Научная статья на тему 'Общие направления модернизации института банкротства и антикризисного управления'

Общие направления модернизации института банкротства и антикризисного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / BANKRUPTCY / CRISIS MANAGEMENT / MODERNIZATION OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овсянников С.В.

Статья посвящена разработке направлений модернизации антикризисного управления в условиях банкротства, автором предложены принципы совершенствования данных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development directions of modernization of crisis management in terms of bankruptcy, the author offers principles of improving these procedures.

Текст научной работы на тему «Общие направления модернизации института банкротства и антикризисного управления»

Воронеж.гос.технол.акад., 2006.- С. 108-109.

Овсянников С.В.

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: банкротство, антикризисное управление, модернизация экономики.

Аннотация: статья посвящена разработке направлений модернизации антикризисного управления в условиях банкротства, автором предложены принципы совершенствования данных процедур.

Keywords: bankruptcy, crisis management, modernization of the economy.

Abstract: the article is devoted to the development directions of modernization of crisis management in terms of bankruptcy, the author offers principles of improving these procedures.

В условиях современной экономики многие промышленные предприятия не выдерживают конкуренции и оказываются в кризисном состоянии. Наиболее негативным результатом развития кризисного состояния предприятий является их банкротство. В такой ситуации возрастает роль института банкротства, который обеспечивает перераспределение собственности и структурную перестройку экономики. Институт банкротства важен с позиции защиты имущественных интересов и сохранения бизнеса при временных трудностях, в том числе и от неквалифицированного руководства. Эффективное использование антикризисных инструментов в ходе банкротства позволяет восстановить платежеспособность бизнеса в достаточно короткий срок, сохранить рабочие места, и обеспечить поступление налогов и т.п.

Институт банкротства в России является одним из наиболее динамично развивающихся институтов отечественной экономики. За период 20 летнего развития института банкротства (1992-2012), накопилось множество факторов, препятствующих реализации процедур антикризисного управления предприятиями. Основными из них, по мнению ряда исследователей (Н.А. Горелова , А.Н. Ряховской, С.Е. Кован, А.З. Бобылевой, М.А. Сажина) выступают:

• недостаточная прозрачность процедур банкротства, что дает возможность участникам злоупотреблять правами;

• длительность процесса реализации имущества предприятия -банкрота, что повышает социальную напряженность на предприятиях;

• отсутствие реальных стимулов для принятия своевременных мер по предупреждению банкротства промышленных предприятий;

• слабая защита прав миноритарных кредиторов при процедуре банкротства промышленных предприятий;

• отсутствие у работников предприятий права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;

• недостаточный уровень образовательной подготовки кадров в сфере антикризисного и арбитражного управления.

Для разрешения данных проблем возникает необходимость в проведении модернизации института банкротства. В качестве цели модернизации института банкротства выступает необходимость замены ликвидационной направленности на реабилитационную.

В последние годы в странах с развитой экономикой большая часть процедур банкротства направлена на реабилитацию бизнеса. Для отечественной экономики очень важно внедрять реабилитационный механизм антикризисного управления, так как в нем нуждаются очень многие предприятия. Ликвидация направлена на быстрый возврат хотя бы части задолженности, смену неэффективного собственника, а реабилитация — на запуск предприятия, постепенный возврат всех долгов, снижение потерь для бизнеса без перехода прав собственности. Если в развитой экономике второй путь дает позитивный результат, то в России высока вероятность неэффективного собственника и целесообразность его замены посредством банкротства. Кроме того, в России часто ликвидация выглядит для кредиторов способом вернуть хоть часть задолженности, снижает их риски. Вместе с тем в условиях мирового финансового кризиса возрастает потребность бизнеса в реабилитационной модели антикризисного управления.

