Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция Республики Беларусь / гражданское общество / субъекты гражданского общества / общественные формирования / трансформация конституционного законодательства / The Constitution of the Republic of Belarus / civil society / subjects of civil society / public formations / transformation of constitutional legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дашкевич Александр Леонидович

Рассматривается конституционно-правовой механизм определения субъектов гражданского общества в Республике Беларусь, предусматривающий необходимость установления соотношения данного понятия с понятийным рядом категории общественного формирования в условиях трансформации конституционного законодательства. Отмечается, что в рамках верификации соответствующих общественных формирований в качестве субъектов гражданского общества наряду с признаками формально-юридического характера государственным органам необходимо использовать правореализационные критерии. Понятие субъекта гражданского общества и понятийный ряд категории общественного формирования по своему объему не являются тождественными, так как правореализационная деятельность общественного формирования может не соответствовать определенным по отношению к рассматриваемой дефиниции основным задачам взаимодействия с государственными органами (организациями). Совершенствование конституционного законодательства в Республике Беларусь в этой сфере должно основываться на необходимости расширения субъектного состава участников взаимодействия с государственными органами в общих и особых формах, как за счет возможности представительства иных общественных формирований общегосударственного значения, применительно к особым формам, так и в отношении возможности участия цифровых общественных формирований в общих формах, с возможным внедрением принципа пропорционального представительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

деPUBLIC FORMATIONS AS SUBJECTS OF CIVIL SOCIETY: TRANSFORMATION OF CONSTITUTIONAL LEGISLATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article considers the constitutional and legal mechanism for determining the subjects of civil society in the Republic of Belarus, which provides for the need to establish a correlation between this concept and the conceptual range of the category of public formation in the context of the transformation of constitutional legislation. It is noted that in the framework of verification of relevant public formations as subjects of civil society, along with signs of a formal legal nature, state bodies need to use law-realization criteria. The concept of a subject of civil society and the conceptual range of the category of public formation are not identical in their scope, since the legal realization activity of a public formation may not correspond to the main tasks of interaction with state bodies (organizations) defined in relation to the definition under consideration. The improvement of constitutional legislation in the Republic of Belarus in this area should be based on the need to expand the subject composition of participants in interaction with state bodies in general and special forms, both through the possibility of representation of other public formations of national importance, in relation to special forms, and with regard to the possibility of participation of digital public formations in general forms, with the possible introduction of the principle proportional representation.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

УДК 342

DOI: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-3

Дашкевич Александр Леонидович,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры международного права, юридический факультет, учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО», 220099, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Казинца, д. 21/3; докторант кафедры конституционного права, юридический факультет, Белорусский государственный университет, 220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Ленинградская, д. 8, email: ladminsk@mail.ru

Dashkevich, Alexander L.,

PhD in Historical Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor at the Department

of International Law, Faculty of Law, Educational

Institution of the Federation of Trade Unions

of Belarus "International University "MITSO",

21/3 Kazintsa Str., Minsk, 220099,

Republic of Belarus; Doctoral Student

of the Department of Constitutional Law,

Faculty of Law, Belarusian State University,

8 Leningradskaya Str., Minsk,

220030, Republic of Belarus,

email: ladminsk@mail.ru

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

PUBLIC FORMATIONS AS SUBJECTS OF CIVIL SOCIETY: TRANSFORMATION OF CONSTITUTIONAL LEGISLATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

АННОТАЦИЯ. Рассматривается конституционно-правовой механизм определения субъектов гражданского общества в Республике Беларусь, предусматривающий необходимость установления соотношения данного понятия с понятийным рядом категории общественного формирования в условиях трансформации конституционного законодательства. Отмечается, что в рамках верификации соответствующих общественных формирований в качестве субъектов гражданского общества наряду с признаками формально-юридического характера государственным органам необходимо использовать правореализационные критерии. Понятие субъекта гражданского общества и понятийный ряд категории общественного формирования по своему объему не являются тождественными, так как правореализационная деятельность общественного формирования может не соответствовать определенным по отношению к рассматриваемой де-

