Научная статья на тему 'Общие интересы операторов связи и операторов спутникового вещания'

Общие интересы операторов связи и операторов спутникового вещания Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы —

Спутники связи и вещания, которые становятся все более дешевым, мощным и эффективным средством передачи информации, обретают растущую популярность у операторов связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие интересы операторов связи и операторов спутникового вещания»

ПРАКТИКА

п ч нн

EBB ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ пп '

н ••

Общие интересы операторов связи и операторов спутникового вещания

Спутниковые каналы для доставки пользователям разнообразных услуг передачи данных и видео в сетях операторов связи используются достаточно давно. В своем стремлении создавать надежные и живучие сети следующего поколения, способные удовлетворять потребности в высокоскоростных и повсеместно доступных каналах связи, современные операторы вынуждены покупать определенную емкость каналов у владельцев спутников связи и вещания.

Поскольку цель операторов связи - привлечь как можно больше новых пользователей, предупредить сИигп-эфффект и активно сотрудничать с такими богатыми контентом сервисами, как !РТУ, спутники могут стать важнейшим средством передачи информации. Тем самым операторы связи внедряются в сферу телевизионных операторов и создают конкуренцию провайдерам услуги непосредственного спутникового вещания - РТИ.

Однако в операторской среде развиваются также взаимоотношения симбиотического характера: операторам связи необходимы спутниковые каналы, чтобы обогатить и расширить сферу действия своего бизнеса, тогда как провайдеры сервиса РТИ начинают использовать операторов связи для доставки ТВ-программ постоянно расширяющейся пользовательской базе. Правда, перспектива такого взаимодействия зависит от того, насколько широко в наземных сетях внедряется технология РТТХ.

Конкуренция со стороны владельцев кабельных сетей, необходимость постоянно повышать пропускную способность каналов и их количество - эти и другие факторы склоняют операторов к строительству волоконно-оптической инфраструктуры. Чтобы привлекать пользователей и удерживать их в своих сетях, операторы связи одновременно должны развивать пакетное представление услуг и повышать скорость передачи информации. Однако когда волоконно-оптические сети начинают поддерживать не только телевизионное вещание, но и адрес-

ВеКкАЧЕСТВА №3 • 2013

Спутники связи и вещания, которые становятся все более дешевым, мощным и эффективным средством передачи информации, обретают растущую популярность у операторов связи.

ное телевидение, возникают серьезные технические проблемы. Большинство сетей FTTX находится в городских центрах - внедрять их в сельские и удаленные домовладения, расположенные в малонаселенных местностях, экономически малоэффективно.

Слово - за гибридными решениями?

«В своем стремлении предоставлять пользователям и телевизионные услуги операторы связи сталкиваются со все той же старой проблемой: как обеспечить достаточно надежный, многоканальный и высокоскоростной телевизионный сервис всей пользовательской базе?» - говорит Ив Фелтис, специалист по связям с электронными средствами массовой информации спутникового оператора SES. Ни в одной стране мира волоконно-оптические сети не охватывают 100% населения, поэтому операторы связи всегда будут испытывать потребность в спутниковых каналах для привлечения потенциальных пользователей. Покупка оптом целого сегмента спутниковых каналов у владельцев спутниковых систем для операторов связи на сегодняшний день - единственное надежное средство подключения к своим сетям пользователей любого типа.

Хорошей новостью для операторов является то, что спутниковая связь и вещание становятся высокоскоростными, дешевыми и функционально более развитыми, то есть, более привлекательными для них. В частности, новые спутниковые технологии позволяют снизить стоимость транспондеров, повысить эффективность и скорость передачи информации через спутники. Пользуясь растущим спросом на широкую полосу частот каналов передачи информации, спутниковые операторы внедряют новое поколение спутников типа «Bird». Сегодня вводятся в эксплуатацию высокоскоростные спутники Ка-диапазона, обладающие более высокими показателями параметра «эффективность-стоимость», которые, к тому

□ GH

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЕШ

ч

ПРАКТИКА

же, обеспечивают большую пропускную способность на меньшем орбитальном сегменте.

Такой характер развития спутниковых систем связи и вещания является реакцией на самую значительную проблему, которая возникла у провайдеров услуги DTH: относительно слабый обратный спутниковый канал. Этот недостаток создавал трудности в предоставлении интерактивных приложений, в частности, сервиса «видео по запросу» (№D).

