Научная статья на тему 'Общие методы и формы организации музыкального воспитания'

Общие методы и формы организации музыкального воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12093
1039
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное воспитание / формы и методы музыкального воспитания / классификации форм и методов воспитания / проблема методов воспитания в истории педагогики
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие методы и формы организации музыкального воспитания»

УДК 373.3/5.016:78

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Проблема методов и организационных форм воспитания считается достаточно разработанной в педагогике. Между тем, это одна из важнейших проблем теории и методики организации воспитания учащейся и студенческой молодежи. В статье раскрываются особенности методов и форм организации музыкального воспитания. Автор проводит историко-педагогический анализ существующих подходов к классификациям методов и форм воспитания, и на его основе разрабатывает авторскую классификацию с учетом специфики музыкального воспитания. Обобщая теоретические разработки в российской и украинской педагогике, основываясь на опыте практической деятельности педагогов-музыкантов в России и Украине, автор раскрывает специфику применения методов и форм музыкального воспитания.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, формы и методы музыкального воспитания, классификации форм и методов воспитания, проблема методов воспитания в истории педагогики.

Определение методов и форм организации музыкального воспитания в истории развития музыкальной педагогики имеет субъективно произвольный характер. Авторы, которые давали определение этим категориям, старались объяснять свои методические действия словами, которые чаще всего не имели чёткого научного терминологически-семантического обоснования. И это не удивительно.

Российский театральный классик К.С. Станиславский, который впервые разложил "по полкам" процесс обучения актерскому искусству отмечал: "Об искусстве нужно говорить и писать просто, понятно. Мудреные слова пугают ученика. Они возбуждают мозг, а не сердце. От этого в момент творчества человеческий интеллект вытесняет артистическую эмоцию с её подсознанием, которым отведена значительная роль в нашем направлении искусства.

Но говорить и писать «просто» о сложном творческом процессе трудно. Слова слишком конкретны и грубы для передачи неуловимых, подсознательных ощущений".(1о).

Это объясняет то, что, давая определение некоторым понятием воспитания и обучение искусству, авторы использовали терминологию, которая бытовала в практике их творческой деятельности. Такой подход приводил к тому, что формы организации и методы воспитания и обучения при их теоретическом определении приобретали тождественное значение, а иногда смешивались с видами художественной деятельности.

Что касается процесса музыкального воспитания, то общности в теоретических определениях методов музыкального воспитания до сих пор нет.

Например, российский теоретик эстетического воспитания Лихачев Б.Т. в общем художественном воспитании детей выделяет три основные группы методов: а) практическое обучение; б) эстетическое оптимальное восприятие; в) художественно-творческая деятельность (6). В этом мы усматриваем терминологическую некорректность, так как процессы обучения и воспитание в педагогической науке рассматриваются отдельно и имеют свои четко определённые методы.

Авторы одного из последних российских пособий "Теория и методика музыкального воспитания" Халабузарь П.В. и Попов В.С. считают, что музыкальное воспитание осуществляется исключительно в формах музыкальной деятельности: а) слушание музыки;

б) практическая творческая деятельность (исполнительство); в) учебная деятельность (музыкальная грамотность); г) общественно-полезная деятельность, которая выражается активной пропагандой музыкального искусства (11). Это утверждение вообще отмечается глобальным подходом, который охватывает весь учебно-воспитательный процесс, где смешивается в одно и музыкальное обучение, и музыкальное воспитание.

Более четкое теоретическое определение, на наш взгляд, имеет характеристика методов музыкального воспитания, которая сформулирована исследовательницей проблем музыкального воспитания детей младшего возраста Ветлугиной Н.А. Эта характеристика сводится к их определению на основе общей педагогики, а именно: а) методы убеждения средствами музыки; в) методы приучения и упражнения (7). Такой подход имеет научно-

О.В.Михайличенко

Сумский

государственный педагогический университет им А.С. Макаренко

e-mail:

olegis@meta.ua

теоретическую основу и дает возможность дальнейшего детального обоснования методов на основе главных положений теории воспитания.

Известная профессор Апраксина О.А. избегает теоретических обоснований и предлагает в организации музыкального воспитания школьников опираться на систему, которая включает: воспитание у школьников интереса и любви к музыке, необходимости общения с ней; обучение разным видам музыкальной деятельности; развитие музыкально-творческих способностей; образование, которое предусматривает знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры (2).

