МАРАСУЛОВА Азиза,
кафедра муниципального права Юридического института РУДН e-mail: [email protected]
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Аннотация. В данной статье проводится анализ развития институтов общественного контроля и наблюдения за муниципальными выборами, а также сравнительно-правовой анализ в сфере проведения выборов в органы власти и местного самоуправления и роль общественного контроля в избирательной системе.
Ключевые слова: общественный контроль, выборы, муниципальные выборы, наблюдение, маслихат, Казахстан.
MARASULOVA Aziza,
Department of Municipal Law, the law Institute, Peoples' Friendship University
PUBLIC CONTROL AT THE MUNICIPAL LEVEL IN REPUBLIC KAZAKHSTAN
Annotation. This article analyzes the development of institutions of public control and monitoring of municipal elections, as well as comparative legal analysis in the field of elections to the authorities and local self-government and the role of public control in the electoral system.
Key words: public control, elections, municipal elections, observation, maslikhat, Kazakhstan.
Согласно п. 1 ст. 86 Конституции Республики Казахстан, местным представительным органом на местах является маслихат. Выборы в данный орган основываются на принципах всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, полномочия которого рассчитаны на пятилетний срок (п. 2, 3 ст. 86)1.
Выборы в органы местного самоуправления имеют ряд ограничений для кандидатов. Депутатом может быть избран только гражданин Республики Казахстан, достигший возраста 20 лет. В отличие от законодательства Российской Федерации, где избрание в местный представительный орган имеет менее ужесточенные рамки, касающиеся возрастного ценза кандидата и наличия гражданства государства. Статья 4 (п. 1) Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гласит, что право быть избранным в местный представительный орган имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста. Согласно п. 10 данной статьи иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право
1 Конституция Республики Казахстан (принята референдумом (всенародным голосованием) 30.08.1995 г.).
избирать и быть избранными в местный представительный орган муниципального образования.
При сопоставлении законодательств данных государств - членов стран Содружества напрашивается определенный вывод касательно более детальной регламентации и поэтапного развития законодательства в сфере избирательного права. Российская Федерация может и должна предстать перед Республикой Казахстан как ориентир в данной сфере, так как она более детально регламентирует многие вопросы в сфере избирательной системы, а также поэтапно ведет развитие законодательства.
Об этом свидетельствует Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 212, регулирующий основы общественного контроля. Несмотря на то что данный Закон не распространяет свою силу на общественные отношения, непосредственно складывающиеся в сфере проведения выборов в органы власти и местного самоуправления, можно с уверенностью заявить о нем как о Законе, заложившем основы для общественного контроля в целом. В Законе дается ясное нормативное определение общественного контроля, а также описываются его задачи и функции. Этого вполне достаточно для заложения фундамента и развития институтов общественного контроля и наблюдения за муниципальными выборами.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Правовой основой для регулирования правоотношений в сфере общественного контроля и наблюдателей являются Конституция РК от 30.08.1995 г., Конституционный закон РК от 30.09.1995 г. «О выборах в Республике Казахстан», а также другие подзаконные акты. На сайте Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан имеется отдельный раздел, где размещена правовая и справочная документация о выборах. В нем же содержится памятка для наблюдателей, разработанная на основе Закона «О выборах в Республике Казахстан». Данная памятка является универсальным документом для граждан, не обладающих специальными познаниями в области юриспруденции, тем самым, освобождая их от необходимости разбираться в целом массиве законов и подзаконных актов.
Как отмечалось ранее, основным законом является Конституционный закон 1995 г. о выборах в РК. В его положениях регламентируются права и обязанности наблюдателей. Положения, определяющие статус и полномочия наблюдателей, подвергались изменениям в редакциях 1999, 2004, 2007 гг. Действующая редакция Закона о выборах уделяет внимание регламентации статуса и полномочий наблюдателей (ст. 20-1, 20-2). Особое внимание уделяется регламентации полномочий наблюдателей из иностранных государств и организаций, выделенных в отдельную статью.
Наблюдатели от политических партий и других общественных и некоммерческих объединений должны удостоверить свои полномочия в письменной форме, где указываются фамилия, имя и отчество. Законодательно форма документа не указывается, вероятнее всего, данный документ носит произвольный характер. Говорится лишь о том, что данный документ должен быть заверен печатью организации. Далее этот документ предъявляется председателю избирательной комиссии для последующей регистрации.
Наблюдатели имеют широкий спектр прав. Они имеют право заседать на собраниях избирательной комиссии, получать статистические данные о количестве избирателей, непосредственно находиться при голосовании и подсчете голосов, сопровождать урны для голосования. Ко всему прочему, наблюдатель имеет доступ для обозрения всех процедур голосования и подсчета голосов. Ведение аудио или видеозаписей на момент проведения избирательных процедур не возбраняется, однако это не должно мешать ходу голосования. Наблюдатели имеют полный доступ к протоколам об итогах голосования.
