ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ В КУЗБАССЕ: ФОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ИЛИ РЕАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ?
Аннотация
В статье уделено внимание вопросу становления и современной динамике развития института общественных советов, осуществляющих работу при органах законодательной и исполнительной власти, органах внутренней безопасности. Автор рассматривает процесс развития общественных советов как института общественного контроля на примере Кузбасса. Уделяется внимание понятию «общественный контроль», нормативно-правовой базе развития общественных советов как формы осуществления общественного контроля, приводятся результаты исследований особенностей развития общественных советов. Отдельное внимание направлено на осмысление опыта и современных тенденций развития общественных советов в Кузбассе в последние годы.
Ключевые слова: общественные советы, общественный контроль, органы региональной власти, политика, регион, Кузбасс.
Автор
Курпатова Мария Алексеевна
Студентка Института истории и международных отношений Кемеровского государственного университета (Кемерово, Россия)
Последние несколько лет отмечены в Российской Федерации дальнейшим процессом инсти-туционализации общественных советов как института гражданского общества, направленного на осуществление общественного контроля органов власти и органов внутренней безопасности. При этом данный процесс наблюдается не только на федеральном уровне, но и региональном и муниципальном, последний из которых находится только в самом начале своего развития. Что собой представляют данные институты в региональном измерении на примере Кузбасса, насколько независимы от государственных структур, на базе которых они созданы, дальнейшие перспективы развития — вопросы, на которые автор попытается дать ответы в рамках статьи.
При рассмотрении термина «общественный контроль», реализацией которого занимаются общественные советы, следует выделить две стороны — юридическую и политическую. Юридическое понимание вопроса можно найти в высказывании О.С. Забрало-вой, которая считает, что общественный контроль — это «деятельность институтов гражданского общества по проверке соблюдения требований законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также устранение выявленных нарушений посредством обращения как в уполномоченные на то органы публичной власти, так и через общественное мнение» [5. — С. 41]. По мнению политолога Е.В. Матвеевой, общественный контроль — это «формирующийся общественный механизм, направленный на осуществление
контроля со стороны гражданского общества над органами федеральной и в большей степени региональной и муниципальной власти путем включения представителей общественности, некоммерческих организаций и экспертного сообщества в институты общественного контроля (общественные советы при департаментах, региональных органах законодательной власти, органах внутренней безопасности), а также деятельность региональных некоммерческих организаций (экспер-тно-аналитических структур, социально ориентированных организаций и т. д.)» [1. — С. 193].
На данный момент времени в России сформирована весомая нормативно-правовая база, определяющая функциональную направленность и организационную структуру региональных общественных советов. Отметим некоторые из них.
Идея создания общественных советов при органах исполнительной власти как совещательно-консультативных институтов, ориентированных на выстраивание сотрудничества с институтами гражданского общества, впервые появляется в 2005 г. в ежегодном послании В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. На этом фоне были приняты такие нормативно-правовые акты, как: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32 «Об Общественной палате Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации» и др. Данные нормативно-правовые акты подготовили основу для принятия 21 июля 2014 г. Федерально-
го закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в котором впервые появляется определение «общественный контроль». Под общественным контролем рассматривается «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений» [9]. При этом к субъектам общественного контроля были отнесены: Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при законодательных и исполнительных органах государственной власти. При необходимости могут создаваться иные формы, в том числе общественные инспекции, группы общественного контроля или иные организационные структуры общественного контроля.
Согласно данному закону, граждане вправе участвовать в процессе принятия политических решений, контролировать эффективность и качество предоставления государственных услуг. Факты нарушений, выявленные посредством контроля за деятельностью сотрудников ЖКХ, образовательных организаций, учреждений культуры и т.д., должны в обязательном порядке по факту проверок быть предоставлены общественности. В подотчетность к субъектам общественного контроля отнесена и сфера государственных закупок, а также право защиты граждан в суде [6].