Авторы Дмитриева Л.Г. и Черноиваненко Н.М. разделяют методы музыкального воспитания на три подгруппы: методы стимулирования музыкальной деятельности; методы эмоционального влияния; методы сравнения (4). Такая характеристика включает только определенную часть музыкально-воспитательной деятельности, которая не в полной мере предусматривает формирование навыков музыкально-творческой практической деятельности учеников, которая является составной частью музыкальной воспитанности личности.

Известный украинский методист, профессор Ростовский А.Я. определяет основные методы музыкального воспитания на основе закономерностей музыкально-образовательного процесса, которые в свое время выдвинул Кабалевский Д.Б.: а) воспитательное влияние музыки возможное только тогда, когда дети учатся по-настоящему слышать её и раздумывать над ней; б) эстетическое влияние музыки на духовный мир ученика возможный только тогда, когда музыкальное произведение приносит ему художественное наслаждение (8). Такой подход раскрывает перспективу субъективного (творческого) определения и применения методов музыкального воспитания, исходя из конкретного содержания музыкального материала, который предлагается ученикам для ознакомления и изучения.

В профессиональном музыкальном обучении Полянский Ю.А. предлагает комплексный метод воспитания и обучение музыканту, где понятию метод рассматривается как совокупность действий преподавателя, построенных на объективных способах познания и превращение действительности в процессе обучения и воспитания (5). Такое определение включает широкий круг основных категорий музыкального обучения и воспитания и претендует на отдельную методику подготовки музыканта определенного уровня.

Более творчески предлагает подходить к выборам методов воспитания будущих музыкантов Баренбойм Л.А. Во-первых, в музыкальном воспитании и обучении он отстаивает необходимость преодоления противоречия между эстетическими (художественными) принципами и выбором методов музыкального обучения и воспитания. Он отмечает: "Нередко методы работы педагога находятся в противоречии с его художественными установками. Если, например, он ставит своей задачам воспитаться исполнителя, который сможет свободно и импровизационно передать поэтический образ музыкального произведения, но при этом "натаскивает" ученика, заставляя его механически копировать свое исполнительство ("играй, как я"), то между художественным идеалом и методами создаются непреодолимые противоречия" (3).

Во-вторых - в профессиональной подготовке музыканта Баренбойм Л.А. определяет необходимость воспитания качеств творческого представления и эстрадного самочувствия.

В общем музыкальном воспитании он предлагает применить так называемый "элементарный музыкальный комплекс", который включает в себя пять основных компонентов: переживание музыки; музыкальный слух; чувство музыкального ритма; умение сосредоточенно "наблюдать" по течению музыки; привычки и умение читать музыку (3). Из этого нужно сделать вывод, что формирование указанных качеств Баренбойм Л.А. относит к сфере формирования музыкального сознания (мышления), что в свое время отмечали Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский.

Несколько необычный подход к определению теоретических категорий музыкальнопедагогического процесса осуществляют Абдуллин Э.Б. и Николаева Е.В. в своем учебнике «Теория музыкального образования» (1). Во-первых, понятие музыкальное образование они рассматривают субъективно, не придерживаясь основных положений основ классической теории педагогики. Образование - это процесс и результат обучения, воспитания и формирования личности. Образование по отраслям производства, в том числе и музыкальное, в конечном счете, может быть элементарным, средним, специальным, высшим и т.п.

Поэтому формы его организации определяются внешними характеристиками процесса его получения - дневное, вечернее, заочное и др. Авторы в качестве основной формы музыкального образования считают уроки музыки, хотя в общей педагогике уроки являются основной формой организации исключительно школьного обучения или видом учебных занятий.

Не совсем корректно выделены в отдельную главу упомянутого учебника «методы музыкального образования». Такого понятия в теории музыкальной педагогики вовсе не может быть. Категория «метод» в классической педагогике относится исключительно к конкретным ее разделам - теории воспитания, теории обучения (дидактика), другим, а не к образованию в целом. Поэтому методы обучения и методы воспитания в музыкальной отрасли следует рассматривать раздельно, т.к. они имеют разное предназначение. Как теоретические категории, они представляют собой взаимодействие учеников (воспитанников) и учите-лей(воспитателей), в результате которого в музыкальном обучении происходит передача и усвоение музыкальных знаний, умений, навыков, а в музыкальном воспитании - формирование сознания (мировоззрения), личностных музыкальных качеств, развитие музыкальных способностей учеников (воспитанников).

