^ Проблемы информатизации социально-культурной сферы 145
6. Скворцов, В. В. Библиотековедение: сущность, методология, статус: дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Скворцов; Моск. гос. ун-т культуры. - М., 1997. - 422 с.
7. Столяров, Ю. Н. Критерий оценки библиотечного обслуживания: учебное пособие / Ю.Н. Столяров. - М.: МГИК, 1982. - 79 с.
8. Bawden, D. Organised complexity, meaning and understanding: an approach to a unified view of information for information science / David Bawden // AsLib Proceedings. - 2007. - 59(4/5). - P. 307-327.
9. Dervin, B. An Overview of Sense-Making Research: Concepts, Methods, and Results to date / B. Dervin // International Communication Association Annual Meeting, Dallas. (Proceedings.) May, 1983. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://communication.sbs.ohio-state.edu/sense-making/default.html
10. Holmes, B. P. The domain of information science, with an emphasis on contributing disciplines: 1975 to 1998. / Boyd Patterson Holmes // PhD, the University of Western Ontario, London, Ontario. - 2002. - 402 p.
11. Jablonski, J. A. Conceptualizing the field of library and information studies: the perspective of LIS faculty and LIS practitioners in the United States / J.A. Jablonski // Ph.D., University of Visconsin-Madison, 2006. - 397 p.
12. Lysaught, J. P. Action in affirmation: toward an unambiguous profession of nursing / J.P. Lysaught. - New York: McGrow Hill. - 1981. - 173 p.
13. Shera, J. H. Libraries and organization of knowledge / J.H. Shera. - Hamden, CT: Archon Books, 1965. - 224 p.
14. Smith, S. S. A bibliometric analysis of the journal literature of an academic librarianship as an indicator of a professionalism / S.S. Smith // D.E., University of Rochester, Rochester. - New York. - 1998. - 165 p.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ В МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ БИБЛИОТЕКИ
А. В. Красавина
Московский государственный университет культуры и искусств
Автор осмысливает двадцатилетний связей с общественностью массовых библиотек. В данной статье проанализирован опыт работы регионов по этому направлению и даны приблизительные рекомендации для библиотек небольших городов.
Ключевые слова: библиотека, общественные коммуникации, практический опыт, реклама, стратегические ресурсы, общественные организации.
The author reflects on 20 years experience in PR-activities of public libraries. This article analyzes the experience of regions in this direction and are approximate guidelines for libraries of small towns.
Key words: library, public communication, experience, advertising, strategic resources, social organizations.
Начало 90-х годов ХХ века стало периодом становления в библиотеках отделов по связям с общественностью. Более чем двадцатилетний опыт работы этих структур в штатах биб-
лиотек позволяет говорить о работе с общественностью как о самостоятельном направлении маркетинговой деятельности.
Большинство жителей России живут в
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 145-148
07_èlôîôiàôèçàôèy.p65 145 1 16.05.2011, 11:14
146 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель
малых городах, инфраструктура и информационное поле которых отличается от мегаполисов. В данной статье мы ставим перед собой задачу проанализировать опыт работы регионов и дать приблизительные рекомендации для библиотек небольших городов.
Не стоит доказывать: деятельность по развитию связей с общественностью не носит сиюминутный характер и не предполагает быстрого эффекта от сделанного. Это стратегический ресурс библиотеки, позволяющий эффективно планировать работу и ставить маркетинговые задачи. Главная цель развития связей с общественностью - пропаганда идеи чтения, создание положительного имиджа библиотеки, повышение ее конкурентоспособности на рынке информационных продуктов и услуг. Конечный результат этой деятельности имеет социальную значимость и даёт свой положительный эффект, поэтому мы рассматриваем систему связей с общественностью как инвестиции библиотеки в будущее.
В библиотеке имени А.С. Горловского города Сергиев Посад существует отдел по связям с общественностью и культурных программ. Он часто дублирует функции культурно-массового отдела. Это, с одной стороны, помогает продвигать креативные мероприятия, а с другой - несколько тормозит работу по продвижению сугубо библиотечных услуг. Подобный подход - ошибка большинства библиотек с сильными традициями культурно-массовой работы. Несмотря на то, что уже достаточно давно в практике библиотек используются методы и приемы рекламной деятельности и PR, только сейчас приходит понимание, что работа по доведению информации до целевой аудитории - это совсем дугой вид деятельности, который требует определенных знаний и навыков.
