С.Н. Токарева,
кандидат исторических наук,
Курский государственный университет
ОБЩЕЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОВЕТСКИХ МИЛИЦИОНЕРОВ В 1920-е ГОДЫ
ALL-LEGAL PREPARATION OF THE SOVIET MILITIAMEN
IN THE 1920th YEARS
В статье рассматривается проблема юридического образования сотрудников советской милиции в 1920-е годы. Прослеживается переход от полного отсутствия правовых дисциплин к систематическому их изучению при подготовке кадров милиции.
In article the problem of legal education of staff of the Soviet militia in the 1920th years is considered. Transition from total absence of legal disciplines to their systematic studying when training militia is traced.
Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов тесно связано с подготовкой личного состава и поднятием его профессиональной квалификации.
В послереволюционное время, в период военного коммунизма и Гражданской войны мало внимания обращалось на уровень образования милиционеров. Ряды милиции пополнялись рабочими и крестьянами, которые были неграмотны или малограмотны (иногда до 25 % от налич-ного состава) и не имели милицейской выучки. Возникали временные курсы и школы, которые быстро расформировывались.
В работах по правоохранительным органам практически всегда рассматриваются вопросы кадровой политики, одним из элементов которой является подготовка личного состава [8]. Исследованию подвергались проблемы создания учебных заведений, уделялось внимание общей и профессиональной подготовке. По этим вопросам существуют как обобщенные труды, так и отдельные статьи [1]. Однако акцента на изучении правового блока дисциплин, его места и значения в образовании милиционеров 1920-х годов не ставилось.
В период военного коммунизма пополнение рядов милиции шло по принципу поддержки новой власти, ценились боевые и личные качест -ва, но, в общем, было не до учебы. Постепенно осознавалась необходимость поднятия уровня элементарных общих знаний. Так, программа курсов для милиционеров г. Орла в 1918 г. дели -лась на общеобразовательный и специальный курс о милиции, но последнему было отведено в два раза меньше часов, чем первому [2. — Л. 52—52, об.]. В программе действовавших мили -цейских курсов в г. Воронеже в 1920 г. не было
правовых дисциплин, а значительное внимание уделялось изучению уставов: строевого пехотно -го, гарнизонного, полевого, дисциплинарного [12. — С. 134—136].
По Проекту положения о курсах для подготовки командного состава милиции Орловской губернии при Инспекторском подотделе губми-лиции в 1920 г. вводились следующие обязательные предметы преподавания: политическая грамота; общая теория права и изучение дейст -вующего законодательства РСФСР (конституци -онное право РСФСР и изучение важнейших за -конодательных актов Рабочего и крестьянского правительства, административное, гражданское, уголовное право и уголовное судопроизводство); судебная медицина; конструкция аппарата мили -ции в масштабе РСФСР; служба наружной и розыскной милиции; делопроизводство; обучение военному искусству в объеме знаний военного и ротного командиров и практические занятия по указанным предметам [4. — Л. 127, об.]. Таким образом, для командного состава программа была более насыщенной и уже включала правовой блок. Однако мы не можем оценить, сколько времени уделялось именно юридическим дисци -плинам, так как в документе не указано отво-дившееся количество часов.
В период новой экономической политики начали обращать внимание и на профессиональную подготовку милиционеров, которая была достаточно разнообразной, но нас интересует — какое место среди занятий занимало получение юридических знаний.
В 1921 г., когда сложились благоприятные объективные условия и исчезли многочисленные фронты, было положено начало систематической
учебе. Обеспечение безопасности граждан теперь сводилось не только к открытому противодействию преступности, необходимо было принимать и превентивные меры. Для этого требовалась серьезная профессиональная подготовка. Кроме того, необходимо было урегулировать общественные отношения на основе развивающегося советского законодательства. Его распространение и исполнение требовали от милиционера знания материальных и процессуальных юридических норм. Первой задачей стала ликвидация общей и политической неграмотности, изучение милицейской службы и военная подготовка.
