УДК 343.847(417) ОЛЬГА ФЕДОРОВНА ВАРЛАМОВА,
старший преподаватель кафедры иностранных языков
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Реферат: статья представляет собой обзор результатов исследования функционирования в Ирландии программы Community Return (Возвращение в общество). Это уникальный инновационный проект, разработанный Службой пробации и Тюремной службой, суть которого в том, что тщательно отобранным заключенным предоставляется возможность условно-досрочного освобождения в обмен на безвозмездное выполнение под надзором общественных работ. Ни в одной другой юрисдикции подобная схема до сих пор не применялась. Пилотный проект вступил в действие в 2011 г., а в 2014 г. под руководством межведомственного комитета было организовано исследование с целью получить данные об эффективности программы, на основании которых служба пробации и тюремная служба Ирландии предполагают строить свою дальнейшую политику. Основной вывод исследователей состоит в том, что программа оказывает положительное влияние на снижение повторной преступности, реабилитацию и ресоциализа-цию бывших заключенных. Согласно исследованию из 761 осужденного, которые участвовали в программе, 89 % либо успешно завершили общественные работы к концу 2013 г., либо еще продолжали работать; из тех, кто завершил участие в программе в первый год ее существования, 91 % не привлекались к уголовной ответственности до конца 2013 г.
Большинство участников программы положительно отзывались о программе, подчеркивая ее ценность в приобретении трудовых навыков и помощи в установлении связей с местными службами поддержки. Сотрудники, контролирующие выполнение работ, видели особую роль программы в повышении чувства ответственности ее участников, самоуважения и уверенности в себе. Местные сообщества признают, что, выполняя конкретные задания, осужденные оказывают реальную помощь обществу.
Ключевые слова: общественные работы, досрочное освобождение, ресоциализация осужденных, межведомственный подход, режим стимулирования, снижение повторной преступности, возмещение причиненного вреда обществу.
Программа Community Return (Возвращение в общество) - уникальная инновационная программа, разработанная и внедренная в Ирландии в 2011 г. Ни одна юрисдикция до сих пор не имеет подобной схемы. Суть программы в том, что заключенным может предоставляться возможность досрочного освобождения в сочетании с требованием выполнения неоплачиваемых общественных работ. В мире накоплен достаточный положительный и ценный опыт за многие годы применения наказания в виде общественных работ в качестве альтернативы лишению свободы. Однако такие принципы и практика, как сокращение времени в заключении, способствование возмещению вреда обществу, оказание поддержки в ресоциализации, никогда прежде не применялись.
Программа воплощает многие из принципов наказания в виде общественных работ. Общественные работы как санкция за уголовные преступ-
ления была доступна для судов в Ирландии после введения акта уголовного правосудия (общественные работы) 1983 г. Судебный приказ об общественных работах предполагает выполнение от 40 до 240 часов неоплачиваемых работ в обществе человеком не моложе 16 лет, признанным виновным в совершении преступления, соответствующим наказанием за которое было бы лишение свободы [1].
Стратегические цели этой санкции: возмещение обществу, социальная интеграция осужденных, альтернатива лишению свободы [2].
Похожие цели могут быть определены и для программы Community Return, но она функционирует в качестве альтернативы тюремному заключению, которое уже имеет место, как поддержка в ресоциализации.
Адаптация и ресоциализация сразу после освобождения все чаще признаются как наиболее критический период и процесс для людей, покидающих тюрьму. Это важное время для бывших за-
© Варламова О. Ф., 2015
ключенных, чтобы определиться, смогут ли они влиться в общество и вести законопослушный образ жизни или вернутся к антисоциальному поведению или преступлениям. Через структурированное и контролируемое досрочное освобождение, участие в предлагаемых реабилитационных мероприятиях и общественных работах, программа Community Return ставит своей целью максимизировать возможности адаптации к новой жизни в обществе и способствовать новому позитивному образу жизни бывших осужденных [3].
Все заключенные, которые хотят положительно пройти через тюремную систему и получить досрочное освобождение по схеме Community Return, должны продемонстрировать свою готовность и способность к сотрудничеству с тюремным режимом и участвовать во всевозможных реабилитационных мероприятиях. Лицам, принятым в программу, предоставляется пересматриваемое временное освобождение после отбытия, по крайней мере, 50 % их срока и после индивидуального процесса оценки. При оценке учитываются следующие факторы: прогресс в течение отбывания наказания (поведение в тюрьме и участие в реабилитационных мероприятиях); риск для общества (природа преступления и предыдущие судимости); стабильность после освобождения (наличие/отсутствие жилья, вопросы наркомании, возможность лечиться).
