Научная статья на тему 'Общественные объединения как социальные институты самоорганизации граждан'

Общественные объединения как социальные институты самоорганизации граждан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2976
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАН / PUBLIC UNITS / SOCIAL INSTITUTES / SELF-ORGANIZATION OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рогачева Любовь Ивановна

В статье изложены основные положения, раскрывающие концепции формирования общественных объединений в Российской Федерации на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the main statements of the conceptions about formation of social associations in the Russian Federation at the present stage. The author formulates the basic scientific conceptions for the development of the phenomenon.

Текст научной работы на тему «Общественные объединения как социальные институты самоорганизации граждан»

Любовь РОГАЧЕВА

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАН

В статье изложены основные положения, раскрывающие концепции формирования общественных объединений в Российской Федерации на современном этапе.

The article presents the main statements of the conceptions about formation of social associations in the Russian Federation at the present stage. The author formulates the basic scientific conceptions for the development of the phenomenon.

Ключевые слова:

общественные объединения, социальные институты, самоорганизация граждан; public units, social institutes, self-organization of citizens.

РОГАЧЕВА

Любовь

Ивановна —

к.и.н., профессор

Российского

государственного

социального

университета

dnayka@mail.ru

Общественные объединения граждан являются формой, посредством которой происходит соединение интересов личности, социальной общности с возможностью влиять на принятие управленческого решения. Личностный интерес, совпадая в конкретном случае с интересами других людей, выходит за рамки индивидуального и приобретает общественно значимый характер.

Общественные организации и движения целесообразно рассматривать как преходящее историческое явление, которое возникает на определенном этапе общественного развития по мере складывания социально-экономических, политических и социокультурных условий и может прекратить свое существование вследствие репрессивных мер со стороны государственных структур, самороспус-ка, а также по мере решения своих стратегических и тактических задач.

Концептуальные различия понятий «общественное объединение», «общественная организация», «общественное движение» обозначены в законе «Об общественных объединениях», принятом Государственной Думой 14 апреля 1995 г. 1

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественным движением считается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-политические цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

К числу общественных объединений относятся также общественные фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности, политические общественные объединения, союзы (ассоциации) общественных объединений.

Общественный фонд, в отличие от общественной организации, формирует имущество на основе добровольных поступлений с целью использования его на общественно полезные цели. Общественное

1 Закон «Об общественных объединениях» // Правовой статус общественных объединений : справочник. — М., 2000, с. 47—81.

учреждение объединяет граждан (без членства) для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников. Орган общественной самодеятельности представляет собой не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение целого ряда социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы власти и органы местного самоуправления, участие в организации и деятельности указанных органов. Союзы и ассоциации общественных организаций объединяют их на основе учредительных договоров и уставов, принятых союзами, образующими новые общественные объединения.

Из всех перечисленных институтов гражданского общества наиболее политизированными являются общественные, политические или общественно-политические объединения, общественные движения. По своим целям (влиять на государственную политику, содействовать принятию/отмене государственных решений) они схожи с политическими партиями. Вместе с тем от политических партий их отличает, во-первых, наличие, кроме общеполитических, специфических или узких целей и интересов, во-вторых, нежелание развивать политическую активность в рамках партии.

В современной России институты гражданского общества находятся в стадии формирования. Политические ресурсы распределены среди них крайне неравномерно, далеко не все из них могут обеспечить своим членам способы адаптации к политическим ценностям и нормам.

В этих условиях общественные объединения, являясь социальным институтом самоорганизации граждан на основе общих интересов, выполняют две важные функции. Во-первых, они выступают основой структурирования гражданского общества, во-вторых, являются фактором политической социализации.

Другим, не менее важным институтом нарождающегося в России гражданского общества выступают органы местного са-

моуправления, которые включают в процесс политической социализации людей, нейтрально или отрицательно относящихся к политике федеральных властей, но готовых на региональном уровне участвовать в решении политических, экономических и социальных проблем. Обычно их политическое поведение направлено на достижение целей отдельных социальных групп или личностей. С помощью этих институтов члены общества усваивают образцы нормативного поведения, которые помогают им достаточно эффективно реализовать свои гражданские, социальные и политические права.

В кризисные периоды развития общества возникают мобилизованные группы, объединенные одной актуальной идеей и разделяющие общие ценностные ориентации. Как правило, мобилизованные группы существуют небольшой период времени, но они обладают значительной социальной энергией, способной оказать реальное влияние на власть, внести коррективы в ход исторических событий, хотя сами участники могут не претендовать на власть.

Важнейшим детерминантом целевых установок общественных организаций является содержание государственной политики, затрагивающей интересы тех или иных социальных общностей. Под государственной политикой автор понимает деятельность организованных в различные институты людей, направленную на решение определенных социально-исторических задач. Задачей политики по тому или иному направлению выступает распространение ценностей и достижение целей, признаваемых обществом и правительством. Та или иная отрасль социальной политики, ущемляя интересы отдельной социальной группы или крупной социальной общности, может выступать источником самоорганизации граждан с целью защиты своих интересов.

На основе научных принципов всесторонности и системного анализа можно проанализировать причинно-следственные связи эволюции общественной организации и государственной политики. Данный подход предполагает рассмотрение общественного объединения как компонента социальной структуры и как комплекса субструктур, образующих целостную систему взаимосвязи со средой в лице государства, общественных движений, отдельных субъектов исторического разви-

тия. Расширяя влияние на общественную жизнь, общественное объединение также попадает под воздействие социально-политических процессов.

