Научная статья на тему 'Общетеоретические основы изучения концепта «Лидерство»'

Общетеоретические основы изучения концепта «Лидерство» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
825
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДИРОВАНИЕ / ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «LEADERSHIP» / ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА / ПРИРОДА ЛИДЕРСТВА / ЛИДЕРСТВО КАК ПРОЦЕСС / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ ЛИДЕРА / LEADER’S PERSONALITY / LEADERSHIP / LEADER / ETYMOLOGY OF LEADERSHIP / LEADERSHIP PHENOMENON / NATURE OF LEADERSHIP / LEADERSHIP AS A PROCESS / LEADERSHIP QUALITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гурова Екатерина Юрьевна

Данная статья посвящена описанию экстралингвистических основ исследования концепта «лидерство» в гуманитарном знании, а именно его представлению в философском, социальном, психологическом, экономическом и политическом аспектах. Краткий обзор ранних исследований показывает неточность определения самого понятия, фрагментарность его изучения, смещение акцента в пользу лидерских качеств. Также в статье рассматривается этимология ключевой лексемы-репрезентанта «leadership», способ образования и время ее возникновения в языке. Анализируется расширение базовых значений и появление новых толкований, которые способствуют усложнению понятия в целом. Кроме того, в статье приводится анализ лексических соответствий рассматриваемой лексемы в разных языках, что свидетельствует о широком распространении концепта и его актуальности. Поскольку объем его содержания в разных культурах отражается по-разному, это вызывает определенные сложности при переводе и, в свою очередь, говорит о трудностях в понимании точного значения. В частности, приводятся синонимы из русского языка, которые на первый взгляд могут заменять концепт без каких-либо смысловых потерь, однако при более глубоком рассмотрении покрывают только часть значения. Автор обращает внимание на современные трактовки лидерства, представленные в разных науках, поскольку каждая наука использует свой терминологический аппарат и выделяет в первую очередь те аспекты, которые обычно изучает, при этом иногда игнорируя другие. Все это позволяет выделить базовое значение рассматриваемого концепта «лидерство», проанализировать его становление и дальнейшее развитие, а также помогает в определении его содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL THEORETICAL BASIS FOR STUDYING THE CONCEPT OF LEADERSHIP

The article presents an extralinguistic analysis of the leadership concept on the basis of philosophy, sociology, psychology, economics and political science. An overview of earlier studies shows inaccuracy of the concept’s definition, incompleteness of its study, and a shift of emphasis towards leadership qualities. In addition, the paper dwells on the etymology of the key lexical unit leadership and describes how it was formed and when it appeared in the language. The author analyzes the extension of its key meanings and emergence of new interpretations making the concept more complicated as a whole. Further, the article analyzes equivalents of this lexical unit in different languages, which indicates a wide spread occurrence of the concept and its importance. Since its content is different in different cultures, it can lead to some complications in translation, which indicates problems with understanding the exact meaning. In particular, the author lists Russian synonyms that at first glance seem to be full equivalents of the concept, but a deeper examination reveals that they only cover part of the meaning. The author looks at modern interpretations of leadership in various disciplines as each science has its own terminological system and highlights primarily the aspects it is interested in while sometimes ignoring others. All this information helps to distinguish the basic meaning of the concept of leadership, analyze its emergence and further development as well as to identify its content.

Текст научной работы на тему «Общетеоретические основы изучения концепта «Лидерство»»

УДК 811.111

ГУРОВА Екатерина Юрьевна, аспирант кафедры немецкого языка, старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Вологодского государственного университета. Автор 6 научных публикаций

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

КОНЦЕПТА «ЛИДЕРСТВО»