Программа Community Return предусматривает выполнение неоплачиваемых работ в обществе под надзором в течение установленного количества недель, как правило, три дня в неделю. Количество недель неоплачиваемого труда в каждом случае рассчитывается на основе числа недель, оставшихся по приговору, и приравнивается к половине оставшегося срока. Так, если заключенному осталось 20 недель до освобождения, он обязан участвовать в неоплачиваемых общественных работах в течение 10 недель.
Участники программы должны работать три дня в неделю. Рабочий день - с 9.30 до 16.30. Участие в программе не должно быть препятствием для занятости по месту оплачиваемой работы, а также для получения образования. Осужденные, участвующие в программе Community Return, выполняют такие же работы, как и те, кто на общественных работах по приговору суда. Часто обе категории осужденных работают бок о бок. Работы ведутся в самых разнообразных местных общественных организациях, в том числе благотворительных, местных спортивных клубах, начальных и средних школах, приютах для бездомных. Задания включают в себя уборку мусора, удаление граффити, сбор вторсырья, садоводческие работы, малярные работы и т. п.
Каждый участник обязан выполнять дополнительные условия, например, требование регулярно отчитываться в соответствующей тюрьме и местном пункте Гарды (ирландской полиции). Участники также подчиняются правилу «двух страй-ков», согласно которому две неявки или два опоздания приведут к отчислению их из программы и возвращению к тюремному заключению для отбывания оставшегося срока [4].
На начальном экспериментальном этапе управление программой осуществляла руководящая группа, состоящая из представителей Министерства юстиции, ирландской Тюремной службы и Службы пробации. Позже было создано специальное подразделение, размещенное в штаб-квартире Службы пробации, в состав которого вошли сотрудники тюрем и пробации. Совместное подразделение отчитывается комитету по надзору Службы пробации и Тюремной службы, который в настоящее время управляет и координирует осуществление совместной стратегии Службы пробации и Тюремной службы. Действие совместного межведомственного подразделения было признано и Тюремной службой Ирландии, и Службой пробации как один из факторов успешного функционирования программы, а также как значительный вклад в улучшение межведомственных связей и в других областях, помимо Community Return [5].
Под руководством межведомственного комитета в 2014 г. было проведено исследование функционирования программы Community Return, которое отметило ее положительное влияние на снижение повторной преступности, реабилитацию и ресоциализацию бывших заключенных. Были изучены и проанализированы данные обо всех участниках программы с октября 2011 г. по декабрь 2013 г.
Согласно исследованию общее количество заключенных, направленных для оценки в рамках программы в этот период, составило 967 человек. 761 из них был принят для участия и впоследствии освобождены по программе. 206 - не прошли отбор по следующим причинам:
риски для общественной безопасности - 38 человек;
проблемы с проживанием - 69 человек; нарушения дисциплины - 55 человек; освобождение по другим программам - 31 человек;
изменение приговора - 13 человек [4]. Участниками программы были преимущественно мужчины, женщины составили около 6 %. Это отражает картину в тюремном населении Ирландии, а также низкий уровень преступности среди женщин по сравнению с мужчинами [4].
Исследование показало, что 77 % участников программы были в возрасте 21-40 лет, примерно 5 -в возрасте 20 лет или моложе, 18 % - в возрасте старше 40 лет. Пиковый возраст - 28 лет для мужчин (5 %) и 24 года для женщин (10 %) [4].
Согласно исследованию 40 % участников программы - это осужденные за преступления, связанные с наркотиками; 16 - отбывали наказание за попытку или угрозу совершить убийство, нападение, домогательство; 9 - были осуждены за грабеж, вымогательство, угон транспортного средства; 8 - за кражу, противоправное проникновение в чужое помещение с преступным намерением; 17 % -это осужденные за преступления других категорий (опасное вождение, нарушение общественного порядка, дорожно-транспортные преступления) [4].
90 % осужденных, вступивших в программу, отбывали наказание в виде лишения свободы менее шести лет, 45 % - отбывали наказание от двух до четырех лет лишения свободы. Средний срок был 3,2 года [4].
Наибольшее количество участников программы (38 %) были освобождены из тюрем открытого типа. Это объясняется политикой ирландской Тюремной службы по организации стимулирующего режима. В рамках этой политики заключенные, желающие получить досрочное освобождение по программе Community Return, должны продемонстрировать свою готовность и способность к сотрудничеству с тюремным режимом и участвовать в воспитательных, образовательных и профессиональных доступных программах. Прогресс заключенного, его решимость справиться с проблемами, которые привели к лишению свободы, позволяют применить к нему такие стимулы, как дополнительные визиты, телефонные звонки и т. д., во время заключения. Это может также привести к снижению строгости режима и переводу в открытое учреждение. Основные принципы подхода ирландской Тюремной службы к плану по управлению заключенным выглядят следующим образом:
1) заключение под стражу;
4
2) прогресс через режим стимулирования (базовый, стандартный, улучшенный);
4
3) достижение улучшенного режима;
4
4) перевод в учреждение открытого типа;
4
5) комплекс мероприятий, ведущих к досрочному освобождению по программе Community Return.
