ФРАГМЕНТЫ БУДУЩИХ КНИГ
А.В. Полетаев
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Предлагаем вниманию читателей отрывок из работы А.В. Полетаева «Общественные и гуманитарные науки в России в 1998-2007 гг.: количественные характеристики» (работа выполнена при поддержке Научного фонда ГУ-ВШЭ, грант № 08-01-0081). Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает часть, где анализируются изменения в численности исследователей в общественных и гуманитарных науках, в частности, в социологии.
В соответствии с традиционным исследовательским подходом, сформировавшимся в раннее Новое время, под наукой понимаются прежде всего естественные науки и технические разработки. В милитаризованной советской экономической системе эта исследовательская установка была закреплена на уровне государственной научной политики, ориентированной в первую очередь на естествознание, технику и технологии. Совокупность этих традиционных установок во многом сохраняется по сей день и поддерживает абнормалъную структуру исследований и разработок — как и в советские времена, общественные и гуманитарные науки занимают в российской науке ничтожное место. В 2007 г. доля общественных наук в общем объеме финансирования научных исследований и разработок составляла 2,3%, доля гуманитарных наук — 1,3% всех расходов на науку.
Признанный уже более 100 лет в философии и методологии науки факт радикальных различий естественных и общественных наук и особой роли последних в жизни общества до недавнего времени очень плохо отражался и на уровне российских науковедческих исследований. Подавляющее большинство отечественных работ в области науковедения посвящено проблемам
науки в целом или характеристикам естественных и технических наук65. Определенный вклад вносят и средства массовой информации, которые предпочитают сообщать прежде всего о естественнонаучных открытиях и технических изобретениях, а не об изучении общества.
Лишь в последние годы положение дел в этой области начало постепенно меняться — в качестве примера можно назвать коллективные монографии «Социальные науки в постсоветской России» (2005), «Мыслящая Россия: картография современных интеллектуальных направлений» (2006) и некоторые другие работы66. Эти исследования представляют несомненный интерес, однако в них в основном превалирует качественный анализ. Что же касается количественных оценок, то они во многих случаях имеют точечный и случайный характер, и не позволяют выделить репрезентативные характеристики процессов, происходящих в сфере общественных и гуманитарных наук. Единственное, хотя и весьма важное исключение — количественные характеристики публикаций российских авторов в области социально-гуманитарных наук, как в отечественной литературе, так и в международной периодике67, хотя эта тема еще нуждается в дальнейших уточняющих исследованиях. Кроме того, ряд работ был посвящен анализу, в том числе количественному, деятельности научных фондов, как российских (РГНФ), так и зарубежных (Фонд Гумбольдта и др.), финансирующих исследования в области общественных и гуманитарных наук68.
В тоже время анализ количественных данных, характеризующих численность и состав исследователей, объем и структуру финансирования в общественных и гуманитарных науках, позволяет не только представить общую картину положения дел в рассматриваемых областях, но и
65 См. публикации основных исследовательских центров, занимающихся проблемами развития науки: Центра исследований и статистики науки Минобрнауки (дар. Дмитрий Рубвальтер), Института статистических исследований и экономики знаний ГУ ВШЭ (дир. Леонид Гохберг), Центра исследований проблем науки РАН (дир. Леван Миндели), а также соответствующих исследовательских подразделений в Институте мировой экономики и международных отношений РАН (рук. Наталья Иванова), Институте истории естествознания и техники РАН (рук. Александр Аллахвердян), Центральном экономико-математическом институте РАН (рук. Александр Варшавский) и др.
66 Социальные науки... 2005; Мыслящая Россия... 2006; Юревич, 2006. Обсуждение состояния российских научных исследований в контексте развития мировой науки идет и на уровне отдельных дисциплин: например, в связи с проведением III Социологического конгресса осенью 2008 г. на интернет-сайте Полит. Ру активно обсуждалось положение дел в российской социологии (http://www.polit.ru/storv/sociologv.html).
67 Маршакова-Шайкевич, 2000; Даудрих, 2005; Соколов, 2008.
68 Семёнов, 2001; Воспроизводство научной элиты, 2005.
создает основу для формирования представлений о качественной стороне происходящих в них процессов.
