Научная статья на тему 'Общие положения осуществления дознания сотрудниками ФСИН России'

Общие положения осуществления дознания сотрудниками ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1507
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФСИН РОССИИ / ДОЗНАНИЕ / НЕОТЛОЖНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фетищева Л.М.

В ходе применения норм уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации сотрудниками ФСИН России возникают проблемы, которые касаются проведения неотложных следственных действий. Связано это с тем, что в Уголовно-процессуальном кодексе России не уделено достаточного внимания разъяснению деятельности ФСИН России как органа дознания. В связи с этим в статье рассмотрены общие положения осуществления дознания сотрудниками ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фетищева Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PROVISIONS OF IMPLEMENTATION OF PRELIMINARY INQUIRIES BY THE OFFICERS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

In the course of application of norms of criminal-procedural legislation of the Russian Federation members of the FSIN of Russia, there are problems regarding the urgent investigative actions. This is due to the fact that the Code of Criminal Procedure of Russia (hereinafter, the Code) is not given sufficient attention to the explanation of the activities of the FSIN of Russia as a body of inquiry. In this connection it is necessary to consider the General provisions of the implementation of the inquiry by the members of the FSIN of Russia.

Текст научной работы на тему «Общие положения осуществления дознания сотрудниками ФСИН России»

УДК 343.1

Л.М. Фетищева*

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ СОТРУДНИКАМИ ФСИН РОССИИ

В ходе применения норм уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации сотрудниками ФСИН России возникают проблемы, которые касаются проведения неотложных следственных действий. Связано это с тем, что в Уголовно-процессуальном кодексе России не уделено достаточного внимания разъяснению деятельности ФСИН России как органа дознания. В связи с этим в статье рассмотрены общие положения осуществления дознания сотрудниками ФСИН России.

Ключевые слова: ФСИН России, дознание, неотложные следственные действия, уголовный процесс.

В ходе предварительного расследования разрешаются вопросы о виновности или невиновности лица, обвиненного в совершении преступления. Качественное проведение как неотложных, так и последующих следственных действий образует полное и всестороннее расследование по уголовному делу. Осуществлять следственные действия, по нормам УПК РФ, могут сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), но процессуальный статус ФСИН, его структурных подразделений, а также направление их уголовно-процессуальной деятельности недостаточно урегулированы.

В части 1 статьи 40 УПК РФ приведен перечень органов и должностных лиц, которые обладают правом осуществления дознания в уголовном процессе. Согласно данной статье, к органам дознания относятся ОВД, органы исполнительной власти, которые уполномочены осуществлять ОРД. Определить соответствующие органы можно посредством обращения к Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который в своих статьях закрепляет право осуществления ОРД за ФСИН России. Проблема заключается в том, что наделение органов государственной власти функциями органов дознания из-за проведения ОРД является необоснованным.

Говоря об ОРД и уголовно-процессуальной деятельности, можно отметить тот факт, что эти виды деятельности обладают разной правовой природой, несмотря на то что они тесно связаны друг с другом. Именно поэтому, обращаясь к УПК РФ и проводя анализ, прлагаем, что дознание — форма предварительного расследования, которая осуществляется дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно, следовательно, данная деятельность не имеет никакого отношения к ОРД [1, с. 216].

Для решения этой проблемы считаем правильным закрепление исчерпывающего перечня органов и должностных лиц, которые будут уполномочены осуществлять дознание.

* © Фетищева Л.М., 2017

Фетищева Лидия Михайловна (lidiafetisheva@mail.ru), кафедра уголовного процесса и криминалистики, Пермский институт ФСИН России, 614012, Российская Федерация, г. Пермь, ул. Карпинского, 125.

94

Юридический вестник Самарского университета. 2017. Т. 3. № 2

Основываясь на ч. 1 ст. 40 УПК РФ, считаем, что ФСИН России является органом дознания, так как в его структуру входят оперативные подразделения, но также следует отметить тот факт, что ФСИН России решает задачи по обеспечению исполнения уголовных наказаний; содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей; их охраны и конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и др. [2, с. 125].

Из вышеизложенных задач следует, что ФСИН России не является участником уголовного судопроизводства и тем более органом дознания, но, несмотря на это, в определенных в случаях, которые указаны в УПК РФ, она осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность в качестве органов дознания [3, с. 217].

Необходимо отметить, что, согласно ч. 2 ст. 40 УПК РФ, органы дознания вправе:

1) осуществлять дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ;

2) выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.

