индивидуальном опыте кочевника-животновода. Новые явления в экономике ведут к дальнейшим изменениям, зачастую к коренным преобразованиям традиционных укладов. В статье обозначим наиболее существенные моменты этих процессов на примере Селенгинского аймака Монголии, поскольку специфика сочетания земледельческого и номадного в нем находит наиболее выразительные черты. Представлены здесь и отрасли горнодобывающей промышленности: золотодобыча (Бороо), разработка угольных месторождений (Улаан-Овоо).

Селенгинский аймак расположен на севере Монголии и относится к Центральному экономическому поясу. На долю аймака приходится более 2,5 % ВВП страны. В валовом региональном продукте 57,7% занимает сельское хозяйство, 19,3% - промышленность и строительство, 23% производится сферой услуг. Здесь сосредоточено 1 305,6 тыс. голов скота, или 3,2% к общему числу. В Селенгинском аймаке производится от 40 до 50% зерновых культур (в 2012 г. было собрано 240,7 тыс. тонн зерна, или 50,5% общемонгольского сбора). Площадь посевов охватывает 158 901,3 га (41% к общему числу) [8].

В настоящее время руководством Селенгин-ского аймака принята и исполняется программа социально-экономического развития до 2021 г., в ней прогнозируется рост ВВП до 15% ежегодно.

Население Селенгинского аймака за 2012 г. составляет 103 500 человек. Количество живот-

новодческих хозяйств, ведущих кочевой образ жизни, сократилось с 4 341 в 2009 г. до 4 056 в 2012 г. Соответственно численность скотоводов составила 7 741 против 9 123 в 2009 г.

В животноводческой отрасли, представленной традиционными видами домашнего скота, ведущее место принадлежит овцеводству. Не меньшее значение в производстве товарной продукции занимает разведение коз. Кочевое животноводство в Селенгинском аймаке является для части населения, занятого в сельском хозяйстве, важным или единственным источником дохода.

Общая тенденция к ухудшению земельных угодий затрагивает и Селенгинский аймак. В целом предельная нагрузка на пастбища Монголии по разным источникам оценивается в 25 миллионов голов, однако в 2012 г. поголовье скота, по отчетам, составило около 41 миллионов. В пересчете на условную единицу скота достигнут показатель 60 голов на 100 га. Для сравнения в 1967 г. этот показатель равнялся 40 голов, при больших пастбищных угодьях [3]. Лидирующие позиции по поголовью скота занимают аймаки Хубсугул, Убурхангай и Архангай. Селенгинский аймак с 1305,6 тыс. голов скота занимает 18-е место.

Отчасти рост поголовья скота связан с низкими экспортными потоками мясной продукции. Если в социалистический период плановые показатели были включены в систему хозяйственных связей с СССР, то после 1990 г. структура экспорта и его направления были изменены. Большая часть скота и мяса закупается посредниками («ченжами») и отправляется в большинстве своем на столичный рынок, г. Эрдэнэт и Дархан. Посредничество вызвано значительными трудностями доставки на рынок аратами своей продукции и несправедливой ценой. Это же обстоятельство не позволяет приобрести необходимые товары по низкой цене. Так называемые «ножницы цен», зависимость от перекупщиков и покупка по более дорогой цене промышленных товаров распространяются на довольно широкую прослойку животноводов. В основном это хозяйства, имеющие менее 200 голов скота, чаще всего испытывающие нехватку транспортных средств и времени. Основной объем продукции имеет натуральный характер и лишь ее малая часть ориентирована на рынок.

Мелкотоварное кочевое хозяйство является источником доходов аратов. Оно остается привязанным к изменчивым природно-климатическим условиям. Интуитивно выработанное номадами оптимальное соотношение традиционных видов скота остается пока един-

ственно возможной формой, не нарушающей экологический баланс в условиях экстенсивного кочевого и полукочевого животноводства Монголии. В то же время рыночные условия и нерегулируемый спрос на отдельные виды животноводческой продукции приводит к структурным переменам в традиционном хозяйствовании. Задача поднятия жизненного уровня аратов сталкивается с экологическими проблемами деградации пастбищ.

Растущее поголовье личного скота в основном концентрируется вокруг поселений. Перевыпас скота и нерациональное использование пастбищных ресурсов, вследствие чего теряется продуктивность и происходит деградация пастбищных угодий. Отметим, что начало деградации пастбищ было заложено еще в социалистический период и связано с административно-территориальными изменениями, затронувшими и изменившими меридиональное направление кочевания. Механизм использования пастбищ в основном определен на уровне сума, территориальной единицы аймака, по договоренности с администрацией и представителями сообществ животноводов. Айлы объединены между собой исходя из эффективности и взаимовыручки. Хот айлы чаще всего группируются в долинах, впадинах или вокруг источника воды. Традиционная временная и пространственная организация пастбищного хозяйства в суме чаще всего строится на сезонных кочевках (зимник, весенник, летник и осенник). Зимние поселения (зимники) привязаны к деревянным или каменным постройкам, в большинстве случаев относимых к наследию госхозов. Сегодняшняя практика демонстрирует чаще всего отход от данной системы кочевок в сторону уменьшения частоты переездов, а также расстояния между стоянками либо их сокращение.

