Д.А. Коркачева,
аспирант кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера и профессора В. Т. Кабышева Саратовской государственной юридической академии
D.A. Korkacheva,
Postgraduate Student of the Department of Constitutional Law named after Professor I.E. Farber and Professor V.T. Kabyshev of Saratov State Law Academy
xashowi@rambler.ru
DOI: 10.24412/1608-8794-2024-1-241-248
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ «ЮРИСДИКЦИЯ»
Аннотация: статья направлена на выявление и рассмотрение признаков юрисдикции, обобщение которых позволит сформулировать определение понятия юрисдикции и ее категориального характера в правоведении. При проведении теоретического анализа использованы диалектический метод научного познания, метод классификации, формально-юридические методы. В ходе эмпирического анализа определены признаки юрисдикции: конфликто-разрешающий юрисдикционный орган, в качестве 0 которого выступают государственные и негосударственные органы; юрисдикци- ^ онная форма защиты; юрисдикционное полномочие; правовая основа реализации ®
юрисдикционных полномочий компетентного органа; наличие юридического дела; -g юрисдикционный процесс; обязательность юрисдикционного акта. В статье дела- | ется вывод о том, что юрисдикция представляет собой деятельность по реализации <s законодательно закрепленных полномочий по разрешению конфликтов (споров), осу- U ществляемую компетентным юрисдикционным (государственным и негосударствен- щ ным) органом в определенной процессуальной форме с вынесением юрисдикционного g
акта, обязательного к исполнению для всех сторон. Неюрисдикционные полномочия 5
юрисдикционных органов относятся к понятию «компетенция» и не охватываются S понятием «юрисдикция». Компетенция юрисдикционных (государственных и негосу- 5| дарственных) органов состоит из юрисдикционных и неюрисдикционных полномочий.
Автором предложена классификация юрисдикции на основании характера органов ? юрисдикции: собственная юрисдикция, под которую подпадают юрисдикционные g
органы государственной власти; негосударственная санкционированная юрисдикция, J
под которую подпадают негосударственные структуры. к
■с
Ключевые слова: юрисдикция, судебная юрисдикция, судопроизводство, класси- | фикация, признаки юрисдикции.
241
GENERAL THEORETICAL ANALYSIS
OF THE CATEGORY "JURISDICTION" ь
g
Abstract: the purpose ofthis study is to identify and consider the features of jurisdiction, g the generalization of which will allow us to formulate a definition of jurisdiction and е its categorical nature in jurisprudence. During the theoretical analysis, the dialectical щ method of scientific cognition, the classification method, and formal legal methods were used. During the empirical analysis, the following features ofjurisdiction were identified: a conflict-resolving jurisdictional body, which is represented by state and non-state
bodies; a jurisdictional form of protection; jurisdictional authority; the legal basis for the implementation of the jurisdictional powers of the competent authority; the existence of a legal case; a jurisdictional process; the obligation of a jurisdictional act. The article concludes that jurisdiction is an activity for the implementation of legally established powers to resolve conflicts (disputes), carried out by a competentjurisdictional (state and non-state) body in a certain procedural form with the issuance of a jurisdictional act binding on all parties. The non-jurisdictional powers of the jurisdictional authorities relate to the concept of competence, and are not covered by the concept of "jurisdiction". The competence of jurisdictional (state and non-state) bodies consists of jurisdictional and non-jurisdictional powers. A classification of jurisdiction is proposed based on the nature of the bodies ofjurisdiction: own jurisdiction, under which the jurisdictional bodies of state power fall; non-governmental authorizedjurisdiction, under which non-governmental structures fall.
Keywords: jurisdiction, judicialjurisdiction, judicial proceedings, classification, signs ofjurisdiction.
Термин «юрисдикция» ученые интерпретируют по-.q разному ввиду отсутствия его закрепления на законодательном уровне. Чаще всего юрисдикцию отождествляют с деятельностью судебных органов, так как в переводе с латинского jurisdictio означает суд, а судопроизводство.