Но до середины 1920-х годов обучение милиционеров на местах носило «случайный» и временный характер. Конец 1924 г. стал поворотным пунктом в деле подготовки работников милиции. Потребность в профессиональных сотрудниках остро ощущалась на местах. Требования к милиции, в связи с развитием законода-тельства и возложением на нее новых обязанностей, ставили перед местными органами задачу поднятия квалификации работников. В разных регионах страны для подготовки служащих милиции использовались школы-резервы младшего командного состава. Но в течение 1925—1926 гг. отсутствие у административных отделов достаточных средств не позволяло проводить эффективную школьную работу [10. — С. 34]. Однако большинство школ ставили перед собой важную цель. Так, например, Тамбовская милицейская школа младшего комсостава «неуклонно стремилась выработать из курсанта не только механического исполнителя приказов и распоряжений, но и сознательного проводника советской власти и культурного строителя новой жизни, который бы умел не только передать известное распоряжение населению, но и помог бы осознать его пользу и необходимость в нашем строительстве» [9. — С. 28].
К концу 1920-х годов в стране для подготовки и переподготовки работников милиции и уголовного розыска существовали школы среднего начсостава, школы младшего начсостава и краткосрочные курсы [13. — С. 12]. Последние организовывались почти при каждом административном отделе, содержались за счет местного бюджета и действовали 2—4 месяца. Школы младшего начсостава существовали как школы ЦАУ НКВД за госбюджетные средства и как и школы местных адмотде-лов за счет местного бюджета.
Отмечалось, что в связи с признанием «необходимости более углубленного изучения правовых и специальных милицейско-угрозыскных предметов» [13. — С. 8] в школы милиции надо принимать лиц хотя бы с минимальным политическим развитием и общей грамотностью. От поступающих в младшие и средние школы начсостава требовался ряд знаний, помимо специальных актов о милицейской службе — общее представление о
Конституциях РСФСР и СССР, понятие об Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах и их применении [13. — С. 23, 25, 29, 30].
Учебный план школ среднего начсостава предусматривал деление предметов на четыре цикла: общеобразовательно-политический, правовой, военный со спортом и специально -милицейский или уголовно-розыскной. На первый отводилось 1 218 часов (924 ч. на младшем курсе и 294 ч. на старшем), на второй — 484 часа (168 ч. и 316 ч. соответственно), на третий — 397 часов (231 и 166), на четвертый — 859 часов (189 и 670) [13. — С. 41—42]. Таким образом, менее всего часов приходилось именно на правовой (общеюридический) цикл. Классных часов на военный цикл отводилось не много, но здесь не учтены строевые занятия, стрельба и физкульту -ра, так как они проходили во внеклассное время. Больше внимания правовому и специальномилицейскому циклам уделялось на старшем курсе, то есть во второй год обучения.
В специально-милицейский цикл входили следующие предметы: организация милиции, письмоводство и делопроизводство, служба милиции, материальная и финансовая отчетность, ознакомление с полицией буржуазных стран и судебная медицина. Овладение теоретическими знаниями в этом направлении должно было помочь милиционерам в повседневной работе.
Однако, по нашему мнению, на формирование правосознания каждого сотрудника и всего личного состава милиции преимущественно влияет овладение знаниями именно из юридического цикла предметов. Он включал следующие дисциплины: Конституция, ознакомление с кодексами (Трудовой, Земельный, Лесной) и изучение Гражданского, Гражданско-процессуального, Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов и административного права. Между этими предметами часы распределялись следующим образом. Младшему курсу на изучение Конституции в I семестре отводилось 42 часа (2 ч. в неделю), ознакомление с кодексами (ТК, ЗК, ГК и ГПК) и Вете -ринарным уставом в I семестре — 42 часа (2 ч. в неделю) и во II семестре — 84 часа (2 ч. в неделю), то есть всего 126 часов. На старшем курсе — на УК, УПК и дознание в I семестре определялось 100 часов (5 ч. в неделю) и во II — 132 часа (6 ч. в неделю), всего 232 часа; на административное право в I семестре выделялось 40 часов (2 ч. в неделю) и во II — 44 часа (2 ч. в неделю), всего 84 часа [13. — С. 43—44]. Таким образом, преимущество отдавалось изучению отраслей публичного (в частности, уголовного) права.