Процесс институционализации общественных советов в Кемеровской области начинается в 2016-2017 гг.,
когда при органах региональной исполнительной власти были созданы и начали функционировать общественные советы (исключение составляют несколько общественных советов, созданных ранее, в том числе начавший функционировать с 2013 г. Общественный совет при Департаменте охраны здоровья населения Кемеровской области). На сегодняшний день общественные советы созданы при всех органах исполнительной и законодательной власти, а также при ГУ МВД России по Кемеровской области, определен их состав, ведется работа по выработке полномочий [2. — С. 81]. Участие в формировании общественных советов принимает Общественная палата региона, она является координатором этих советов и тесно взаимодействует с ними.
По мнению председателя Общественной палаты Кемеровской области И.Н. Рондик, «...следует отметить активность и отзывчивость некоммерческих организаций, неравнодушных к созданию эффективной системы взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, среди них и общественные объединения, и первичные профсоюзные организации, автономные некоммерческие организации, благотворительные фонды» [8].
Законодательной базой сформированных общественных структур стали вышеупомянутый ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Закон Кемеровской области от 4 февраля 2016 г. № З-ОЗ «Об отдельных вопросах в сфере осуществления общественного контроля в Кемеровской области», постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 сентября 2016 г. № 392 «О типовом положении об общественном совете при исполнительном органе государственной власти Кемеровской области». Данные постановления регламентируют формы деятельности, сроки полномочий членов советов, состав участников (представители об-
разовательных учреждений, здравоохранения, социальной защиты, деятели культуры, спорта, служители церкви, представители некоммерческих организаций регионального уровня).
Для совершенствования работы общественных советов в 2016 г. по заказу Общественной палаты Кемеровской области экспертами Кемеровской региональной общественной организации «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив» совместно с учеными из Кемеровского государственного университета был проведен мониторинг деятельности советов, созданных при органах исполнительной власти, федеральных структур и муниципальных образований Кузбасса. По результатам исследования были выявлены проблемы, в числе которых низкий уровень ответственности членов совета, незаинтересованность в работе, непонимание членами советов и органами региональной власти роли советов в осуществлении общественного контроля, низкий уровень организации структур совета, что в итоге оказывает отрицательное влияние на осуществление независимого общественного контроля при совершенствовании работы региональных органов власти и подведомственных им структур.
В начале 2018 г. Кемеровской региональной общественной организацией «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив» был проведен мониторинг информационной составляющей работы общественных советов Кемеровской области, представленной на сайтах органов исполнительной власти. В число оцениваемых критериев вошли: размещение информации в сети Интернет, наличие информации о составе совета, освещение правовой основы о деятельности совета, наличие информации о прошедших заседаниях, представленная в открытом доступе отчетность и план работы на текущий календарный год, публичность деятельности. Полученные результаты показали, что у всех общественных со-
ветов имеются определенные проблемы в плане открытости и публичности информации. Наряду с этим общей проблемой явилось отсутствие обратной связи между общественными советами и населением через такие инструменты, как возможность написать обращение в совет, отсутствие новостной ленты, возможности записаться на личный прием и т. д. [7].
За прошедшие практически три года в работе общественных советов наблюдается положительная динамика развития и не последнюю роль в этом сыграла Общественная палата Кемеровской области. На сегодняшний день это находит свое выражение в двух тенденциях.
Первая тенденция — это дальнейший процесс по укреплению статуса Общественной палаты Кемеровской области как основной площадки по обсуждению вопросов, связанных с развитием в регионе общественных советов. Кроме того, по инициативе Общественной палаты за последний год проведено несколько заседаний, направленных на усиление статуса общественных советов.
На прошедшем 29 января 201 9 г. заседании Общественной палаты Кемеровской области был намечен ряд ключевых направлений работы на ближайший год, в числе которых не только работа по формированию новых составов общественных советов, начатая в ноябре 2018 г., но и «перспективы государственно-частного партнерства в Кемеровской области, ситуация в здравоохранении, качество городской среды, вопросы демографии... Мероприятия комиссий Палаты будут включать в себя монито-ринги качества капитального ремонта жилья, семинары по вопросам ЖКХ, обсуждение развития индустриальных парков, участие в событиях, посвященных 30-летию вывода советских войск из Афганистана, рассмотрение вопроса трудоустройства социально дезадаптированных лиц, круглый стол,
посвященный экологической ответственности угледобывающих предприятий и другие» [3].