§ Многие ученые ставят знак равенства между понятиями «юрис-oq дикция» и «компетенция». Подробно изучив этот вопрос в своем 2 диссертационном исследовании, А. Н. Нуязин делает вывод, что «юрисдикция - разновидность компетенции судебного органа госу-— дарственной власти, которая состоит из совокупности государствен-§ но-властных полномочий относительно определенных категорий jj споров» [1, с. 18]. Сравнивая определения понятий «юрисдикция» § и «компетенция» в рамках полномочий суда, приходим к выводу, что ^ «компетенция суда» - более широкое по своему содержанию понятие, так как охватывает всю сферу полномочий суда, закрепленных в зао коне (ст. 25 и 34 Федерального конституционного закона «О судах g общей юрисдикции в Российской Федерации»). Отсюда следует, что С не вся судебная деятельность охватывается понятием «юрисдикция». По мнению О. В. Чекалиной, существует четыре признака юрисдикции: «наличие компетентного органа; наличие юридического дела;
242
^ рассмотрение юридического дела компетентным органом; наличие СЧ обязательного для исполнения властного акта по рассмотренному ® юридическому делу» [2, с. 16], которые неотделимы друг от друга, ^ и разрыв одного признака от другого повлечет за собой отсутствие юрисдикционной деятельности. Таким образом, ключевым аспектом в понятии юрисдикции является именно компетентный орган.
Другой позиции придерживается В.В. Головко, указывая на то, что основных признаков юрисдикции несколько больше: «наличие
государственного или муниципального юрисдикционного органа; его подведомственность; компетенция или специальные полномочия; правовая основа реализации этих полномочий; возможность регулирования общественных отношений в определенной правовой сфере; принятие решений, постановлений в установленной законом процессуальной форме» [3].
Общим в этих двух точках зрения является то, что оба автора выделяют в качестве основных признаков, присущих юрисдикции, наличие компетентного органа. При этом наиболее полно, на наш взгляд, трактует данный термин именно В.В. Головко. Отсюда можно сделать вывод, что к основным признакам юрисдикции относятся: а) наличие конфликто-разрешающего юрисдикционного органа; б) правовая основа реализации полномочий юрисдикционного органа; в) наличие юридического дела; г) особая процессуальная форма рассмотрения дела; д) вынесение решения компетентным органом.
Проанализируем первый признак юрисдикции, которым является компетентный орган, разрешающий спор. Многие ученые считают, 0 что юрисдикционными являются только органы государственной н власти, в компетенцию которых входит разрешение спорного дела д по существу, принятие решения, обязательного для сторон, обеспече- 25 ние исполнения этого решения силой государственного принуждения § [4, с. 16]. В их число входят уполномоченные административные орга- | ны, коллегиальные органы административной юрисдикции и суды [5]. | Однако, по мнению Г. Л. Осокиной, в роли юрисдикционных выступа- | ют и негосударственные органы, например третейский суд в качестве 5
н
представителя альтернативной юрисдикции [6, с. 323]. И с этим мне- д
нием стоит согласиться, так как помимо третейского суда, существуют §
другие квазисудебные органы, которые являются негосударственными, 5
но обладают юрисдикционными полномочиями. К их числу можно §
отнести международный коммерческий арбитраж, комиссию по разре- ^ шению трудовых споров [7, с. 18], комиссию государственного органа | по служебным спорам, комиссию по рассмотрению дел о нарушении
антимонопольного законодательства, комиссию по рассмотрению спо- 243
ров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре. ь
Согласно ст. 384 Трудового кодекса РФ, комиссия по разрешению ь трудовых споров относится к негосударственным органам, и при
этом, по мнению А.Н. Балашова, она является юрисдикционным 5
органом [8, с. 180]. К перечню негосударственных юрисдикционных 5 органов следует также причислить церковные суды, относящиеся к церковной юрисдикции [9, с. 57]. Юрисдикция негосударственных органов характеризуется всеми рассмотренными ранее признаками.
Судебная юрисдикция - часть государственной юрисдикции. Таким образом, конфликто-разрешающими юрисдикционными органами выступают государственные органы, к которым относятся судебные органы, уполномоченные административные органы, коллегиальные органы административной юрисдикции и негосударственные органы, к которым относятся третейский суд, международный коммерческий арбитраж, комиссия по разрешению трудовых споров, церковные суды и другие квазисудебные органы.
