УДК 342.55(470.316-21 Рыбинск)«1907» Елизаров Александр Владимирович
аспирант кафедры отечественной средневековой и новой истории
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ УЕЗДНОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1907 Г. (НА ПРИМЕРЕ РЫБИНСКОГО УЕЗДА)
Аннотация:
В статье просматриваются особенности деятельности уездной полицейской стражи - нового органа охраны общественного порядка и правосудия, созданного в результате реформирования системы уездного полицейского аппарата в начале XX в. В современной исторической науке деятельность уездной полицейской стражи остается малоизученной исследователями. Выявленные автором основные черты уездной стражи 1907 г. на примере Рыбинской команды помогают понять, что собой представлял новый орган, всецело осуществлявший правоохранительный контроль на местах Российской империи.
Ключевые слова:
уездная полицейская стража, полиция, основные черты, новый орган, правоохранительный контроль.
Elizarov Alexander Vladimirovich
PhD student, National Medieval and Modern History Subdepartment, Yaroslavl State University
GENERAL FEATURES OF THE DISTRICT POLICE GUARD OF THE YAROSLAVL PROVINCE IN 1907 (CASE STUDY OF RYBINSK DISTRICT)
Summary:
The article deals with activities of the district police guard as a new body of public order and justice created as a consequence of reformation of the district police apparatus in the early 20th century. The activity of the district police guard is poorly researched in the modern historical science. The author reviews the main features of the district police guard in 1907 by case study of the Rybinsk team, which exemplifies what way the new body executed the law enforcement in the regions of the Russian Empire.
Keywords:
district (uyezd) police guard, police, main features, new body (agency), law-enforcement control.
Охрана государственного порядка в истории развития любого государства является одной из самых важных задач. Государство стремится путем совершенствования и модернизации охранительных структур создать наиболее работоспособную схему охраны общественного порядка. Эта проблема особенно остро встала перед государственным аппаратом Российской империи после трагедии 1 марта 1881 г., а именно после убийства царя самодержца Александра II. После гибели отца император Александр III активно занялся реформированием полиции России. В частности, был создан Департамент полиции, который включил в себя охранные отделения, сыскные отделения, полицейские учреждения, пожарные команды и адресные столы, что способствовало централизации охранительных органов.
Этой модернизации, правда гораздо позже, только в начале XX в., подверглись и органы полиции местной - уездной. Так, 5 мая 1903 г. был издан закон, по которому в 46 губерниях европейской части Российской империи создавалась и вводилась уездная полицейская стража. Состояла она из пеших и конных стражников, среди которых, в свою очередь, были как младшие, так и старшие стражники. С введением уездной полицейской стражи упразднялся институт сотских, а полицейские функции десятских теперь исполнялись ими лишь в местах постоянного проживания. Подчинялась стража в пределах губернии губернаторам, в пределах уезда - исправникам.
Несмотря на то что данное нововведение было направлено на усовершенствование полицейского аппарата на местах, этой цели не удалось достигнуть в полном объеме из-за проблем в кадровой политике. В частности, после образования нового органа власти столкнулись с пьянством, самовольным отлучением из расположения, драками, низким уровнем военной подготовки в рядах стражников [1, л. 42-43]. Всё это привело к тому, что через три неполных года, в феврале 1906 г., заведование строевой и боевой подготовкой стражников перешло из их собственных рук в ведомство губернских жандармских управлений. Начальникам таких управлений, в свою очередь, присваивались звания «губернских инспекторов полицейской стражи». Именно этот период деятельности реформированной уездной полиции, а в особенности деятельности уездной полицейской стражи, крайне мало изучен современной исторической наукой.
С характерными для всей России проблемами столкнулась и уездная полицейская стража в Ярославской губернии, созданная по закону 1903 г. В 1906 г. ее подготовка была передана
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 17)
ярославскому губернскому жандармскому управлению, которое довольно рьяно начало инспектировать уездные команды стражников.
Что представляла собой уездная полицейская стража ярославской губернии на примере Рыбинской команды в 1907 г.? Ответ на этот вопрос, основанный на материалах Государственного архива Ярославской области, и является целью данной статьи.
Наиболее полные сведения о Рыбинской команде уездной полицейской стражи представлены в рапортах рыбинского уездного исправника ярославскому губернатору. Из них становится известно, что численность Рыбинской команды по штату на октябрь 1907 г. составляла 80 человек. Все стражники являлись запасными нижними чинами российской армии (5 кавалеристов, 2 артиллериста, остальные - из пехотных полков). Из общего числа конных стражников было 28, а пеших - 52 человека [2, л. 315-316].