Наш подход к определению и классификации методов музыкального воспитания имеет общий педагогический характер и охватывает теоретическую и практическую стороны воспитательного процесса.

Общие методы музыкального воспитания следует разделять согласно современным педагогическим требованиям следует условно разделить на такие группы:

а) методы формирования музыкально-эстетического сознания;

б) методы организации музыкально-эстетической деятельности и формирования опыта практического музыкального творчества;

в) методы стимулирования практической музыкальной деятельности;

г) методы музыкального самовоспитания.

Рассмотрим эти группы раздельно.

Методы формирования музыкально-эстетического сознания

Эта группа методов предусматривает совокупность взаимодействий преподавателя и студентов (учеников), во время которых осуществляется усвоение содержания музыкального материала на основе сознательного здравомыслящего и оценочного отношения к нему. Таким образом, формируется музыкальное сознание, которое определяет уровень музыкального развития и музыкально-эстетичные ценностные ориентации личности.

В практике осуществления работы по музыкальному воспитанию можно выделить конкретные методы формирования музыкально-эстетического сознания — музыкальноэмоциональное влияние и убеждения.

Музыкально-эмоциональное влияние - специально созданная, целесообразная организация жизнедеятельности участников воспитательного процесса, связанная с использованием образцов музыкального творчества, которые влияют на эмоционально-образную сферу мышления личности. К этому относятся - демонстрации и иллюстрации определенных музыкальных произведений (образцов), сопровождаемые яркими выразительными и изобразительными элементами, которые вызывают соответствующую положительную эмоциональную реакцию (переживание).

Музыкально-эмоциональное влияние может быть прямым и косвенным. Оно может быть направлено на пробуждение и стимулирование внутренней и внешней активности воспитанников.

Убеждение - действия преподавателя, направленные на формирование личностного отношения воспитанников к музыкальному искусству, в соответствии с которым возникает конкретное отношение к музыкальному произведению (образцу), которое избирается ими как единое и возможное в данных условиях. К ним относятся - склонение, внушение, разъяснение, объяснение, сравнение и т.п.

Каждый уровень музыкального образования и воспитания (элементарный, средний, высший) определяется общими критериями, которые характеризуют качества музыкального развития личности на разных этапах.

По утверждению известной украинской исследовательницы проблем эстетического воспитания профессора Рудницкой О.П., критерии уровня сформированности музыкально-эстетического сознания личности определяются в процессе диагностики ее художественного развития в контексте проведения научно-педагогических исследований (8). Их можно условно разделить на три группы.

Первую группу представляют критерии ценностных ориентаций личности, направленных на общий художественно-эстетический кругозор. Для музыкального развития показателями развития этих ориентаций главнейшими есть такие:

• общая музыкально-эстетичная эрудиция учеников;

• наличие знаний в области музыкального искусства;

• частота общения с музыкальными произведениями;

• избирательность вкусовых предпочтений;

• стремление к самостоятельной музыкальной деятельности.

В другую группу входят критерии оценки личностью музыкальных произведений, которые характеризуют её способность к эмоциональному сопереживанию художественному образу, эмпатичному проникновению в замысел автора, умения анализа и интерпретации произведения.

Главными показателями оценочной деятельности выступают:

• адекватность эмоционального реагирования на музыкальное произведение;

• опыт определения содержательной сущности элементов музыкального языка;

• наличие и характер ассоциаций;

• обоснованность оценочных суждений;

• целостность и полнота постижения произведения;

• умение соотносить вербальную и исполнительскую интерпретации музыкального искусства.

К третьей группе относятся критерии самооценки своего эстетического отношения к музыкальному искусству. Эти критерии характеризуют склонность личности к самопознанию, творческой деятельности, ориентированной на самосовершенствование.

Главными показателями самооценки есть:

• готовность к самооценке своих художественных впечатлений;

• критичность оценки собственной подготовки к общению с музыкальным искусством;

• способность к осознанию имеющихся внутренних разногласий;

• стремление к самосовершенствованию;

• умение определять и планировать свое дальнейшее музыкальное развитие.

Ценностные ориентации, эстетичные оценки и самооценки тесно связанные между

собой как целостное функциональное образование и в своей совокупности определяют общий уровень сформированности музыкально-эстетического сознания личности.