Еще одна проблема связана с выбором периода исследования. Значительное число российских науковедческих работ было посвящено кризисным процессам в сфере науки, начавшимся в конце 1980-х годов еще при советской власти и интенсифицировавшимся в период трансформационного кризиса 1990-х годов69. Достаточно подробно описаны различные проявления этих кризисных процессов: сокращение размеров финансирования науки, как государственного, так и на уровне предприятий; резкое уменьшение числа работников в сфере исследований и разработок; внешняя эмиграция исследователей, в том числе ведущих ученых, связанная с отъездом за границу («утечка умов»); «внутренняя эмиграция» работников, занятых ранее в сфере исследований и разработок (уход из науки и смена сферы деятельности); сокращение притока молодежи и заметное «старение» исследовательских кадров. Все эти негативные явления, обусловленные как общеэкономическими факторами, так и государственной научной политикой, вернее, ее отсутствием, привели к разрушению многих научных школ и даже целых научных направлений.
Однако после окончания трансформационного кризиса, т. е. с конца 1990-х годов, ситуация начала меняться, и в течение последних 10 лет в российской науке (прежде всего социальногуманитарной) возник целый ряд новых тенденций, свидетельствующих если не о подъеме, то об улучшении ситуации, по крайней мере по некоторым параметрам. Большинство из этих новых процессов и явлений в сфере общественных и гуманитарных наук, наблюдаемых после 1998 г., пока не получили должного освещения, и во многих публикациях по проблемам науковедения по инерции продолжают воспроизводиться подходы и результаты, верные для предшествующего десятилетия, но уже плохо отражающие ситуацию последних лет. В связи с этим представляется актуальным перенести центр тяжести исследования на последнее десятилетие (1998— 2007 гг.), т. е. анализировать особенности развития российских общественных и гуманитарных наук в период быстрого экономического роста.
1. Характеристика статистических источников
Современная система статистики науки (исследований и разработок, в официальной терминологии), соответствующая международным принципам, выработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другими международными организациями,
69 См., например: Варшавский, 2001; Аллахвердян, Агамова, 2005.
254
начала вводиться в Российской Федерации с 1989 г. В 1989—1993 гг. новая статистика имела экспериментальный характер (при этом параллельно до 1991 г. включительно продолжала собираться статистика по советской методологии). С 1994 г. набор статистических показателей и методика их учета приобрели современный вид, в частности, с этого времени начала разрабатываться статистика по областям науки.
Основным источником, используемым в данной работе, являются собираемые ежегодно Росстатом «Сведения о выполнении научных исследований и разработок» (форма статистического учета 2-наука), которые представляют все юридические лица и их обособленные подразделения, выполнявшие в отчетном году научные исследования и разработки (кроме субъектов малого предпринимательства). Данная форма включает две группы показателей, характеризующих, во-первых, численность персонала, во-вторых, финансирование исследований и разработок.
Статистика исследований и разработок, собираемая по форме 2-наука, представляет собой оценку ресурсов или затрат. Что касается результатов исследовательской деятельности, то Росстат собирает сведения, характеризующие прикладные результаты исследований и разработок (сведения об инновационной деятельности, а также о создании, внедрении и торговле технологиями)70. Кроме того, существует патентная статистика, собираемая Роспатентом, но все эти данные не имеют отношения к результатам исследований в области общественных и гуманитарных наук. Основным источником, позволяющим количественно оценивать результаты в этих областях, являются данные о публикациях (прежде всего в журналах) и показатели их цитируемости, которые могут быть получены на основе международных баз данных — Web of Science, Scopus, EconLit и т. д. (Российский индекс национального цитирования — РИНЦ — пока находится в стадии разработки). В данной работе мы ограничимся только анализом ресурсов, имеющихся в сфере исследований и разработок в общественных и гуманитарных науках, т. к. данные о публикациях требуют отдельного рассмотрения.
Используемая в России методология статистики исследований и разработок в целом соответствует международным стандартам, разработанным ОЭСР и получившим название «Руководство Фраскати (предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок)». Впервые это руководство было принято группой экспертов
70 «Сведения о создании и использовании передовых производственных технологий» (форма 1-технология); «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)» (форма 1-лицензия); «Сведения об инновационной деятельности организации» (форма 4-инновация); «Сведения о технологических инновациях малого предприятия» (форма 2-МП инновация).