ABSTRACT. The article considers the constitutional and legal mechanism for determining the subjects of civil society in the Republic of Belarus, which provides for the need to establish a correlation between this concept and the conceptual range of the category of public formation in the context of the transformation of constitutional legislation. It is noted that in the framework of verification of relevant public formations as subjects of civil society, along with signs of a formal legal nature, state bodies need to use law-realization criteria. The concept of a subject of civil society and the conceptual range of the category of public formation are not identical in their scope, since the legal realization activity of a public formation may not correspond to the main tasks of interaction with state bodies (organizations) defined in relation to the definition under consideration. The improvement of constitutional legislation in the Republic of Belarus in this area should be based on the need to expand the subject composition of participants in interaction with

© А. Л. Дашкевич, 2024

финиции основным задачам взаимодействия с государственными органами (организациями). Совершенствование конституционного законодательства в Республике Беларусь в этой сфере должно основываться на необходимости расширения субъектного состава участников взаимодействия с государственными органами в общих и особых формах, как за счет возможности представительства иных общественных формирований общегосударственного значения, применительно к особым формам, так и в отношении возможности участия цифровых общественных формирований в общих формах, с возможным внедрением принципа пропорционального представительства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Конституция Республики Беларусь; гражданское общество; субъекты гражданского общества; общественные формирования; трансформация конституционного законодательства.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Дашкевич, А. Л. Общественные формирования как субъекты гражданского общества: трансформация конституционного законодательства в Республике Беларусь / А. Л. Дашкевич. - Текст : непосредственный // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2024. - Т. 11, № 2. - С. 29-37. -БОТ: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-3

state bodies in general and special forms, both through the possibility of representation of other public formations of national importance, in relation to special forms, and with regard to the possibility of participation of digital public formations in general forms, with the possible introduction of the principle proportional representation.

KEYWORDS: The Constitution of the Republic of Belarus; civil society; subjects of civil society; public formations; transformation of constitutional legislation.

FOR CITATION:

Dashkevich, A. L. (2024) Public Formations as Subjects of Civil Society: Transformation of Constitutional Legislation in the Republic of Belarus. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 11(2): 29-37 [in Russ.]. DOI: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-3

В условиях конституционного реформирования в Республике Беларусь категория гражданского общества приобрела конституционный статус и получила свое дефинитивное закрепление на законодательном уровне с выделением производного понятия субъекта гражданского общества, как носителя прав и обязанностей во взаимодействии с государственными органами (организациями). В этой ситуации важное теоретическое и практическое значение приобретает рассмотрение понятия субъекта гражданского общества в соотношении с существующим понятийным рядом категории общественного формирования с использованием необходимого методологического инструментария, включая такие методы, как формально-юридический и правового моделирования, что будет способствовать развитию соответствующей конституционно-правовой доктрины и конституционного законодательства в Республике Беларусь.

В конституционно-правовой науке вопросы определения объема понятия субъекта гражданского общества и выделения общественных формирований в качестве носителей прав и обязанностей по законодательству Республики Беларусь в условиях конституционного рефор-

мирования не стали предметом отдельного исследования. Одновременно отметим, что гражданскому обществу посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей, как в рамках правовых, так и других обществоведческих наук.

В конституционно-правовом дискурсе применительно к Республике Беларусь различные аспекты проблематики гражданского общества представлены в работах таких белорусских исследователей, как В. Н. Бибило, Г. А. Василевич, Д. М. Демичев, В. Н. Кивель, Т. М. Киселева, Т. С. Масловская, И. И. Пляхимович, Е. В. Семаш-ка, А. Г. Тиковенко, М. Ф. Чудаков, А. В. Шавцова и других. Значительный интерес представляют публикации в которых затрагиваются отдельные вопросы развития конституционно-правового регулирования функционирования гражданского общества после внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь в 2022 г. [см. напр.: 1-3; 8; 21].

Проблематика гражданского общества заняла важное место в исследованиях российских конституционалистов (С. А. Авакяна, М. В. Баглая, Н. А. Богдановой, Г. А. Гаджи-ева, С. В. Калашникова, О. А. Кожевникова, Е. Е. Никитиной, Ж. И. Овсепян, О. Г. Румянце-

ва, И. А. Старостиной, А. А. Троицкой, А. С. Тумановой, Д. Г. Шустрова, В. Е. Чиркина и многих других), которые высказывают различные мнения о генезисе и перспективах гражданского общества, его институтах в Российской Федерации [см. напр.: 4; 9; 10; 22].

