Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВО РИСКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ'

ОБЩЕСТВО РИСКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБЩЕСТВО РИСКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фокина Анна Борисовна

Обозначена актуальность разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование профессионального потенциала, благодаря которому молодые люди были бы адаптированы к обществу риска и воспринимали профессиональные риски в качестве нормы и возможности личностного развития и профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOSCIETY OF RISK AND PROFESSIONAL POTENTIAL OF YOUTH

The actuality of developing and implementing the measures aimed at formation of the professional potential is emphasized. It is shown that thanks to this potential young people would become adapted to the risk society and would be able to perceive the professional risks as a norm and as the opportunities for personal development and professional growth.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВО РИСКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ»

При гриппе или температуре работало, как обычно, наибольшее число работников физического труда (43,5 %), сравнительно с пенсионерами (25,2 %, p < 0,01), ИТР (27,9 %, p < 0,001) и руководителями (29,9 %, p < 0,001). Напротив, оставались дома и делали все возможное, чтобы поскорее вернуться на работу, минимальное количество лиц, занятых физическим трудом (38,8 %) . В группе ИТР таких мужчин было сущест-венно больше (49,6 %, p < 0,001), а среди руководителей их было достоверно больше (56,9 %), чем в группе физического труда (38,8 %, p < 0,001) и среди пенсионеров (42,7 %, p < 0,05). Оставались дома без стремления выйти на работу (пока не почувствуют себя лучше) преимущественно пенсионеры (32,1 %), и напротив, суще-ственно меньшее число работников физического труда (18,2 %, p < 0,01), ИТР (20,3 % p < 0,05) и минимальное количество руководителей (13,2 %, p < 0,001).

Следовательно, по результатам нашего исследования, у лиц физического труда отмечалась наиболее низкая ответственность за свое здоровье, в этой же группе отмечалось наименьшее стремление выйти на работу, в группе руководителей и ИТР и специалистов — максимальное стремление улучшить самочувствие и выйти на работу.

Проведенный скрининг показал определяющую роль социального градиента в готовности респондентов участвовать в профилактических программах. Что касается личного отношения человека к своему здоровью, то, согласно данным анкетирования, выявлена достаточно большая степень ответственности населения за свое здоровье, особенно с ростом социального статуса населения, что, в сущности, и является одной из главных задач профилактики — изменение привычного модуса к собственному организму [1, 3, 5].

Оправдана и согласуется с результатами отечественных и зарубежных авторов низкая ответственность за свое здоровье среди лиц физического труда, сравнительно с другими профессиональными группами [3, 6]. Про -веденное исследование показало, что, несмотря на сложности социально-экономических преобразований в современном обществе, население в целом понимает преимущества профилактического подхода к своему здоровью и достаточно подготовлено к проведению превентивных мероприятий.

Таким образом, в открытой популяции среднеурбанизированного сибирского города у мужчин 25-64 лет установлена взаимосвязь отношения к своему здоровью с социальным градиентом. Наиболее низкая ответст -венность за свое здоровье отмечается у лиц физического труда, у руководителей и инженерно-технических работников — максимальное стремление улучшить самочувствие и выйти на работу.

Список литературы

World Health Organization. Preventing chronic diseases - a vital investment: WHO Global Report / WHO. - Geneva, 2005. - 182 p.

Аубанова Г. К. Общественное здоровье: концептуальные подходы и управление на уровне региона / Г. К. Аубанова, А. Н. Силин. - Павлодар: ЭКО, 2005. - 140 с.

Акимов А. М. Отношение мужчин к здоровью: образовательные предпочтения // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 4. - С. 50-52.

Каюмова М. М., Гафаров В. В., Смазнов В. Ю. и др. Самооценка здоровья, отношение к своему здоровью и медицинской помощи в мужской популяции / // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - N° 6 (том 31). - С. 161-167.

Смазнов В. Ю., Каюмова М. М., Акимова Е. В. и др. Информированность, отношение к своему здоровью и профилактике в мужской сибирской популяции // Профилактическая медицина. - 2011. - № 4. - С. 24-27.

Justice at work and reduced risk of coronary heart disease among employees: the Whitehall II Study / M. Kivimaki, J. E. Ferrie, E. Brunner et al. // Arch Intern Med. - 2005. - Vol. 165. - P. 2245-2251.

