Научная статья на тему 'Общие принципы одонтопрепарирования'

Общие принципы одонтопрепарирования Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1873
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Зайкова К. В., Зуева Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие принципы одонтопрепарирования»

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОДОНТОПРЕПАРИРОВАНИЯ

Зайкова К.В. , Зуева Д. С.

Новгородский государственный университет,

Институт медицинского образования, кафедра стоматологии, г. Великий Новгород

Актуальность. Технологии препарирования твердых тканей зубов определяются выбором методов лечения и конструктивными особенностями зубного протеза и включают знания топографических особенностей расположения пульпарной полости в различных группах зубов, а также зависят от возраста пациента, особенностей окклюзионных взаимоотношений зубных рядов, размера абразива боров, их функционального назначения, скорости вращения режущего инструмента, давления на препарируемый зуб, качества охлаждения. Одонтопрепарирование имеет основополагающее значение для обеспечения функциональной эффективности, высокой эстетики и долговечности несъемных кострукций зубных протезов любого типа, в том числе и коронок. Цель. Целью исследования является изучение методов одонтопрепарирования различных групп зубов, проведение сравнительной характеристики различных боров.

Методы и материалы. Прием пациентов в количестве 11 человек. Для работы использовался минимальный набор из боров четырех основных форм. Тонкий конический бор, который используется для препарирования проксимальных стенок зуба. Цилиндрический алмазный бор — для быстрого грубого снятия большого объема твердых тканей. Торпедовидный бор — для окончательного препарирования зуба, создания и оформления уступа в 135°. Препарирование нёбной и язычной поверхностей передней группы зубов мы проводили алмазным бором в виде чечевицы (ромбовидным).

Результаты. Глубина препарирования опорных зубов. При препарировании витальных зубов передней группы мы пользовались данными Н.Г. Аболмасова о возрастных колебаниях толщины стенок передних зубов и зонах безопасности. В нашей работе было подтверждено, что с возрастом зоны безопасности расширяются. При препарировании боковых зубов мы пользовались данными Б.С. Клюева и Е.И. Гаврилова о толщине стенок пульпарной полости жевательных зубов. При одонтопрепарировании также имеет значение геометрия культи зуба. Культя зуба под искусственную коронку нами подготавливалась таким образом, чтобы осевые стенки были параллельны или немного сведены на конус в 6°. Сопротивление смещению для низкой культи обеспечивается размещением бороздок на осевых стенках, которые сокращают вращательный радиус. Формирование пришеечного уступа для фиксации несъемной конструкции зубного протеза обеспечивает сопротивление окклюзионным силам, перераспределяет функциональную нагрузку и сокращает напряжение. Существуют различные виды уступов. Уступ в виде желобка уменьшает напряжение по краю коронки. Уступ со скосом -оптимальная конфигурация краевой линии металлокерамических коронок для передней группы зубов. Мы формировали уступ в 135°, так как он обеспечивает высокий эстетический эффект металлокерамической конструкции, уменьшает опасность отрицательного влияния края искусственной коронки на ткани маргинального пародонта и препятствует вымыванию фиксирующего материала. Символ уступа формируют в области нижних резцов. Направление препарирования. При препарировании вестибулярной и оральной поверхностей зубов мы начинали с пришеечной области по направлению к режущему краю или жевательной поверхности. Препарирование жевательной поверхности премоляров и моляров проводили по направлению от бугров к фиссурам, от боковых поверхностей коронки к срединной оси зуба. Абразивность боров строго регламентирована, и исходя из требований 180, мы придерживались данной градации современных алмазных боров.

Вывод. Таким образом для достижения поставленной цели необходимо знание номенклатуры боров и принципов их использования, а также соблюдение общих принципов и алгоритма одонтопрепарирования в соответствие с выбранной конструкцией протеза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.