Следующим признаком выступает способ защиты нарушенных
и оспариваемых прав, который в зависимости от характера защиты
может быть юрисдикционным и неюрисдикционным. Под юрисдикци-
онной формой «принято подразумевать деятельность государственных
органов по защите нарушенных и оспариваемых прав. Суть данного
способа заключается в обращении за защитой к государственному
„о или иному компетентному органу лица, права и свободы которого
были нарушены незаконными действиями» [10, с. 13]. При неюрис-
дикционной форме защиты «субъект защиты не обладает властными
полномочиями по отношению к субъекту, права которого нарушены»
[11, с. 1469]. Например, к неюрисдикционной форме защиты трудовых
прав относятся самозащита и защита профессиональными союзами.
2 Таким образом, признаком юрисдикции является юрисдикционная
^ форма защиты, которая подразделяется на судебную и внесудебную,
— в зависимости от характера конфликто-разрешающего органа.
§ Следующим отличительным признаком юрисдикции является про-
25 цесс рассмотрения спора. Так, Д. В. Замышляев, исследовав судебную
§ специализацию, отмечает, что «признаком судебной юрисдикции явля-
с= ется судопроизводство - процесс рассмотрения, разрешения правовых
конфликтов судебными органами с привлечением других участников оо „
о процессуальных правоотношений, происходящий по правилам, уста-^ новленным процессуальным законодательством» [12, с. 124]. В 2020 г. С ст. 118 Конституции РФ, включавшая четыре вида судопроизводства, - конституционное, гражданское, административное, уголовное, до-244 полнилась пятым видом - арбитражным судопроизводством. На основании деления судопроизводств происходит разделение судебной СЧ юрисдикции на специализации. Так, в рамках одной специализи-® рованной судебной юрисдикции может осуществляться несколько ^ видов судопроизводств, а один судебный орган может осуществлять правосудие по нескольким видам судопроизводств.
Некоторые ученые, исследовав институт юрисдикции, приходят к выводу, что внесудебные юрисдикционные органы разрешают споры посредством процедур внесудебного разрешения конфлик-
тов [5, с. 48], например третейский суд. Однако не все негосударственные структуры, рассматривающие правовые споры между сторонами, обладают юрисдикцией и осуществляют свою деятельность в форме юрисдикционного процесса. Так, процедура медиации инициируется сторонами на основе соглашения между ними, так же, как и ее стадии. Именно поэтому медиация отнесена к альтернативным процедурам разрешения споров, которая протекает в форме неюрисдикционного процесса с высокой степенью автономии сторон и самого медиатора. Следовательно, медиатор не обладает юрисдикционными полномочиями и относится к неюрисдикционной форме защиты. Таким образом, не все негосударственные структуры, рассматривающие правовые споры между сторонами, обладают юрисдикцией и осуществляют свою деятельность в форме юрисдикционного процесса. Признаком юрисдикции является юрисдикционный процесс рассмотрения спора.
Более того, судебные органы, разрешая споры о праве и иные дела, правомочны осуществлять правосудие в пределах конкретной сферы материальных правоотношений. Исчерпывающий перечень судебных ° органов, осуществляющих правосудие, законодательно закреплен | Конституцией РФ, и никакие другие органы не вправе осуществлять д правосудие, даже если в их наименовании фигурирует термин «суд». 2 Комментарий к ст. 118 Конституции РФ определяет правосудие как § «вид государственной деятельности, связанной с разрешением различ- | ных споров о действительном или предполагаемом нарушении норм 5 права, которое осуществляется от имени государства судами путем | рассмотрения в судебном заседании гражданских, уголовных и иных 5 дел в установленных законом процессуальных формах при соблюде- д нии порядка, правил и принципов судопроизводства». Следовательно, § компетенция органов, составляющих судебную систему, в аспекте рас- 5 смотрения и разрешения дел посредством судебного разбирательства § является судебной юрисдикцией. ^
В компетенцию третейского суда в отличие от суда общей юрис- | дикции не входит полномочие по разрешению административных и уголовных дел [13], так как уголовные споры разрешаются только 245 органами судебной юрисдикции и не могут быть предметом внесудеб- 5 ной юрисдикции. Характер спора является отличительным признаком ь между судебной и внесудебной юрисдикциями.