Сведения об авторах

Силин Анатолий Николаевич, д. с. н., профессор кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89199446020

Акимов Александр Михайлович, аспирант кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет; младший научный сотрудник филиала ФГБУ «НИИ кардиологии» СО РАМН «Тюменский кардиологический центр», г. Тюмень, тел. 89829101778, e-mail: aleksandr.akimov.90@mail.ru

Silin A. N., Doctor of Science in Sociology, professor of the chair «Marketing and municipal management» Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89199446020

Akimov A. M., post-graduate student of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University; junior scientific worker at FGBU affiliate of «NII Cardiology» of SB RAMS «Tyumen cardiologic center», phone: 89829101778, e-mail: aleksandr.akimov.90@mail.ru

УДК 316.614

ОБЩЕСТВО РИСКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ

SOSCIETY OF RISK AND PROFESSIONAL POTENTIAL OF YOUTH

Б. Фокина

A. B. Fokina

Ключевые слова: профессиональный потенциал, общество риска, образовательное пространство, молодежь Key words: professional potential, society of risk, educational space, youth

Обозначена актуальность разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование профессионального потенциала, благодаря которому молодые люди были бы адаптированы к обществу риска и воспринимали профессиональные риски в качестве нормы и возможности личностного развития и профессионального роста.

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 4, 2014

The actuality of developing and implementing the measures aimed at formation of the professional potential is emphasized. It is shown that thanks to this potential young people would become adapted to the risk society and would be able to perceive the professional risks as a norm and as the opportunities for personal development and professional growth.

На современном этапе процессы перехода к информационному обществу оказывают влияние на все сфе -ры жизнедеятельности человека, провоцируют рисковое состояние общества. В условиях современности, на чем акцентируют внимание Н. А. Ткачева, М. Л. Белоножко, А. Б. Фокина, Н. Г. Хайруллина [1-4], возникает проблема адаптации молодежи к современной действительности, в том числе и в профессиональной сфере.

А. Зубок и В. И. Чупров, исследуя риски в молодежной среде, замечают, что «в обществе риска, с его неопределенностью и непредсказуемостью, традиционные общественные ценности девальвируются и вытес -няются групповыми, разрушается система институциональных норм, новые ценности и нормы либо отвергаются, либо не могут быть реализованы при полном или частичном согласии с ними» [5].

Определяя современное общество как общество риска, Готтхард Бехманн в книге «Современное общест -во: общество риска, информационное общество, общество знаний» приходит к умозаключению, что «понятие риска в последнее время сделало головокружительную карьеру в области социальной теории. Оно стало подлинной меткой современности. Для одних риск непосредственно связывается с опасностями современных тех -нологий, угрожающих планетарной цивилизации. Для других понятие риска ассоциируется с шансом расширенного господства над природой и как раз по этой причине дает основание праздновать достижения современной техники. Третьи делают акцент на безопасности и видят в риске вызов, считая обеспечение безопасности возможным и достижимым, забыв при этом, что полная безопасность со времени первородного греха в принципе недостижима» [6]. Без риска немыслим успех, особенно в условиях современной действительности, о кото -рых говорят М. Л. Белоножко, В. Е. Генин, Е. Ю. Леонова, Л. Л. Мехришвили, И. А. Пуртова, В. А. Пяльченков, М. Гета, Н. Г. Хайруллина [7-11].

Одним из источников реализации профессиональных стратегий молодежи является достижение высокого уровня профессионального потенциала, который был бы достаточным для адекватных действий в условиях риска, оптимизации его возможных исходов и прогнозирования последствий. В этом случае риск становится источником профессионального развития: молодые люди находят такое сочетание безопасности и опасности, которое обеспечивает им, с одной стороны, сохранение достигнутого, а с другой стороны, продвижение в ре -шении актуальных целей и задач.

качестве одного из направлений считаем возможным отметить необходимость формирования профессионального потенциала молодежи в условиях образовательного пространства, которое необходимо развивать в русле разработки современных социальных технологий, приобщающих обучающихся к культуре риска, формирующих восприятие риска молодежью в качестве нормы и возможности профессионального роста.

Синергический эффект возможен при условии установления партнерских отношений в образовательном пространстве — в этом случае выгоду от взаимодействий может получить каждый субъект образовательного процесса: повышается творческая активность и удовлетворенность трудом профессорско-преподавательского состава и других сотрудников учреждений образования; в бизнес-сообществе решаются проблемы в области кадровой политики, корпоративной культуры, повышения квалификации работников; у молодежи формируется профессиональный потенциал и уверенность в завтрашнем дне.

результате активизации профессионального потенциала осуществляется воздействие молодого человека на окружающий социум, который, в свою очередь, также оказывает влияние на дальнейшее состояние профессионального потенциала. В результате возможен мультипликативный эффект активизации профессионального потенциала общества, приводящего к достижению целей долгосрочного развития страны, выражающихся обеспечении высокого уровня благосостояния населения, повышения конкурентоспособности страны на мировом уровне и успешной социализации молодежи в обществе риска.