Любые неправомерные действия или бездействие, решения избирательной комиссии,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019
равно как и любого из ее членов, могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или суд. В случае обнаруженных нарушений наблюдателям необходимо вручать членам комиссии акты о таковых. Данные акты могут прилагаться к протоколу о результатах голосования.
В обязанности наблюдателей входит: предъявлять документы, которые удостоверяют личность и полномочия;
не мешать ходу избирательного процесса при подсчете голосов и иных процедур;
соблюдать требования и правила, установленные избирательной комиссией, а также требования законодательства Республики Казахстан;
быть непредвзятым по отношению к какому-либо из кандидатов.
Если в ходе избирательного процесса выявляются нарушения одной из вышеперечисленных обязанностей, то избирательная комиссия вправе аннулировать регистрацию наблюдателя, что ведет к прекращению его деятельности на выборном участке.
Наблюдатели от иностранных государств, СМИ и международных организаций обязаны пройти определенную процедуру, прежде чем они смогут присутствовать на избирательных участках. Для того чтобы иностранные граждане, члены международных организаций и СМИ могли присутствовать в качестве иностранных наблюдателей, им необходимо получить приглашение от Председателя ЦИК или министра иностранных дел РК. Приглашение может содержать определенные пожелания к численности и составу, а также обеспечению гендерного и странового баланса представителей.
Аккредитация иностранных наблюдателей осуществляется при ЦИК по предоставлению Министерства иностранных дел РК. Иностранные государства и члены международных объединений, организаций представляют список наблюдателей в Министерство иностранных дел РК. Иные частные лица не могут пройти процедуру аккредитации, если они не являются официальными наблюдателями от иностранного государства или международной организации.
Кроме того, не могут выступать в качестве наблюдателей лица, которые заинтересованы политически или экономически, а также те, чья аккредитация была ранее отозвана за нарушения законодательства Республики Казахстан. Лица, признанные виновными в совершении уголовных и коррупционных нарушений за пять лет до подачи заявки на аккредитацию, не могут быть одобрены в качестве иностранного наблюдателя.
Сроки проведения аккредитации устанавливаются Центральной избирательной комиссией, а заканчивается она в 18 часов по местному вре-
мени, за пять дней до начала голосования. Аккредитованным иностранным наблюдателям выдается удостоверение особого образца от Центральной избирательной комиссии. Иностранные наблюдатели не вправе пользоваться своим статусом в иных целях, кроме тех, для которых был выдан удостоверяющий документ.
Регламентация полномочий и обязанностей иностранных наблюдателей является полностью идентичной той, что имеют наблюдатели от политических партий и иных общественных объединений. Единственное отличие - иностранные граждане должны соблюдать не только нормы законодательства Республики Казахстан, но и общепризнанные нормы международного права. В случаях нарушений таковых Центральная избирательная комиссия может внести представление об отзыве иностранного наблюдателя. Аккредитация может быть отозвана ЦИК на основании обращения соответствующих иностранного государства, международной организации по представлению Министерства иностранных дел РК.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что состояние законодательной базы, регламентирующей статус и полномочия наблюдателей от политических партий, общественных объединений, иностранных государств и международных организаций, является вполне удовлетворительным. Необходимо вести дальнейшую работу над расширением прав национальных и международных наблюдателей. В части прав международных наблюдателей целесообразно внести дополнения, в которых говорилось бы о праве получения необходимой информации об избирательном процессе от представителей власти на всех уровнях.
Право знакомиться со всеми избирательными документами (регулирующими избирательный процесс), указанными в законодательстве о выборах, кроме затрагивающих интересы национальной безопасности, будет способствовать большей открытости и прозрачности избирательного процесса, приблизив Казахстан к международным стандартам проведения демократических выборов [1].
Следует отметить, что включение данного пункта приблизило бы Конституционный закон о выборах Казахстана к стандартам, предусмотренным Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Таким образом, Конституционный закон Республики Казахстан о выборах в целом поддерживает баланс между соблюдением прав наблюдателей и обеспечением порядка в организации избирательного процесса, а также не содержит дополнительных юридических требований, являющихся обременительными для наблюдателей и направленных на создание препятствий для наблюдателей.
Список литературы:
[1] Карашева А.Р. Институт наблюдателей в Казахстане // Вестник КазНУ. Сер. юридическая. -2009. - № 2(50).
Spisok literatury:
[1] Karasheva A.R. Institut nablyudatelej v Kazahstane // Vestnik KazNU. Ser. yuridicheskaya. - 2009. - № 2(50).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019