Темой одного из последних заседаний Общественной палаты Кемеровской области, прошедшего 29 августа 2019 г., стало обсуждение вопроса о дальнейшей работе по формированию общественных советов. Как отмечено на официальном сайте организации, «...сформированы и начали работать 22 общественных совета, идет формирование общественных советов при областном департаменте культуры и национальной политики, при комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области, при областном комитете по охране объектов культурного наследия, при департаменте промышленности и департаменте строительства» [4].
Вторая тенденция — изменения в организационном и функциональном назначении общественных советов. Теперь, чтобы стать членом данной организации, кандидатуры рассматриваются на предмет не только формального соответствия основного вида профессиональной деятельности направлениям работы совета, но и возможности применить свой круг знаний в практической работе как члена общественного совета. Немаловажное значение отводится и вопросу информационной доступности проводимых мероприятий на официальных страницах советов. Можно отметить и более качественную работу по формированию и работе специальных комитетов в рамках общественных советов.
Получает развитие практика боле тесного сотрудничества общественных советов с органами власти. Примером этого может служить совместное мероприятие общественного совета при Департаменте охраны здоровья населения Кемеровской области и заместителя Губернатора по вопросам здравоохранения Е. Малышевой. Представители совета обратили внимание на необходимость развития паллиа-
тивной помощи, о платных ремонтах в поликлиниках и другие насущные проблемы. Обсуждался не менее важный вопрос о сохранении и оптимизации затрат на медицинскую сферу. Это только начало большого пути по решению крайне сложных вопросов в системе здравоохранения региона, но начало ему уже положено.
Итак, общественные советы в Кузбассе —это институт, который находится только в начале своего развития, но уже сегодня можно утверждать, что за ним очень большое будущее. Следует
отметить, что чем более качественно и ответственно члены советов будут подходить к решению возложенных на них задач, тем быстрее будут происходить перемены и возрастать их роль в реализации ключевой функции — функции общественного контроля. При этом работа общественных советов в регионе все больше трансформируется из плоскости формальной работы в сторону реального решения социальных, экономических и политических вопросов региона в тесной кооперации с органами региональной власти.
Литература
1. МатвееваЕ.В., МитинА.А., АлагозА.В. Институт общественного контроля в региональном политическом пространстве: современное состояние и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2018. — № 43. — С. 191-202.
2. Матвеева Е.В., Украинцев И.С., Украинцева Д.А. Институционализация общественных советов в деятельности региональных органов исполнительной власти // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2018. — Т. 24. № 5. — С. 78-86.
3. Общественная палата Кемеровской области. Снижение социального неравенства и борьба с бедностью, повышение доступности услуг здравоохранения и образования. — URL: https://www.oprF.ru/about/interaction/region_chambers/431/2584/newsitem/48041 (дата обращения: 12.10.2019).
4. Общественная палата Кемеровской области. Состоялось заседание Совета Общественной палаты Кемеровской области, на котором были рассмотрены вопросы общественного наблюдения на предстоящих выборах, формирования общественных советов при органах власти и работа по рассмотрению реализации национальных проектов. — URL: http://www.opko42.ru/index.php/news/4344-29-08-2019 (дата обращения: 12.10.2019).
5. Огнева Е.А. Общественный контроль в системе защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 2015. — 232 с.
6. Орлова И.В., Соколова Т.Д. Роль и функции общественных советов в повышении эффективности деятельности региональных органов государственной власти // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2017. — Т.17. № 1. — С. 124-131.
7. Проект «Потенциал НКО на развитие Кузбасса». — URL: http://www.init-kc. ru/?act=sn&cat=26 (дата обращения: 12.10.2019).
8. 14 апреля 2017 года состоялось расширенное заседание Совета Общественной палаты Кемеровской области и Совета некоммерческих организаций Кузбасса. — URL: http:// www.init-kc.ru/?act=thenews&id=2649 (дата обращения: 11.03.2017).
9. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_165809/ (дата обращения: 12.10.2019).