Спутники Ku-диапазона являются маломощными и обладают большой задержкой на ответный сигнал - таково мнение специалистов операторской компании Tooway Direct, владеющей 83 транспондерами Eutelsat, расположенными над Европой и Северной Африкой. Скорости передачи каналов новых спутников Ка-диапазона - 20 Мбит/с с обратным каналом в 6 Мбит/с и задержкой менее 0,5 с. Типичные значения скоростей передачи у спутников Ku-диапазона не превышают 3 Мбит/с при обратном канале в 500 Кбит/с.

Новые механизмы предоставления телевизионных услуг меняют рыночный ландшафт и углубляют отношения между конкурентным Интернет-телевидением (IPTV) и провайдерами сервиса DTH. Специалисты-аналитики компании Gartner считают, что и те, и другие могут и дальше развивать свой бизнес, если будут использовать гибридные решения его организации. Чтобы избежать перегрузки сетей связи и обеспечить высокое качество услуг некоторые линейные каналы следует организовывать через спутники, тогда как индивидуальное обслуживание, в частности, услугу «видео по запросу» целесообразно поставлять через сервис IPTV.

Некоторые спутниковые компании для расширения перечня своих услуг купили провайдеров сервиса IPTV. Другие компании внедряют такие модели ведения бизнеса, которые позволяют связываться с различными рыночными сегментами и работать совместно с сетями доставки контента, собственниками инфраструктуры (преимущественно городской), а также с самым молодым сегментом пользователей. Они также стремятся использовать пропускную способность своих спутников для распространения местного контента в регионах, которые до этого не были охвачены спутниковой связью и вещанием.

В последние годы все более популярными становятся плоские, многофункциональные телевизоры, ТВ-приставки и игровые консоли, которые имеют доступ в Интернет. С другой стороны, любое устройство, обладающее IP-доступом, может быть подключено к телевизору, обеспечивая спутниковые программы и приложения, поставляемые с использованием наземной модели вещания.

В гибридных сетях некоторые DTH-приставки имеют постоянные широкополосные порты, поставляющие контент владельцу спутниковой приставки из Интернета от провайдеров сервиса IPTV. Это позволяет допол-

нить возможности непосредственного спутникового телевидения каналами наземного цифрового телевидения, Смешанные сетевые технологии используются для того, чтобы обслуживать все вещательные платформы, а партнерство между вещателями и поставщиками контента расширяет и обогащает службы вещания,

Операторы связи также оказываются составной частью экосистемы вещания, а иногда и звеном в системе, обеспечивающей игровую интерактивность. Специалисты ряда ведущих компаний отрасли говорят о росте доверия пользователей ко всем участникам вещательного бизнеса, использующего гибридные технологии передачи и распределения услуг. Для того чтобы выйти на пользователей провайдеры контента будут и дальше смешивать и сочетать различные технологии доставки своих информационных продуктов: через !РТУ, сервис РТИ, наземное и спутниковое телевидение. В свою очередь, провайдеры услуг спутниковой связи и вещания порой становятся партнерами операторов связи, распространяя их контент, особенно в тех случаях, когда они в принципе не могут расширить транспортные возможности своих сетей, например, за счет !Р-формата,

Несмотря на то, что спрос на пропускную способность систем и каналов связи растет, появившаяся на сетях связи и вещания новая технология сжатия информации стандарта МРЕЭ-5 позволит в будущем снизить на 40% потребности в полосе передачи каналов связи. Эта тенденция в совокупности с ростом объемов цифровых потоков может в отдаленной перспективе привести к тому, что весь контент будет поставляться через сервис !РТУ,

Некоторые операторы используют совершенно новые модели развития бизнеса. К примеру, в Германии компания Уос^оп начала применять на сети гибридное кодирующее устройство, которое передает телевизионный сигнал через спутник, аналоговую кабельную сеть или через сервис !РТУ, автоматически выбирая соответствующую платформу передачи для того или иного приложения.

Выгодной и удобной для использования как операторами связи, так и провайдерами сервиса РТИ, является новая система приема и распределения спутникового телевидения. С ее помощью спутниковый сигнал принимается единым для всего домостроения спутниковым терминалом, после чего передается на любое приемное устройство в доме с помощью обычных Wi-Р1-маршрутизаторов. Восемь различных устройств мобильной связи могут одновременно принимать различные каналы. При желании пользователь может заменить спутниковый терминал, однако спутниковую параболическую антенну при этом ему менять не придется. Специалисты европейской спутниковой компании БЕБ пола-

№ 3 • 2013 ВеЮКАЧЕСТВА

ПРАКТИКА

2D3

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

гают, что потребность в широкополосных каналах будет расти по мере развития новых технологий.