Руководство библиотеки прилагает много усилий по информированию общественности о своей деятельности. Библиотека тесно взаимодействует с органами власти, принимающими решения на различных уровнях. Сложилась традиция отчетности библиотеки на заседаниях администрации города. Благодаря
этому власть своевременно узнает о проблемах библиотеки, что позволяет оперативно их решать. Для представителей власти важен тот факт, что библиотека - социальный институт, помогающий утверждению общественной стабильности, в которой общество весьма заинтересовано. Многие из депутатов и предпринимателей города входят в состав Попечительского совета библиотеки. Этот факт является ярким примером лоббирования интересов библиотеки на уровне властных структур. Для широкой общественности важна гражданская позиция библиотеки - четко выраженная миссия, например: мы работаем для всех.
Распределение финансовых средств осуществляется на основании системы приоритетов деятельности библиотек. Сегодня к ним относятся комплектование фондов и компьютеризация библиотеки. На наш взгляд, такой подход оправдан - при условии очень сильного отдела по связям с общественностью. Мы можем часто наблюдать картину, когда благодаря выделенным и освоенным деньгам библиотека приобретает компьютерную технику и новейшую литературу, но это не привлекает пользователей, и автоматизация становится невостребованной. Конечно, отказаться от компьютеризации невозможно, но когда библиотекарь некомпетентен, и не может посоветовать книгу, то это наносит главный удар по престижу конкретной библиотеки и отрасли в целом. Именно внутренняя организация помогает формировать имидж библиотеки.
Особая роль в системе общественных связей библиотеки отводится организации фанд-райзинговых кампаний, помогающих найти меценатов и спонсоров.
Жителей города привлекает в библиотеку интересная социокультурная работа, ставшая традицией. Давняя дружба библиотеки с актерами, художниками, музыкантами города притягивает интеллигенцию, творческую молодежь, просто увлеченных людей. Открытие каждой экспозиции сопровождается презентацией с широким освещением в СМИ, подготовкой пресс-релизов, специальных буклетов о творчестве авторов вернисажей.
07_ei6T6iäöegäöey.p65 146 16-05.2011, 11:14
Проблемы информатизации социально-культурной сферы 147
Постоянно совершенствуется структура обслуживания, информационная и визуальная составляющие. В свое время были открыты новые структурные подразделения - как отклик на потребности пользователей и жителей города. Так, для читателей, впервые пришедших в библиотеку, работает «Бюро помощи», при информационно-библиографическом отделе функционирует центр правовой и деловой информации. Если более внимательно посмотреть на этот род деятельности, то сквозь него четко просматривается исконно библиотечный момент, а именно - информирование пользователей.
Беря на вооружение крылатое выражение: «Лучший способ избавиться от конкурентов - сделать их партнерами», библиотеки активно объединяются, создавая библиотечные консорциумы. В обществе растет престиж библиотечной услуги и налицо востребованность библиотечно-информационных продуктов и сервисов, среди пользователей библиотеки позиционируются новые информационные услуги, ведется электронный каталог, составляются мультимедийные библиографические указатели, продумано содержание диска, его рекламное наполнение и проведена рекламная кампания по его продвижению.
Практикуется размещение информации о библиотеке не только на своем веб-сайте, но и на сервере новостей информационных агентств и на городском сайте. Один из критериев профессиональной РИ-деятельности -умение налаживать взаимоотношения с прессой. И немаловажный фактор - наличие бесплатных материалов. Понятно, что в небольшом городе, где две-три газеты и нет интересных событий, шанс привлечь внимание журналиста достаточно высок, но для нас важно прежде всего правильное понимание информации и адекватная передача её адресату. С помощью организации постоянного коммуникационного потока осуществляется рекламная составляющая связей с общественностью.
Мы рассматриваем сайт библиотеки как важный инструмент позиционирования библиотеки в виртуальном пространстве, как
«открытые двери» в библиотеку. В ближайшее время планируем оптимизировать структуру сайта, изменить форму подачи материала, организовать виртуальное справочное обслуживание.
Итак, библиотека им. А.С. Горловского строит свою работу, учитывая интересы и потребности своей аудитории.