В Республике Беларусь понятие гражданского общества конституционно закрепляется в ст. 892 после внесения изменений и дополнений в Конституцию по результатам референдума, проведенного 27 февраля 2022 г. [7]. В развитие конституционной нормы 14 февраля 2023 г. принимается Закон Республики Беларусь «Об основах гражданского общества» (далее - Закон от 14 февраля 2023 г.) [18]. Гражданское общество здесь представлено в легальной дефиниции, которая включает в него как белорусских граждан, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь и выражающих свою гражданскую позицию посредством участия в общественных отношениях и институтах, не запрещенных законодательством. Гражданское общество рассматривается белорусским законодателем как форма преодоления социальных противоречий и отражения белорусской конституционной идентичности [21, с. 23].

Доктринальные подходы в отношении содержания понятия гражданского общества имеют вариативный характер. В Республике Беларусь и ранее высказывались концептуальные предложения о необходимости конституционного закрепления как самого понятия, так и конституционных основ гражданского общества. В этом случае гражданское общество рассматривалось как система, включающая в себя внутренние отношения, в том числе публичные связи индивидов с обществом в целом, не опосредованные государством, а также отношения субъектов гражданского общества с государством [20, с. 63, 134].

В Российской Федерации, по мнению многих исследователей, обсуждение по своей сути сводится к широкому и узкому пониманию данного понятия. В широком смысле под гражданским обществом понимается определенная, качественная ступень развития общества, которое прошло стадию сословного или традиционного общества. В узком смысле гражданское общество чаще всего определяется как совокупность его институтов. В этом случае

рассматриваемый феномен представляется как система общественных отношений в сфере деятельности независимых от государства общественных структур, реализующих частные и публичные интересы [9, с. 52].

Белорусский законодатель при определении легальной дефиниции гражданского общества в первую очередь исходил из установленного конституционного баланса публичных и частных интересов, необходимого его обеспечения посредством взаимодействия субъектов гражданского общества и государственных органов (организаций), что, в том числе, подтверждается и содержанием производного понятия субъекта гражданского общества, где в качестве таковых указываются объединения граждан или юридических лиц на основании членства независимо от количественного, территориального или иного ценза, уставная деятельность которых направлена на решение основных задач взаимодействия государственных органов (организаций) и гражданского общества [18].

Юридическая конструкция приведенной дефиниции имеет родовидовой характер и содержит в качестве родового признака отнесение к субъектам гражданского общества объединений граждан или юридических лиц. Видовыми различиями выступают признаки, выделяющие субъектов гражданского общества среди объединений граждан (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) и юридических лиц. В качестве таковых выступает их создание и деятельность на основании членства независимо от количественного, территориального или иного ценза, уставная деятельность которых направлена на реализацию основных задач взаимодействия субъектов гражданского общества и государственных органов (организаций).

Перечень таких основных задач легально закреплен и основан на конституционном измерении идеологии белорусского государства как ценностной доминанты, создавая предпосылки реализации конституционных орин-тиров развития белорусского государства и гражданского общества, кореспондируя как с полномочиями государственных органов, так и правами и обязанностями соответствующих субъектов гражданского общества. В качестве таких задач выступают положения об обеспечении гражданского (народного) единства, не-

зависимости, государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь, содействии дальнейшему развитию Республики Беларусь как демократического социального правового государства, повышении вовлеченности гражданского общества в управление делами государства, реализации государственной политики с учетом приоритета национальных интересов, организации конструктивного взаимодействия государственных органов (организаций) и гражданского общества, направленного на укрепление доверия к институтам государственной власти, учете общественного мнения и законных интересов граждан при осуществлении государственной политики, достижении общественного консенсуса по ключевым вопросам развития Республики Беларусь, повышении гражданского самосознания, политической культуры и социальной ответственности граждан, участии в духовно-нравственном и патриотическом воспитании граждан, основанном на культурных и духовных традициях, сохранении исторической правды и памяти белорусского народа, укреплении единой общности «белорусский народ», воспитании уважения ко всем национальностям, религиям и культурам [18].

По своему объему понятие субъекта гражданского общества охватывает широкий круг участников соответствующих общественных отношений коллективного характера, которые в конституционном законодательстве могут быть определены через понятийные ряды на основе их соспоставления. В конституционно-правовом аспекте такая верификация может быть осуществлена через соотношение с понятийным рядом категории общественного формирования, которая субъектно включает как объединения граждан, так и объединения юридических лиц, имеющих производный характер.