Дaннaя CTa^H пocвящeнa oпиcaнию экcтpaлингвиcтичecких сcнсв иccлeдoвaния кснцeптa «лндep-cтвс» в гyмaнитapнсм знaнии, a имeннс eгс пpeдcтaвлeнию в филсcсфcксм, cсциaльнсм, пcнхслсгнчecксм. экoнoмичecкoм и пслитичecксм acпeктaх. Kpaткий oбзop paнних иccлeдсвaний пскaзывaeт нeточнсcть oпpeдeлeния caмсгс пснятия, фpaгмeнтapнсcть eгс изучєния, cмeщeниe aкцeнтa в псльзy лидepcких га-чecтв. Тaкжe в статье paccмaтpивaeтcя этимслсгия ключeвсй лeкceмы-peпpeзeнтaнтa «leadership», cmco6 сбpaзсвaния и вpeмя ee вoзникнoвeния в языке. Анaлизиpyeтcя pa^^erae бaзсвых знaчeний и псявлeниe давых тслксвaний, кстоpыe cпсcсбcтвyют ycлсжнeнию тнятия в цeлсм. Kpсмe тсгс, в статье пpивсдитcя aнaлиз лeкcичecких cooтвeтcтвий paccмaтpивaeмсй лсгасмы в paem^ языгах, чтс cвидeтeльcтвyeт o ш^^ юм pacпpсcтpaнeнии кснцeптa и ere aктyaльнocти. Псcкслькy сбъeм eгс cсдepжaния в paзных кyльтypaх стpaжaeтcя пс-paзнсмy, это вызывaeт спpeдeлeнныe cлсжнсcти пepeвoдe и, в cвсю счepeдь, гoвopит o

тpyднсcтях в пснимaнии тсчнсгс знaчeния. В чacтнсcти, пpивсдятcя cинoнимы из pyccксгс языга, кстоpыe ш пepвый взгляд мотут зaмeнять юнцєпт 6єз кaких-либс cмыcлсвых пстepь, oднaкo бслee глyбсксм paccмстpeнии пoкpывaют тслькс чacть знaчeния. Автсp oбpaщaeт внимaниe нa cсвpeмeнныe тpaктсвки лидepcтвa, пpeдcтaвлeнныe в paзных нayкaх, пocкoлькy кaждaя нayкa иcпсльзyeт cвсй тepминслсгичecкий aппapaт и выделяет в пepвyю счepeдь тє допєкть, кстоpыe oбычнo изyчaeт, этсм инсгдa игнopиpyя дpyгиe. Bce этс псзвсляeт вьідєлить бaзсвсe знaчeннe paccмaтpнвaeмсгс кснцeптa «лидepcтвo», пpсaнaлн-знpсвaть ere cтaнсвлeннe и дaльнeйшee paзвнтнe, a тaкжe пoмoгaeт в спpeдeлeннн ere cсдepжaння.

Ключевые слова: лидерство, лидирование, этимология слова «leadership», феномен лидерства, природа лидерства, лидерство как процесс, лидерские качества, личность лидера.

Фeнoмeнy лндepcrвa удєляєтся oco6oe внимaниe Ka пpoтяжeнии вceгс cyщecrвсвa-ния чeлсвeчecrвa. Это сбъяcкяercя crpeмлe-ниєм чeлсвeкa к к взaнмсдeйcr-

вию в ^ушиє, гдє и пpсявляюrcя личньш га-

чecrвa и cсздaюrcя пpeдпocылки для всзкнккс-вєния cнryaцнн лнднpсвaкня. Лндepы скaзы-вaюr зкaчнreльксe влияниє кa фсpмнpсвaкнe псвeдeкня, цєлєй, нopм, цeкксcreй гpyппы. В cвязн c этим гонять «лндepcrвс» ^a-

© Typoba Е.Ю., 2014

диционно привлекает внимание исследователей.

Так, первые теории лидерства начали разрабатываться в первой половине ХХ века, с появлением таких наук, как психология и социология. В большинстве теорий раскрывалось утверждение, что лидерами могут стать только те, кто от рождения наделен качествами, отличающими их от других. Зачастую анализ лидерских качеств осуществлялся в условиях, когда даже само понятие «лидерство» не было определено в достаточной степени. Активные исследования шли на протяжении всего ХХ столетия, однако, несмотря на это, среди исследователей до сих пор нет согласия в определении природы и сущности лидерства.

Лидерство представляется весьма сложным феноменом. Как отмечает профессор Дж.М. Бернс, «лидерство одно из самых притягательных, но в то же время одно из самых непонятных явлений в мире» [8, с. 2].

Среди наиболее крупных школ, которые внесли большой вклад в разработку проблем лидерства, можно назвать: психоаналитическую, изучавшую бессознательные факторы процесса лидерства (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг); йельскую, исследовавшую особенности сознания политических лидеров (Г. Лассуэл, Б. Скиннер, Р Даль); франкфуртскую, разработавшую концепцию «авторитарной личности» и анализировавшую проблему взаимоотношений харизматических лидеров и их последователей (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм).