Исследуя категорию «юрисдикция», А.Н. Нуязин делает вывод, 5 что «юрисдикция - разновидность компетенции судебного органа 5 государственной власти, которая состоит из совокупности государственно-властных полномочий относительно определенных категорий споров» [1, с. 18]. Отсюда следует, что не вся судебная деятельность
охватывается понятием «юрисдикция». Понятие «компетенция» шире, нежели «юрисдикция», так как компетенция - это любая деятельность органов, а юрисдикция - конфликто-разрешающая деятельность органов [14, с. 95]. Таким образом, компетенция судебного органа включает как юрисдикционные, так и неюрисдикционные полномочия. Например, к неюрисдикционным полномочиям Конституционного Суда РФ относятся возможность законодательной инициативы, а также участие в принесении присяги вновь избранным Президентом. Признаком юрисдикции выступает юрисдикционное полномочие компетентного органа, то есть полномочие, направленное на разрешение споров.
Итогом деятельности по разрешению споров органов, подпадающих под судебную и внесудебную юрисдикции, является обязательность юрисдикционного акта, и это последний признак юрисдикции. „о Обязательность юрисдикционных актов органов судебной юрисдикции законодательно закреплена отдельно в каждом виде судопроизводства: в гражданском - ст. 13 ГПК РФ, в арбитражном - ст. 16 а АПК РФ, в уголовном - ст. 392 УПК РФ, в административном - ст. 31.2 § КоАП РФ, в конституционном - ст. 6 Федерального конституционно ного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде 2 Российской Федерации». Обязательность юрисдикционных актов jj органов внесудебной юрисдикции также нашла свое закрепление — в законодательстве: для третейских судов - ст. 31 Федерального за-§ кона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской jj Федерации» (в ред. от 8 декабря 2020 г.); для комиссии по трудовым § спорам - ст. 389 ТК РФ; для комиссии государственного органа ^ по служебным спорам - ст. 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской о Федерации»; для комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимо-g нопольного законодательства - ст. 41 Федерального закона от 26 июля С 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; для комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 246 при Росреестре - ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». CV На основании проведенного анализа к признакам юрисдикции ® следует отнести: а) наличие конфликто-разрешающего юрисдик-^ ционного органа, в качестве которых выступают государственные и негосударственные органы; б) юрисдикционная форма защиты, которая подразделяется на судебную и внесудебную; в) юрисдикци-онное полномочие; г) правовая основа реализации юрисдикционных полномочий компетентного (государственного и негосударственного)
органа; д) наличие юридического дела; е) особая процессуальная форма рассмотрения дела; ж) вынесение компетентным органом юрисдикционного акта, обязательного для всех сторон.
На основании обобщения выявленных признаков юрисдикции можно сформулировать определение юрисдикции, раскрыв ее категориальный характер в правоведении: юрисдикция представляет собой деятельность по реализации законодательно закрепленных полномочий по разрешению конфликтов (споров), осуществляемую компетентным юрисдикционным (государственным и негосударственным) органом в определенной процессуальной форме с вынесением юрисдикционного акта, обязательного к исполнению для всех сторон. Неюрисдикционные полномочия юрисдикционных органов относятся к понятию «компетенция» и не охватываются понятием «юрисдикция». Таким образом, компетенция юрисдикционных (государственных и негосударственных) органов состоит из юрисдикционных и неюрисдикционных полномочий.
