Научная статья на тему 'Общие принципы разработки и совершенствования методов технического диагностирования рабочих органов технологических машин предприятий по производству и приготовлению кормов'

Общие принципы разработки и совершенствования методов технического диагностирования рабочих органов технологических машин предприятий по производству и приготовлению кормов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
216
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМБИКОРМОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / ВИБРАЦИЯ / МЕТОДЫ / ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Новиков М. А., Муравьев К. Е., Павлов С. Б.

Представлены общие принципы и методика проведения теоретических и экспериментальных исследований по разработке и совершенствованию методов технического диагностирования рабочих органов технологических машин предприятий по производству и приготовлению кормов; дан пример анализа формирования диагностических признаков, создания экспериментальной установки для диагностирования измельчительного ротора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Новиков М. А., Муравьев К. Е., Павлов С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provides general principles and methodology of theoretical and experimental research into methods of technical Diagnostics of the working bodies of the technological machinery producers and preparation of feed; an example analysis of the formation of diagnostic signs, creating experimental setup for diagnosing rotor grinding.

Текст научной работы на тему «Общие принципы разработки и совершенствования методов технического диагностирования рабочих органов технологических машин предприятий по производству и приготовлению кормов»

УДК 631.35 Доктор техн. наук М.А. НОВИКОВ

(СПбГАУ, [email protected]) Канд. техн. наук К.Е. МУРАВЬЕВ (СПбГАУ, [email protected]) Канд. техн. наук С.Б. ПАВЛОВ (НовГУ им. Ярослава Мудрого)

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ОРГАНОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И ПРИГОТОВЛЕНИЮ КОРМОВ

Комбикормовое производство, технологические машины, техническое обслуживание, диагностирование, вибрация, методы, измерительные преобразователи

В составе комбикормовой промышленности России насчитывается около 400 предприятий, способных производить в год более 40 млн. тонн комбикормов. Техническую базу данной отрасли составляют предприятия по производству и приготовлению кормов с различным уровнем механизации, автоматизации и компьютеризации.

Структура современной комбикормовой промышленности включает следующие производственные предприятия: самостоятельные комбикормовые заводы; комбикормовые заводы и цеха в составе комбинатов хлебопродуктов; комбикормовые заводы и цеха в составе хлебоприемных предприятий и элеваторов; межхозяйственные комбикормовые цеха в составе птицефабрик и животноводческих комплексов.

Производство комбикормов разделяется на несколько этапов, на каждом из которых работают высокопроизводительные динамически нагруженные машины и оборудование. Качество получаемых комбикормов и их себестоимость в значительной степени зависят от соблюдения технологии производства, от качества настройки машин и их технического состояния [1,2].

На основе анализа результатов исследований эффективности работы комбикормовых производств [1,4] установлено, что в связи с низкой технологической надежностью машин, высокой трудоемкостью их обслуживания и ремонта комбикормового оборудования ежегодные потери составляют примерно 15 - 17% от общего производства. В связи с этим важными задачами в данном случае являются поддержание надежности и повышение эффективности использования технологических машин и оборудования в условиях эксплуатации.

Одним из наиболее эффективных путей предотвращения ускоренного износа сопряжений и деталей машин, обеспечения поддержания техники в исправном и работоспособном состояниях является своевременное и качественное проведение их технического обслуживания (ТО) [1,2].

В настоящее время на предприятиях комбикормовой промышленности действует планово-предупредительная система технического обслуживания технологического оборудования. График плановых мероприятий формируется и выполняются по календарному принципу, то есть ремонт и ТО проводится в заранее определенные сроки без учета фактического технического состояния технологического оборудования.

Внедрение методов и средств диагностики позволят проводить ремонт и ТО по фактическому состоянию машин [2]. При прогнозируемом ТО, то есть техническом обслуживании с учетом фактического состояния, проведение предупредительных ремонтных работ производится по мере необходимости, при этом контроль осуществляется с помощью диагностики, а ТО выполняется только тогда, когда это вызвано техническим состоянием узлов или агрегатов оборудования. Для использования данной концепции необходимо вовремя обнаружить изменения свойств, оценить причину их возникновения, принять соответствующие меры [1,2].

