Научная статья на тему 'Общественный контроль над государственной властью в публичном пространстве современной России'

Общественный контроль над государственной властью в публичном пространстве современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1022
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кривошеева Наталия Игоревна

В статье представлена и обоснована функциональная специфика общественного контроля как основополагающего механизма взаимодействия и диалога гражданского общества и государства в публичном политическом пространстве. Особое внимание уделено анализу особенностей развития института общественного контроля публичной политики в современной России, его задачам, способам конструирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественный контроль над государственной властью в публичном пространстве современной России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 323.2

Кривошеева Наталия Игоревна

студентка 1 курса магистратуры каф. международных отношений, политологии и регионоведения ВолГУ г. Волгоград, РФ E-mail: nataliya.krivosheeva_1994@mail.ru

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ В ПУБЛИЧНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

В статье представлена и обоснована функциональная специфика общественного контроля как основополагающего механизма взаимодействия и диалога гражданского общества и государства в публичном политическом пространстве. Особое внимание уделено анализу особенностей развития института общественного контроля публичной политики в современной России, его задачам, способам конструирования

Ключевые слова

общественный контроль, публичное пространство, публичная политика, гражданское общество,

государство, власть

Общественный контроль является одним из основополагающих механизмов взаимосвязи и диалога гражданского общества и государства в пространстве публичной политики. Принципиальными особенностями института общественного контроля является сформировавшиеся практики наблюдения за деятельностью органов государственной власти; их проверка на соответствие деятельности требованиям правовых и политических норм; оценка законности и эффективности этой деятельности и полученных результатов; предъявление требований по пресечению выявленных нарушений.

Цель общественного контроля - формирование демократического общества, в котором институты государственной власти в высшей степени ответственны и подконтрольны обществу. К числу важнейших политических задач общественного контроля в пространстве публичной политики относятся: аккумуляция разнонаправленных политических интересов общества и государства; реализация обратной связи между государством и обществом; переориентация государственной политики на обеспечение общественных интересов; организация политического участия граждан; воздействие на процесс принятия и реализации политических решений государственной властью; развитие публичной политики как сферы согласования интересов и потребностей сегментов человеческого сообщества, социума и власти. Когда в обществе складывается конкретное мнение по какой-либо общественной проблеме, тогда общественность в состоянии координировано действовать как внушительная политическая сила.

В условиях развития демократического политического режима в России актуальное значение приобретает общественный контроль над деятельностью органов государственной власти и управления. Для реализации общественного контроля в России необходимо использовать все имеющиеся ресурсы и технологии - юридическо-технические, международно-политические, высокотехнологичные, научные, коммуникативные. Максимальный результат применения общественного контроля в нашей стране может быть достигнут посредством использования совокупности различных механизмов, а именно референдум, выборы и отзыв депутатов, процедуры роспуска палат Федерального Собрания РФ, апеллирование в административные инстанции, в суды общей юрисдикции и Конституционный суд, организация публичных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

гражданских акций населения и т.д. Также, необходимо строить конструктивное сотрудничество с органами государства в рамках общественных палат и общественных советов. Необходимо активнее использовать возможность обращения в комиссии по правам человека, к омбудсменам различных уровней.

Таким образом, в российском политическом процессе общественный контроль призван обеспечить комплексный мониторинг, выявить и устранить нарушения в установленном социальном порядке, а также помочь привлечь к ответственности виновных в этих нарушениях. Тем не менее, следует отметить противоречивость тенденций в реализации общественного контроля в России. Как отмечает Ю.А. Красин: "после непродолжительного периода широкой гласности в годы перестройки сегодня вновь наблюдается стремление правящей элиты отгородиться от общества непроницаемой завесой секретности. Общественность вынуждена довольствоваться слухами и виртуальными конструкциями приближенных к власти технологов-толкователей. Наметилась и далеко идущая тенденция трансформации институтов публичной сферы из средств контроля обществом власти в инструменты контроля общества властью" [2, с. 9]. Публичная политика ограничена административно-бюрократической системой в своих возможностях, фактически отделена от общества.

На сегодняшний день в России существует ряд законов и подзаконных актов, содержащих назначение и инструменты общественного контроля. В частности, 21 июля 2014 года Госдума РФ приняла закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" [1]. В документе закреплены правовые основы организации и осуществления общественного контроля над деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Необходимо сказать, что излишнее регулирование может привести к чрезмерной стандартизации и ограничениям. На данный момент закон предусматривает в качестве единственных субъектов общественного контроля общественные палаты и советы. При этом граждане, негосударственные некоммерческие организаций и СМИ остаются позади. Выходит, чтобы получить статус официальных результатов общественного контроля, материалы журналистских расследований или правозащитных некоммерческих организаций должны будут пройти через их "фильтр". Следовательно, при таком подходе можно предположить, что цель государства состоит в том, чтобы контролировать сам общественный контроль и не выпускать его за рамки заранее очерченного круга структур.

Итак, роль общественного контроля во взаимоотношениях гражданского общества и государства нацелена на выявление проблем, нахождение их причин и установление ответственных за них лиц. В качестве импульса для позитивных изменений в системе управления должно стать институциональное закрепление общественного контроля. Что касается практических мер, то эффективный общественный контроль в публичном пространстве в России может сложиться при реальном взаимном, а не формальном участии обеих сторон: органов власти и гражданских инициатив.

Примечание:

Работа выполнена в рамках реализации Гранта РГНФ № 17-13-34038 "Ресурсы и технологии легитимации политической власти в публичном пространстве Волгоградской области". Региональный конкурс "Волжские земли в истории и культуре России" 2017 - Волгоградская область.

Список использованной литературы:

1. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 21 июля 2014 г. № 212 - ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/07/23/zakon-dok.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 05.10.2016).

2. Красин, Ю.А. Публичная сфера и публичная политика в российском измерении / Ю.А. Красин // Полития. - 2004. - № 3. - С. 5 - 23.

© Кривошеева Н.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.