Само понятие общественного формирования выступает в законодательстве в качестве предельной категории в рамках родовидовой модели общественных форм реализации конституционного права на свободу объединений в Республике Беларусь, которое, однако, непосредственно не легализовано на конституционном уровне и присутствует только имманентно, через те понятия, которые входят в его понятийный ряд. К общественным формированиям отнесен широкий круг коллективных

субъектов с образованием юридического лица в виде некоммерческой организации или без такого образования с незакрытым перечнем, обособляемых от государственных органов, коммерческих и иных некоммерческих организаций по наличию общественного участия и целевому назначению [6, с. 10].

В качестве отдельных видов общественных формирований выступают общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления, иные общественные формирования, порядок создания и деятельность которых устанавливается соответствующими законодательными актами, что вытекает из содержания ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994 г. [17].

Дефиниции приведенных понятий закреплены в специальных законах «О профессиональных союзах» от 22 апреля 1992 г., «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 г., «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994 г., «О политических партиях» от 5 октября 1994 г., «О республиканских государственно-общественных объединениях» от 19 июля 2006 г. и ряде других [13-17]. При этом используемый в них родовой признак характеризуется как соспоставимостью своего содержания, так и отсутствием полной тождественности по отдельным видам общественных формирований в рамках соответствующего понятийного ряда, который согласуется с признаками, содержащимися в понятии субъекта гражданского общества. Соответственно субъекты гражданского общества выступают в виде объединений граждан, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства (общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов и др.), так и их объединений (союзов и ассоциаций), соответствующих признакам, определенным в понятии субъекта гражданского общества.

Отдельные виды общественных формирований в формально-правовом аспекте могут быть исключены из перечня субъектов гражданского общества. Например, республиканские государственно-общественные объедине-

ния, в состав которых, в качестве учредителей и членов, могут входить физические и юридические лица, а также Республика Беларусь в лице действующих от ее имени уполномоченных государственных органов и юридических лиц. Это в свою очередь не соответствует родовому признаку понятия субъекта гражданского общества как объединений граждан или юридический лиц, так как в данном случае в таком объединении присутствуют, как физические и юридические лица, так и государственные органы. При этом, на наш взгляд, следует уточнить соответствующую дефиницию в направлении обеспечения участия таких объединений в различных формах взаимодействия с государственными органами (организациями), в том числе исходя из содержания выше указанных основных задач.

Правосубъектность общественных формирований в конституционно-правовых отношениях, в том числе в качестве субъектов гражданского общества, как правило, возникает с момента государственной регистрации и приобретения статуса некоммерческой организации в рамках соответствующей организационно-правовой формы, как разновидности юридического лица [5, с. 209]. Такой подход следует также и из законодательного запрета деятельности незарегистрированных объединений, что предусмотрено в п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» от 26 января 1999 г. [12], где установлено, что деятельность незарегистрированных и не прошедших перерегистрацию объединений на территории Республики Беларусь запрещается. Такая же норма закреплена и в ряде иных законодательных актов [см. напр.: 11; 13; 16; 17].

Взаимодействие субъектов гражданского общества и государственных органов (организаций) в соответствии с белорусским конституционным законодательством может реали-зовываться как в общих, так и особых формах. Участие в общих формах не обусловлено дополнительными требованиями для общественных формирований, выступающих в качестве субъектов гражданского общества. К таким формам Законом от 14 февраля 2023 г. отнесено участие в работе коллегиальных образова-

ний государственных органов, общественно-консультативных советов, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов по их приглашению, оказание государственными органами (организациями) содействия в осуществлении деятельности субъектов гражданского общества, участие в формировании и реализации государственной политики, внесение нормотворческим органам предложений о совершенствовании актов законодательства, участие в подготовке и публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, осуществление общественного контроля; формирование и реализация государственного социального заказа [18].