Обратимся к этимологии слова «leadership» (лидерство). Наиболее часто употребляемыми словами для обозначения правителя и его отличия от других членов общества являлись «король» (англ. king) и «руководитель» (англ. chief). Слово «лидер» (англ. leader) стало преобладать в странах с англо-саксонским наследием. Оксфордский словарь английского языка датирует появление слова «лидер» (leader) 1300 годом, однако слово «лидерство» (leadership) не существовало вплоть до XIX века [9, с. 7].

Как уже упоминалось, данное слово произошло от английского «leader» (лидер) при

добавлении суффикса -ship, который образовался от общегерманского *-skapaz. Что же касается самого слова «leader», оно также было образовано путем сложения основы «lead», которая является производной от индоевропейского корня *leit-, и суффикса -er, который образовался от общегерманского суффикса *-arjaz, вошедшего в язык через латынь (-arius). Первоначально слово «leadership» имело только одно значение - «статус, положение лидера» (position of a leader), - которое начало расширяться только к концу XIX века, когда добавилось еще одно значение - «черты, качества, необходимые лидеру» (characteristics necessary to be a leader) [6].

Лидерство можно рассматривать как всеобщий феномен, но бывает достаточно сложно подобрать эквиваленты в разных языках для его определения. В японском языке, например, слов для обозначения лидерства не существует. Нет аналога английскому понятию «leader» и в романских языках. Французское «chef», отмечает Ж. Бондель, выражает нечто более иерархическое, некую командную структуру, которая вбирает в себя и понятие «лидер». Понятие «decideur» (тот, кто принимает решения) уже по своему значению связано лишь со сферой принятия решений, «guide» (рулевой) не является общепринятым и чаще употребляется для обозначения экскурсовода (гида). Слово «dirigeant» используется главным образом для обозначения руководителя, который участвует в процессе руководства наряду с другими. Немецкое «Fuhrer» (вождь, руководитель) по понятным историческим причинам имеет эмоционально-негативный оттенок и также не является эквивалентом английского понятия. Тот факт, что слово «лидер» столь трудно переводимо на другие языки, частично свидетельствует о трудностях понимания его точного значения [7, с. 12].

В русском языке слово «вождь», заимствованное из старославянского, означает предводителя войска или племени. Другое его значение, имеющее политический оттенок («идейный руководитель партии или общественного движения»), появляется значительно позже.

Не соответствует понятию «лидер» и слово «вожак», описывающее человека, который не только побуждает других к действию, но и является при этом проводником. Слово «правитель» обозначает того, кто правит государством, но это далеко не всегда означает, что этот же человек лидирует [3, с. 8].

В настоящее время в русском языке термин «лидер» имеет следующие значения: 1) вождь, руководитель политической партии, общественно-профессиональной организации (полит.); 2) лицо, идущее первым в каком-нибудь состязании (спорт.); 3) на гонках, преимущественно велосипедных - лицо, едущее впереди гонщика и тем невольно побуждающее его ускорять движение (спорт.) [4].

Близким по значению является понятие «лидерство», образованное от данного слова и толкуемое в этом же словаре как «положение, обязанности лидера».

Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем, исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене. Р Стогдилл в своем исследовании отмечал, что определений лидерства столько же, сколько людей, которые пытались этим явлением заниматься [9, с. 7].

Лидерство определяется в терминах лидерского поведения, ролевых отношений, влияния на постановку целей, эффективного взаимодействия и т. п. Оно рассматривается как процесс и как свойство. Большинство определений лидерства как процесса предполагает наличие неформального влияния на членов группы с целью управления и координации ее действий для достижения целей. Как свойство, лидерство представляет собой набор характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет влияние.

Проблемы лидерства изучаются различными науками. Психология и психиатрия исследуют особенности личности лидера. Социология рассматривает лидерство с точки зрения социальной системы. Социальная психология изучает лидерство как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, ис-

следует его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения на руководящие посты лиц в зависимости от характера группы и организации [1, с. 433].

В философии лидерство определяется как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы играет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», лидерство характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации, оно всегда связано с социальной природой общества и специфическим характером и структурой группы [5, с. 313].

Экономисты дают следующую трактовку: лидерство - это руководство, способность оказывать влияние на отдельные личности или группы, направляя их усилия на достижение целей управления [2, с. 250].