Для полноценного осуществления охраны города и оперативного отклика на обращения населения, Рыбинская команда была разделена на два пункта постоянного квартирования. Так, на западной окраине города, в так называемой Хомутовской слободе, находилась команда, разделенная на два отряда, из 33 пеших стражников, среди которых был один старший. В самом городе Рыбинске были расквартированы 28 конных стражников (из них один старший) и 19 пеших, среди которых также был один старший стражник [3, л. 19]. Рыбинские стражники были задействованы в охране государственных учреждений, таких как пристани, казенные палаты, винокуренные склады, почтово-телеграфные конторы. Также стражники должны были каждый день производить разъезды по городу с целью пресечения противоправных действий.
Рыбинск являлся одним из крупнейших городов Ярославской губернии, поэтому команда стражников в нем уступала по численности только команде города Ярославля. Соответственно, и внимание со стороны ярославского губернского жандармского управления к состоянию и боеспособности команды было самым пристальным. В отличие от остальных городов губернии, подготовкой и проверкой состава стражи Рыбинска занимался либо сам начальник губернского жандармского управления, либо его помощник. В октябре 1907 г. в Рыбинск с инспекцией приезжал шеф жандармов Ярославского губернского управления генерал-майор П.Н. Шабельский. Он в целом положительно оценил состояние команды Рыбинской уездной полицейской стражи, выделив лишь изношенность формы, а также неоднообразность кавалерийских сёдел конных стражников [4, л. 315-318]. П.Н. Шабельский, помимо осмотра личного состава стражи, представил рыбинскому исправнику ведомость вопросов относительно состояния подведомственной стражи, на которые последний должен был дать ответ в письменной форме.
Ответы исправника дают представление о материальном обеспечении уездной полицейской стражи в Рыбинском уезде в 1907 г. Так, обмундирование каждого стражника состояло из шинели, мундира, шаровар, фуражки, папахи, летних рубашек [5, л. 315-318]. Снаряжение включало в себя патронные сумки, ружейные ремни, портупеи и поясные ремни. На вооружении у пеших стражников были четырехлинейные винтовки системы Бердана, к которым выдавалась одна пачка патронов. У конных стражников - винтовки и шашки драгунского образца. Старшие стражники были вооружены револьверами Нагана.
Характеризуя общие черты уездной полицейской стражи Ярославской губернии в 1907 г. на примере Рыбинского уезда, нельзя не отметить тот факт, что со стороны губернских властей и лично ярославского губернатора постоянно велась работа по устранению недостатков стражи, а также по повышению ее эффективности, мобильности, значимости и увеличению доверия к ней со стороны населения. В 1907 г. ярославский губернатор особым распоряжением приказал уездным исправникам организовать постоянные разъезды конных стражников в волости уезда. В приказе говорится: «...Придавая установленным мною разъездам особое значение, я сим вновь подтверждаю, что стражниками должна быть ясно усвоена цель этих разъездов; население должно быть уверено, что полицейская власть, в пределах возможного, является его охраной от злоумышленников и готова всегда прийти ему на помощь в различного рода бедствиях (пожар, наводнение). При такой уверенности, могущей создаться при безукоризненном поведении стражников, население будет сочувственно относиться к стражникам, видя в них защитников, и что, в свою очередь, даст стражникам возможность своевременно получать все сведения, необходимые полиции для точного соблюдения возложенной на нее законом обязанности.» [6, л. 253].
Примечательно, что именно рыбинский исправник, рапортуя ярославскому губернатору, предложил снабжать обозначенные разъезды четкой инструкцией, которая регламентировала поведение стражников в населенных пунктах уездов. Данный регламент был утвержден губернатором. Предпринятая мера сразу же дала положительный результат. Например, конные стражники Рыбинской команды, совершая разъезды и четко следуя инструкции, задержали четверых подозреваемых в грабежах и кражах у дачников в местности расположения дач у реки Черемухи. Задержанные в
дальнейшем были признаны виновными. Также в один из очередных рейдов был пресечен тайный сход в лесу рядом с городом, где звучали антиправительственные высказывания [7, л. 259].
Приведенное в общих чертах описание рыбинской уездной полицейской стражи в 1907 г. дает представление о состоянии этого правоохранительного органа Ярославской губернии. При всем наличии минусов в организации уездной стражи плюсом стало то, что, придя на смену сотским и частично десятским, стража стала более военизированной, оперативной и организованной структурой правопорядка, что значительно увеличило количество пресекаемых преступлений в губернии.
Организуя новые правоохранительные подразделения, власти столкнулись с рядом существенных проблем в деятельности уездной стражи, которые не всегда решались с должной оперативностью. Создание уездной полицейской стражи, даже при рассмотрении ее общих черт на примере 1907 г., явилось в крайней степени важным шагом в развитии правоохранительной системы на местах. Этой системе предстояло совершенствоваться под руководством губернских жандармских управлений и встать на защиту правопорядка и государственности в уездах и волостях Российской империи.
Ссылки:
1. ГАЯ О (Гос. арх. Ярослав. обл.). Ф. 906. Оп. 4. Д. 663.
2. ГАЯ О. Ф. 73. Оп. 4. Д. 4521.
3. Там же.
4. Там же.
5. Там же.
6. Там же.
7. Там же.