В отличие от общих форм, где непосредственно не закреплено полномочие того или иного государственного органа в отношении определения субъектов, которые могут быть их участниками, что практически может означать возможность решения этого вопроса каждым государственным органом в отдельности в зависимости от его компетенции, в случае с особыми формами, перечень которых носит закрытый характер, правомочием по подтверждению субъектности наделено Министерство юстиции Республики Беларусь. В перечень особых форм включено избрание делегатов Всебелорусского народного собрания, проведение встреч с населением, трудовыми коллективами, прямых телефонных линий, диалоговых площадок, общественных приемных, выездных приемов граждан в целях сбора и выработки предложений для вынесения на обсуждение Всебелорусского народного собрания, участие в реализации решений Всебело-русского народного собрания.

При этом критерии, закрепленные законодателем, содержат не только формально-юридические требования, но, по нашему мнению, также и необходимость определения соответствия правореализационной деятельности общественных формирований основным задачам взаимодействия субъектов гражданского общества и государственных органов (государственных организаций), такой подход может применяться как в отношении деятельности специального субъекта в виде Министерства юстиции Республики Беларусь, так и иных соответствующих государственных органов (государственных организаций).

Особые формы такого взаимодействия, согласно ч. 2 ст. 7 Закона от 14 февраля 2023 г. [18], реализуются только общественными объединениями и объединениями профессиональных союзов. Общими требованиями в данном случае является наличие регистрации, осуществление деятельности в порядке, установленном законодательством, существование областных, Минской городской организационной структур. В качестве специальных требований, в отношении профессиональных союзов, присутствует указание на необходимость объединения не менее половины зарегистрированных в Республике Беларусь профессиональных союзов, что по сути означает наличие двух требований. Во-первых, это должен быть союз (ассоциация) профессиональных союзов или, используя категориально-понятийный аппарат Закона от 14 февраля 2023 г., объединение юридических лиц. Во-вторых, он должен объединять не менее половины зарегистрированных в Республике Беларусь профессиональных союзов.

Такой подход к специальным требованиям существенно отличается от тех, которые предъявляются к общественным объединениям, как второму виду общественных формирований, имеющих право участвовать во взаимодействии с государственными органами (организациями) в особых формах. Это прежде всего указание на объединение граждан в отличие от профессиональных союзов, где это объединение юридических лиц, участие только республиканских общественных объединений, исключая международные и местные общественные объединения, союзы (ассоциации) общественных объединений, наличие в его составе не менее 100 000 совершеннолетних граждан (в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства).

Министерство юстиции Республики Беларусь в качестве субъектов гражданского общества, обладающих правомочиями в рамках особых форм взаимодействия с государственными органами (организациями), определило такие общественные формирования, как Федерация профсоюзов Беларуси, республиканское общественное объединение «Белая Русь», Белорусское общественное объединение ветеранов, общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи», общественное объединение «Белорусский союз женщин» [19].

Особые формы взаимодействия субъектов гражданского общества исходят из особого места и роли Всебелорусского народного собрания в системе государственных органов, выполнения им функций по определению стратегических направлений развития общества и государства, обеспечения незыблемости конституционного строя, преемственности поколений и гражданского согласия. Одновременно Всебелорусское народное собрание является не только высшим органом народовластия в Республике Беларусь, но и высшим нормот-ворческим органом, поэтому существует необходимость в наиболее высокой степени его легитимности при формировании и функционировании, уделения особого внимания повышению его авторитета среди граждан [1, с. 20].

В дальнейшем установленные критерии могут быть пересмотрены с точки зрения расширения субъектного состава участников взаимодействия с государственными органами в особых формах, что, в том числе, будет содействовать реализации конституционного положения о социальной ответственности каждого (ч. 3 ст. 21). Отмечается, что социальная ответственность выступает в качестве важного фактора формирования гражданского общества [3, с. 17]. В свою очередь указанное конституционное положение соизмеряется и соотносится с правом общественных формирований по содействию реализации и защите прав, свобод и интересов личности в соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции Республики Беларусь и соответственно включает активность и инициативу не только со стороны человека и гражданина, но и их объединений.

В этом контексте также вызывает интерес мнение о необходимости обеспечить наиболее полное представительство различных групп населения во Всебелорусском народном собрании, что возможно при закреплении правила пропорционального представительства субъектов гражданского общества в зависимости от количества членов конкретного субъекта [8, с. 33].