Так, в сентябре 2009 года состоялась выставка «Мое лето» клуба молодых фотохудожников «Зебра». Она привлекла к себе внимание любителей фотографии, что позволило библиотеке получить статус полноправного участника жизни молодежи. Встречи фотографов перерастают в другие творческие проекты, такие как выставка только пришедших в клуб фотохудожников «Первые шаги».
С 2006 года в библиотеке им. А.С. Горлов-ского существует молодежное литературное объединение «Зимнее солнце», позволяющее пишущему человеку поговорить о литературе, стихах, творчестве, да и просто о жизни. На занятиях участники объединения не только читают свои новые произведения друг другу, но и обсуждают их, каждый получает возможность высказаться, строго и придирчиво оценить свои творения и произведения других. Впрочем, бывают занятия, на которых никто не читает стихов, даже если успел за две недели написать их десяток: участники объединения приносят с собой книги или читают наизусть стихи любимых поэтов, читают то, что поражает и потрясает, то, чем хочется поделиться. Ребята не только встречаются на занятиях, но и ходят вместе на различные поэтические мероприятия и в Сергиевом Посаде, и в Москве, а ещё ездят всей компанией в музеи - например, в Переделкино. Школьная программа не всегда успевает познакомить с литературой сегодняшнего дня - но современная поэзия звучит практически на каждом занятии «Зимнего солнца».
С 2008 года библиотека активно сотрудничает с молодежной литературно-художественной группой «Мясослов». В ее состав входят около 20 молодых людей. Поэзия членов «Мясослова» разностилевая - от вполне
07_ё|6Тб|а6ёдаоёу.р65 147 16-05.2011, 11:14
148 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель
академической формы до речитатива, верлибра и лингвистических экспериментов. Сами авторы заявляют свою поэзию как социальный хип-хоп, абстрактно-психоделическую и чувственно-телесную поэзию. Только в стенах библиотеки ребята смогли провести ряд мероприятий, в том числе концерт члена группы Романа Смирнова. Все это вызвало живой отклик любителей альтернативного творчества. Учитывая это, руководитель группы Александр Тимофеев в течение года читал молодежи лекции на темы «Русские поэтические группы второй половины XX начала XXI столетия» (с концертом рок-барда Дмитрия «Мех»Калмыкова) и «Конструктивизм и баухауз: оправдание дизайна»).
Библиотека не могла не отреагировать на увеличение рождаемости в нашем районе и подготовила крупномасштабную акцию, посвященную материнству и детству. К участию в этом мероприятии были привлечены представители бизнеса: сеть магазинов одежды для беременных «Мама-Стиль», магазин «Автограф» и врачи клиники «Омега-сервис».
В конце октября 2009 года библиотека им. А.С. Горловского приступила к реализации нового проекта «Буккроссинг в Сергие-вом Посаде», что позволило влиться в мировой книгооборот и привлечь внимание к чтению.
Наряду с этим, библиотека, привлекая к
своей деятельности молодежные общественные организации, например такие как «САМИ», «Желание есть», «Местные», «Молодая гвардия» и другие, участвует в городских и районных мероприятиях, таких как «Неделя знаний», «Неделя района» и др.
Мы привлекаем молодых людей к участию в творческих проектах, помогаем им в самореализации, способствуем всестороннему раскрытию творческого потенциала, стремимся к тому, чтобы библиотека стала культурно-досуговым центром, а не хранилищем книг.
Система общественных коммуникаций, созданная в библиотека им. А.С. Горловского, помогает добиваться следующих позитивных изменений и значимых результатов:
- увеличивается степень информированности общественности о работе библиотеки;
- развивается мотивация специалистов библиотеки, что способствует укреплению сплоченности коллектива;
- устанавливается тесный контакт между библиотекой и органами государственной власти, бизнес-сообществом, творческими союзами, общественными организациями;
- появляются инновационные идеи и проекты, открывающие позитивные перспективы развития и роста;
- происходит выход на новые целевые аудитории, увеличивается количество читателей и друзей библиотеки.
Примечания
1. Библиотечная жизнь Псковщины: [информационный сборник 1 (17)]. - Псков: Издательство центра народного творчества, 2005. - С. 159-166.
2. Козлова, Т. В. РИ-деятельность учреждения культуры / Т.В. Козлова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - № 7. - С. 42-49.
07_ei6T8iäöegäöey.p65 148 1 16.05.2011, 11:14