255
стран ОЭСР в 1963 г. в г. Фраскати (Италия) и с тех пор постоянно совершенствуется и обновляется (в настоящее время действует версия 2002 г.)71.
Поскольку в статистике исследований и разработок используется ряд специальных терминов и понятий, мы коротко познакомим с ними читателей, не занимающихся специально этой темой.
1.1. Определение научных исследований и разработок
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), который в целом соответствует международной классификации, к деятельности в сфере научных исследований и разработок относятся:
—фундаментальные научные исследования (Basic research) — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
— прикладные научные исследования (Applied research) — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
— экспериментальные разработки (Experimental development) — деятельность, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направленная на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
В соответствии с ОКВЭД деятельность в сфере исследований и разработок (код 73) подразделяется на две области: естественные и технические науки (код 73.1) и общественные и гуманитарные науки (код 73.2). При этом в научные исследования и разработки в общественных и гуманитарных науках не включаются следующие виды деятельности:
— образование и подготовка кадров (раздел М);
— исследование конъюнктуры рынка (код 74.13.1);
— деятельность по изучению общественного мнения (код 74.13.2);
71 OECD, 2002.
256
— консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (код 74.14).
1.2. Секторы науки
В статистике исследований и разработок организации, осуществляющие исследовательскую деятельность, подразделяются на четыре сектора (табл. 1).
К этим официальным определениям добавим несколько кратких комментариев. Во-первых, следует подчеркнуть, что термин «государственный сектор» не должен вводить в заблуждение. Значительная часть исследовательских организаций «предпринимательского сектора» и подав ляющее большинство организаций «сектора высшего профессионального образования» также являются государственными (по форме собственности), особенно в общественных и гуманитарных науках (см. ниже § 3).
Таблица 1 Секторы науки
Секторы Типы организаций
Государственный сектор (Government sector) — Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей обще ства в целом (государственное управление, оборона, обществен ный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обе спечение и т. п.), включая федеральные и местные органы. — Некоммерческие организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключе нием организаций, относящихся к высшему профессиональному образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей целью получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касаю щуюся общественных и административных функций.
Сектор высшего профессионального образования (Higher education sector) — Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса. — Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контро лем или управлением, либо ассоциированные с высшими учебны ми заведениями. — Организации, непосредственно обслуживающие высшее про фессиональное образование (организации системы Министерства образования и науки Российской Федерации).
Предпринимательский сектор (Business enterprise sector) — Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства. — Частные некоммерческие организации, в основном обслужи вающие вышеназванные организации.
Сектор некоммерческих организаций* (Private non-profit sector) — Организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.
* Ранее в российской статистике этот сектор именовался «Частный бесприбыльный сектор».
Источник: Постановление Росстата от 20.11.2006 г. № 67 «Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 2-наука и № 2-наука (краткая) "Сведения о выполнении научных исследований и разработок"»
Во-вторых, доля «сектора некоммерческих организаций» в исследованиях и разработках в России (как и в большинстве других стран) является очень маленькой, поскольку подавляющая часть неприбыльных организаций в основном финансируется или государством, или бизнесом, и классифицируется по соответствующим секторам. Поэтому в нашем исследовании мы будем объединять предпринимательский сектор с сектором некоммерческих организаций в силу незначительных размеров последнего.
В-третьих, и это относится уже к российской специфике, классификация организаций по секторам науки довольно часто меняется в связи с изменением ведомственной подчиненности, реформами органов государственного управления, изменением форм собственности и статуса организаций. Эти постоянные изменения правового и ведомственного статуса подчас довольно сильно влияют на секторальную структуру исследований и разработок.
13. Области и отрасли науки
В статистике исследований и разработок используется разделение на шесть областей науки: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные. В свою очередь естественные, общественные и гуманитарные науки подразделяются на отдельные отрасли науки (табл. 2).
