ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
УДК 321:323-053.6(470) DOI 10.12737/13598
Агапов Олег Дмитриевич,
доктор философских наук, профессор,
директор НИИ социальной философии ИЭУП (г. Казань),
председатель Общественного совета Нижнекамского муниципального района (Российская Федерация, г. Нижнекамск.)
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ КАК ФОРМА ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
В статье рассмотрена деятельность Общественного совета Нижнекамского муниципального района РТ в рамках социально-философской концепции П. Бергера и Н. Лукмана. Выделены четыре способа конституирования и конструирования социальной реальности: хабитуализации, типизации, институционализации и легитимизации. Общественный совет муниципального района позиционируется как инструмент формирования институтов гражданского общества и «площадка» роста гражданского самосознания.
Ключевые слова: способы конституирования и конструирования реальности, Общественный совет муниципального района.
Agapov O. D.,
Nizhnekamsk, Doctor of Philosophy, Professor Director of the Institute of Social Philosophy IEML (Russian Federation, Nizhnekamsk) Chairman of the Public Council of Nizhnekamsk Municipal District
PUBLIC COUNCIL HOW TO FORM INSTITUTIONALIZATION OF THE HUMANITARIAN SPHERE MUNICIPAL COMMUNITY
The article describes the activities of the Public Council of Nizhnekamsk Municipal District of Tatarstan within the socio-philosophical concept of Berger and H. Lukman. Highlighted four ways the constitution and construction of social reality: habitualization, typing, institutionalization and legitimization. Public Council of the municipal district is positioned as a tool for the formation of civil society institutions and the «marketplace» of growth of civic consciousness.
Keywords: constitution and ways of constructing reality, the Public Council of the municipal district.
В основании деятельности Общественного совета Нижнекамского муниципального района РТ помимо общих нормативно-правовых документов лежит социально-философская концепция
П. Бергера и Н. Лукмана. Конкретнее -они пишут о четырех способах конституирования и конструирования социаль-ной реальности: хабитуализации, типизации, институционализации и легитимизации [1, с. 12 - 15].
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 19
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Кратко остановимся на характеристике данных способов и рассмотрим, каким образом Общественные советы могут принимать участие в активном развитии в России институтов гражданского общества.
Хабитуализация (англ. - «опри-вычнивание»), или процесс перевода новых форм поведения в повседневность. Рост гражданских объединений на различной основе, вызывавший в 90-е гг. ХХ в. удивление и настороженность, в 2000-е стал восприниматься как обыденное явление первоначально на уровне крупных российских мегаполисов, а потом и в российской провинции, в различных субъектах РФ и муниципалитетах.
Общественный совет Нижнекамского муниципального района был сформирован на основании Положения, утвержденного решением Совета района в апреле 2009 г. Основная цель его создания состояла в выстраивании «механизма» взаимодействия между органами местного самоуправления и общественных организаций, конфессиональных объединений, профсоюзов и иных объединений граждан, действующих на территории района, а также в обеспечении участия граждан в разработке, анализе и оценке решений по важнейшим вопросам жизнедеятельности г. Нижнекамска и района.
За шесть лет работы Общественный совет подтвердил заявленный статус, стал действительно важным институтом в общественной жизни муниципального района. Такая быстрая интеграция членов ОС НМР в жизнь муниципального сообщества связана с тем, что каждый из них - это состоявшаяся личность, обладающая богатым жизненным опытом и широким спектром профессиональных знаний (например, сегодня в Совете - 1 доктор (Агапов О.Д.) и 2 кандидата наук (Аппаков В.И., Сахапов Г. З.).
К тому же в составе Совета нет «назначенцев», формально исполняющих возложенные на них обязанности. Все члены Совета - это люди с активной гражданской позицией. К тому же принятие рабочего плана деятельности Совета происходит на основе мониторинга реальных проблем Нижнекамского муниципального района, это позволяет уйти от дублирования деятельности депутатов городского и муниципального Советов, а также от полной идентичности позиции ОС НМР с функционированием управлений Исполкома НМР.
Второй способ и этап социального конструирования реальности - типизация - продолжает процесс хабитуализа-ции в рамках разделения объектов повседневности на типы и классы, исходя из определенных ценностей. Наиболее яркое проявление типизации состоит в оформлении комплекса положительных или отрицательных идентичностей. Согласимся с В.Г. Федотовой, утверждающей, что процесс типизации в России после слома советской идентичности не осуществлен, находится в стадии поиска новых критериев. Вместе с тем в регионах, на местах сохранились еще силы и люди, способные не только к постмодернистским играм, но и к созидательной работе.
Их не так много, но они есть. И именно их подвижничеством живет «земля/ общество». Это ветераны войны и тыла, верующие, представители интеллигенции и многие другие, кто своим примером и посильным влиянием сохраняют мир и согласие в локальных сообществах. Разумеется, при мощном давлении СМИ общества потребления их влияние не столь значительно, но оно есть. Аксеологическим основанием совместной деятельности членов Общественного Совета НМР выступают ценности правового государства и гражданского общества. В частности, по инициативе
20
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Т.А. Наговициной на протяжении 2013 -
2015 гг. все вопросы, вошедшие в «орбиту» деятельности Совета были связаны с качеством и уровнем жизни горожан различных возрастов. Поэтому в центре внимания оказываются мониторинг экологической безопасности, контроль за общественной безопасностью, уровнем развития образования, здравоохранения, учреждений культуры, качество торгового обслуживания и т.д. В связи с приближением празднования в
2016 г. 50-летия г. Нижнекамска 16 апреля 2014 г. состоялось общественное слушание на тему «О ходе реализации генерального плана застройки г. Нижнекамска и мерах по улучшению его архитектурного облика» с приглашением начальника управления строительства и архитектуры Э.Р. Сиразетдинова. В ходе жарких дискуссий было решено уделять большее внимание развитию малых архитектурных форм, насыщению городского пространства социокультурными и спортивными объектами.