Одновременно следует учитывать, что на современном этапе в условиях цифровиза-ции общественных отношений классические практики гражданского участия, которые направлены на вовлечение населения в формализованные организации, заменяются новыми и краткосрочными акциями, предусматриваю-

щими взаимодействие в социальных сетях и в рамках различных проектов [22, с. 21-22], актуализируется и проблема социальной ответственности государства, граждан и бизнеса [2, с. 10]. Это ставит вопрос о возможности конституционно-правового закрепления сетевых сообществ в качестве цифровых общественных формирований, требований к ним, в том числе по рассмотрению их в качестве субъектов гражданского общества в цифровом его измерении, формах взаимодействия с государственными органами (организациями).

Таким образом, конституционно-правовой механизм определения общественных формирований в качестве субъектов гражданского общества в Республике Беларусь предусматривает соотношение данного понятия с понятийным рядом категории общественного формирования. Трансформация конституционного законодательства в этой сфере основывается на восприятии общественных формирований в качестве структурно-функциональной основы функционирования гражданского общества. При этом верификация общественных формирований в качестве субъектов гражданского общества, наряду с формально-юридическими, включает правореализационные критерии, которые должны использоваться государственными органами для установления участников не только особых, но и общих форм взаимодействия с государственными органами (организациями). Одновременно по своему объему понятие субъекта гражданского общества и понятийный ряд категории общественного формирования могут полностью не совпадать, в частности, в случае, когда общественные формирования не соответствуют установленным критериям, в том числе если деятельность общественного формирования не будет согласовываться с закрепленными основными задачами взаимодействия с государственными органами (организациями). Развитие конституционного законодательства в Республике Беларусь в этой сфере должно исходить из необходимости расширения субъектного состава участников взаимодействия с государственными органами в общих и особых формах, как за счет возможности представительства иных общественных формирований общегосударственного значения, применительно к особым формам, так и в отношении возможности участия цифровых

общественных формирований в общих формах, с возможным внедрением принципа пропорционального представительства.

Список использованных источников

1. Василевич Г. А. Новеллы белорусской Конституции как фактор устойчивого развития государства // Право.Ьу. 2022. № 2(76). С. 14-23.

2. Василевич Г. А. О балансе отношений между государством, обществом и человеком в рамках цифровой системы // Право.Ьу. 2023. № 5 (85). С. 5-12.

3. Василевич Г. А. Социальная ответственность каждого и надлежащее исполнение обязанностей - важные условия успешного развития страны // Право.Ьу. 2023. № 4 (84). С. 12-17.

4. Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы: монография / рук. авт. колл. и отв. редактор д. ю. н., профессор С. А. Ава-кьян. М.: Юстицинформ, 2015. 652 с.

5. ДашкевЫ А. Л. Трансфармацыя паняццяу грамад-скага фармiравання i некамерцыйнай аргашзацьи у кан-стытуцыйна - прававым рэгуляванш у Рэспублщы Беларусь // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь; редкол.: Н. А. Карпович (гл. ред.). Минск: Колорград, 2022. Вып. 17. С. 202-210.

6. ДашкевЫ А. Л. Выкарыстанне паняцця грамадскага фармiравання у канстытуцыйна-прававым рэгуляванш у Рэспублщы Беларусь // Сацыяльна-эканамiчныя i пра-вавыя даследаванш. 2021. № 2. С. 4-12.

7. Конституция Республики Беларусь 1994 года: 24 нояб. 1996 г.: в ред. от 4 марта 2022 г. // Pravo.by. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/ normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus (дата обращения: 10.05.2024).

8. Масловская Т. С., Киселёва Т. М. Право на участие в управлении делами государства в условиях цифрови-зации: теория и практика // Журнал Белорусского государственного университета. Право. 2022. № 3. С. 23-34.

9. Никитина Е. Е., Помазанский А. Е., Нанба С. Б. Религиозные объединения как институты гражданского общества: в поисках правовой модели взаимодействия c государством // Журнал Белорусского государственного университета. Право. 2021. № 1. С. 49-58.

10. Никитина Е. Е. Конституционно-правовые основы институционализации гражданского общества в Российской Федерации: монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2019. 280 с.

11. О некоторых вопросах государственной регистрации общественных объединений и их союзов (ассоциаций): Указ Президента Респ. Беларусь от 6 окт. 2006 г. № 605: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь, 23 июня. 2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.