Российская классификация областей и отраслей науки примерно соответствует международной классификации, представленной в «Руководстве Фраскати» (последняя версия классификации наук разработана в 2006 г.)72. В области общественных и гуманитарных наук единственная российская дисциплина, отсутствующая в международной классификации — это культурология, которая учитывается Росстатом в качестве самостоятельной отрасли науки с 2002 г. В международной классификации исследования культуры частично включаются в искусствоведение — «Arts (arts, history of arts, performing arts, music)», а частично — в отсутствующую в России отрасль общественных наук «Media and communications».
Классификация исследователей по областям и отраслям науки требует содержательного анализа по существу деятельности. Как сказано в инструкции Росстата, «распределение исследователей по областям науки производится на основании тематики выполняемых работ».
Таблица 2
Области и отрасли науки*
Области науки Отрасли науки
1. Естественные науки 1.1 Математика (01.01.00) Механика (01.02.00) 1.2 Физика (01.04.00) Астрономия (01.03.00) 1.3 Химия (02.00.00) Фармацевтическая химия (15.00.02) 1.4 Биологические науки (03.00.00) Психофизиология (19.00.02) 1.5 Науки о Земле (25.00.00) (кроме экономической, социальной и политической географии (25.00.24))
2.Технические науки 2. Технические науки (05.00.00) Архитектура зданий и сооружений (18.00.02)
3. Медицинские науки 3. Медицинские науки (14.00.00) Фармацевтические науки (15.00.00), кроме фармацевтической химии (15.00.02)
4. Сельскохозяйстве нные науки 4. Сельскохозяйственные науки (06.00.00) Экономика сельского хозяйства (08.00.05) Ветеринарные науки (16.00.00)
5. Общественные науки 5.1 Экономические науки (08.00.00), кроме экономики сельского хозяйства(08.00.05) 5.2 Юридические науки (12.00.00) 5.3 Педагогические науки (13.00.00) 5.4 Психологические науки (19.00.00), кроме психофизиологии
72 OECD, 2007.
(19.00.02) 5.5 Социологические науки (22.00.00) 5.6 Политические науки (23.00.06) 5.7 Другие общественные науки: Экономическая, социальная и политическая география (25.00.24) Градостроительство, районная планировка, ландшафтная архитектура и планировка сельских населенных пунктов (18.00.04)
6. Гуманитарные науки 6.1 Исторические науки (07.00.00) 6.2 Философские науки (09.00.00) 6.3 Филологические науки (10.00.00) 6.4 Искусствоведение (17.00.00) Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция исторического наследия (18.00.01) 6.5 Культурология
* В соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 г. № 47.
Источник: Постановление Росстата от 20.11.2006 г. № 67 «Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 2-наука и № 2-наука (краткая) ".Сведения о выполнении научных исследований и разработок"».
Понятно, что это требование на практике часто не выполняется. Статистическую форму 2-наука в большинстве организаций готовят работники бухгалтерии, изредка — планового отдела, и они, как правило, не могут точно заполнить разделы отчета, требующие содержательных знаний о характере исследований и разработок в данной организации.
Зачастую при составлении отчетности все сотрудники организации приписываются составителями отчета к одной области или отрасли науки в соответствии с основным профилем организации (т. е. все исследователи в НИИ или вузе, преимущественно связанные, например, с экономикой, записываются в экономисты, даже если среди них есть специалисты, занимающиеся исследованиями в области социологии, политологии, права и т. д.). К этому опять-таки добавляются постоянные изменения в классификации (на этот раз по инициативе сотрудников, заполняющих форму отчетности 2-наука). В результате работники одних и тех же исследовательских организаций оказываются то экономистами, то экономическими географами; или то историками, то философами, то политологами. Если речь идет о достаточно крупных организациях, это порождает существенные изменения в общем распределении исследователей по областям и отраслям науки.
1.4. Статистика занятости
260
В составе персонала в сфере исследований и разработок выделяется четыре категории работников — исследователи, техники, вспомогательный персонал, прочий персонал.
«К исследователям относятся работники, профессионально занимавшиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществлявшие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Для выполнения этих функций требуется законченное высшее профессиональное образование. В категорию исследователей включается также административно-управленческий персонал, осуществлявший непосредственное руководство исследовательским процессом (в том числе руководители научных организаций и подразделений, выполнявших научные исследования и разработки)»73.