Учебный план школ младшего начсостава милиции был построен по аналогии, но с меньшим объемом часов: на общеобразовательно -политический цикл отводилось 598 часов, на военный — 219 часов (без физкультуры и стрельбы),
на правовой цикл — 273 часа, на милицейский цикл — 422 часа и 144 часа — на практические занятия [13. — С. 46—47]. В I (младшем) семестре изучались Конституция и советское право (ТК, ЗК, ЛК) — 105 часов (по 5 ч. в неделю) и во II (старшем) семестре на советское право (ГК, УК, УПК с судоустройством) выделялось 126 часов (6 ч. в неделю) и на административное право — 42 часа (по 2 ч. в неделю) [13. — С. 48—49]. К примеру, в Тамбовской милицейской школе младшего комсостава в 1924 г. для большей продуктивности работы в помощь учебной части были созданы предметные комиссии: 1) по политическим и общеобразовательным предметам (политграмота, основа советского права, русский язык, история и математика); 2) по юридическим предметам и 3) военная. По окончании классных занятий была проведена неделя экскурсий в губернский суд, народный суд, уголовно-розыскное отделение и другие учреждения [9. — С. 28]. Итак, в среднем по программам школ среднего и младшего начсостава милиции для получения теоретических знаний по правовому блоку отводилось 16% от всех классных часов.
Полугодовые и годовые экзамены проводи -лись по шести предметам, в том числе и по советскому законодательству, а по всем остальным устанавливались зачеты.
Реализацию программ на местах можно проследить на примере Тамбовской губернии. Переподготовка среднего комсостава милиции в местной милицейской школе в октябре-декабре 1925 г. была рассчитана на 276 часов: политэко -номия — 38 ч., правовые предметы — 83 ч. (Конституция — 10 ч., ГК — 12 ч., ГПК — 12 ч., ЗК — 5 ч., Вет. устав — 2 ч., ЛК — 4 ч., УК — 16 ч., УП К — 22 ч.), милицейская служба — 62
ч., подсобная группа — 93 ч. (сю да относились и 8 ч. уголовно-розыскной службы и техники уголовного розыска) [5. — Л. 13], то есть на правовые дисциплины предусматривалось 30% часов.
Учебный план двухмесячных курсов Тамбов -ской губернской милицейской школы младшего комсостава в 1925 г. был выработан в соответствии с приказом ЦАУ НКВД 1924 г. №59. Он рассчитывался вместе с практическими занятиями на 288 часов. Предметы разделялись на четыре группы: политические — 72 ч., правовые — 68 ч., милицейские — 62 ч., побочные — 46 ч. и 40 ч. отводилось на практическую работу [5. — Л. 73, об.]. При этой форме обучения правовым дисциплинам уделялось чуть больше внимания — около 24% от всех часов. Таким образом, курсы на местах, ориентируясь на программы из Центра, могли отводить больше времени на изучение правового блока. Кроме того, отметим, что чем выше уровень подготавливаемых милицейских должностей, тем больше вводилось юридических дисциплин.
С целью выявления отношения курсантов к учебному процессу перед выпуском проводилось анонимное анкетирование. В феврале 1926 г. в Тамбовской губернской милицейской школе среди наиболее интересующих предметов был назван уголовный кодекс (38 %), трудным для усвоения — русский язык (53%), а изучать до -полнительно курсанты пожелали математику (50%) [7. — С. 66—67].
В школе-резерве при Курском адмотделе в течении трех месяцев в 1925 г. обучались курсанты, среди которых отмечалось, что «менее хорошо усваивались общеобразовательные и юридические предметы» [11. — С. 56]. Такое положение объяснялось тем, что около 50% лиц были на службе в милиции менее 6 месяцев, и лекторам приходилось отступать от установленной программы. Но это был частный случай, так как в аналогичной школе в Брянской губернии, наоборот, лучше всего усваивались милицейские и правовые предметы.
