General and private functions a teacher of labor training during the professional activity Nurumbetova U. , Boltaboyev S. , Tuxtashev U.
(Republic of Uzbekistan)
Общие и частные функции преподавателя трудового обучения в процессе профессиональной деятельности Нурумбетова У. К. , Балтабаев С. А. , Тухташев У. Ф.
(Республика Узбекистан)
1Нурумбетова Умида Казимовна /Nurumbetova Umida - преподаватель,
2Балтабаев Салимбой Акрамович /Boltaboyev Salimboy - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики профессионального образования,
3Тухташев Умарали Файзирахманович / Tuxtashev Umarali - студент, кафедра информационных технологий,
Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в настоящей статье ведётся речь о компонентах профессиональной деятельности преподавателя трудового обучения: конструкторском, организаторском, коммуникативном,
информационном, технологическом и др., также обращается внимание на общие и частные функции, на структуру деятельности преподавателя трудового обучения.
Abstract: this article is dedicated to the components of the professional activity of the teacher labor studies: design, organizational, communication, information, technology, and others also draws attention to the general and specific objectives, the structure of the teacher labor training.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, трудовое обучение, конструктор, организатор, коммуникативная, информационная технология.
Keywords: professional activities, employment training, constructor, organizer, communication, information technology.
Трудовое обучение как единая учебная дисциплина, формирующая знания, навыки и умения учащихся по конкретным сферам производства, имеет свои специфические особенности.
Трудовое обучение - процесс умственной и физической деятельности обучаемых под руководством преподавателя, это учебная дисциплина, ориентированная, в конечном итоге, на овладение ими знаниями об орудиях, средствах и процессах труда; навыков и умений, необходимых для производственного труда в определенной отрасли; осознаный выбор профессии; развитие мышления и личностных качеств, способствующих приобщению к созидательной трудовой деятельности на благо общества и самой личности.
Занятия по трудовому обучению в общеобразовательной школе проводятся в специальных учебных кабинетах, учебно-опытной площадке, машино-тракторном парке, в производственных предприятиях, на полях. Осуществляется трудовое обучение в ходе различных учебно-воспитательных мероприятий. В процессе этих занятий создается общественно-полезная продукция, главное, формируются личные качества, присущие представителям той или иной профессии.
Все это предъявляет к современому преподавателю трудового обучения определенные требования:
1) высокая идейность. Как наставник подрастающего поколения учитель (воспитатель) должен быть, и воспитывать своих учеников преданными своей Родине, народу, формировать их национальное мировоззрение;
2) владение прочными техническими знаниями, навыками и умениями. Для эффективной организации процесса трудового обучения учитель должен прочно усвоить элементы столярного, токарного, слесарного дела, электротехники т т. п., постоянно повышать уровень своих теоретических и практических знаний кейинги амалий;
3) высокий уровень психолого-педагогических знаний. Современный учитель труда должен овладеть на должном уровне не только необходимыми знаниями, но и формами, методами и средствами эффективной передачи этих знаний учащимся.
Процесс овладения знаниями и умениями имеет свои определенные закономерности. Учитель труда должен прочно усвоить основные положения педагогики, психологии, являющиеся основой учебновоспитательного процесса [1].
В ГОС [2] приведены требования к подготовке учителя трудового обучения:
- владение системными знаниями мировоззренческого характера, знание основ гуманитарных и социально-экономических наук, акутальных вопросов государственной политики, умение самостоятельно анализировать общественные проблемы и процессы;
- знание истории Родины, умение выражать и научно обосновывать свое мнение по вопросам нравственных, национальных и общечеловеческих ценностей, иметь активную жизненную позицию, основанную на национальной идее;
- иметь целостное представление о процессах и явлениях природы и общества;
- знание правовых и нравственных криериев, определяющих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, учет их в профессиональной деятельности;
- владение методами сбора, хранения, обработки и пользования информацией, умение принимать самостоятельные обоснованные решения в профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно овладевать новыми знаниями, постоянное самосовершенствование, научная организация своего труда.
Учитель трудового обучения является лицом, предоставляющим учащимся общеобразовательных школ информацию о новой технике и технологиях. Это должен быть всесоронне знающий, компетентный в своей профессии человек. Для этого следует овладеть глубокими знаниями по общепрофессиональным дисциплинам, умением их применять в своей деятельности.
Подготовка учителя трудового обучения насколько бы ни была основательной, не может быть законченной, совершенной. Как извастно, современное производство развивается очень быстрыми темпами, соответственно, непрерывно совершенствуются орудия труда и технологические процессы. Все это в определенной мере находит свое отражение в трудовом обучении. Значит, перподаватель трудового обучения должен постоянно следить за развитием науки и техники, информировать учащихся в доступной для них форме об этих новшествах.
Профессиональная деятельность преподавателя трудового обучения состоит из конструкторского, организаторского, коммуникативного, информационного, развивающего, мобилизационного, контрольного, технико-технологического компонентов.
Можно условно разделить общие для деятельности всех учителей и частные задачи преподавателя трудового обучения. Приведенные в таблице 1 важные задачи преподавателя трудового обучения позволяют сформировать полное представление о его профессиональной деятельности, и могут способствовать разработке содержания подготовки высококвалифицированного преподавателя трудового обучения в высших педагогических образовательных учреждениях.
