NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:
Новгородов Д.А — Общественные отношения в сфере Интернет - как объект административно-правовой охраны // NB: Административное право и практика администрирования. - 2019. - № 5. DOI: 10.7256/23069945.2019.5.30656 ЦЖЬ: ^lttps://nbpuЫish.com'lIЪr•ary_read_ar•ticle.php?id=30656
Общественные отношения в сфере Интернет - как объект административно-правовой охраны
Новгородов Дмитрий Александрович
преподаватель, Московский областной филиал, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя 143100, Россия, Московская область, пос. Старотеряево, МОФ МосУ МВД России, УК 21, каб. 316
И nowdi1@ya.ru
Статья из рубрики 'Теория и наука административного и муниципального права."
Аннотация.
Предметом исследования являются национальные нормы различных отраслей права, которые регламентируют общественные отношения, складывающиеся в сети Интернет, а также, круг субъектов, участвующий в общественных отношениях в сети Интернет. Объектом исследования выступают общественные и правовые отношения, которые складываются между различными субъектами права в сети Интернет. Особое внимание уделяется специфике административно-правового регулирования отношений в сети Интернет, которая применяется в целях упорядочения общественных отношений, охраны прав субъектов этих отношений, а также предотвращения угроз обществу и государству. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, системный подход). По итогам исследования автор приходит к выводу, что административной правовой охране подлежит широкий круг прав и свобод, реализуемых, в том числе в рамках правоотношений, возникающих в сети Интернет, регулируемых разными отраслями права, однако административно-правовые способы воздействия на отношения в сети Интернет должны быть ограниченными, обусловленными необходимостью защиты прав и свобод человека и гражданина, общественной нравственности, безопасности государства.
Ключевые слова: Интернет, Право, Общественные отношения, Правоотношения, Субъект, Пользователь, Провайдер, Информация, Регулирование, Правовые средства
DOI:
10.7256/2306-9945.2019.5.30656
Дата направления в редакцию:
02-09-2019
Дата рецензирования:
31-08-2019
Развитие современных технологий ставит перед законодателем новые задачи. Возникшая во второй половине XX века и стремительно развивающаяся сеть Интернет занимает все большее место в жизни общества, трансформируя привычные модели взаимодействия в электронный формат. Человечество использует различные информационно-телекоммуникационные системы, в том числе такие традиционные как телеграфная связь, телефонная связь, радиосвязь, спутниковая связь. Сеть Интернет в настоящее время стала настолько всеобъемлющей, что фактических заменяет телеграфную, телефонную и радиосвязь, предлагая технические решения, аналогичные по возможностям, но более эффективные. Можно спорить о сходствах и различиях отношений, возникающих с использованием сети Интернет, с «нецифровыми» отношениями, но в целом мало у кого возникают сомнения в необходимости их правового регулирования, защиты прав и законных интересов субъектов таких общественных отношений.
В то же время точка зрения о недостаточности правового регулирования правоотношений в сети Интернет ^———206] постепенно сменяется дискуссией о допустимых пределах государственного контроля. Ученые все чаще говорят о необходимости баланса интересов всех субъектов отношений, возникающих при использовании сети Интернет [14, с 1211.
Следует иметь в виду, что правовое регулирование отношений в сети Интернет предопределяется ее техническими особенностями. «Законодатель не свободен в выборе решений - во многом они должны определяться имеющейся инфраструктурой и возможностями использования существующих коммуникаций. Игнорирование этой технической стороны или невнимательное к ней отношение будет приводить к
неспособности принятого закона выполнять свое назначение» [9, с- 10].
В настоящее время в сети Интернет складываются такие же разнообразные общественные отношения, как в обычном физическом мире. В то же время очевидно, что технические свойства сети Интернет предопределяют особенности таких общественных отношений.
К примеру, одной из таких особенностей является невозможность использования сети Интернет без участия посредников - провайдеров (операторов связи), предоставляющих услуги доступа к сети Интернет.