Помимо общеюридической подготовки в различных школах, она проходила и во время службы. Так, в 1-м отделении милиции г. Тамбова за 1-е полугодие 1928 г. проводилась учеба с младшими милиционерами сначала по 2 часа 2 раза в неделю, потом ежедневно. Из правовых дисциплин изучались только уголовный и процессуальный кодексы (16 часов из 96), больше внимания уделялось милицейской службе, политическим, строевым и военным занятиям [6. — Л. 17, об.].
К концу 1920-х гг. прослеживается тенден-ция увеличения правового блока дисциплин в подготовке милиционеров. Так, краткосрочные курсы по переподготовке административно -милицейских работников Центрально-Черноземной области в г. Орле в 1928—1929 гг. преду-сматривали в соответствии с программой, упомянутой в Приказе Начальника ЦАУ НКВД от 12/Х1-25 г. № 190, на политчас — 50 ч., мили -цейское дело — 110 ч., основы советского права — 105 ч. (Конституция — 25 ч., гражданское, уголовное право и уголовный процесс — по 20
ч., земельное и семейное право — по 10 ч.), военное дело — 40 ч., криминалистику и судмеди-цину — 40 ч. и метрсистему — 15 ч. [3. — Л. 4, 5], то есть юридическим предметам уделялось около 30%.
Наркомат внутренних дел РСФСР 5 августа 1930 г. издал Приказ «Об утверждении сетки учебных заведений», на основании которого началось создание системы учебных заведений для кадров НКВД, и в частности милиции. А дальнейшее распространение юридических знаний происходило уже в послевоенное время на основе Постановления ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. «О расширении юридического образования в стране».
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что практически за одно десятилетие произошли кардинальные изменения в содержании
подготовки милиционеров разных уровней, переход от полного правового нигилизма в образовании к осознанию необходимости изучения помимо милицейского дела юридических дисциплин, круг которых расширялся от предметов публичного права (конституционного, административного, уголовного и уголовно-процессуального) до дисциплин частного права (гражданского, семейного, трудового). В настоящее время невозможно представить квалифицированного сотрудника правоохранительных органов без соответствующего юридического образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Власов А.В. Формирование системы образования милиции в 30-е годы // История правоохранительных органов. — 2002. — № 1. — С. 61—62.
2. Государственный архив Орловской области (далее — ГАОО). — Ф. Р-468. — Оп. 1. — Д. 21.
3. ГАОО. — Ф. Р-483. — Оп. 1. — Д. 41.
4. ГАОО. — Ф. Р-468. — Оп. 1. — Д. 117.
5. Государственный архив Тамбовской области
(далее — ГАТО). — Ф. Р-395. — Оп. 1. — Д. 248.
6. ГАТО. — Ф. Р -396. — Оп. 1. — Д. 43.
7. Захарцев С.Н. Борьба с преступностью органов милиции и уголовного розыска Т амбовской губернии в 1921—1928 гг. — СПб.: Нестор. — 102 с.
8. Зыбин С.Ф. Кадровое обеспечение деятельности органов внутренних дел (историко-правовой и теоретико-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. — СПб., 1997. — 353 с.
9. Как работала учебная часть Тамбовской губернской милицейской школы младшего состава // Рабоче-крестьянская милиция. — 1924. —№ 7—8. — С. 28—29.
10. Киселев И. 10 лет Рабоче-крестьянской милиции // Административный вестник. — 1927. —№ 10—11. — С. 29—35.
11. По школам и курсам // Административный вестник. — 1925. — № 7. — С. 55—57.
12. Смирных В .М. Люди тревожного времени. Очерки истории Воронежской милиции 20— 30-х гг. 20 в. — Воронеж: Воронежская област -ная типография — издательство им. Е.А. Болхо -витинова, 2010. —191 с.
13. Школа начсостава Рабоче-крестьянской милиции и Угро: справочник для командирующих организаций и для поступающих в школы / сост. И.Ю. Цветопольский и В.Г. Постников; под ред. н -ка отд. мил. ЦАУ НКВД И .Ф. Киселёва. — М.: Изд-во нар. ком. вн. д., 1927. — 56 с.