Для развития реабилитационной модели необходимо в ходе модернизации института банкротства реализовать ряд направлений:

1. Увеличить эффективность досудебного финансового оздоровления путем улучшения методов диагностики и прогнозирования банкротства, разработки более детальных правил процедур реорганизации. В системе диагностики необходим креативный подход к анализу, позволяющий выявить резервы увеличения стоимости компании, определить факторы, обусловившие

прошлые неудачи, обработать информацию для прогнозирования и мотивировать сотрудников.

2. Более четко определить процедурные стороны последствий введения процедуры наблюдения для предупреждения ущерба имуществу должника или его кредиторам недобросовестными действиями.

3. Определить объем и порядок предоставления информации о должнике кредиторам, в частности порядок и сроки ознакомления с отчетом о результатах анализа финансового состояния должника.

4. Определить ответственность должника, его руководителя, арбитражного управляющего и кредитора за совершение недобросовестных действий. В данном случае важно преодолеть коррупцию и местный протекционизм. Практика показывает, что нередко с целью установления контроля над процедурами банкротства должник и его аффилированное лицо создают фиктивную задолженность.

5. Обеспечить оптимизацию бюджетных расходов на осуществление финансовых оздоровительных мероприятий. В этих целях государству необходимо иметь обоснованную позицию, следование которой могло бы позволить оказывать помощь в адресной форме тому, кто в помощи действительно нуждается, в том размере, который действительно требуется, и в те сроки, когда это необходимо.

В качестве основы реализации данных направлений модернизации института банкротства в РФ на наш взгляд выступает повышение уровня кадрового обеспечения и образования. При этом необходима комплексная и многоуровневая подготовка специалистов в сфере банкротства. Для этого целесообразно использовать модель взаимоотношений «вуз - промышленное предприятие - члены антикризисных команд». Как показывает практика менеджеры предприятий-банкротов, как правило, не обладают достаточными знаниями и навыками по финансовому оздоровлению предприятия, что усложняет процесс выхода из кризиса. О необходимости организации постоянного повышения квалификации, по мнению ряда ученых также свидетельствует рост количества нарушений в ходе банкротств. Так, в 2009 г. в Росреестр поступило более 10 тысяч обращений на ненадлежащие действия арбитражных управляющих. Судами вынесены решения о привлечении почти 2300 арбитражных управляющих к административной ответственности. Значительная часть нарушений связана с недостаточным уровнем

профессиональных знаний и умений. Специалисты в сфере антикризисного управления и банкротства должны обладать умением и навыками снижения социальных последствий, возможных при реализации различных процедур банкротства, в том числе оптимально разрешать конфликты между всеми субъектами банкротства.

Таким образом, наиболее важными результатами модернизации института банкротства должно стать снижение социальных последствий, возможных при реализации различных процедур банкротства в отношении несостоятельных должников, в том числе снижение напряженности конфликтов между всеми субъектами банкротства.

Список литературы

1. Антикризисное управление человеческими ресурсами: учебное пособие / [под ред. Н.А. Горелова]. - СПб.: Питер, 2010.-432 с.

2. Борисов А.Н., Овсянников С.В. Предотвращение банкротства промышленных предприятий на основе методики комплексного экономического оздоровления // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2010. № 4. С. 19-24.

3. Енина Е.П., Овсянников С.В. Экономический потенциал и хозяйственная структура как важнейшие компоненты системы стратегической деятельности // Инновационный Вестник Регион. 2009. № 2. С. 54-57.

4. Овсянников С.В. Расширение экономических возможностей оздоровления кризисных предприятий на основе механизма интеграции // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2010. № 5. С. 109-117.

5. Управление в условиях неустойчивой финансово-экономической системы: Монография / А.З. Бобылева - М.: МГУ, 2011.-224с.

6. Управление кризисом / М.А. Сажина.- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 256 с.

7. Шульгина Л.В. К вопросу о причинах банкротства промышленных предприятий и обеспечении результативности антикризисного управления / Л.В. Шульгина, С.В.Овсянников // ФЭС, 2011.- №4. С.7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.