В то же время было бы не верно ограничивать круг субъектов общественных отношений в сети Интернет выделением только провайдеров, пользователей и разработчиков трансграничных информационных сетей, иных технических средств, составляющих инфраструктуру Интернета. Несмотря на то, что без провайдеров и разработчиков невозможно подключение к сети Интернет (и само существование данной сети), они не являются непременным участником любых общественных отношений, возникающих в связи с использованием данной сети.
С учетом этого обстоятельства принято говорить о двойственной природе сети Интернет,
в которой ученые выделяют два Г12, с 591 или три Г6, с- 6631 уровня: информационный (обмен информацией) и технический, который иногда подразделяют на сетевой (объединение компьютеров на основе единых протоколов и единой системы адресации) и сервисный (сетевые сервисы и программы).
Действительно, в некотором смысле технические отношения, связанные с функционированием сети Интернет и предоставлением услуг доступа к ней, существуют параллельно с отношениями между различными группами пользователей по поводу информации. Однако нельзя согласиться с позицией Д.В. Грибанова о том, что технические отношения, возникающие в связи с подключением абонентов к сети интернет, не имеют никакой юридической специфики и полностью подпадают под сферу
регулирования гражданского права —с:—Важно учитывать, что провайдеры (операторы связи), обладая правами на использование телекоммуникационной инфраструктуры, имеют техническую возможность воздействия на общественные отношения пользователей Г11, с- 181.
Однако в законодательстве Российской Федерации нет термина провайдер. В то же время, Федеральным законом «О связи» выделены, в частности, следующие специальные субъекты: оператор связи; оператор универсального обслуживания; организация связи.
Кроме того, Федеральный закон «Об информации...»г^, выделяет такого специального субъекта как провайдер хостинга.
Справедливо отмечает Л.К. Терещенко, вопрос о том, в каком соотношении находятся понятия «провайдер хостинга» и «оператор связи» не решен -Ц-31.
Необходимо отметить, что п. 1 ст. 1253.1 ГК РФ^31 содержит понятие «информационный посредник», которое включает в себя следующие категории лиц: лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет; лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети; лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети.
Соотношение данного понятия с понятиями «оператора связи» и «провайдера хостинга» также не раскрыто, что является недостатком юридической техники и не способствует грамотному правоприменению.
Отношения связанные с обеспечением функционирования сети Интернет, составляют особый блок или уровень, на котором можно выделить в свою очередь следующие группы отношений: по разработке протоколов и системы адресации; между разработчиками и провайдерами, относительно применения протоколов, выделения адресов; между провайдерами в ходе взаимодействия различных сетей, составляющих сеть Интернет; между провайдерами и пользователями, в связи с предоставлением услуг доступа к сети Интернет, а также передачи информации; между провайдерами и государством при осуществлении контроля за их деятельностью и исполнение возложенных на них обязанностей.
В свою очередь, другой уровень отношений - это отношения между различными группами пользователей, а также между пользователями и государством.
Отношения на данном уровне иногда классифицируют в зависимости от того, в каком направлении осуществляется движение информации. Так, В.О. Калятин выделяет отношения «активно-пассивного взаимодействия», возникающие в связи с пересылкой определенного объема информации адресату средствами интернета, и «пассивно-активного взаимодействия», в связи с открытием доступа к определенной информации в интернете, при котором, владелец информации ожидает, пока потенциальный адресат совершит определенные действия, адресованные всем пользователям Интернета [9, с 8].
Взаимодействия такого типа безусловно имеют место в сети Интернет, но данная классификация не является универсальной, т.к. на сегодняшний день существуют отношения в сети Интернет не сводятся к пассивному размещению информации и (активному) направлением писем и иных электронных сообщений.
