Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ И ИННОВАЦИИ'

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ И ИННОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / МОБИЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ВЫБОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / INNOVATION / PUBLIC TRANSPORT / TRANSPORTATION SYSTEM / MOBILITY / MOTIVATION / PREFERENCES / PASSENGER TRANSPORTATION / VEHICLE SELECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берман Нина Демидовна, Белов Александр Михайлович

Эффективное функционирование транспортной системы региона создает необходимые условия для развития экономики и социальной сферы. Жители городов имеют различные потребности в мобильности и предпочтения при выборе транспортного средства для ежедневных поездок. Понимание различий в том, что нравится пассажирам общественного транспорта, и факторов, которые формируют эти предпочтения среди потребителей, имеет первостепенное значение для определения того, какие инновации являются наиболее эффективными и для каких слоев населения. Необходимо использовать такие формы обслуживания пассажиров, которые позволят изменить стиль жизни горожан и сделать общественный транспорт предпочтительным видом передвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берман Нина Демидовна, Белов Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC TRANSPORT AND INNOVATION

The effective functioning of the transport system of the region creates the necessary conditions for the development of the economy and the social sphere. City residents have different mobility needs and preferences when choosing a vehicle for daily commuting. Understanding the differences in what passengers enjoy in public transport and the factors that shape these preferences among consumers is of paramount importance in determining which innovations are most preferable and for which segments of the population. It is necessary to use such forms of passenger service that will allow you to change the lifestyle of citizens and make public transport a preferred mode of movement.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ И ИННОВАЦИИ»

DOI: 10.12731/2227-930X-2019-1-7-13 УДК 656.02

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ И ИННОВАЦИИ Берман Н.Д., Белов А.М.

Эффективное функционирование транспортной системы региона создает необходимые условия для развития экономики и социальной сферы. Жители городов имеют различные потребности в мобильности и предпочтения при выборе транспортного средства для ежедневных поездок. Понимание различий в том, что нравится пассажирам общественного транспорта, и факторов, которые формируют эти предпочтения среди потребителей, имеет первостепенное значение для определения того, какие инновации являются наиболее эффективными и для каких слоев населения. Необходимо использовать такие формы обслуживания пассажиров, которые позволят изменить стиль жизни горожан и сделать общественный транспорт предпочтительным видом передвижения.

Ключевые слова: инновации; общественный транспорт; транспортная система; мобильность; мотивация; предпочтения; пассажирские перевозки; выбор транспортного средства.

PUBLIC TRANSPORT AND INNOVATION Berman N.D., Belov A.M.

The effective functioning of the transport system of the region creates the necessary conditions for the development of the economy and the social sphere. City residents have different mobility needs and preferences when choosing a vehicle for daily commuting. Understanding the differences in what passengers enjoy in public transport and the factors that shape these preferences among consumers is of paramount

importance in determining which innovations are most preferable and for which segments of the population. It is necessary to use such forms ofpassenger service that will allow you to change the lifestyle of citizens and make public transport a preferred mode of movement.

Ключевые слова: innovation; public transport; transportation system; mobility; motivation; preferences; passenger transportation; vehicle selection.

Инновации в сфере транспорта и мобильности, которые применяются в современном обществе, от технических и технологических (например, интеллектуальные транспортные системы) до социальных сфер (например, умные города, социальные инновации и т. д.), изменяют способы использования транспортных и мобильных услуг. Маркетинговые исследования показывают, что пользователи мобильных телефонов и мобильных устройств имеют различные предпочтения, когда речь идет о выборе транспортных и мобильных решений, это также относится и к инновациям [1]. Понимание различий в том, что нравится пользователям, и факторов, которые формируют эти предпочтения среди пользователей, имеет первостепенное значение для определения того, какие инновации являются наиболее предпочтительными и для каких слоев населения.

Развитие общественного транспорта способствует экономическому развитию, снижает количество пробок на дорогах за счет уменьшения использования личных автомобилей, оказывает влияние на проблему парковок в центральных частях городов, содействует уменьшению выбросов загрязняющих веществ. Транспортные предприятия должны использовать такие формы обслуживания пассажиров, которые позволят изменить стиль жизни горожан и сделать предпочтительным видом передвижения общественный транспорт. Актуальной задачей является оценить отношение пассажиров общественного транспорта к инновациям в сфере транспортных услуг для разработки комплексного подхода в развитии городской транспортной системы.