Таблица 1. Задачи преподавателя трудового обучения
Функции общего уровня Функции частного уровня
Конструктивно-практические задачи
- проектирование учебновоспитательного материала; - проектирование последующей деятельности (уроков, внеклассных мероприятий); - проектирование последовательности своих действий. - работа с научно-техническим и дидактическим материалом при организации учебно-воспитательной работы; - изучение содержания учебного материала c учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; - планирование методов и организационных форм обучения, обеспечивающих политехническую ориентацию; - дидактическое обоснование выбора рациональных операций и объектов труда; - изучение и учет профессиональной ориентации отдельных учащихся и коллектива.
Организационные функции
- организация своей професиональной деятельности (педагогических действий); - организация деятельности учащихся. - умение представлять учащимся нужные сведения, выбор необходимых технических и иных средств обучения, совершенствование готовности учащихся к общественно полезному труду, практических, нравственных, моральных, педагогических и иных условий для формирования учебно-трудовой деятельности; - привлечение учащихся к различным видам учебной деятельности, производственной деятельности; - организация внеклассных мероприятий научнотехнического творчества; - совершенствование профессиональной ориентации учащихся, развитие трудолюбия; - организация участия учащихся на соревнованиях и других мероприятиях; - анализ полученных результатов в сравнении с поставленной педагогической целью и начальными сведениями; - организация сотрудничества с семьей, трудовыми коллективами, общественостью с целью трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.
Коммуникативные функции
- налаживание правильных взаимоотношений с учащимися, в ученическом коллективе, с родителями, общественностью; - принятие во внимание вопросов и интересов учащихся, что способствует эффективности педагогического общения; - умение оценивать и правильно организовать информацию. - умение понимать и регулировать внутренние, социальные, межколлективные и межличностные отношения в процессе трудового воспитания и обществено полезного труда; - умение видеть и осознать на примере конкретного учащегося результаты практической деятельности, учет интересов и труда учащихся, профессиональной ориентации; - умение высказываться по поводу сложившейся ситуации, принимать воспитательные меры; - установление деловых отношений с родителями, коллегами, администрацией, педагогическим коллективом, заказчиками.
Информационные функции
- всесторонее и глубокое знание учебного материала; - владение современными методами и способами обучения; - эффективное использование дополнительных источников информации. - умение демонстрировать практические приемы обращения с оборудованием, инвентарем, материалами, орудием труда; - использование различных средств сообщения научной информации; - выбор технических средств обучения; - программированное обучение и контроль; - умение классифицировать понятия, закономернояти, навыки и умения, личностные качества трудового обучения и воспитания; - руководство самообразованием учащихся.
Развивающие функции
- чувственное и перцептивное управление; -систематизация, классификация, обобщение, анализ информации для учащихся; - способствование идейно-нравственому совершенствованию личности; - усвоение понятий, категорий, закономерностей в данной сфере. - профориентационный и воспитательный факторы; - наличие знаний, производственный труд, выбор и использование социально значимых объектов; - развитие творческой и трудовой активности учащихся; - развитие интереса к массовым профессиям,умений разделения целого на части, объединения частей в целое, сравнения, постановки вопросов; - организация научного и технологического процессов.
Мобилизационные функции
- самостоятельность деятельности учителя в выполнении мобилизационных функций; - направление учащихся на получение знаний, навыков и умений. - направлоние творческихинтересов учащихся; - развитие общественно-политической и трудовой активности; - развитие жизненого опыта и знаний для развития самостоятельного познания; - формирование у учащихся навыков применения усвоеных знаний в решении практических задач в ходе трудового обучения и воспитания.
Технико-технологические функции
- воспитение прочного интереса к науке, технике, применению их достижений в производстве; - ориентация на применение технических средств; - ориентация на моральнопсихологическую подготовку. - ориентация на расширение политехнического мировоззрения; - работа с научно-теримнологической терминологией; - изучение учебно-материальной базы трудового обучения; - обучение с применением инструментов, приборов, устройств, технических средств; - усвоение графической, расчетной деятельности; - усвоение способов ручной и механической обработки различных материалов; - конструирование и моделирование, техническая деятельность; - технико-экономическая оценка результатов учебно- трудовой деятельности учащихся; - систематическое пополнение технических, технологических, экономических, экологических и иных знаний; - совершенствование своей теоретической, практической и методической подготовки и т.п.
Для успешной реализации указанных задач у преподавателя трудового обучения должны быть сформированы практические умения и навыки:
- умственные, нравственные, педагогические;
- методические, общетрудовые, специальные, профессиональные;
- в области расчетов, проектирования, конструирования, измерения, проверки, рисования и составления;
- управления различными технологическими процессами, работы с приборами, инструментами, приспособлениями;
- непосредственного обращения с трудовыми объектами, предметами, рабочим инструментом и др. Глубокое понимание и четкое выполнение преподавателем трудового обучения своих функций - один из
решающих факторов в воспитании творческой личности, способной решать все новые задачи.
Литература
1. Давлетшин М. Г. Замонавий мактаб уцитувчисининг психологияси. - Т.: Узбекистан, 1999, - 29 б.
2. Меунат таълими бакалавр йуналиши давлат таълим стандарта.- Т.: ТДПУ.- 2007.
3. Турабеков Ф. С. Булажак меунат таълими уцитувчиларини тайёрлаш жараёнида ахборот технологияларини цуллаш методикаси: Пед. фан. ном. ... дисс. - Тошкент: ТДПУ, 2011. - 177 б.