Особое внимание необходимо обратить на следующую проблему, которая заключается в противопоставлении норм УПК РФ. Таким образом, п. 24 ст. 5 УПК РФ гласит, что «органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия».

Также в данном УПК РФ содержится ч. 3 ст. 151 УПК РФ, которая определяет подследственность уголовных дел органам дознания, тем самым не закрепляет права должностных лиц ФСИН России на производство дознания.

Далее, следует полагать с целью устранения, была сделана отсылка на п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ законодателем, которая трактует в качестве субъектов, управомоченных проводить неотложные следственные действия, начальников органов и учреждений УИС.

Таким образом, пользуясь здравым смыслом, полномочия руководителей ФСИН России в осуществлении неотложных следственных действий являются персонифицированными, и передача данной функции подчиненным сотрудникам не допускается.

Исходя из вышеизложенного, оперативные подразделения УИС не наделены правом возбуждать и проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, проведение предварительного следствия по которым обязательно.

Проводя параллели с практической составляющей, можно выделить тот факт, что оперативные сотрудники первыми узнают о готовящихся или совершенных преступлениях. Следовательно, согласно ч. 2 ст. 21 УПК РФ, в случае обнаружения признака преступления орган дознания обязан принять все меры в целях установления события преступления и лиц, виновных в совершении преступления. Также с учетом ч. 2 ст. 41 УПК РФ запрещается возлагать полномочия по проведению дознания на лиц, которые проводят по данному уголовному делу ОРМ.

Таким образом, для решения существующих проблем необходимо:

1) Видоизменить структуру ФСИН России, создав специальный орган дознания, задачей которого будет являться:

a) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (гл. 32 УПК РФ);

b) дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении учреждений и органов УИС;

c) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);

Общие положения осуществленя дознания сотрудниками ФСИН России 95

2) Внесение изменений в УПК РФ, где необходимо законодательное закрепление возложенных обязанностей по производству неотложных следственных действий не на начальников учреждений и органов УИС, а на ФСИН, отнесенную в соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, сделаем вывод, что устранение указанных недостатков или проблем повысит качество проведения дознания, а также проведения неотложных следственных действий в УИС

Библиографический список

1. Божьев В.П. Уголовный процесс: учеб. / под ред. В.П. Божьева. М., 2015. 476 с.

2. Семенцов В.А. Отдельные и неотложные следственные действия // Уголовная юстиция: состояние и пути развития: мат-лы региональной науч.-практ. конф. Тюмень, 2003. 220 с.

3. Громов Н.А., Пономаренков В.А., Гущин A.M., Франдифиров Ю.В. Доказательства, дознание и использование результатов ОРД. М., 2001. 330 с.

References

1. Bozhiev V.P. Ugolovnyi protsess: ucheb. Pod red. V.P. Bozh'eva [Criminal process: textbook. V.P. Bozhiev (Ed.)]. M., 2015, 476 p. [in Russian].

2. Sementsov V.A. Otdel'nye i neotlozhnye sledstvennye deistviia [Separate and urgent investigative actions]. In: Ugolovnaia iustitsiia: sostoianie i puti razvitiia: Regional'naia nauch.-prakt. konf. [Criminal justice: state and ways of development: Regional research and practice conference]. Tyumen', 2003, 220 p. [in Russian].

3. Gromov N.A., Ponomarenkov V.A., Gushchin A.M., Frandifirov Yu.V. Dokazatel'stva, doznanie i ispol'zovanie rezul'tatov ORD [Evidences, proving and using the results of criminal investigations]. M., 2001, 330 p. [in Russian].

L.M. Fetishcheva*

GENERAL PROVISIONS OF IMPLEMENTATION OF PRELIMINARY INQUIRIES BY THE OFFICERS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

OF RUSSIA

In the course of application of norms of criminal-procedural legislation of the Russian Federation members of the FSIN of Russia, there are problems regarding the urgent investigative actions. This is due to the fact that the Code of Criminal Procedure of Russia (hereinafter, the Code) is not given sufficient attention to the explanation of the activities of the FSIN of Russia as a body of inquiry. In this connection it is necessary to consider the General provisions of the implementation of the inquiry by the members of the FSIN of Russia.

Key words: FSIN of Russia, inquiry, urgent investigative actions, criminal procedure.

* Fetishcheva Lidia Mikhailovna (lidiafetisheva@mail.ru), Department of Criminal Process and Criminalistics, Perm Institute of the FPS of Russia, 125, Karpinsky street, Perm, 614012, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.