Методы организации музыкально-эстетической деятельности и формирование опыта практического музыкального творчества

Эта группа методов определяется прикладным характером и направлена на создание практических (деятельностных) ситуаций в процессе музыкально-воспитательной работы. Главной задачей музыкально-педагогических работников в реализации методов организации музыкально-эстетичной деятельности и опыта практического музыкального творчества выступает формирование у воспитанников повседневного стремления к практической музыкально-творческой деятельности.

К методам организации музыкально-эстетичной деятельности и формирование опыта практического музыкального творчества следует отнести: приучение; упражнения; педагогическое требование.

Приучение - взаимодействие между участниками музыкально-воспитательного процесса, во время которых происходит привитие воспитанникам навыков практической музыкально-творческой деятельности.

С первым опытом общения с музыкальным искусством преподаватели приучают учеников к практическому исполнению музыкальных произведений, участию в музыкальном самодеятельном творчестве, коллективных музыкальных мероприятиях.

В процессе профессионального музыкального обучения методы приучения реализуется в повседневном участии студентов (учеников) в музыкальной жизни учебного заведения - посещении и участии в концертах, лекториях, других мероприятиях, направленных на распространение и пропаганду музыкального искусства.

Упражнения - многоразовые повторения определенных музыкально-творческих действий (задач), целью которых являются закрепление и усовершенствование практических навыков музыкального исполнительства.

В практике музыкального образования исполнение упражнений чаще применяется в музыкальном обучении и составляет одну из решающих условий технической подготовки музыканта. Поэтому в музыкальном воспитании этот метод приобретает эффективность в сочетании с другим методом воспитания - убеждением.

Педагогическое требование - педагогически целесообразный, спланированный или импровизированный поступок воспитателя направленный на смену личностного поведения воспитанника или его отношения к своей деятельности.

В практике профессиональной музыкальной подготовки педагогическое требование есть одним из главных факторов определения и формирования характера творческой деятельности будущего музыканта. Педагогические требования могут быть связаны как с учебно-воспитательной работой, так и с повседневностью.

Например, будущим инструментальным исполнителям во время самостоятельных занятий над программой по специальности преподаватели ставят требование разыгрываться не упражнениями и гамами, а отрывками произведений, которые изучаются; вокалистам запрещают принимать участие во внеурочном и самодеятельном творчестве и т.п..

Формирование опыта практического музыкального творчества будущего музыканта тесно связано с общественностью. Поэтому в его музыкальном воспитании значительную роль сыграет общественное музыкальное мнение - состояние массового отношения разных групп людей к событиям и фактам музыкальной действительности. Зачастую оно выполняет консультативную и контрольную функцию, становится своеобразным экспертом уровня практического совершенства музыканта.

Общественное мнение - это взгляды и суждение преподавателей, коллег, товарищей, знакомых и других людей по поводу практической музыкально-творческой деятельности студента (ученика), что положительно или отрицательно влияет на процесс формирования его музыкально-практического опыта.

Поэтому общественное музыкальное мнение необходимо выделить в специфический метод формирования опыта музыкально-творческой деятельности будущего музыканта, который характеризуется объективным проявлением, не зависимым от характера и содержания музыкально-воспитательной работы.

Методы стимулирования практической музыкальной

деятельности

Стимул в музыкальном воспитании — это специально организованное влияние на сознание, мотивацию, чувство и волю личности с целью повышения ее музыкальнотворческой активности.

Стимулировать - означает побуждать к определенным действиям. Процесс стимулирования в общем значении можно рассматривать как движущую силу воспитания. С другой стороны - как совокупность специальных методов, которые применяются педагогом для создания ситуации побуждения личности к определенным действиям.

В качестве основного метода стимулирования в музыкальном воспитании становится педагогическое требование.

В свое время А.С. Макаренко разработал целую систему педагогических требований к детям, личности, коллективу. В его практической работе эти требования сыграли большую роль в формировании сознания и морального поведения его воспитанников.

В музыкальном воспитании форма требований имеет индивидуальный характер в зависимости от особенностей каждой личности: одному достаточно напомнить, намекнуть, другому необходимо высказать требование категорически.

Педагогическое требование может быть прямым (непосредственным) и опосредованным (косвенным).

Прямое требование выдвигается педагогом, как правило, декларативно, относится ко всем без исключений и подлежит соответствующему выполнению без всяких возражений.