Возможен анализ общественных объединений через призму следующих сущностных характеристик. Во-первых, они рассматриваются в качестве альтернативной социально-политической субкультуры, эффективность которой обусловлена наличием гражданских инициатив по внесению корректив в государственную политику. Под гражданской инициативой понимается коллективная акция, действие группы или организации с целью защиты своих прав и интересов, внесения изменений в принятие государственных решений.

Во-вторых, чтобы эволюционировать, организация должна обладать системой идей, из которых она черпает свою идеологию, определяет цели, идентифицирует противников и сторонников, формирует свое видение будущего. По мнению автора, интересы социальной группы представляют собой мощный детерминирующий и динамический фактор, вносящий вклад в развитие общественно-политического процесса.

На содержание идеологической платформы общественной организации и объединения, кроме интересов различных социальных групп, могут повлиять: статусные характеристики данных групп и общностей, степень удовлетворенности или неудовлетворенности социальной политикой, уровень общественного мнения по проблеме, темпы социально-экономических и политических реформ, затрагивающих интересы социальной группы.

Методология исследования места общественных объединений и организаций в структуре гражданского общества предполагает изучение источников их развития. Среди них:

• наличие дискриминации той или иной социальной группы по национальному, религиозному, половому, профессиональному и другим признакам;

• неудовлетворенность интересов конкретной социальной группы или общности;

• противоречие между властью и отдельной социальной группой, стратой, классом;

• стремление повлиять на ход выборной кампании, поддержать того или иного

кандидата в депутаты федерального или регионального органа представительной власти;

• необходимость защиты демократических прав и свобод граждан;

• потребность конкретной социальной группы в благотворительной помощи и поддержке со стороны общества.

Таким образом, в системе общественных организаций присутствует ряд объединений граждан, которые на данном историческом этапе несут определенную долю оппозиционности и сопротивляемости властным структурам. В ситуации конфликта с государственными органами данные общественные объединения выступают в качестве автономных социальных структур. Вместе с тем в зависимости от правовой базы и норм институционализации они вынуждены согласовывать свои действия или получать у органов управления разрешение на проведение тех или иных акций.

С точки зрения методологии исследования данного вопроса принципиальным является вопрос о критериях оценки роли общественных организаций в становлении гражданского общества. Автор выделяет следующие критерии: достижение целей общественной организации, степень влияния на государственную политику, достижение компромисса при противостоянии власти и общественной организации, удовлетворение общественного интереса.

Общий историко-политологический контекст, на фоне которого проходило становление и развитие общественных объединений и организаций со второй половины 1980-х гг., характеризовался следующими чертами:

— многообразием форм политической деятельности в России;

— формированием влиятельных групп интересов в процессе реструктурирования социальных слоев общества под влиянием экономической реформы;

— превращением ряда политических клубов в каналы давления на органы власти;

— образованием новой политической элиты в ходе распада СССР и установления новой системы власти в России.

Процесс либерализации политического режима способствовал вызреванию условий для возникновения массовых демократических движений. На первом этапе,

с конца 1985 по начало 1989 г., во многих городах страны стали создаваться самодеятельные группы, кружки, комитеты общественного самоуправления. Массовую базу новых самодеятельных организаций составили те, кто откликнулся на инициативу М.С. Горбачева по развитию гласности и демократизации общества. Прежде всего, это была часть интеллигенции, так или иначе связанная с системой, которая удовлетворяла потребность в свободном политическом общении и общественной деятельности.

В структурировании общественных организаций нового типа активно участвовала молодежь. Начиная с 1986 г., повсеместно стали создаваться неформальные «кружки», молодежные клубы и объединения. Одной из первых форм самоорганизации социально активного населения стали политические клубы. Ряд рабочих клубов, наряду с политическими, выдвигали требования профессионального характера. Так, среди основных целей деятельности Московского рабочего клуба были требования «полной и подлинной выборности администрации», «40-часовой рабочей недели без “рабочих суббот”», «создания забастовочного фонда» и др.

На втором этапе (1989—1991 гг.) выборы народных депутатов СССР и РСФСР и деятельность съездов народных депутатов привели к появлению нового типа клубов в России. Наряду с клубами «для всех», стали возникать клубы политической элиты — депутатские клубы. Они сыграли свою роль в формировании пар-

ламентских фракций и групп, в определении хода реальной политики в стране. Ряд клубов трансформировались в клубы «при движениях (партиях)». Их основной функцией стала не свободная дискуссионная трибуна, а пропаганда среди рядовых сторонников движения идей и решений лидера. Начинают формироваться «узкие» клубы политических активистов того или иного движения. Итак, на этом этапе происходит, во-первых, формирование лоббистских клубов; во-вторых, появление «классических», по западному образцу, межпрофессиональных клубов элиты государственных органов, деятельность которых составляет не противостояние, а взаимосвязанное сотрудничество.

Таким образом, можно сделать вывод, что на начальном этапе демократических преобразований, в период перестройки, функцией общественных объединений и движений было непосредственное вовлечение в управленческий процесс широких слоев населения, что способствовало развитию культуры, прямой демократии, формированию гражданского общества.

В период с 1991 по 2000 г., когда интенсивно шел процесс структурирования гражданского общества, социальные движения и организации становятся важным каналом связи государства и общества. Граждане получают возможность заявить о своих требованиях, добиваться изменения политического курса. В свою очередь, государство с их помощью обогащается конкретной информацией, может обращаться к населению за поддержкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.