Реализовать данный метод ТО технологического оборудования для предприятий по производству комбикормов можно путем проведения следующих мероприятий:

- Непрерывный мониторинг состояния машин и оборудования в процессе эксплуатации.

- Диагностика и прогноз технического состояния рабочих органов оборудования.

- Обнаружение и наблюдение за развитием дефектов с прогнозированием остаточного ресурса.

- Накопление и хранение информации о техническом состоянии отдельных узлов машин для принятия наиболее эффективных мер по устранению отмеченных выявленных неисправностей.

Главной проблемой реализации предлагаемой стратегии является недостаточность научных исследований по разработке современных методов и автоматизированных электронных средств диагностирования технического состояния рабочих органов машин предприятий по производству и приготовлению кормов [2].

В трудах известных ученых С.А. Иофинова, Н.С. Ждановского, Б.А. Улитовского, В.М. Михлина, Б.В. Павлова, И.П. Терских, JI.E. Агеева, A.B. Николаенко, В.А. Аллилуева и других было положено начало теоретических исследований по разработке и использованию методов и средств диагностирования сельскохозяйственной техники. Разработки вышеуказанных авторов касались в основном вопросов диагностирования энергетических установок мобильной сельскохозяйственной техники [2].

Разработке методов диагностирования рабочих органов сложных уборочных машин, машин перерабатывающих производств, особенно в динамическом режиме, до недавнего времени не уделялось должного внимания. И только вначале 80-х годов прошлого столетия сотрудниками JICXH во главе с В.А. Аллилуевым и ГОСНИТИ под руководством В.М. Михлина, А.Ш. Рабиновича стали разрабатываться методы диагностирования технологических агрегатов комбайнов в динамическом режиме [2].

Основными целями разработчиков методов диагностирования являются: повышение точности и уменьшение трудоемкости измерения структурных параметров, анализа результатов и постановки диагноза. Это достигается использованием таких методов, которые при малой продолжительности процесса измерения обеспечивают небольшие погрешности результатов диагноза, характеризующие связь между диагностическими и соответствующими структурными параметрами. Однако стремление обеспечить большую точность и меньшую трудоемкость измерения вызывает в большинстве случаев резкое усложнение и увеличение стоимости диагностического оборудования.

Процесс разработки и внедрения эффективных методов диагностирования зависит в значительной мере от степени изученности объектов диагностики на этапах изготовления, ремонта и эксплуатации. В связи с этим необходимо отметить, что механизмы рабочих органов машин предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, как и уборочных машин, обладают некоторыми особенностями, которые сказываются на постановке задач диагностирования и методах их решения. Среди них важно отметить сложность кинематики движения рабочих органов и динамическую нагруженность режимов их работы. Отсюда следует, что важной характеристикой работоспособности технологических агрегатов является соответствие между фактическими и конструктивно заданными законами движения их элементов, которое может быть использовано в основе методов диагностирования по обобщенным параметрам [6].

Учитывая динамическую нагруженность рабочих органов даже на холостом ходу (ввиду их остаточной неуравновешенности), можно рекомендовать проводить тестовое диагностирование в пунктах технического обслуживания, на заводах-изготовителях, ремонтных предприятиях [5]. Такой режим диагностирования позволяет существенно повысить точность постановки диагноза [3].

Кинематический анализ механизмов технологических агрегатов машин

перерабатывающих производств показывает, что их можно разделить по данному признаку на три группы: вращающиеся (роторные), движущиеся возвратно-поступательно (с кривошипно-шатунным приводом) и движущиеся плоскопараллельно (с кривошипным приводом). Отсюда делаем вывод, что методы диагностирования следует разрабатывать не для отдельного рабочего органа каждого вида машин, а для группы рабочих органов, объединенных одним из вышеперечисленных кинематических признаков. Это создает определенную систему в исследовательских и практических работах и способствует сокращению количества диагностируемых средств для реализации разрабатываемых методов.

Учитывая многочисленные теоретические исследования и результаты практической работы [5, 6, 7], общую методологию разработки методов диагностирования машин перерабатывающих производств можно представить в виде блок-схемы (рис. 1).