Одна из самых трудных проблем отрасли связана с телевидением высокой четкости (HD), которое становится важным фактором в конкурентной борьбе операторов. Новые 145-дюймовые телевизоры имеют разрешение в 34 миллиона пикселей, что требует ТВ-канала с полосой пропускания, в 16 раз превышающей полосу частот телевизионного сигнала существующего ТВВЧ (full HD). По мнению специалистов спутниковой компании Novelsat, провайдерам спутникового телевидения придется работать в стандарте DVBS2, представляющем собой второе поколение стандартов спутникового вещания. Он обеспечивает в два раза более высокое разрешение при воспроизведении телевизионного изображения. Разумеется, использование данного стандарта возможно при условии, что спутниковые ретрансляторы для передачи ТВ-сигнала указанного стандарта обеспечат соответствующую полосу частот спутниковых каналов.

Компания Novelsat разработала и внедряет третье поколение технологии модуляции ТВ-сигнала, которая обеспечивает пользователям высокоскоростное ТВ-вещание. При этом компания сократила в два раза затраты на рабочую полосу частот спутникового канала. К середине 2013 г. компания планировала обеспечить на спутниковых каналах в прямом направлении («вверх») и в обратном направлении («вниз») скорость передачи 1 Гбит/с. Столь высокая скорость передачи информации на спутниковых каналах необходима не только для высокоскоростного ТВ-вещания, но и для эффективной передачи Интернет-сервисов сельским пользователям.

Компания Novelsat начала работать с операторами в процессе разработки более высокоскоростного и функционально развитого спутникового модема, который окажет существенное влияние на рынок услуги Интернет-телевидения. Операторы мобильной связи также ожидают появления более емкого обратного канала со спутника связи и вещания. Вероятно, рынок ожидают большие перемены, поскольку его участники пересматривают свой бизнес, экспоненциально растет пользовательская база, а цены на оборудование падают по мере расширения бизнеса спутникового ТВ-вещания. Владельцы каналов станут главными игроками и даже диктаторами на рынке услуг видео, а все три вещательные платформы обретут свои контингенты пользователей. Благодаря этому и провайдеры видео-информации получат преимущества, позволяющие повысить доходы от их бизнеса.

Что необходимо для успешной конкуренции на рынке

Чтобы успешно конкурировать на рынке операторам необходим сервис IPTV, однако для наиболее эффектив-

ВеКкАЧЕСТВА №3 • 2013

ной передачи контента этого сервиса, необходимы спутниковые каналы. Обычно операторы связи охотно занимаются бизнесом по передаче видеоинформации, и всячески стремятся удерживать пользователя на своих сетях. Сервис IPTV является простейшим, наименее затратным при комплексном обслуживании и очень удобным в тех случаях, когда оператор располагает необходимой пропускной способностью каналов и оборудованием для обеспечения необходимого покрытия. Практически единственная возможность обеспечить данным сервисом всех пользователей - это использовать спутники связи и вещания. Так поступили компании Orange и SFR во Франции.

Успешность внедрения сервиса IPTV в операторскую практику в разных странах может быть различной, так как зависит от того, насколько высокоскоростными являются их сети связи и в какой мере оператор учитывает права поставщика контента. Операторы испытывают определенный недостаток опыта в подобном бизнесе, поскольку телевизионное вещание традиционно не является областью коммерческих экспериментов. Тем не менее, они успешно заключают контракты с собственниками контента и организуют свои собственные ТВ-каналы и платные программы.

На рынке высокоскоростного телевидения сервис IPTV становится еще одним каналом распределения контента, популярность которого постепенно растет. Собственники контента, нуждающиеся в самой разнообразной инфраструктуре распределения и доставки своих продуктов, вынуждены вести переговоры с операторами связи.

По прогнозу аналитической компании Gartner, доля услуги IPTV в среднегодовом приросте продукции отрасли (GAGR) за период 2010- 2025 гг. достигнет 18%. В конце 2011 г. во всем мире насчитывалось около 51 млн пользователей сервиса IPTV. Ожидается, что пользовательская база этого сервиса к 2015 г. достигнет 100 млн.

Согласно данным аналитической компании Analysys-Mason, в общих объемах услуг платного телевидения (Pay-TV), потребляемых домостроениями в Европе в 2011 г., сервис IPTV занимал 6,3% по сравнению с долей в 16,5%, принадлежащей спутниковому телевидению, 13,3% - аналоговому кабельному телевидению и 13,6% -цифровому кабельному телевидению.

На состояние бизнеса всех игроков европейского рынка телевизионных услуг в значительной мере влияет ситуация в экономике, жесткая конкуренция среди сервисных и вещательных платформ, а также наличие в странах Евросоюза необходимых объемов свободного высококачественного телевизионного контента. ■

По материалам журнала European Communications

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.