В связи с этим можно говорить о следующих группах общественных отношений между пользователями сети Интернет:
1. Отношения по размещению и получению информации (отношения по созданию интернет-сайта и размещению на нем информации; отношения по размещению информации в социальной сети либо на иной готовой платформе; отношения по индексации содержимого Интернет-сайта, с целью сделать его доступным для поиска; отношения между пользователем и поисковой системой по поиску информации; отношения между пользователем и владельцем информации).
2. Отношения по обмену электронными текстовыми и голосовым сообщениями, совершению звонков, в том числе с использованием сервисов электронной почты, мессенджеров, 1Р-телефонии.
3. Отношения в сфере электронной коммерции по реализации товаров, работ и услуг. К данной группе отношений можно отнести традиционные отношения, в которых лишь заключение договора, и иногда оплата, происходит в электронном виде, в то время как исполнение договора происходит в обычной, физической форме, так и такие, в которых товар передается или услуга оказывается в сети интернет (при этом заключение договора и оплата также может происходить как в сети Интернет, так и вне ее в традиционной форме), в том числе размещение рекламы в сети Интернет; образовательные услуги в сети Интернет; отношения, связанные с оказанием услуг хранения информации - услуги хостинга и облачных сервисов; отношения, связанные с использованием систем электронного документооборота; отношения, связанные с использованием электронных платежных систем; отношения, связанные с использованием интернета-вещей, под которым понимаются устройства, способные подключаться к сети Интернет при выполнении обычных функций, в том числе в
концепции умный дом
4. Отношения, возникающие при использовании государственных информационных систем, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, в том числе сайт gosuslugi.ru, личный кабинет налогоплательщика и другие.
5. Отношения, связанные с защитой персональных данных.
6. Отношения, связанные с осуществлением государственного контроля и надзора за отношениями в сети Интернет.
Таким образом, на данном уровне взаимодействия пользователи, вступая в отношения
между собой, как правило оказываются вовлечены в отношения со специальными субъектами - компаниями, оказывающими в сети Интернет-услуги хостинга, операторами электронного документооборота, владельцами сайтов, поисковыми системами, почтовыми сервисами, мессенджерами и другими.
Дискуссионным является вопрос о правовой природе отношений, складывающихся в сети Инте рне т.
Как отмечает А.С. Анисимова, специфика правоотношений в сети Интернет заключается в том, что их регулирование не ограничивается средствами одной отрасли
законодательства, ему присущ комплексный характер [5, с 148"".
Не представляется возможным согласиться с А.Б. Агаповым, который полагает, что любые общественные отношения, возникающие в процессе использования электронных
вычислительных машин (компьютеров) - есть информационные отношения [4, с-— Информационные отношения представляют собой отношения, возникающие при обработке, сборе, хранении, распространении и использовании информации, в то время как в сети Интернет складываются не только информационные правоотношения и общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.
Отсутствуют основания, на наш взгляд, также для выделения новой отрасли Интернет-право J12".
Проведенная нами выше классификация общественных отношений, складывающихся в связи с использованием сети Интернет, позволяет выделить следующие правоотношения:
- конституционные - связанные с реализацией права граждан на информацию и в том числе с выполнением органами государственной и муниципальной власти обязанностей по размещению информации о своей деятельности в сети Интернет, а также с реализацией права избирать и быть избранным, в том числе при осуществлении предвыборной агитации в сети Интернет;
- гражданские - связанные с реализацией и приобретением товаров, работ, услуг в сети Интернет, включая услуги доступа к сети Интернет, а также отношения, связанные с охраной интеллектуальной собственности;
- административные - связанные с реализацией органами государственной власти контрольных и надзорных полномочий в отношении всего многообразия отношений, возникающих в сети Интернет, а также связанные с предоставлением государственных услуг в сети Интернет;
- информационные - связанные с передачей информации и защитой персональных данных;
- финансовые (в том числе налоговые, таможенные) - связанные с предоставлением деклараций в электронном виде;
- трудовые - при выполнении дистанционной работы;
- арбитражные и гражданские процессуальные - при подаче исковых заявлений и иных процессуальных документов через сеть Интернет, ознакомлении с документами в сети Интернет (при рассмотрении дела в упрощенном порядке), рассмотрении дел с использованием систем видео-конференц-связи;
- уголовные и административно-деликтные - при совершении противоправных деяний с использованием сети Интернет.