URL: https://etalonline.by/document/?regnum=P30600605 (дата обращения: 10.05.2024).

12. О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений: Декрет Президента Респ. Беларусь от 26 янв. 1999 г. № 2: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь, 11 сент. 2017 г.: с изм. и доп. внесенными Указом Президента Респ. Беларусь, 23 июня 2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=PD9900002 (дата обращения: 10.05.2024).

13. О политических партиях: Закон Респ. Беларусь от 5 окт. 1994 г. № 3266-XII: в ред. от 14 февр. 2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https:// etalonline.by/document/?regnum=v19403266 (дата обращения: 10.05.2024).

14. О профессиональных союзах: Закон Респ. Беларусь от 22 апр. 1992 г. № 1605-XII: в ред. от 19 мая

2022 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=V19201605 (дата обращения: 10.05.2024).

15. О республиканских государственно-общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 19 июля 2006 г. № 150-З: ред. от 4 янв. 2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://etalonline.by/ document/?regnum=H10600150 (дата обращения: 10.05.2024).

16. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Респ. Беларусь от 17 дек.1992 г. № 2054-XII: в ред. от 22 дек. 2011 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=V19202054 (дата обращения: 10.05.2024).

17. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 4 окт. 1994 г. № 3254-XII: в ред. от 14 февр.

2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://etalonline.by/do cument/ ?regnum=v 19403254 (дата обращения: 10.05.2024).

18. Об основах гражданского общества: Закон Респ. Беларусь от 14 февраля 2023 г. № 250-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://etalonline.by/ document/?regnum=h12300250 (дата обращения: 10.05.2024).

19. Об отнесении общественных организаций к субъектам гражданского общества. URL: https://minjust. gov.by/press/news/politicheskie_partii_obshchestvennye_ obedineniya_i_drugie_nekommercheskie_organizatsii/ob_ otnesenii_obshchestvennykh_organizatsiy_k_subektam_ grazhdanskogo_obshchestva (дата обращения: 10.05.2024).

20. Пляхимович И. И. Основы конституционного строя: теория института. Белорусский государственный университет. Минск: Право и экономика, 2008. 160 с.

21. Семашка Е. В. Правовые грани «диалога» между инклюзивным обществом и гражданским обществом // Правому 2023. № 4 (84). С. 18-25.

22. Туманова А. С., Сафонов А. А. Гражданское общество в информационно-цифровую эпоху: проблемы трансформации и адаптации // Мир России. 2022. Т. 31. № 2. С. 6-25.

References

1. Vasilevich G. A. Novelties of the Belarusian Constitution as a factor of sustainable development of the state. Pravo.by.

2022. No. 2(76). P. 14-23 [in Russ.].

2. Vasilevich G. A. On the balance of relations between the state, society and man within the digital system. Pravo.by.

2023. No. 5 (85). P. 5-12 [in Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vasilevich G. A. Social responsibility of everyone and proper performance of duties are important conditions for the successful development of the country // ПравоЪу 2023. No. 4 (84). P. 12-17 [in Russ.].

4. Civil society as a guarantee of political dialogue and counteraction to extremism: key constitutional and legal problems: monograph. Author's call and editor-in-chief, Doctor of Law, Professor S. A. Avakian. Moscow: Justicinform Publ., 2015. 652 p. [in Russ.].

5. Dashkevich A. L. Transformation of the concepts of public formation and non-profit organization in constitutional and legal regulation in the Republic of Belarus. Law in modern Belarusian society: collection of scientific works. National Center of legislation and legal research of the Republic of Belarus. Chief editor N. A. Karpovich. Minsk: Colorgrad, 2022. Vol. 17. P. 202-210 [in Belarus.].

6. Dashkevich A. L. The use of the concept of public formation in constitutional and legal regulation in the Republic of Belarus. Socio-economic and legal studies. 2021. No. 2. P. 4-12 [in Belarus.].

7. Constitution of the Republic of Belarus of 1994: November 24, 1996: as amended dated March 4, 2022. Pravo. by. National Legal Internet portal of the Republic of Belarus. Available at: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/ normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus (Accessed: May 10, 2024) [in Russ.].

8. Maslovskaya T. S., Kiseleva T. M. The right to participate in the management of state affairs in the context of digitalization: theory and practice. Journal of the Belarusian State University. Law. 2022. No. 3. P. 23-34 [in Russ.].