Эффективное функционирование транспортной системы региона создает необходимые условия для развития экономики и социальной сферы. Рост городского населения во всем мире привел к значительному увеличению количества личного транспорта, при достаточно ограниченных возможностях развития дорожной инфраструктуры это привело к резкому сокращению реальной скорости передвижения в городах, т.е. к ухудшению мобильности городских жителей. Оптимизация дорожной ситуации за счет перераспределения транспортных потоков и расширения дорожного полотна во многом уже исчерпали свои возможности. В данных условиях качественное улучшение дорожной ситуации и повышение мобильности горожан возможно лишь при значительном отказе автовладельцев от использования личного транспорта в пользу общественного. Для этого общественный транспорт должен удовлетворять меняющиеся потребности современных пассажиров и привлекать новых.

Изучением поведения потребителей при выборе транспортных средств занимались многие российские и зарубежные ученые [2, 3, 4]. Разработанные модели спроса на пассажирские перевозки обеспечивали представление о взаимосвязи различных факторов: характеристиками системы (вид транспорта, время в пути, стоимость, частота и т.д.) и характеристиками пассажиров (возраст, образование, пол, доход, плотность населения и т. д.). Однако, согласно анализу реальной ситуации, эти модели не дают понимания процесса принятия решения о выборе транспортного средства и не учитывают стратегии для воздействия на поведение потребителя без дорогостоящих изменений характеристик транспортной системы.

В социологических исследованиях показано, как можно воздействовать на поведение человека и что традиционные модели рационального принятия решений не являются основными, влияющими на поведение индивидуума [5]. Во многих областях, таких как принятие решений потребителями или выбор транспортного средства пассажирами, помимо экономических отношений, важ-

ную роль играют и другие факторы. Одним из которых, для изучения поведения пассажиров, является привычка. Понятие привычки относится к определенному поведению, которое повторяется и доминирует в поведении человека, становится потребностью. Изменить привычку человека достаточно сложно, поскольку она формируется в течение длительного времени.

Второй тип факторов, который сказывается на выбор транспортного средства, связан с личностной идентичностью, представлением о самом себе (ценности, стиль жизни) и принадлежностью определенной социальной группе, «слою общества» [6]. Оба набора факторов (привычки и проблемы идентичности) влияют на мотивы поведения и должны учитываться при разработке мер для изменения транспортной ситуации, воздействуя на определенные группы населения.

Изучению удовлетворенности пассажиров общественного транспорта посвящено много исследований, в которых рассматриваются различные критерии качества обслуживания для оценки влияния различных услуг общественного транспорта на удовлетворенность пассажиров: надежность, безопасность, доступность, удобство, чистота и комфорт, информированность, отношение персонала [7].

Для определения отношения к инновациям в сфере транспортных услуг в городе Хабаровск был проведен опрос жителей города (выборка 254 человека) по обеспечению качества пассажирских перевозок на пассажирском автомобильном транспорте. По результатам опроса были выявлены различия в предпочтениях пассажиров общественного транспорта к инновациям, которые были связаны с определенными мотивациями (предоставление информации, обеспечение эффективности, дизайн и комфорт, цена поездки, удобства для людей с ограниченными возможностями и пожилых) [8]. Среднее значение на вопрос (по пятибалльной системе), о готовности изменить свои привычки среди используемых личный автомобиль для ежедневных поездок, то насколько опрашиваемые готовы уменьшить использования личного автомоби-

ля в пользу других видов транспорта, получилось значение 1,67. Инновациями были названы: отслеживание в режиме реального времени автобусных маршрутов на сайте и с помощью мобильного приложения, транспортная карта, оплата банковской картой (смартфоном), информационное табло в автобусе и на остановках, использование автобусов с условиями размещения специальных групп пассажиров (инвалидов, пожилых, детей).

Изучение предпочтений пассажиров общественного транспорта к инновациям, применение мотивационных схем может изменить отношение жителей к общественному транспорту. В условиях рынка и конкуренции, организация перевозок пассажиров наземным транспортом, влияет на развитие транспортной системы города. Общественный пассажирский транспорт обеспечивает мобильность жителей города, прежде всего для группы населения с невысоким доходом, способствует развитию города.