Юрисдикционный способ защиты подразделяется на судебный 0 и внесудебный. Особенностью судебной юрисдикции является то, ■§ что на основании деления судопроизводств происходит ее разделе- д ние на специализации (конституционное, гражданское, уголовное, 2 административное, арбитражное). Так, в рамках одной специализи- § рованной судебной юрисдикции может осуществляться несколько | видов судопроизводств, а один судебный орган может осуществлять 5 правосудие по нескольким видам судопроизводств. И несмотря на то, | что орган является судебным, не вся судебная деятельность охва- 5
-I—г Й
тывается понятием «юрисдикция». Понятие «компетенция» шире, д
нежели «юрисдикция», так как включает в себя юрисдикционные §
и неюрисдикционные полномочия, а юрисдикция - это конфликто-раз- 5
решающая деятельность органов, осуществляемая путем реализации §
юрисдикционных полномочий. ^
Юрисдикционными органами могут быть как государственные, | так и негосударственные органы, уполномоченные на законодательном уровне разрешать споры, и на основании этого деления органов 247 юрисдикции можно предложить следующую классификацию:
■ собственная юрисдикция, под которую подпадают юрисдикци- ь онные органы государственной власти;
■ негосударственная санкционированная юрисдикция, под кото- | рую подпадают негосударственные структуры. 5
Однако не все негосударственные структуры, рассматривающие правовые споры между сторонами, обладают юрисдикцией и осуществляют свою деятельность в форме юрисдикционного процесса.
Список литературы:
1. Нуянзин, А.Н. Юрисдикция Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, структура, содержание : дис. ... канд. юрид. наук / А.Н. Нуянзин. - Казань, 2004. - 199 с.
2. Чекалина, О.В. Административно-юрисдикционный процесс : дис. ... канд. юрид. наук / О.В. Чекалина. - М., 2003. - 205 с.
3. Головко, В. В. Понятие и признаки юрисдикции по российскому праву / В.В. Головко // Научн. вестник Омск. акад. МВД России. - 2006. - № 1(23). - С. 14-18.
4. Архипова, Е.Ю. Понятие и назначение юрисдикции в юридической науке / Е. Ю. Архипова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2016. - № 2 (36). - С. 13-18.
5. Воронин, С.А. Особенности процедуры судопроизводства в третейских судах / С.А. Воронин, А.М. Гаршина, Е.Н. Никитин // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 5, № 6. - С. 48-49.
6. Осокина, Г.Л. Курс гражданского судопроизводства России. Общая часть / Г.Л. Осокина. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2002. - 616 с.
-Q 7. Пирожкова, И.Г. Современные и исторические квазисудебные ин-
ституты в системе судебных юрисдикций / И.Г. Пирожкова, А.М. Попов // | Вестник Волгогр. акад. МВД России. - 2020. - № 1 (52). - С. 18-21.
8. Балашов, А.Н. Комиссия по трудовым спорам как альтернативный (внесудебный) юрисдикционный орган по разрешению правовых споров / g А.Н. Балашов // Третейский суд. - 2005. - № 4. - С. 179-184. ffl 9. Задорнов, А. Современный мегаполис как область церковной юрис-
2 дикции / А. Задорнов // Праксис. - 2020. - № 2(4). - С. 57-72.
10. Бактеньязов, М.М. Юрисдикционная форма защиты прав, свобод ^ и законных интересов человека и гражданина в Российской Федерации / § М.М. Бактеньязов // Грядущим поколениям завещаем: творить добро в защиту ■S права : матер. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Оренбург, S 29 марта 2021 г.). - Ногинск : АНАЛИТИКА РОДИС, 2021. - С. 12-14. § 11. Даньшина, Д.Н. Неюрисдикционная форма защиты трудовых
С прав / Д.Н. Даньшина, Д. А. Гордиенко // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : сб. ст. по матер. Х Всерос. конф. молод. ученых, со посвящ. 120-летию И.С. Косенко (Краснодар, 26-30 ноября 2016 г.) / § отв. за вып. А. Г. Кощаев. - Краснодар : Изд-во Кубан. гос. аграр. ун-та JE им. И.Т. Трубилина, 2017. - С. 1469-1470.
С 12. Замышляев, Д.М. Судебная специализация: проблемы понятийного
аппарата / Д.М. Замышляев // Право. Журнал Высшей школы экономики.
248 - 2015. - № 2. - С. 122-130.
- 13. Борискова, И.В. Понятие и виды юрисдикции по российскому праву /
Sf И.В. Борискова // Территория науки. - 2013. - № 2. - С. 238-242.
14. Коркачева, Д.А. Понятие юрисдикции. Судебная юрисдикция çy и ее виды / Д.А. Коркачева // Современное право. - 2022. - № 10. - С. 91-96.