Деформируется пространственная схема пастбищного хозяйствования, в том числе и высоким процентом миграции животноводов в крупные города и в их окрестности. Как отмечает в своих исследованиях ряд авторов: «Основной причиной миграции является перемещение населения в места с развитой социально-экономической инфраструктурой и более широкими возможностями реализации сельскохозяйственной продукции. Рыночная инфраструктура по обслуживанию спроса и предложений на продукцию животноводства значительно отстает от реальных условий. Все это приводит к нерегулируемому, хаотичному территориальному перемещению животноводов и дислокации пастбищного животноводства, изменению устоявшегося многовекового уклада кочевого общест-

ва (переход от четырехсезонных к двухсезон-ным кочевкам монгольских аратов)» [6].

Приватизационные мероприятия привели к появлению широкого слоя собственников, а также возникновение «новых кочевников», получивших свою долю собственности СХО - «нэ-гдэл». В большинстве своем это люди строительных, механизаторских профессий. Столкнувшись с тонкостями кочевого животноводства, требовавшего многолетнего опыта, эта категория аратов оказалась наиболее уязвимой. Пограничное состояние людей связано с низкими ожидаемыми доходами, неустойчивостью ожидаемых доходов от личного хозяйства. Сказывается и цикличность погодно-климатических изменений: неблагоприятные погодные условия определенным образом влияют на количество аратов. Пасторализм как главный вид хозяйственной деятельности и гарант устойчивого жизнеобеспечения теряет свое значение для хозяйств, близких к критической отметке. Гарантировать устойчивое жизнеобеспечение могут хозяйства, в котором численность скота превышает 250-300 голов. Это также становится базовой расчетной ставкой для выдачи сельскохозяйственных кредитов. Потребность в заемных средствах для большей части животноводческих хозяйств велика в силу сезонности производимой продукции. В отличие от богатых домохо-зяйств хозяйства, имеющие меньше двухсот голов скота, не имеют широких возможностей доступа к кредитным займам. Суровые климатические условия ежегодно заставляют «новых кочевников», потерявших скот в зимовках, искать иные источники дохода. Так, уже бывшие пастухи переквалифицируются в горнорабочих. Оттесняя разорившиеся хозяйства, устойчивое развитие и рост показывают владельцы, чьи стада насчитывают тысячу голов скота (в условных единицах). По данным статистического сборника, их количество достигает 90 (из них 75 имеют от 1 до 1,5 тыс голов; 12 - от 1,5 до 2 тыс. в усл. ед.) [5].

Миграционным взаимодействием покрыта большая часть Монголии. Как известно, причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. С этой точки зрения, качественная структура миграционного потока на протяжении десятилетий неизменна. В целом ее следует обозначить как дальнейшее развитие процессов урбанизации. Перемещение населения происходит в центральную часть Монголии, в основном в города Улан-Батор, Дархан и Эрдэнэт. В зависимости от природных изменений внутреннюю мигра-

цию характеризуют непостоянство и возвратность. Новые экономические ориентиры приводят к оттоку сельской молодежи. Характерно также временное перемещение рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных работ: стрижки овец, начеса козьего пуха и т.д.

Несмотря на указанные моменты, современные животноводы довольно успешно осваивают и используют в быту домашнюю технику, средства связи и транспорта, приспосабливая их к кочевому образу жизни. Находят применение именно те вещи, которые мало потребляют электричество, экономичны и компактны. Вместе с тем связь кочевников-животноводов с населенными пунктами все более интенсифицируется и расширяется.

Если смотреть на структуру расходов, то в первую очередь скотоводы тратят свои доходы на покупку солнечных батарей, телевизоров, спутниковых антенн, мотоциклов, автомашин [2]. Так, количество обеспеченных электроэнергией домохозяйств составило 3317. Использование солнечных установок позволило облегчить и улучшить бытовые условия. Обеспеченных телевизорами составило 3118, или 76,8% к общему числу. Транспортные средства: мотоциклы имеются в 979 хозяйствах (24%), автомобили -1636 (40%) [5].

Одной из болезненных тем для животноводов Селенгинского аймака становится взаимодействие с фермерскими хозяйствами, занятыми в растениеводстве. Наблюдается конфликт земельных интересов между традиционным природопользованием и фермерскими хозяйствами.