Между тем, очевидно, что несмотря на многообразие и различную правовую природу, правоотношения, возникающие в сети Интернет, не всегда имеют существенные особенности, отличающие их от правоотношений, складывающихся в «реальном», т.е. невиртуальном мире, и нуждаются в специальном правовом регулировании.
Представляет интерес специфика административно-правового регулирования отношений в сети Интернет. Административно-правовые средства регулирования применяются в целях упорядочения общественных отношений, охраны прав субъектов этих отношений, предотвращения угроз.
Во-первых, необходимо назвать правовое нормирование - установление правил, запретов, обязанностей участников отношений в сети Интернет.
Во-вторых, разрешительные методы регулирования, включая государственную регистрацию, лицензирование, аккредитацию.
В-третьих, контрольно-надзорные методы, обеспечивающие строгое соблюдение правил, запретов, исполнение обязанностей всеми участниками правоотношений в сети Инте рне т.
В-четвертых, юрисдикционные методы - применение мер принуждения, включая меры административной ответственности.
В-пятых, обращают на себя внимание статусные положения, устанавливающие круг уполномоченных субъектов, осуществляющих соответствующие разрешительные, контрольно-надзорные и юрисдикционные действия.
В этом отношении представляет интерес то обстоятельство, что перечисленные меры относятся к средствам административного права и, при этом, позволяют воздействовать на общественные отношения, составляющие предметы иных отраслей российского, а в отдельных случаях и международного права.
Исходя из общих принципов правового регулирования отношений в сети Интернет, можно утверждать, что административно-правовые способы воздействия на отношения в сети Интернет должны быть ограниченными, обусловленными необходимостью защиты прав и свобод человека и гражданина, общественной нравственности, безопасности государства. Таким образом, административной правовой охране подлежит широкий круг прав и свобод, реализуемых, в том числе в рамках правоотношений, возникающих в сети Интернет, регулируемых разными отраслями права: в том числе достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров и сообщений, свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право направлять обращения, право собственности и другие.
Библиография
1. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» // Российская газета, № 135, 10.07.2003.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета, № 165, 29.07.2006.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Российская газета, № 289, 22.12.2006.
4. Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России // М., Экономика, 1995. - 220 с.
5. Анисимова А.С. Механизм правового регулирования интернет-отношений: проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. -- Саратов, 2019. - 222 с.
6. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник / под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина // СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. - 789 с.
7. Грибанов Д.В. Правовое регулирование кибернетического пространства как совокупности информационных отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Екатеринбург, 2003. - 227 с.
8. Гуляев К.С. Право человека на Интернет, права в Интернете и при использовании интернет-вещей: новые тенденции // Прецеденты Европейского суда по правам человека. 2018. № 1. С. 29-37.
9. Калятин В.О. Право в сфере Интернета // - М.: Норма, 2004. - 480 с.
10. Макаров В.О. Технология правового регулирования отношений в сети Интернет// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2012. № 10. С. 206-207.
11. Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики // - М.: Книжный дом «Университет», 2002. - 432 с.
12. Рассолов И.М. Интернет-право: учебное пособие //-М.: Юнити-Дана, 2012. - 143 с.
13. Терещенко Л.К. Понятийный аппарат информационного и телекоммуникационного права: проблемы правоприменения // Журнал российского права, 2016, № 10. С. 101-108.
14. Черемисинова М.Е. Реализация законных интересов в сети Интернет // Журнал российского права, 2018, № 9. С. 120-130.