Список литературы

1. Экономика и организация автотранспортного предприятия : учебник для академического бакалавриата / Под ред. Е.В. Будриной. М.: Издательство Юрайт, 2016. 268 с.

2. Вучик В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни. Изд-во: Территория будущего, Серия: Университетская библиотека Александра Погорельского, 2011. 576 с.

3. Мулеев Е.Ю. «Транспортное поведение», «мобильность» и «подвижность» // Социологический журнал. Том 21. .№3. 2015. С. 8-28.

4. Йонкис А. Применение логистики в сфере оптимизации потоков городского транспорта // Odes'kyi РоШеЛшсЬ^ Universytet. Pratsi. Одесса, 2011. Выпуск 1(35). С. 295-299.

5. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Харьков: Издательство Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр», 2005. 632 с.

6. Корниенко С. В. Потребитель на российском автомобильном рынке // Государственное управление. Электронный вестник. 2008.

№15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebitel-na-rossiyskom-avtomobilnom-rynke (дата обращения: 12.04.2019).

7. Мулеев Е.Ю. Обзор методик по оценке качества перевозок пассажирским транспортом // Транспорт: наука, техника, управление. 2016. № 8. С. 35-43.

8. Белов А.М. Проектирование системы управлением качества пассажирских перевозок на пассажирском автомобильном транспорте: дис. ... магистра менеджмента. ТОГУ, Хабаровск, 2017.

References

1. Ekonomika i organizaciya avtotransportnogo predpriyatiya: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata [Economics and organization of motor transport enterprise]/ ed. E. V. Budrina. M. : Izdatel'stvo Yurajt, 2018. 268 p.

2. Vuchik V.R. Transport v gorodah, udobnyh dlya zhizni [Transportation for Livable Cities]. Izd-vo: Territoriya budushchego, Seriya: Universi-tetskaya biblioteka Aleksandra Pogorel'skogo, 2011. 576 p.

3. Muleev E.Yu. «Transportnoe povedenie», «mobil'nost'» i «podvizh-nost'» [Transport Behavior, Mobility, and Mobility]. Sociologicheskij zhurnal. V. 21. №3. 2015, рр. 8-28.

4. Jonkis A. Primenenie logistiki v sfere optimizacii potokov gorodskogo transporta [The use of logistics in the optimization of urban transport flows]. Odes'kyiPolitechnichnyi Universytet. Pratsi. Odessa, 2011. № 1(35), рр. 295-299.

5. Kaneman D., Slovik P., Tverski A. Prinyatie reshenij v neopredelenno-sti: Pravila ipredubezhdeniya [Making decisions in uncertainty: Rules and prejudices]. Har'kov: Izdatel'stvo Institut prikladnoj psihologii «Gumanitarnyj Centr», 2005. 632 p.

6. Kornienko S.V. Potrebitel' na rossijskom avtomobil'nom rynke [Consumer in the Russian automotive market]. Gosudarstvennoe upravle-nie. Elektronnyj vestnik. 2008. №15. https://cyberleninka.ru/article/n/ potrebitel-na-rossiyskom-avtomobilnom-rynke

7. Muleev E.Yu. Obzor metodik po ocenke kachestva perevozok pas-sazhirskim transportom [Review of methods for assessing the quality

of passenger transportation]. Transport: nauka, tekhnika, upravlenie. 2016. № 8, рр. 35-43. 8. Belov A.M. Proektirovanie sistemy upravleniem kachestvapassazhir-skih perevozok na passazhirskom avtomobil'nom transporte [Designing a quality management system for passenger transportation in passenger road transport]: dis. ... magistra menedzhmenta. TOGU, Habarovsk, 2017.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Берман Нина Демидовна, старший преподаватель

Тихоокеанский государственный университет ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Российская Федерация

[email protected]

Белов Александр Михайлович

ул. Бондаря, 6, г. Хабаровск, 680035, Российская Федерация [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS Berman Nina Demidovna, senior teacher

Pacific National University

136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, 680035, Russian Federation

[email protected] ORCID: 0000-0002-3573-048X

Belov Alexander Mikhailovich

6, Bondar Str., Khabarovsk, 680035, Russian Federation

[email protected]

ORCID: 0000-0001-7336-4874

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.