Правительством Монголии в конце 90-х годов ХХ в. было разработано и реализуется целевые программы: «Целина», «Возрождение земледельческого производства» и «Зеленая революция». Реализация программ затронула как существующие пахотные земли, так и освоение целинных залежей. Перевод пастбищных земель в иную категорию приводит к чересполосице, уплотнению и концентрации кочевых хозяйств в районах распашки земель. Это обстоятельство усложняется усилившейся в последние годы миграции кочевников с запада (Баян-Улгий, Убс-нура и т.д.). В связи с этим кочевникам-животноводам администрация предоставляет возможность переработки продуктов животно -водства и организует рынок сбыта для скотоводов, которые получают возможность уменьшить число скота за счет заработка от побочной деятельности. Программа интенсификации животноводства сопровождается определенными сложностями. Хотя и отмечаются хозяйства, переходящие на стойловое содержание скота, но в

связи с дороговизной кормов, высоких транспортных расходов, необходимых условий для хранения кормов и концентрата в сумах, их количество незначительно. Несмотря на обучение, животноводам все еще не хватает знаний и опыта о питательности кормов и кормлении крупного рогатого скота для увеличения удойности молока и производства мяса. Необходима помощь государства в изменении традиционной системы животноводства, в коммерциализации ее продукции.

На фоне взаимодействия кочевых и фермерских хозяйств можно отметить смешанные формы хозяйствования. Представители сельской интеллигенции, бюджетной сферы перемещаются в период летних отпусков из своих стационарных жилищ в юрты. Розданный по родственникам или знакомым скот собирается в руках своего хозяина на летней стоянке. Спрос городского населения на растениеводческую продукцию привел к дополнительным источникам дохода животноводов. На отдельных летних стоянках отмечены занятия огородничеством. В ассортименте выращиваемых культур преобладают неприхотливые растения: морковь, свекла, картофель, капуста. Все это разнообразит экономические стратегии животноводов.

Подводя некоторые итоги, считаем возможным прийти к следующим выводам. Постсоциалистический период в Монголии связан с дальнейшими трансформационными изменениями в кочевом животноводстве. Прослеживается тенденция к ограничению экстенсивного животноводства и развитию интенсивного. Животноводческая отрасль постепенно начинает концентрироваться в крупных товарных хозяйствах, показывающих жизнеспособность в рыночных усло-

виях. Утратившие свои кочевые хозяйства вынуждены мигрировать в поисках новой работы либо менять традиционный образ жизни.

Литература

1. Janzen, J. Mobile Livestock-Keeping in Mongolia: present Problems, Spatial Organization, Interactions between Mobile and Sedentary Population Groups and Perspectives for Pastoral Development // Pastoralists and Their Neighbors in Asia and Africa. - Osaka, 2005. -P. 242.

2. Батбаяр, Д. Мал мах // Ундэстний ТОЙМ. - 2013. - №11. - С. 16-22.

3. Бэлчээринй хурэлцээ [Электронный ресурс] / Yйлдвэр, хедее аж ахуйн яам. -http://www.mofa.gov.mn/new/index.php?option=com_co ntent&view=article&id= 114&Itemid=207

4. Грайворонский В.В. Монголия: светлые перспективы динамичного развития [Электронный ресурс]. - URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id 4= 3009#top

5. Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. Mongolian Statistical Yearbook. 2012. - Улаанбаатар, 2013.

6. Пространственная трансформация пастбищного животноводства Монголии в результате изменения продуктивности «кормящего ландшафта» / П.В. Осодоев [и др.] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. -2013. - № 1. - Т. 10. - С. 124-128.

7. Сэлэнгэ аймгийн хегжлийн хетелбер. - Сух-баатар хот, 2007 он.

8. Хедее аж ахуйн салбар, 2012 онд // Монгол улсын Yндэсний статистикийн хороо. - Уланбаатар, 2013 он. - 117 х.

9. Энхтувшин Б., Курас Л.В., Цыбе-нов Б. Д. Глобализация и традиционное скотоводство монгольских кочевников // Власть. - 2013. - №10. -С. 11-16.

Работа выполнена при финансовой поддержке проектов СО РАН совместно с Академией наук Монголии и Министерством образования, культуры и науки Монголии № 11 «Традиционные хозяйственные практики монгольских кочевников в условиях глобализации» и № 17 «Монголия - Сибирь в ретроспективе веков»

Гомбожапов Александр Дмитриевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. E-mail: agombozh@gmail.com

Gombozhapov Alexandr, candidate of historical sciences, scientific researcher of section of history and culture of Central Asia The Institute of Mongolian, Buddist and Tibetan studies SB RAS. E-mail: agombozh@gmail.com

УДК 951.93 © Э.Б. Дашибалов

ДРЕВНИЙ ЭТАП ИСТОРИИ МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ

В статье проанализированы данные китайских письменных источников о народах дунху, сяньби и ухуань, а также рассмотрены материалы археологических культур, соотносимых исследователями с древними мон-голоязычными народами.

Ключевые слова: дунху, сяньби, археология, древние монголоязычные народы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.