Из 761 заключенного, освобожденных по программе в период с октября 2011 г. по декабрь 2013 г., 548 - успешно завершили программу, выполнив общественные работы; 108 - оставались в программе по состоянию на декабрь 2013 г.; 105 - были исключены из программы до завершения общественных работ, из них 88 - за то, что считается нарушением условий программы; остальные 17 - в связи с изменением места жительства или по медицинским показателям. Участники, которые нарушили условия программы, составили примерно 11 % всех участников [4].
Для того чтобы оценить уровень рецидива среди участников программы, были изучены истории 233 человек, которые вступили в программу в течение первого года ее существования и завершили ее. Период после завершения программы составил 14 месяцев. Этот обзор показал, что 20 человек (9 %) вернулись в тюрьму на новый срок в период между их освобождением и 31 декабря 2013 г. Шесть из этих 20 были заключены под стражу за неуплату штрафа [4]. Несмотря на то что вопрос отказа от
преступлений участников программы Community Return требует более подробного исследования в течение более длительного периода, положительный эффект очевиден.
Число недель, отработанных участниками программы в исследуемый период, составило 9580, что соответствует 201 056 часам неоплачиваемой работы. Исходя из минимальной заработной платы в 2014 г. для взрослого работника 8,65 евро в час, можно посчитать, что эти работы стоили бы для местных бюджетов 1 739 135 евро [4].
Наиболее распространенными видами работ, выполняемыми участниками программы Community Return, были озеленение (садоводство) и малярные работы (декорирование и ремонт). Следует отметить, что участники предпочитали деятельность, которая позволяла им увидеть «работу от начала до конца, а не постоянное переключение от одного рабочего места к другому». По мнению наблюдателей, контролирующих выполнение работ, участники программы проявляли позитивное отношение к работе. Более половины опрошенных
участников программы были удовлетворены работой и признавали ее значимость и пользу как для общества, так и для себя. Особую ценность они видели в приобретении новых трудовых навыков, применимых в дальнейшей оплачиваемой работе. Сотрудники пробации также отмечали прямую и косвенную пользу и для общества, и для участников программы [4]. Можно утверждать, что ущерб, нанесенный обществу в результате преступления, слишком нематериален, чтобы посчитать его стоимость, и, следовательно, польза от неоплачиваемой общественной работы является символичной. Программа Community Return не является прямой компенсацией выявленным жертвам. Тем не менее выполненная работа имеет видимый результат, положительный эффект и может рассматриваться как возможность возмещения причиненного вреда обществу. Местные сообщества признают, что, выполняя общественные работы, осужденные вносят позитивный вклад в погашение своего долга.
Большинство участников положительно отзывались о программе Community Return в целом, считая ее лучшей альтернативой завершающей стадии отбывания наказания в виде лишения свободы и поддержкой в ресоциализации. Участие в программе способствовало повышению самоуважения, развитию трудовой этики, созданию положительного профиля в обществе. По словам некоторых участников, программа помогла им удержаться от неприятностей с законом, поскольку они всегда были заняты, и стала опорой для новой жизни [4]. Такая положительная поддержка имеет особое значение в период после освобождения,
когда бывшие заключенные особенно подвержены влиянию преступного мира и могут снова вернуться к антисоциальному поведению. Программа рассматривается в позитивном свете среди остального тюремного населения, поскольку считается справедливой с точки зрения отбора кандидатов.
Более 80 % сотрудников службы пробации, работающих с участниками программы, объяснили положительное отношение к ней бывших заключенных и соблюдение ими всех условий в первую очередь желанием избежать возвращения в тюрьму. Иногда дополнительным мотивационным фактором является то, что участникам нравится работа, они понимают ценность досрочного освобождения или осознают необходимость исполнять взятые на себя обязательства [4].
Результаты исследования показали, что успех программы можно отнести к таким факторам, как надежный процесс отбора участников, решивших отказаться от преступного поведения; поддержка, предоставляемая освобожденным из заключения; незамедлительные принудительные меры, применяемые в случае нарушения установленных правил [4].
Авторы исследования подчеркивают, что их работа должна рассматриваться как первый шаг в оценке и изучении неоплачиваемого труда в пользу общества, как условие контролируемого досрочного освобождения. Дальнейшие исследования, оценка и анализ будут иметь существенное значение в совершенствовании и максимизации любых возможных положительных влияний на успешную ресоциализацию бывших заключенных и снижение числа повторных преступлений.
Список литературы
1. Criminal Justice (Community Service) Act, 1983. Irish Statute Book. URL : http://www.irishstatutebook. ie/1983/en/act/pub/0023/index.html (дата обращения: 27.07.2015).