Опосредованное (косвенное) требование в своем составе кроме прямого имеет рекомендательное или оценочное отношение преподавателя к деятельности ученика (студента) -это требование-совет, требование-намек, требование-просьба и т.п.

Другим методом стимулирования в музыкальном воспитании есть соревнования. Особенно этот метод приобретает значительную эффективность на начальном этапе формирования музыкальных качеств личности. Реализация его осуществляется в процессе участия студента (ученика) в разных конкурсах, показательных выступлениях, концертах и других мероприятиях, в которых он демонстрирует свои достижения в сравнении с другими.

В практике работы музыкальных учебных заведений метод соревнования применяется в проведении конкурсов на лучшее исполнение произведений отдельных композиторов, посвященных их юбилейным датам, академические концерты и прочее.

К методам стимулирования нужно отнести также поощрение и наказание.

Поощрение - моральное или материальное влияние на воспитанников, которое положительно характеризует их деятельность и побуждает к дальнейшему совершенствованию своих достижений.

Моральное поощрение может быть в форме одобрения определенных поступков и достижений, наград грамотами, дипломами, размещением портретов на досках наилучших студентов (учеников), другими отличиями.

К материальным формам поощрения принадлежат денежные вознаграждения, ценные призы и т.п.

Наказание — моральное, психолого-педагогическое влияние на личность, с помощью которого происходит коррегирование и коррекция поведения личности. Наказание вызывает неприятные переживания и чувство стыда за совершенные поступки или невыполнение общих принятых воспитательных требований. А.С. Макаренко образно называл это состояние "выталкиванием из общих рядов". При применении методов наказания необходимо придерживаться высокой объективности и учитывать индивидуальные особенности будущих музыкантов. Несправедливые наказания в музыкальном воспитании могут создать конфликтную ситуацию или привести к тому, что ученик (студент) может потерять веру в возможность овладения музыкальным искусством по причине недостатка музыкальных способностей.

К наказанию в музыкальном воспитании нужно отнести: замечания, претензии, отрицательные выводы и оценки деятельности.

Основным требованием к применению методов стимулирования практической музыкальной деятельности есть их комплексное применение.

Не целесообразно, например, строить воспитательный процесс исключительно на педагогических требованиях или на соревнованиях. Это, с одной стороны, может притупить творческий, инициативный подход личности к музыкальным занятиям. С другой стороны -это может развить нездоровый дух соперничества, что приведет к отрицательным моральным взаимоотношениям в коллективе и будет оказывать содействие развитию амбициозных отрицательных качеств будущего музыканта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы музыкального самовоспитания

Общеизвестно, что самовоспитание - это процесс целенаправленной самостоятельной работы личности над совершенствованием своих личностных качеств.

Самовоспитание личности может осуществляться в интеллектуальной, моральнопсихологической и физической сфере. Оно приобретает характер самообразования, которое может быть организованной или спонтанной.

В процессе профессионального музыкального воспитания самовоспитания играет важнейшую роль. Ни один выдающийся музыкант, композитор не стал бы выдающимся без обучения и воспитания, но решающую роль в их становлении сыграло именно самовоспитание.

На основе общих известных психолого-педагогических определений методы музыкального самовоспитания можно условно поделить на подгруппы: методы самопознания; методы самовоздержания; методы самопринуждения, творческие и эвристические методы.

Самопознание - процесс определения своих музыкальных свойств в сравнении с требованиями, которые выдвигаются для определенного уровня музыкальной образованности. К методам самопознания относятся - сравнительное наблюдение за собой; самоанализ и сравнения себя с другими людьми - музыкантами более высокого уровня.

Самовоздержание - действия личности, направленные на ограничение или недопустимость отрицательных, не желательных поступков в своей деятельности. К методам самовоздержания нужно отнести самовнушение; самоотказ; самозапрет; самонаказание.

В практике профессионального музыкального воспитания методы самовоздержания могут реализовываться, например, в предотвращении участия в низкохудожественных музыкальных мероприятиях, не смотря на материальное вознаграждение, сдерживании себя от участия в так называемых "халтурных" выступлениях и т.п.

Самопринуждение - действия, направленные на совершенствование своих качеств свыше обязательных требований, которые выдвигаются перед личностью.

К основным методам самопринуждения необходимо отнести: соблюдение личного режима дня; выполнение личного плана самостоятельных занятий; обязательное посещение или участие в мероприятиях, связанных с будущей профессией.