9. Nikitina E. E., Pomazansky A. E., Nanba S. B. Religious associations as institutions of civil society: in search of a legal model of interaction with the state. Journal of the Belarusian State University. Law. 2021. No. 1. P. 49-58 [in Russ.].

10. Nikitina E. E. Constitutional and legal foundations of institutionalization of civil society in the Russian Federation: monograph. Moscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation: INFRA-M Publ., 2019. 280 p. [in Russ.].

11. On some issues of state registration of public associations and their unions (associations): Decree of the President of the Republic of Belarus dated October 6, 2006, No. 605: as amended Decree of the President of the Republic Belarus dated June 23, 2023. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus / National Center for Legal Information the Republic of Belarus. Available at: https://etalonline.by/

document/?regnum=P30600605 (Accessed: May 10, 2024) [in Russ.].

12. On some measures to streamline the activities of political parties, trade unions, and other public associations: Decree of the President of the Republic Belarus dated January 26, 1999, No. 2: as amended Decree of the President of the Republic Belarus dated September 11, 2017: with amendments and additions as amended by the Decree of the President of the Republic Belarus dated June 23, 2023. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus /National Center for Legal Information the Republic of Belarus. Available at: https://etalonline.by/document/?regnum=PD9900002 (Accessed: May 10, 2024) [in Russ.].

13. On political parties: The Law of the Republic Belarus No. 3266-XII dated October 5, 1994: as amended dated February 14, 2023. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus / National Center for Legal Information the Republic of Belarus. Available at: https:// etalonline.by/document/?regnum=v19403266 (Accessed: May 10, 2024) [in Russ.].

14. On trade unions: The Law of the Republic of Belarus dated April 22, 1992, No.1605-XII: as amended dated May 19, 2022. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus /National Center for Legal Information the Republic of Belarus. Available at: https://etalonline.by/do cument/ ?regnum=V19201605 (Accessed: May 10, 2024) [in Russ.].

15. On Republican state-public associations: The Law of the Republic Belarus No. 150-Z dated July 19, 2006: as amended dated January 4, 2014. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus / National Center for Legal Information the Republic of Belarus. Available at: https://etalonline.by/ document/?regnum=H10600150 (Accessed: May 10, 2024) [in Russ.].

16. On Freedom of Conscience and religious organizations: The Law of the Republic of Belarus dated December 17, 1992,

No. 2054-XII: as amended dated 22 Dec. 2011. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus / National Center for Legal Information the Republic of Belarus. Available at: https:// etalonline.by/document/?regnum=V19202054 (Accessed: May 10, 2024) [in Russ.].

17. On public associations: The Law of the Republic Belarus dated October 4, 1994, No. 3254-XII: as amended dated February 14, 2023. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus / National Center for Legal Information the Republic of Belarus. Available at: https://etalonline.by/ document/?regnum=v19403254 (Accessed: May 10, 2024) [in Russ.].

18. On the foundations of civil society: The Law of the Republic of Belarus dated February 14, 2023, No. 250-Z. ETALON. Legislation of the Republic of Belarus / National Center for Legal Information the Republic of Belarus. Available at: https://etalonline.by/document/?regnum=h 12300250 (Accessed: May 10, 2024) [in Russ.].

19. On the classification of public organizations as subjects of civil society. Available at: https://minjust.gov.by/press/ news/politicheskie_partii_obshchestvennye_obedineniya_i_ drugie_nekommercheskie_organizatsii/ob_otnesenii_ obshchestvennykh_organizatsiy_k_subektam_grazhdanskogo_ obshchestva (Accessed: May 10, 2024) [in Russ.].

20. Plyakhimovich 1.1. Fundamentals of the constitutional system: theory of the institute. Belarusian State University. Minsk: Law and Economics, 2008. 160 p. [in Russ.].

21. Semashka E. K The legal facets of the "dialogue" between inclusive societies and civil societies. Pravo.by. 2023. No. 4 (84). P. 18-25 [in Russ.].

22. Tumanova A. S., Safonov A. A. Civil society in the information and digital age: problems of transformation and adaptation. The World of Russia. 2022. Vol. 31. No. 2. P. 6-25 [in Russ.].

Поступила в редакцию 30.05.2024 Received May 30, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.