В общественных и гуманитарных науках исследователи составляют основную часть персонала в сфере исследований и разработок (по нашим оценкам — 75-80%), в отличие, например, от технических наук, где исследователи составляют менее половины занятых.
Учет персонала, занятого исследованиями и разработками в высших учебных заведениях, существенно отличается от других секторов науки. В вузах учитывается только персонал, работающий в исследовательских подразделениях (на основной работе или по совместительству) или участвующий в выполнении НИР по договорам подряда. То есть в вузах, в отличие от других секторов, не учитывается деятельность технического, вспомогательного и прочего персонала, обеспечивающих исследовательскую деятельность наряду с деятельностью всей организации (в данном случае — вуза), в частности, работники инженерных, хозяйственных, плановых служб, библиотеки, бухгалтерии и т. д. Это занижает общую численность персонала в области исследований и разработок в вузах по сравнению с остальными секторами и завышает долю исследователей в составе персонала, занятого исследованиями и разработками в этом секторе.
Учет и разделение штатного персонала по категориям в целом не представляют значительных сложностей. Гораздо более проблемным является учет неполной занятости — работников, занимающихся исследованиями и разработками по совместительству. Особенно остро эта проблема стоит опять-таки в секторе высшего образования, где большинство исследователей
73 Постановление Росстата от 20.11.2006 г. № 67 «Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 2-наука и № 2-наука (краткая) "Сведения о выполнении научных исследований и разработок"».
261
лишь частично заняты исследованиями и разработками, а формально их основной деятельностью является преподавательская работа.
Данная проблема не может быть решена однозначно, и для получения соответствующих оценок в разных странах используются разные методики. Например, в США и некоторых других странах проводятся опросы среди работников высших учебных заведений, каждый из которых сам определяет, занимается ли он преимущественно преподавательской или преимущественно научной работой (те, кто считают, что занимаются преимущественно преподавательской работой, указывают также, занимаются ли они, помимо этого, и научной работой). В других странах используется некий условный единый коэффициент (например, 0,5), по которому учитывается исследовательская деятельность всех преподавателей университетов и их усредненный «вклад» в общее число исследователей.
В советской статистике науки все преподаватели вузов включались в общее число «научнопедагогических работников» (т. е. упомянутый коэффициент был равен 1), что вело к существенному завышению числа исследователей. В пореформенной российской статистике наблюдается другая крайность — в число исследователей включаются только те работники высшей школы, которые работают на научных, должностях (в качестве основной работы или по совместительству), а также сотрудники вузов, участвующие в выполнении научноисследовательских работ по контрактам (в российской терминологии — по договорам подряда). Понятно, что оценка числа занимающихся научными исследованиями работников высшей школы в этом случае оказывается существенно заниженной — преподаватели, занимающиеся научной деятельностью без дополнительного официально оформленного вознаграждения, в статистике никак не учитываются.
Еще один существенный недостаток российской статистики занятости в сфере исследований и разработок — отсутствие сведений о распределении исследователей, работающих по совместительству или по договорам подряда, по областям науки. Сведения о распределении исследователей по областям науки собираются Росстатом только по «штатным» исследователям, а для совместителей и работающих по договорам подряда указывается только общая численность и количество отработанных рабочих дней. Эта проблема стоит особенно остро опять-таки в секторе высшего образования, где нештатные сотрудники составляют весьма значительную часть исследователей, особенно в общественных и гуманитарных науках.
1.5. Финансовая статистика
262
Финансовая статистика подразделяется на два основных типа: по источникам и по использованию. По источникам выделяются четыре основные группы: собственные средства; разные типы бюджетных поступлений; средства предприятий и организаций; а также средства иностранных источников.
Статистика по использованию средств на проведение исследований и разработок подразделяется по нескольким направлениям: по видам затрат (оплата труда, затраты на оборудование, капитальные затраты и т. д.), по видам работ (затраты на фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки), а также по видам экономической деятельности, по социально-экономическим целям и т. д. Для общественных и гуманитарных наук существенное значение имеет только распределение по видам затрат и по видам работ.