Предметом отдельной заботы Общественного Совета выступают историческая реальность, формирование объективного исторического взгляда на ХХ в. в контексте всемирной и отечественной истории. В феврале 2015 г. в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне (1941 - 1945 гг.) на базе НФ ИЭУП (г. Казань) состоялся семинар «Организация гражданско-патриотического образования силами общественных объединений», проведенный совместно с Академией военно-исторических наук (доклад д. ист. н., проф. С.И. Никоновой).
В марте 2015 г. Общественный Совет НМР совместно с Татарстанским отделением Русского географического общества инициировал проведение Форма краеведов, где обсуждались проблемы развития краеведения как комплексного социально-гуманитарного, экономиче-
ского и экологического знания; формы и методы краеведческой деятельности с участием детей и молодежи; роль краеведения в инновационном развитии территорий.
Третий уровень и способ социального конструирования реальности называется институциализацией, связанной с превращением привычек и обретенных типизаций в русло социальной формы, «включающей в себя роли и статусы, систему санкций и социального контроля для поддержания норм, порядок, общие цели, установки и образцы поведения (нормы), учреждения, кодексы, законы, осуществляющие деятельность по удовлетворению различных потребностей» [1, с. 15].
Главный предмет заботы членов Общественного Совета - это институци-ализация личностей, формирование в муниципальном районе множества траекторий личностного роста. «Личностный рост не ограничивается ни житейским, ни цеховым, ни каким - либо иным биографическим пространством / времнем. Это процесс, протекающий во времени и пространстве всех возможных миров, с которыми благодаря воображению человек поддерживает сюжет-но - иконические контакты (динамическую виртуальную идентичность)» [2, с.300].
Институциализация стратегий и траекторий личностного роста превращает муниципалитет в сообщество личностей, ведет к установлению демократических традиций. Понимая данную тенденцию, ОС НМР принял активное участие в подготовке и проведении «Европейской недели местной демократии - 2014 г.» (13 - 19.10.2014 г.).
Агапов О.Д., Наговицына Т.А., Са-хапов З.Г., О. Иоанн (Бухенко), Юсуф-хазрат стали организаторами первого Форума общественных объединений Нижнекамского муниципального райо-
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 21
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
на, где шел напряженный поиск совместных «точек» приложения сил общественных объединений, исполнительной власти, иных субъектов муниципального сообщества.
Процесс институционализации невозможен без легитимации, закрепляющей найденные формы социальной коммуникации и взаимодействия. Она «способствует передаче сложившихся институтов новым поколениям для их обоснованности в глазах тех, кто не устанавливал эти институты и легко соблазнится новыми вариантами переделки общества или даже отвержением социальных установлений как фикций по отношению к психофизиологическим потребностям, реальности инстинктов и соблазнам гедонизма». [1, с. 16].
Важнейшим шагом по легитимации деятельности Общественного Совета выступает принятие по результатам деятельности рекомендаций и предложений к различным управлениям Исполкома НМР, общественным объединениям города. Каждая рекомендация -это синтез нормативно-правовой и организационной культур. Итак, реальная политика развития институтов гражданского общества - это баланс смыслового и процедурного компонентов в деятельности общественных объединений, всех субъектов гражданского общества, ибо «решающим фактором сплочения общества оказываются не абстрактные рационалистические идеи справедливости и свободы, а конкретная культура, реали-
зующая сознание «мы» не только и не столько на рациональном уровне, сколько на уровне первичного опыта, переживаний идентичности личности и ее сопричастности некоторой общности» [1, с. 24].
Безусловно, не все проблемы в сфере формирования институтов гражданского общества способен решить Общественный Совет муниципального района, но выступить «площадкой» роста гражданского самосознания он способен.
БИБЛИОГРАФИЯ/REFERENCES:
1. Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества / В.Г. Федотова / Вопросы философии. - 2003. - №11. - С. 12 - 16.
2. Генисаретский О.И. Навига-тор...Указ. соч. - С. 300.
3. Тульчинский Г.Л. Проблема либерализма и эффективная социальная технология / Г.Л. Тульчинский // Вопросы философии. - 2002. - №7. - С. 24.
1. Fedotova V.G. Sotsial'noe konstru-irovanie priemlemogo dlia zhizni ob-shchestva / V.G. Fedotova / Voprosy filo-sofii. - 2003. - №11. - P. 12 - 16. (In Russ.)
2. Genisaretskii O.I. Navigator...Ukaz. soch. - p. 300. (In Russ.)
3. Tul'chinskii G.L. Problema libera-lizma i effektivnaia sotsial'naia tekh-nologiia / G.L. Tul'chinskii // Voprosy filoso-fii. - 2002. - №7. - P. 24. (In Russ.)
22
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.