В социологии лидерство понимается как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Рассмотрев различные определения концепта «лидерство», следует отметить, что наиболее частыми словами для его описания являются: влияние, авторитет, власть, доминирование, руководство. Именно эти качества характеризуют и личность лидера. Однако внимание исследователей сконцентрировано в основном на психологическом аспекте, в результате лидерство стало скорее предметом психологии, нежели философии.

Лидерство разнообразно, и, несмотря на то, что ему дано много определений, до сих пор оно исследовано недостаточно, что приводит к трудностям в понимании точного значения данного феномена. Научная трактовка рассматриваемого понятия менялась с течением времени. В целом современные исследователи пытаются выработать такие концепции лидерства, которые можно применить как к современным общественным системам, так и к обществен

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., 1973. Т. 14. 623 с.

2. Золотогоров В.Г. Экономика: энциклопед. слов. Минск, 2004. 720 с.

3. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск, 1996. 254 с.

4. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935. Т. 1. 1567 с.

5. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. М., 1983. 840 с.

6. A Universal Etymology Dictionary. URL: http://www.myetymology.com (дата обращения: 10.09.2014).

7. Blondel J. Political Leadership: Towards a General Analysis. London, 1987. P. 12.

8. Burns J.M. Leadership. N. Y, 1978. P. 2.

9. StogdillR. Handbook of Leadership. A Survey of Theory and Research. N.Y., 1974. P. 7.

References

1. Bol’shaya sovetskaya entsiklopediya: v 301. [Great Soviet Encyclopedia: In 30 Vols.]. Ed. by Prokhorov A.M. 3rd ed. Moscow, 1973. Vol. 14. 623 p.

2. Zolotogorov V.G. Ekonomika: entsikloped. slov. [Economics: Encyclopedic Dictionary]. Minsk, 2004. 720 p.

3. Kudryashova E.V. Lider i liderstvo: issledovaniya liderstva v sovremennoyzapadnoy obshchestvenno-politicheskoy mysli [Leader and Leadership: The Study of Leadership in the Modern Western Sociopolitical Thought]. Arkhangelsk, 1996. 254 p.

4. Tolkovyy slovar’russkogo yazyka: v 4 t. [Explanatory Dictionary of Russian: In 4 Vols.]. Ed. by Ushakov D.N. Moscow, 1935. Vol. 1. 1567 p.

5. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Philosophy]. Ed. by Il’ichev L.F. et al. Moscow, 1983. 840 p.

6. A Universal Etymology Dictionary. Available at: http://www.myetymology.com (accessed 10 September 2014).

7. Blondel J. Political Leadership: Towards a General Analysis. London, 1987, p. 12.

8. Burns J.M. Leadership. New York, 1978, p. 2.

9. Stogdill R. Handbook of Leadership. A Survey of Theory and Research. New York, 1974, p. 7.

Gurova Ekaterina Yuryevna

Postgraduate Student, Vologda State University (Vologda, Russia)

GENERAL THEORETICAL BASIS FOR STUDYING THE CONCEPT OF LEADERSHIP

The article presents an extralinguistic analysis of the leadership concept on the basis of philosophy, sociology, psychology, economics and political science. An overview of earlier studies shows inaccuracy of the concept’s definition, incompleteness of its study, and a shift of emphasis towards leadership qualities. In addition, the paper dwells on the etymology of the key lexical unit - leadership -and describes how it was formed and when it appeared in the language. The author analyzes the extension of its key meanings and emergence of new interpretations making the concept more complicated as a whole. Further, the article analyzes equivalents of this lexical unit in different languages, which indicates a wide spread occurrence of the concept and its importance. Since its content is different in different cultures, it can lead to some complications in translation, which indicates problems with

understanding the exact meaning. In particular, the author lists Russian synonyms that at first glance seem to be full equivalents of the concept, but a deeper examination reveals that they only cover part of the meaning. The author looks at modern interpretations of leadership in various disciplines as each science has its own terminological system and highlights primarily the aspects it is interested in while sometimes ignoring others. All this information helps to distinguish the basic meaning of the concept of leadership, analyze its emergence and further development as well as to identify its content.

Keywords: leadership, leader, etymology of leadership, leadership phenomenon, nature of leadership, leadership as a process, leadership qualities, leader’s personality.

Контактная информация: адрес: 160000, г. Вологда, ул. Ленина, д. 15;

e-mail: k-gurova@yandex.ru

Рецензент - ЧичеринаН.В., доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе и академическому развитию Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.