Поскольку основная часть финансирования исследований и разработок в общественных и гуманитарных науках осуществляется за счет государственных (бюджетных) средств (см. ниже § 3), которые жестко контролируются различными государственными органами, финансовая отчетность в целом является более надежной, чем статистика занятости, хотя и здесь существуют некоторые проблемы, связанные с классификацией расходов по областям науки и отдельным статьям затрат.
* * *
В целом российская статистика науки основана на международной методике, но на практике она имеет ряд недостатков, затрудняющих получение полной информации об этой сфере деятельности.
Во-первых, в сфере исследований и разработок (как, впрочем, и во многих других областях) сохраняется советский принцип подмены статистики (включающей выборочные обследования и сочетание государственной и негосударственной информации) отчетностью предприятий и организаций. Статистическую отчетность об исследованиях и разработках предоставляют только крупные и средние организации, в которых имеются исследовательские подразделения и сотрудники, работающие на исследовательских должностях (научных и конструкторских), т.е. организации, включающие исследовательскую деятельность в перечень выполняемых ими видов экономической деятельности (ранее — отраслевой специализации). Например, высшие учебные заведения заполняют форму 2-наука только если в них есть организационно оформленные исследовательские подразделения (лаборатории, научные центры
263
и институты), а если исследовательская работа ведется лишь на кафедрах, то такие вузы вообще не попадают в отчетность.
Во-вторых, в статистике по целому ряду причин плохо учитываются новые негосударственные исследовательские центры, созданные в постсоветский период. Многие из этих центров являются относительно небольшими организациями с числом занятых менее 100 или даже менее 50 чел., и они не попадают под рубрику «крупных и средних предприятий», которые предоставляют статистическую отчетность по форме 2-наука. В то же время эти организации, формально чаще всего являющиеся некоммерческими (т. е. не ставящими своей целью получение прибыли), не проходят и по разделу «малых предприятий» как особой организационной формы коммерческой деятельности (кроме того, малые предприятия предоставляют только «Сведения о технологических инновациях малого предприятия» — форма 2-МП инновация). Впрочем, следует отметить, что значительная часть новых центров, воспринимаемых в общественном сознании как исследовательские организации (это же относится к «исследовательским» подразделениям финансовых компаний), занимается маркетинговыми исследованиями, опросами общественного мнения, политическим и экономическим консалтингом и т. д., т. е. теми видами деятельности, которые, согласно международным определениям, принятым и в России, не относятся к исследованиям и разработкам.
В-третьих, плохо налажен учет деятельности исследователей, работающих по совместительству или по договорам подряда. Отсутствуют данные о распределении этих работников по областям науки, не полностью учитывается исследовательская деятельность преподавателей вузов.
В-четвертых, распределение исследовательских организаций по секторам науки и исследователей по областям науки подвержено частым изменениям, как из-за различных переклассификаций (в том числе — перехода с ОКОНХ на ОКВЭД в 2005 г.), так и в силу недостаточной компетентности лиц, заполняющих формы статистического учета.
Наконец, Росстат периодически изменяет порядок и методику заполнения формы 2-наука, и данные для разных периодов оказываются не вполне сопоставимы друг с другом. В частности, в рассматриваемом нами периоде (1998—2007 гг.) использовались разные методики учета затрат на оплату труда74. В результате данные для разных лет не полностью сопоставимы
74 Ср.: Постановление Госкомстата от 03.08.1998 г. № 80 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за наукой и инновациями на
264
(особенно существенные изменения в методике произошли в 2002 г.), и их можно лишь с известной степенью условности сравнивать между собой, особенно когда речь идет о дезагрегированных и структурных финансовых показателях.
1999 год», раздел II, заполнение строки 204; Постановление Госкомстата от 08.10.2002 г. № 197 «Об утверждении инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения № 2-наука и № 2-наука (краткая “Сведения о выполнение научных исследований и разработок”», раздел II, п. 26, заполнение строки 204; Постановление Росстата от 20.11.2006 г. № 67 «Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 2-наука и № 2-наука (краткая) “Сведения о выполнении научных исследований и разработок”», раздел II, п. 30, заполнение строки 504.