Творческие и эвристические методы самовоспитания - это действия, направленные не на формальное, а на качественное, образцовое выполнение задач, добавление к ним своего личного творческого отношения. В воспроизведение каждого музыкального произведения, музыкальной фразы можно вложить своёнеповторимое звучание, свое открытие. Стремление к этому и является реализацией творческого или эвристического метода самовоспитания.

Но главным для будущего музыканта в самовоспитании есть соблюдения личного режима дня и добросовестное выполнение плана самостоятельных занятий.

Формы организации музыкального воспитания

Формы организации музыкального воспитания - внешние характеристики музыкального воспитательного процесса, которые предопределяются количеством его участников и видом музыкальной деятельности.

В музыкальном воспитании принято разделять такие формы его организации: массовые; групповые (клубные); индивидуальные.

Массовые формы организации музыкального воспитания, как правило, применяются в общественном воспитательном процессе. Они являются частью учебно-воспитательного процесса любого учебного заведения.

В общественной жизни массовые формы организации музыкального воспитания внедряются средствами массовой информации, разными творческими организациями, развлекательными учреждениями.

Массовые формы музыкального воспитания по степени их влияния на личность можно условно разделить на активно действенные и пассивно действенные.

Активно действенные формы нацелены на активное участие каждого участника. В практике - это массовые коллективные музыкальные мероприятия (совместное пение, музицирование, выполнение музыкально-ритмических упражнений, дискотеки и т.п.).

Пассивно действенные — это мероприятия, которые не предусматривают активного практического участия участников и направленные на репродуктивное восприятие музыкальных явлений. К ним относятся посещение концертов, музыкальных лекториев, просмотр и прослушивания телерадиопрограмм и прочие.

Групповые (клубные) формы организации музыкального воспитания отмечаются небольшим количеством участников, которых объединяет определенный музыкальный жанр

или тематика. В практике музыкальной работы наиболее популярными являются: клубы любителей старинной музыки, так называемые фан-клубы почитателей определенных исполнителей, любителей современных музыкальных жанров, течений и т.п..

Индивидуальные формы организации музыкального воспитания чаще применяются в профессиональной подготовке музыкантов и тесно объединяются с учебным процессом.

В практике - это индивидуальные занятия, во время которых рядом с учебными задачами решаются вопрос воспитательного плана:

• знакомство с особенностями творчества композитора, произведение которого изучается, эпохи, в которой он жил;

• анализ средств выразительности и изобразительности музыкального произведения;

• создание ситуаций оценно-критического и сравнительного характера разбора музыкального произведения и прочие.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебн. пособие. — М.: Просвещение, 1983. — С.54.

3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — М.: Музыка, 1974. — С.12.

4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методы музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1989. — С.3-10.

5. Дьяченко Н.Г. и др. Теоретический основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях / Н.Г.Дьяченко, И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. — К.: Муз. Украина, 1987. — С.22-33.

6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1985. — С. 136-142.

7. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — С.31-33.

8. Ростовський О.Я. Методика викладання музики в основній школі: Навч. посібник. — Тернопіль, 2001. — С.8-10.

9. Рудницька О.П. Педагогіка: загальна та мистецька. — Навч. посібник. — К.: АПН України, 2002. — С.251-258.

10. Станиславский К.С. Работа актера над собой. — М.: Искусство, 1951. — С.3.

11. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб, 2000 - С.6-13.

GENERAL METHODS AND FORMS OF MUSIC UPBRINGING EDICATION

O.V.Mikhailichenko

It is considered the problem of methods and organizational forms of upbringing has been developed in detail in pedagogy. In the meantime this problem is one of the most important in the theory and methods in organization of upbringing of students. The article examines the peculiarities of methods and forms of organization of music upbringing. The author performs the historicopedagogical analysis of the approaches to classifications of methods and forms of upbringing, and develops the own classification taking into account specific to music upbringing. The author defines the specific nature of using methods and forms of music upbringing by summarizing theoretical works in Russian and Ukraine pedagogy, basing upon practical activity of teacher-musicians.

Sumy State Pedagogical University named after A.S. Makarenro, Ukraine

e-mail:

olegis@meta.ua

Key words: music upbringing, forms and methods of organization of music upbringing, classification of methods and forms of upbringing, problem of upbringing methods in the history of pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.