Список литературы

Ткачева Н. А., Белоножко М. Л. Миграционная политика и безопасность личности, общества и государства. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2013.

Фокина А. Б. Образовательные предпочтения этнического населения: динамика исследований // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 2. - С. 74-77.

Хайруллина Н. Г. Социологическая диагностика этнокультурной ситуации в северном регионе: Дис. ... д-ра социолог. наук. -Тюмень, 2001.

Хайруллина Н. Г. Экономические аспекты социального обеспечения граждан // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2012. - N° 3. - С. 53-58.

Чупров В. И. Социология молодежи: учебник / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

Готтхард Бехманн. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Готтхард Бехманн; пер. с нем. А. Ю. Антоновского, Г. В. Гороховой, Д. В. Ефременко, В. В. Каганчук, С. В. Месяц. - М.: Логос, 2010.

Белоножко М. Л., Генин В. Е. Тенденции развития мирового и российского экспорта высшего образования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2008. - № 4. - С. 88-90.

Леонова Е. Ю. Специфика реализации высшего профессионального образования в системе исполнения наказания / Е. Ю. Леонова, Л. Л. Мехришвили. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. - 160 с.

Пуртова И. А. К вопросу о профессиональном потенциале современной молодежи // Здоровый образ жизни российской молодежи. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость — воля народа!». - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - С. 201-205.

Пяльченков В. А., Гета А. М. Киберсоциализация молодежи // Здоровый образ жизни российской молодежи. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость — воля народа!». - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - С. 193-196.

Ткачева Н. А. Влияние миграции на социальную безопасность региона // Омский научный вестник. - 2011. - № 1 (95). -

С. 31-34.

Хайруллина Н. Г. Межэтнические отношения в полиэтничном российском регионе: социологическое измерение // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. - 2013. - N° 1 (69). - С. 182-184.

Матвеева Т. В. Особенности управления инновациями в системе дополнительного профессионального образования технического вуза // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2008. - № 1. - С. 77-79.

Сведения об авторе

Фокина Анна Борисовна, специалист кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)416867

Fokina A. B., specialist of the chair of Marketing and municipal management, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)416867

УДК 314.624.067

ОТНОШЕНИЕ СОЦИУМА К ФЕНОМЕНУ МНОГОДЕТНОСТИ

ATTITUDE OF THE SOCIUM TO THE PHENOMENON OF LARGE FAMILIES

Ф. Хуснутдинова

G. F. Khusnutdinova

Ключевые слова: семья, брак, многодетность, функции многодетной семьи, демография Key words: family, marriage, many children family, functions of a large family, demography

Проведен анализ жизненного цикла многодетной семьи, выделены выполняемые семьей функции. Даны описательные определения категорий «семья» и «многодетная семья». Приведены особенности структуры и влияния многодетности на демографические и социальные процессы. В качестве первоначальных данных избраны данные, полученные ВЦИОМ.

The analysis of the life cycle of a large family is made and the functions realized by a family are highlighted. The descriptive definitions of the categories "a family" and "a large family" are offered. In the analysis the features of the structure and the influence of large families on the demographic and social processes have been taken into account. As initial data the data obtained by VTsIOM were used.

Российская семья, жизнедеятельность которой является отражением закономерностей развития общества, претерпевает существенные изменения. Сложившаяся ситуация в области воспроизводства населения проявляется в затянувшемся демографическом кризисе, который приводит к отрицательным экономическим и социальным последствиям.

Согласно программе государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации 20082015 гг. серьезные демографические проблемы России, и в первую очередь, проблемы воспроизводства населения, обусловливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей, особенно актуальным видится отношение к семьям с детьми [3].

современном обществе идет переосмысление понятия семьи. Возникновение, развитие и функционирование семьи и брака изучает специальная социологическая дисциплина — социология семьи. Семья — одна из древнейших форм социальной общности, которая возникла значительно раньше классов, государств и наций первобытнообщинной формации. Ее непреходящая общественная ценность и интерес к ней обусловлены тем, что она связана с «производством и воспроизводством» непосредственно жизни — человеческого рода, воспитанием детей, удовлетворением в наиболее приемлемой форме самых насущных потребностей человека [4].

социологии семья рассматривается одновременно как малая социальная группа и как важный социальный институт. При этом семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

• вступление в первый брак — образование семьи;

• начало деторождения — рождение первого ребенка;

• окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

• «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

• прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.