Рис. 1. Блок-схема общей методики исследований по разработке методов диагностирования

Разработка методов диагностирования согласно представленной блок-схеме должна начинаться с наблюдений условий эксплуатации и структурно-следственного анализа механизма рабочего органа. Результатом данного анализа может служить структурно-следственная модель, которая показывает структурные параметры механизма и основные диагностические признаки, характеризующие его техническое состояние.

Целью следующего этапа работ является структурный анализ механизма; определение кинематической группы, к которой относится данный механизм, а также связи между структурными звеньями; после чего анализируют усилия, которые возникают в сопряжениях механизма в статическом и динамическом состояниях. Результатом данного этапа работ может быть схема динамической системы (рис. 2). На основе логического анализа данной системы можно составить предварительную гипотезу о связи диагностических признаков со структурными параметрами и выполнить предварительный эксперимент. В случае если результаты предварительного эксперимента отрицательные, то проводят дополнительное изучение динамической системы, изменяют гипотезу и снова проводят эксперимент.

Рис. 2. Схема динамической системы «измельчительный ротор — корпус опорного подшипника»

Если же результаты предварительного эксперимента (или повторного) положительны, то приступают к теоретическим исследованиям связи структурных и диагностических параметров. По результатам исследований составляется диагностическая модель механизма рабочего органа, которая устанавливает функциональную связь между входными параметрами механизма, параметрами технического состояния и диагностическими признаками.

Для подтверждения данных теоретических предпосылок необходимо создать экспериментальную установку (рис.3) и провести лабораторный эксперимент по предварительно разработанной программе и методике [6]. В результате обработки экспериментальных данных составляется расчетно-экспериментальная модель механизма в виде уравнений регрессии. Анализируя полученную модель, делают заключение о степени подтверждения теоретических предпосылок. Если анализ дает положительные результаты, то составляют методику и проводят широкую эксплуатационную проверку разработанного метода. И только после подтверждения результатов теоретических и лабораторных исследований в условиях эксплуатации ставится вопрос о реализации данного метода.

Г"

Рис. 3. Блок — схема приборов для измерения и регистрации амплитудных и фазовых параметров

вибросигнала, генерируемого корпусами опорных подшипников ротора молотковой дробилки:

1 - вибропреобразователь; 2 - оптический синхродатчик; 3 - усилитель заряда; 4 -измерительный комплекс; 5 - малогабаритный прибор «Вибро-Навигатор»; 6 - аналогово-цифровой преобразователь (АЦП); 7 - ПК

Результатами реализации могут быть разработанные малогабаритный электронный прибор с комплектом переходных устройств и технология диагностирования.

Литература

1. Глебов Л.А., Яблоков А.Е., Потеря A.A. Совершенствование системы технического обслуживания оборудования мукомольного и хлебопекарного производства путем внедрения методов и средств функциональной вибродиагностики // Труды КазНИИ зерна. — Вып. 3. — Астана, 2001.-С.23 -25.

2. Аллилуев В.А., Новиков М.А. и др. Надежность самоходных уборочных машин в современных экономических условиях АПК: Учебное пособие /Под ред. В.А.Аллилуева. — Йошкар-Ола.: МарГТУ, 2001. - 122с.

3. Новиков М.А., Сидыганов Ю.Н., Гуськов И.Б. Тестовое диагностирование роторных рабочих органов сельскохозяйственных машин // Методы и средства повышения эффективности эксплуатации машинно-тракторного парка / ЛСХИ, 1987. — С. 4547.

4. Чернышева В.И. Исследование виброактивности молотковых дробилок комбикормовой промышленности и разработка методов ее снижения: Автореф. дис. канд. техн. наук. — М., 1977. - 16 с.

5. Аллилуев В.А. Техническое диагностирование тракторов и сложных уборочных машин на индустриальной основе: Дис... доктора техн. наук. — Л.,1983.

6. Новиков М.А. Повышение эффективности функционирования самоходных уборочных машин на основе обеспечения их долговечности в условиях эксплуатации методами и средствами технического диагностирования: Автореф. дис... доктора техн. наук. - СПб., 1998.-52 с.

7. Муравьев К.Е. К вопросу определения технического состояния двигателей и роторных механизмов по параметрам вибрации // Повышение производительности и эффективности использования машинно-тракторного парка и автотранспорта. - СПб., 2002. — С. 175-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.