2. Department of Justice, Equality and Law Reform (2009) Value for Money and Policy Review of the Community Service Scheme. URL : http://www.justice.ie/en/JELR/Pages/PB09000158 (дата обращения: 27.07.2015).
3. Speech by Mr. Alan Shatter T.D., Minister for Justice, Equality and Defence at the Launch of the Joint Irish Prison Service & Probation Service Strategic Plan 2013-2015 - Wednesday 8th May 2013. URL : http://www.justice.ie/en/JELR/Pages/SP13000176 (дата обращения: 27.07.2015).
4. Community Return: A Unique Opportunity. A descriptive evaluation of the first twenty six months (2011- 2013). Irish Prison Service / Probation Service Research Report. (published November 2014) URL : http://www.probation.ie/website/probationservice/websitepublishingdec09.nsf/AttachmentsByTitle/Community +Return+Study+Report+%28November+2014%29/$FILE/Community+Return+Study+Report+%28November+ 2014%29.pdf (дата обращения: 27.07.2015).
5. Geiran, V. Prisons and Probation in partnership: Creating conditions for Change. // Exit from Custody: Through-care, Resettlement and Related Issues. ACJRD (Association for Criminal Justice Research and Development) 15th Annual Conference. (Dublin, 2012). URL: http://www.acjrd.ie/files/Exit_from_Custody_-_Through-care,_Resettlement_Related_Issues_%282012%29.pdf (дата обращения: 27.07.2015).
OLGA FYODOROVNA VARLAMOVA,
senior lecturer, foreign languages department, (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
COMMUNITY WORK AS A CONDITION OF EARLY RELEASE: FOREIGN PRACTICE
Annotation: the article provides an overview of the evaluation study of the Community Return Programme. This unique and innovative project was developed by the Irish Probation Service and the Prison Service. It is a scheme whereby carefully selected prisoners may be released early from their custodial sentences, with a period of unpaid community work as a condition of their incentivised, structured and reviewable temporary release. No other jurisdiction, as yet, has an equivalent programme. The pilot project was commenced in 2011, and in 2014 the Community Return Programme study was managed by a cross-agency steering group to build data analysis, evaluation and an evidence base into Probation Service and the Irish Prison Service future policy and practice development. The study highlights the positive impact on re-offending and resettlement of the Community Return Programme as a structured post custody resettlement, reparation and supervised release initiative. According to the study:
of the 761 individuals who had commenced the Community Return Programme between October 2011 and December 2013, almost 89% had either successfully completed their Community Return or were still working on the programme;
Of those participants released during the first year of the programme 91% had not been committed to prison on a new custodial sentence in the period up to the end of 2013.
Most participants identified particular benefits in the programme, including learning of work skills and help in accessing available support services. Supervisors reported that the programme aids to build the sense of responsibility, self-respect and self-esteem of participants. The hosting communities acknowledged prisoners making a positive contribution.
Key words: community service, early release, integration of offenders in the community, multi-agency approach, incentivised regime, reducing reoffending, reparation to the community.
References
1. Criminal Justice (Community Service) Act, 1983. Irish Statute Book. Available at: http://www.irishstatute -book.ie/1983/en/act/pub/0023/index.html (Accessed 27 July 2015).
2. Department of Justice, Equality and Law Reform (2009) Value for Money and Policy Review of the Community Service Scheme. Available at: http://www.justice.ie/en/JELR/Pages/PB09000158 (Accessed 27 July 2015).
3. Speech by Mr. Alan Shatter T.D., Minister for Justice, Equality and Defence at the Launch of the Joint Irish Prison Service & Probation Service Strategic Plan 2013-2015 - Wednesday 8th May 2013. Available at: http://www.justice.ie/en/JELR/Pages/SP13000176 (Accessed 27 July 2015).
4. Community Return: A Unique Opportunity. A descriptive evaluation of the first twenty six months (2011- 2013). Irish Prison Service / Probation Service Research Report. (published November 2014) Available at: http://www.probation.ie/website/probationservice/websitepublishingdec09.nsf/AttachmentsByTitle/Community +Return+Study+Report+%28November+2014%29/$FILE/Community+Return+Study+Report+%28November+ 2014%29.pdf (Accessed 27 July 2015).
5. Geiran, V. Prisons and Probation in partnership: Creating conditions for Change. // Exit from Custody: Through-care, Resettlement and Related Issues. ACJRD (Association for Criminal Justice Research and Development) 15th Annual Conference. (Dublin, 2012). Available at: http://www.acjrd.ie/files/Exit_from_Custody_-_Through-care,_Resettlement_Related_Issues_%282012%29.pdf (Accessed 27 July 2015).
© Varlamova O. F., 2015